Геймдев
#статьи

The Sinking City — в центре скандала: хронология конфликта между Frogwares и Nacon

Как развивалась ситуация и что о конфликте компаний думает профессиональный юрист.

История вокруг The Sinking City, приключенческого хоррора по мотивам произведений Говарда Лавкрафта, — не из простых. Украинская студия Frogwares и французский издатель Nacon сразу же после релиза вступили в юридические баталии, которая длятся до сих пор. Недавно конфликт между компаниями накалился до предела. Ниже — полная хронология конфликта и мнение юриста о том, что происходит вокруг The Sinking City.

Истоки конфликта

The Sinking City вышла 27 июня 2019 года. Сразу после этого разработчик, студия Frogwares, вступил в юридическое противостояние с Nacon, которая тогда называлась BigBen Interactive.

Студия Frogwares подписала лицензионное соглашение с издателем через два года после начала разработки. В обмен на финансирование Frogwares дала Nacon право продавать и коммерциализировать игру на четырёх платформах — Xbox One, PS4, Steam и Epic Games Store. При этом интеллектуальная собственность осталась у Frogwares. Разработчик должен был получать часть оплаты за каждый завершённый этап разработки, а затем — долю выручки с продаж игры.

Всё шло хорошо, пока компании не подписали контракт.

Во время разработки Nacon не выплачивала гонорары вовремя, задерживая их более чем на 40 дней. При этом, по утверждению Frogwares, результаты всех этапов разработки сдавались лицензиату точно в срок. В своём блоге разработчик отмечал, что ему пару раз приходилось «обращаться в суд, чтобы получить причитающиеся деньги».

«Невыполнение финансовых обязательств со стороны Nacon вскоре превратилось в постоянное давление на нас. Причём издатель выкупил наших конкурентов — студию, которая также занималась разработкой игры по вселенной Лавкрафта. После этого он потребовал предоставить исходный код The Sinking City. Мы отказались подчиняться ему — и в итоге не получали финансирования в течение четырёх следующих месяцев».

Frogwares — в своём официальном блоге

Разработчик добавил, что неоднократно просил издателя предоставить ему бизнес-план и прогнозы продаж, но цифры от Nacon не соответствовали действительности.

27 июня 2019 года The Sinking City вышла на Xbox One, PS4 и в Epic Games Store. В тот же день издатель отправил письмо Frogwares о том, что все договорённости по этому релизу, которые ранее были одобрены, теперь расторгнуты, а разработчик не получит прибыль от продаж. Это стало последней каплей для создателей The Sinking City.

В августе 2019 года Frogwares подала иск к Nacon. Только после этого разработчик начал получать финансовые отчёты, хоть и неполные.

Среди других нарушений со стороны издателя Frogwares выделяет следующее:

  • Удаление логотипа разработчика с обложек игры для PS4 и Xbox One.
  • Регистрация доменных имён под брендами студии (Sherlock Holmes и The Sinking City) без предварительного соглашения.
  • Создание настольной игры The Sinking City и продажа её без ведома украинской студии.
  • Попытки выпустить пиратскую версию игры на сторонней площадке с играми.
  • Nacon сообщала Frogwares ложные сведения о задержке роялти на пять месяцев со стороны одного из производителей консоли.
  • Nacon полностью перестала выплачивать роялти, долг издателя перед разработчиком — более миллиона евро.

В силу всех вышеперечисленных факторов Frogwares приняла решение расторгнуть контракт с Nacon 20 апреля 2020 года. Однако издатель не дал этого сделать. Он обосновал свой отказ законом Франции, направленным на защиту бизнеса во время пандемии COVID-19, и перестал выполнять свои обязательства перед разработчиком. 17 июля 2020 года контракт всё же удалось расторгнуть. Хоть издатель и пытался оспорить это решение, французский суд был непреклонен.

В итоге Frogwares решила удалить The Sinking City из некоторых магазинов — кроме тех, с кем у разработчика был заключён прямой контракт без участия в нём Nacon: Origin, Gamesplanet и Nintendo eShop.

Второе пришествие

Не так давно хоррор-адвенчура снова появилась в Steam. Однако это не стало триумфальным возвращением игры на полки магазинов. Новый скандал не заставил себя ждать. Frogwares поспешила сообщить в официальном Twitter-аккаунте, что эта версия игры не имеет к ней никакого отношения, а издатель Nacon выложил «взломанную версию» без разрешения создателей.

В ответ на это издатель напомнил разработчику, что «именно Frogwares обратилась к Nacon с запросом на финансирование разработки игры», так что её претензии совершенно необоснованны. Издательство напомнило, что на продвижение игры были потрачены «тысячи часов работы и несколько миллионов евро», а Frogwares было выплачено «более 10 миллионов евро».

Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились к юристу группы компаний Skillbox Ростиславу Меликову. Эксперт отмечает, что ввиду большого резонанса, но скудости информации по существу (в юридическом смысле) непросто сделать конкретные предположения.

«Изначально по договору с разработчиком у издательства были права и обязанности по распространению игры на различных платформах, не исключая Steam. По заявлениям разработчика, издатель недобросовестно исполнял свои обязанности по выплате роялти. Разбирательство сторон давно перешло в лоно юридических баталий, вследствие чего французский суд постановил, что издатель сохраняет за собой право на распространение промежуточной версии игры. Это также означает, что и право на извлечение выгоды с продаж промежуточной версии у издателя остаётся. Опираясь на эти условия, Nacon обратилась к Valve, опубликовав имеющуюся версию игры на платформе.

Однако, следуя логике договорных отношений издателя и разработчика, никто не освобождал Nacon от уплаты роялти Frogwares, так как игра, пусть и в промежуточной версии, является результатом интеллектуальной деятельности разработчика. Из этого следует, что исключительное право (права правообладателя) остаётся за ним. Nacon лишь сохранила право на распространение указанной версии, не более».

Ростислав Меликов,

юрист группы компаний Skillbox

Так, согласно закону, обе компании оказались заложниками несоблюдения условий контракта. Nacon не осуществляла выплаты Frogwares, а разработчик не мог противостоять распространению промежуточной версии игры в Steam.

Повторное исчезновение

Frogwares не устраивало, что «пиратская версия» игры продаётся в Steam. Для её повторного удаления с платформы она использовала закон об авторском праве DMCA.

«Стоит отметить, что DMCA (англ. Digital Millennium Copyright Act — закон об авторском праве в цифровую эпоху) — это прежде всего закон, применимый для американских компаний, так как он издан в США. Valve, владеющая платформой Steam, — американская компания, и потому неудивительно, что Frogwares решили в своих обращениях сослаться прежде всего на DMCA».

Ростислав Меликов,

юрист группы компаний Skillbox

Подача такой жалобы — самый действенный способ для правообладателей защитить свои права от незаконного распространения в цифровой среде, не обращаясь в суд. Ложность сведений в таких жалобах карается в отношении заявителей крупными штрафами — это страхует добросовестного распространителя контента.

«Чтобы понять критерии столь скорого удаления, нужно снова посмотреть на обращения разработчиков. Они заявили, что версия игры, размещённая Nacon, не принадлежит издателю. Это значит, что издатель использовал версию, которая не была одобрена французским судом для распространения. Более того, версия игры была модифицирована без согласия правообладателя, что напрямую запрещено законами США. Следовательно, можно сделать вывод, что правообладателем продаваемой версии в Steam остаётся Frogwares, так как встречная жалоба на восстановление версии игры от Nacon не была зафиксирована, а обратных доказательств — не представлено».

Ростислав Меликов,

юрист группы компаний Skillbox

Меликов добавляет, что, скорее всего, Valve направила издателю запрос о подтверждении его прав на распространение именно продаваемой версии игры, и Nacon не смогла предоставить надлежащие обоснования, которые бы удовлетворили американское право.

Также стоит учитывать, что Valve сделала это прежде всего для того, чтобы избежать репутационных убытков и возможного вовлечения в очередной судебный процесс.

Прогнозы экспертов

После удаления The Sinking City из Steam издатель высказал своё недовольство. В своём официальном заявлении Nacon сообщила, что Frogwares предъявляет к ней «несправедливые обвинения», ведь «по контракту издатель — единственный эксклюзивный дистрибьютор The Sinking City в Steam».

«Призывая игровое сообщество не покупать игру в Steam, Frogwares в очередной раз саботирует наши инвестиции в игру», — утверждает Nacon.

Также издатель заявил, что он выплатил разработчику всю причитающуюся ему сумму, а именно 8,9 млн евро, включая роялти, финансирование разработки и полную стоимость версии, представленной ранее в Steam. Подсчитав расходы на маркетинг и рекламу игры, Nacon утверждает, что инвестировала в The Sinking City более 10 млн евро.

В качестве ещё одного аргумента издатель привёл решение Парижского апелляционного суда от 28 октября 2020 года, который постановил, что Frogwares «незаконно» расторгла контракт. Компания напомнила, что все судебные решения по данному делу до сих пор принимались в её пользу.

Ещё в октябре французский суд призвал Frogwares воздержаться от любых дальнейших действий, которые могли бы повлиять на контракт, пока не будет принято решение о том, нарушила ли Nacon соглашение с разработчиком или нет.

Издатель утверждает, что после этого он «неоднократно и безуспешно» просил Frogwares снова сделать игру доступной в Steam. Поскольку этого не произошло, пункт в контракте позволил издателю обратиться к третьей стороне для адаптации игры, чтобы та впоследствии смогла выйти в Steam.

Nacon утверждает, что новая версия, которая ранее была опубликована в Steam, по-прежнему указывала на то, что Frogwares является владельцем прав интеллектуальной собственности. А это значит, что разработчик имеет право получать роялти, генерируемое с продаж.

В заключение издатель заявил, что украинская студия попыталась снова вернуть The Sinking City в Steam, не упоминая Nacon в качестве издателя.

Сейчас ситуация набирает ещё большие обороты. Неизвестно, увидят ли фанаты хоррор-адвенчуру в Steam в ближайшее время или же погрузиться во вселенную по миру Лавкрафта можно будет только после окончательного решения суда.

Как прогнозирует юрист Ростислав Меликов, закон будет на стороне тех, кто сможет юридически подтвердить свои права правообладателя на игру (включая различные версии).

«Распространять игру — не значит ею владеть, это лишь факт коммерческого использования. Поэтому у разработчиков есть все шансы выиграть судебный спор, тем более что пока позиция издательства выглядит весьма пассивной».

Ростислав Меликов,

юрист группы компаний Skillbox

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована