«У меня была свобода пробовать»: как выпускница онлайн-курса стала генпродюсером
Жанна в 2018 году окончила курс по рекламной графике, а сегодня она — генеральный продюсер в немецкой компании, которая делает 2D- и 3D-графику.
Иллюстрация: rawpixel.com / vecstock / DCStudio / garetsvisual / Freepik / Jan Antonin / Steve Johnson / Joshua Oluwagbemiga / Unsplash / Diego Delso / 196401yoyo / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media
Мы уже брали у Жанны интервью. Тогда она училась на курсе Skillbox по рекламной графике, а сейчас она — генеральный продюсер и директор по маркетингу, судья Vega Digital Awards 2023, Promax Awards 2023 и New York Advertising Festival 2022.
А ещё у неё в портфолио много крупных мировых проектов, среди которых есть работы для Netflix и Amazon! Мы поговорили с ней снова и узнали:
- как она доросла до креативного продюсера компании;
- чем её привлекает работа продюсера;
- почему нейросети — это классно, а не страшно;
- как новичку развить насмотренность;
- лайфхак, как найти работу.
— Жанна! Ты теперь — генеральный креативный продюсер компании, и выше тебя только CEO. Как так вышло?
— У меня большой опыт в других сферах: я бывший редактор лайфстайл-медиа, директор по маркетингу с десятилетним стажем. Поэтому я помогала с SMM, маркетингом, написанием текстов и параллельно училась в студии как специалист. Почему я брала на себя все эти задачи? Джун сам по себе практически бесполезен для компании. Когда студия берёт на работу джуна, она инвестирует в него и в его обучение. Потому что ни один джун не может закрыть коммерческую задачу, к тому же за ним часто нужно переделывать. Это дорого.
Мне, к счастью, давали много разнообразных задач, и у меня была свобода пробовать. Я косячила — меня поправляли, я шаг за шагом осваивала новые скиллы, набиралась опыта в разных сферах, в том числе и в сфере продюсирования. Со временем поняла, что продюсировать проекты мне нравится даже больше, чем делать их руками, и немного сменила квалификацию.
— Чем тебя так привлекло продюсирование?
— Мне интереснее возглавлять, потому что, как человек, который делает руками, ты можешь знать хорошо один софт. Даже у дженералиста есть одно конкретное направление, в котором он разбирается, а в дополнительных вещах он не так силён.
Мои идеи сильно превосходят уровень владения софтом, который у меня есть. Допустим, я хочу в проект добавить симуляцию, а я знаю только Photoshop и умею моделить. В общем, руками других людей мне создавать проекты интереснее, потому что я вовлечена абсолютно на всех этапах.
Читайте также:
— Интересно, что в прошлом интервью ты говорила, что не хочешь быть управляющим.
— Своя компания — это одно. Ты отвечаешь за бизнес, за людей… Все решения на тебе, это сложно. Да что там, когда ты генеральный директор — тебе даже пожаловаться некому! Это ответственность, которую не с кем разделить. И скорее всего, ты даже не получишь много денег, потому что в наше время классный специалист-неуправленец может получать гораздо больше, чем директор концерна.
— Но ты же тоже управленец. Разве ты не отвечаешь за бизнес?
— В нашей студии есть директора, которые решают все проблемы. Мне же достаётся всё самое прикольное 🙂
«Soft skills в России недооценивают»
— Какие у тебя задачи как у продюсера?
— Моя главная задача — следить за тем, чтобы все работали и проекты реализовывались. Я коммуницирую с командой, с директорами, с клиентами, слежу за дедлайнами. Также я принимаю участие в питчингах, создании креативной концепции, брифа. Работаю над идеей.
Кстати об идее: я безумно радуюсь появлению искусственного интеллекта! Очень удобно, что есть инструмент, который может быстро реализовать задуманное. Вместо того чтобы мучать дизайнера, давать ему задания вроде «сделай мне часы, чтобы они были треугольными, но квадратными», я могу использовать нейросеть.
— То есть ты не из тех людей, которые тревожатся за своё будущее из-за нейросетей?
— Ты знаешь, когда я изучала варианты ИИ, связанные с музыкой, и видела, какие они крутые, я думала: «Ну всё, приехали, Снуп Дога заменят!»
Но когда я использую нейросети для своей работы, я кайфую. Моя эффективность повысилась на 80%, я же теперь могу в 20 раз больше задач выполнить. Когда ты являешься специалистом и тебе нужна помощь, нейросети забирают всю рутинную фигню на себя, а тебе остаётся самое интересное.
С помощью ИИ ты можешь протестировать огромное количество гипотез и вариантов. Представь, вот ты получаешь задачу сделать Минни Маус в стиле Уэнсдэй Аддамс. И пока ты набросаешь идею, пройдёт три дня. Нейросеть за час генерирует сотню вариантов, и в каждом из них будет что-то прикольное. Где-то туфли, где-то выражение лица, где-то поза. И вот так ты, собрав мудборд из разных элементов, можешь нарисовать свой вариант, и он будет намного лучше, чем если бы ты сел делать это всё с нуля.
— Но разве ИИ не отнимает работу у джунов и других начинающих специалистов?
— Отнимает. И поэтому очень важно развивать soft skills. Кстати, сейчас, когда я работаю с западными заказчиками, я вижу, что у них они на гораздо более высоком уровне, чем в России. На российском рынке их феноменально недооценивают!
Так вот. Что полезного может сделать новичок? Вырезать дерево, смоделить простой сундук. Midjourney тоже на это способна. Зачем мне платить джуну, давать ему фидбэк, если я могу просто нажать три кнопки?
Сейчас мало просто уметь держать кисточку, условно говоря. Надо обладать креативным видением, делать что-то уникальное, уметь работать с заказчиками. Тот же бриф умеют понимать единицы. Кажется, что это фигня. Но однажды мы со студией проводили дизайн-выходные, люди могли прислать нам на разбор свои работы. Прислали 97 человек, и лишь двое из них сделали дизайн по брифу.
— А как развить насмотренность и чувство эстетики?
— Сначала принять, что насмотренности пока нет, потому что вы этот навык не тренировали раньше. А затем в дело вступает работа по референсу и декомпозиция чужих работ.
Необходимо пытаться повторить то, что понравилось, один в один. Затем сравниваем, ищем 10 различий. Далее от простого копирования идём в сложные работы с референсом. Например, мы хотим создать картинку с шампунем. Находим понравившееся изображение, но не с шампунем, а, предположим, с духами. Нам хватает фантазии представить, что вместо духов может быть шампунь. И точно так же начинаем делать свою картинку, и снова ищем 10 различий. И если первый вариант копирования класть в портфолио нельзя, то второй уже можно. Но важно не переходить ко второму упражнению, пока не освоите первое.
Хорошо также разглядывать чужие работы. Чем богаче визуальная копилка, тем лучше. Фильмы, картины, книжки. Книги, в свою очередь, полезны тем, что они могут дать идею. Когда вы не можете придумать что-то в стиле киберпанк, возьмите прикольную фантастику и черпайте идеи там.
О работе жюри и о том, как всё успевать
— Давай вернёмся к тебе. Как ты стала членом жюри различных фестивалей?
— Первое моё судейство было на Motion Design Awards, я уже несколько лет сужу его. Случилось это благодаря коллаборации в ковидные годы.
Мы в студии заскучали, связались с ними, я предложила сделать видео для них, заодно поддержать комьюнити. А потом они пригласили меня в состав жюри, и мне страшно понравилось раздавать всем оценки 🙂 Мы потихонечку росли, у меня начал появляться вес как у специалиста, и я начала принимать участие уже в самых разных фестивалях. Например, в прошлом году меня позвали на New York Advertising Festival 2022, в этом году меня ещё ждёт Promax Awards.
— Звучит очень круто!
— Это отличная возможность смотреть, что делают другие студии и команды, быть в курсе событий! Но вместе с тем это довольно жёсткая нагрузка. Члену жюри необходимо внимательно отсмотреть 200 заявок, по часу на каждую потратить, дать комментарий. И всё это за 10 дней. А есть же фултайм-работа, и иногда непонятно, откуда брать время.
— Кстати про время: в прошлом интервью ты говорила, что ради учёбы встаёшь в пять утра. Как ты сейчас всё успеваешь?
— Время подъёма не изменилось. Мой рабочий день заканчивается очень поздно, и у меня почти нет выходных. Я уже год живу в Черногории, и за год я на море была всего три раза! Имею прекрасный алебастровый цвет кожи 🙂 Так что я точно не являюсь примером успешного work-life balance.
Но я не хочу пугать новичков: я так устаю, потому что я набрала себе слишком много задач. На самом деле ситуация может быть чуть лучше!
Об инвестициях в себя и планах на будущее
— Сколько раз хотелось всё бросить?
— Ни разу! Мне кажется, всем, кто находится в похожей ситуации, важно понимать свою мотивацию и найти то, что вдохновляет в моменте. Я имею в виду, что, хотя все мы мечтаем о наградах, призы и признание где-то далеко, а работа уже здесь. И нужно понимать, что вам приносит удовольствие. Меня, например, вдохновляет конкуренция.
— Какой совет можешь дать всем начинающим?
— Налаживайте связи ещё в процессе обучения! Знакомьтесь с директорами студий, с компаниями, завязывайте с ними дружбу. Это инвестиции в себя. Я писала в соцсетях кому-нибудь: «Прикольный у тебя проект, можешь рассказать про него?» Или: «Была у тебя на конференции, не очень поняла один момент…»
Я ходила на все ивенты и болтала на афтепати со спикерами. Но не о работе. Последнее, что хочется делать уставшим арт-директорам, — это смотреть папочки с портфолио молодых специалистов. Нужно просто подойти, похвалить выступление, может, угостить человека чем-то, просто поболтать о чём угодно. Про природу, про погоду — не про работу! А на следующий день добавиться к нему в соцсетях.
Он что-нибудь запостит — оставить комментарий, а когда контакт налажен — отправить ему своё портфолио. Я так быстро познакомилась со всей тусовкой, и благодаря таким связям студия, в которой я сейчас работаю, пригласила меня к себе.
— Какие у тебя дальнейшие планы?
— Останусь в рекламе, мне в ней нравится! Но есть вещи, которых хотелось бы добиться. Например, я мечтаю поставить на полку Каннских львов 🙂