Геймдев
#статьи

Кто такой 3D‑дженералист — и как им стать

Skillbox Media разбирается, как устроена профессия.

Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media

3D-дженералист — универсальный специалист, который умеет в 3D-среде всё: создавать объекты и окружение, настраивать текстуры и цвет, анимировать модели и внедрять их в 3D-сцену.

Мы решили разобраться, кому подойдёт такая должность — и с чего начать, если вы всё же решили стать 3D-дженералистом. В этом нам помогли Кирилл Резниченко, CEO RainStyle games, и Антон Морозов, креативный директор BH Studio.

Какие задачи решает 3D-дженералист

Дженералист (от англ. general — общий) — универсал, владеющий широким набором навыков в области создания трёхмерной графики. Подобный специалист — многостаночник, умеющий делать графику на всех этапах пайплайна, планировать свою работу, предусматривать возможные сложности и подбирать необходимое ПО.

On Air — survival horror с элементами sci-fi от первого лица. Разработчик — студия RainStyle games
Скриншот: On Air / Steam

«3D-дженералист — один из столпов любой разработки. И хотя я не подавал резюме именно на такую должность, наверное, можно сказать, что я дженералист. Занимаюсь производством 3D-графики на всех этапах: могу смоделировать ассет, покрасить его, осветить, сделать setup и простую анимацию. То есть в идеале дженералист — это опытный „тридэшник“, который может решить многие задачи».

Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games

Beast Hour — PvP-игра студии Антона Морозова BH Studio
Скриншот: Beast Hour / Steam

«3D-дженералист хорошо знает, как технически устроена трёхмерная графика, отлично понимает пайплайн разработки, владеет широким набором софта — знает программы, их возможности, плюсы и минусы. Само слово „дженералист“ говорит о том, что специалист может охватить очень много областей, начиная с разработки конструкторов для локаций или отдельных ассетов и заканчивая персонажами».

Антон Морозов,
креативный директор BH Studio

Как устроен пайплайн работы с 3D — и почему он важен для дженералиста

В широком смысле пайплайн — это цикл разработки, но в данном случае речь идёт о процессе создания 3D-объектов в несколько этапов. Поскольку дженералист играет роль универсала, ему необходимо хорошо разбираться в порядке выполнения всех операций на каждом из этих этапов.

«Рассмотрим пайплайн разработки на примере создания персонажа. Условимся, что отбросим этап препродакшена с 2D-эскизами. Получается следующее.

  • Начинаем с создания модели: моделинг и скульптинг в 3ds Max, Maya, Blender.
  • Второй этап — создание UV-развёрток и текстурирование; затем — создание текстур или использование готовых.
  • Третий — создание рига, настройки персонажа, чтобы можно было производить анимацию. В крупных компаниях риггер — отдельная должность, в небольших — ригом занимается, скорее всего, 3D-дженералист.
  • Четвёртый этап — создание базовой анимации, использование готовых мокапов или анимирование. Опять же, в зависимости от размера студии задачи дженералиста на этом этапе могут различаться.
  • Пятый — создание среды, моделирование, покраска окружения.
  • Шестой — постановка света, создание рендера.
  • Последний — композитинг, постпродакшен, процесс доведения модели до готового состояния в Photoshop или After Effects».

Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games

Какая ответственность лежит
на 3D-дженералисте

Как специалист, понимающий всю цепочку рабочего процесса, он способен встроиться на любом этапе пайплайна. Директор студии может полагаться на дженералиста, поскольку к нему можно обратиться с любой задачей и быть уверенным, что проблема будет решена эффективно и компетентно.

Работа из портфолио 3D-дженералиста Игоря Хабибова / ArtStation

«Необходимо понимать, что у компаний по-разному устроена работа. В крупных студиях все процессы производства разбиваются по отделам: кто-то занимается только персонажами, другие — окружением, отдельно работают риггеры, аниматоры, художники света, отделы композитинга и VFX. Кстати, главный инструмент создания эффектов — Houdini, их нельзя сделать на композитинге.

Отдельная задача — симуляция. Всё зависит от задач компании и внутреннего пайплайна. Если говорить о производстве мультипликации, то важно упомянуть, что существуют отделы, занимающиеся симуляцией одежды или волос. Производство модели для 3D-принтера не требует VFX, динамики, часто — даже покраски. Достаточно правильно смоделировать и отправить на печать».

Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games

3D-дженералисту важно уметь расставлять приоритеты в рабочих процессах и определять правильный порядок выполнения задач. Работа такого специалиста означает, что одновременно у него будет несколько задач — и только от него зависит, насколько строго будут соблюдаться дедлайны их выполнения.

Работа из портфолио 3D-дженералиста Александра Бейма / ArtStation

«Дженералист не становится суперспециалистом во всём, но он всё же достаточно хорошо разбирается во всех аспектах разработки 3D. Зачастую дженералисты становятся лидами, директорами, которые формируют пайплайн. Например, специалист не очень круто умеет моделить в Zbrush, но очень хорошо знает программу, может чётко составить ТЗ. Благодаря точной работе с пайплайном и ТЗ в конечном итоге всё будет производиться быстро и качественно.

Теоретически подобный специалист может сделать что угодно. Противоположные примеры: люди, специализирующиеся только на hard surface — машинах, самолётах, танках, оружии, — или художники, которые занимаются органикой и персонажами, в первую очередь в Zbrush».

Антон Морозов,
креативный директор BH Studio

В чём заключается особенность обучения профессии

Приобретение разностороннего опыта очень важно для работы 3D-дженералиста. Чем больше у соискателя навыков и чем шире знания — тем выше шансы получить должность.

«Во время обучения необходимо уделять внимание множеству различных аспектов. Логично, что человек, который специализируется на чём-то одном, будет погружён в свою тему лучше дженералиста. Зато широкие знания позволят последнему развиваться в сторону управленческих позиций».

Антон Морозов,
креативный директор BH Studio

Широта знаний и набор навыков дженералиста позволят работать в самых разных областях индустрии. Навыки художника, текстуровщика, аниматора, осветителя и других профессионалов 3D при накоплении достаточного опыта позволят выбирать фактически из всех специализаций в графике. Это сложный путь, на нём придётся очень многому учиться, но результат себя оправдает. Профессиональный 3D-дженералист — крайне перспективное направление развития в CG.


Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована