Смена ролей: 12 интересных игр с геймджема Game Maker’s Toolkit 2023 года
Рассказываем, как участники события показывают привычные механики с непривычной стороны.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Game Maker’s Toolkit — возможно, самый популярный ютуб-канал о геймдизайне и разработке игр. За восемь лет существования проекта его ведущий Марк Браун успел разобрать самые разные темы: от искусственного интеллекта персонажей серии The Sims и туториала Half-Life 2 до процесса создания собственной игры, платформера про магниты.
В 2017 году блогер запустил ещё один проект — ежегодный геймджем GMTK, в ходе которого любой желающий может за двое суток создать игру на заданную тему и представить её на суд публики. Тема этого года — «Смена ролей»: участники геймджема должны были придумать игру, которая выворачивает привычные механики и концепты наизнанку — вроде тетриса, где нужно двигать поле вместо фигур, или Angry Birds, где игрок строит домики для свиней.
За два дня на портал itch.io загрузили почти семь тысяч заявок — новый рекорд для GMTK Game Jam. Посмотреть каждую из них физически невозможно, поэтому всю прошлую неделю зрители канала голосовали за 100 лучших игр, из которых Марк Браун затем выбрал 20 творений, понравившихся именно ему.
Мы решили не оставаться в стороне и предлагаем свою подборку из десяти игр, которые порадовали нас свежим взглядом на знакомый геймплей — и, быть может, порадуют вас.
Re-DDLE
Авторы: vvvpollo, lightning_storm, Eggy Tao, KZZZZ.
В чём фишка игры. Вы двигаете кубик через клетчатое поле по направлению к двери. Иногда по дороге нужно захватить золотой ключ. Звучит просто? А вот и нет: в Re-DDLE вам дают сделать лишь ограниченное число ходов, после чего они повторяются, но в обратном порядке — например, не влево и вверх, а сначала вверх и только затем влево. Таким образом, вы, по сути, просчитываете сразу два маршрута, один из которых до конца ваших ходов существует только у вас в голове.
Почему её стоит попробовать. Пазлов в Re-DDLE немного, но над большинством из них вы, скорее всего, как следует поломаете голову — особенно когда в игре появятся ключи и клетки, меняющие направление одного из ходов. Благо процесс их решения очень приятен благодаря аккуратной «игрушечной» графике, «воздушной» музыкальной теме и свежей механике, заставляющей думать наперёд — или, вернее, задом наперёд.
ПопробоватьPause To Play
Автор: Rhett Pilcher
В чём фишка игры. Возможно, самая оригинальная игра геймджема. В этом пазл-платформере нужно регулярно ставить игру на паузу — потому что элементы его меню служат платформами, а для решения головоломок нужно двигать ползунки настроек, меняющие гравитацию, скорость игры и масштаб экрана.
Почему её стоит попробовать. Pause To Play — одна из тех редких игр (особенно для геймджема), которые на полную используют свой необычный концепт. В результате получилось целых тридцать пазлов (ещё и с бонусными целями!), которые бросают серьёзный вызов способности мыслить вне шаблона — но щедро вознаграждают тех, кто готов.
ПопробоватьVampire: No Survivors
В чём фишка игры. Как и подсказывает название, игра представляет собой Vampire Survivors наизнанку — своеобразный tower defence, где вы натравливаете на волны героев орды монстров, чтобы защитить от них гробы с вампирами. Сундуки-лутбоксы здесь тоже присутствуют: из них выпадают улучшения для вашей нежити.
Почему её стоит попробовать. По той же причине, по которой стоит играть в оригинальную игру, — чтобы кайфануть, наблюдая за уничтожением толп противника и постоянно растущим счётчиком очков. Vampire: No Survivors выполняет свою работу даже слишком хорошо: интуитивный интерфейс и приятная картинка создают настолько залипательный игровой опыт, что нам пришлось как следует напрячь силу воли, чтобы закрыть игру и взяться за этот текст.
Также стоит предупредить, что баланс в Vampire: No Survivors отсутствует в принципе: при удачном рандоме вы сможете собрать такое войско, что противники будут отлетать ещё до появления на экране. Впрочем, эти прорехи в дизайне наверняка со временем залатают: автор игры уже подумывает над тем, чтобы превратить её в полноценный проект.
ПопробоватьCrabjuice
Авторы: dev_dwarf, cgrail, Alpha6, HIS, ROWAN FUTURE
В чём фишка игры. Стремительный экшен-пазл, в котором вы играете за хедкраба, пытающегося сбежать из лабораторного комплекса. Жить вне живого организма ваш монстр не может — поэтому на пути к свободе вам придётся в прямом смысле пропрыгать по головам учёных и охранников, которые, естественно, не хотят стать вашим ужином.
Почему её стоит попробовать. Ради скоростного геймплея, похожего на Hotline Miami сочетанием бешеной динамики и необходимости тщательно планировать действия. Несмотря на то что контента в игре немного — все уровни проходятся минут за десять максимум — Crabjuice успевает порадовать энергетикой, креативностью и заводным синтезаторным саундтреком.
ПопробоватьUVSU
Авторы: dietzribi (@dietzribi), Mothense (@MothenseMusic)
В чём фишка игры. Это хитрая головоломка: вы поочерёдно играете то за героя, который пытается сбежать из замка, то за стражников, которые должны его убить. С каждой «итерацией» игра чуть-чуть усложняется, ведь вам нужно раз за разом останавливать самого себя и в то же время оставлять достаточно простора для успешного финального забега.
Почему её стоит попробовать. В этом году на геймджеме были и другие игры с похожей концепцией — однако UVSU реализует её лучше всех остальных. Интуитивно понятный визуальный стиль и простой геймплей без лишних цифр помогают игроку сосредоточиться на решении элегантных, хорошо продуманных пазлов.
Возможно, успеху задумки отчасти способствовал опыт автора: пару лет назад он выпустил Toodee and Topdee — платформер-головоломку, в которой нужно решать пазлы, переключаясь между разными жанрами.
ПопробоватьMaking the Game
Автор: kindanice
В чём фишка игры. Ещё один проект, в котором сложность растёт с каждым прохождением, — но в этом случае сложность продиктована сюжетом. Разработчик пытается наспех соорудить игру для геймджема и с этой целью набивает её единственный уровень самыми раздражающими трендами современного геймдизайна и веб-дизайна — от всплывающей рекламы до ядовитых болот из игр FromSoftware.
Вы берёте на себя роль создателя игры: выбираете, какой из этих элементов добавить в очередную версию, а затем тестируете результат.
Почему её стоит попробовать. Making the Game весьма остроумно пародирует дизайнерские клише, которыми полна игровая индустрия, — и приберегает напоследок забавный сюрприз для тех, кому надоели клише журналистские.
ПопробоватьPush the Cat
Автор: Blink
В чём фишка игры. Это вдохновлённый Baba Is You лингвистический пазл, в котором вы толкаете кота к финишному флагу (или финишный флаг к коту). Для этого нужно использовать текст на экране, а если точнее — буквы W, A, S, D, которые при нажатии движутся в направлениях, соответствующих одноимённым клавишам на клавиатуре.
Почему её стоит попробовать. Ради котов, конечно же! Но не только: Push the Cat предлагает набор интеллигентных, заковыристых пазлов, которые делают буквы и слова частью левел-дизайна.
ПопробоватьYou Are Gun
В чём фишка игры. Помните Getting Over It — игру про мужчину в котле, который карабкается в гору с помощью молотка? You Are Gun предлагает схожий опыт, только здесь в роли протагониста выступает пистолет. Он способен перемещаться лишь с помощью отдачи от собственных выстрелов, но это не помешало ему отправиться навстречу приключениям, когда он услышал «зов горы».
Почему её стоит попробовать. You Are Gun подойдёт тем, кто любит мазохистски сложные, но дьявольски увлекательные платформеры. Её управление такое же в хорошем смысле ненадёжное и непредсказуемое, как и в Getting Over It, а на уровнях часто встречается не меньше шипов, чем на некоторых отрезках Celeste. Мы до сих пор не знаем, что там в конце, но надеемся, что прототип для геймджема перерастёт в нечто большее, потому что идея явно того заслуживает.
ПопробоватьInventory The Hero
Авторы: alxgrade, PepperyIcecream, Oxeren, denorelli
В чём фишка игры. Вы не герой, идущий рубить монстров. Вы — его рюкзак, который собирает в себя лут, а также одевает и вооружает искателя приключений, чтобы он успел убить как можно больше чудовищ, прежде чем встретит свою славную смерть.
Почему её стоит попробовать. Inventory the Hero отвечает на вопрос: «Что будет, если сделать из инвентаря Resident Evil отдельную игру?» Как выяснилось, получится неплохая вариация «Тетриса», которая вознаграждает в равной степени быстрые реакции и скоростное мышление.
ПопробоватьThe Tutorial
Авторы: SquareZero, Ada, Pilchard
В чём фишка игры. Разработчик платформера забыл добавить на стартовый уровень туториал, а значит, именно вам предстоит провести бота, управляемого компьютером, через виртуальную полосу препятствий. Для этого нужно раскрашивать белые блоки платформ в цвета, которым вы присваиваете разные команды. Например, красный блок заставляет бота перепрыгнуть через циркулярную пилу, а синий — совершить рывок, чтобы избежать языков пламени.
Почему её стоит попробовать. The Tutorial немного напоминает Lemmings, но вместо строительства в её фокусе находится программирование. Несмотря на то что у всех пазлов всего один или два способа решения, игра всё равно позволяет почувствовать себя соавтором её головоломок и получить удовольствие, наблюдая за тем, как бот под вашим руководством ловко огибает смертельные препятствия.
ПопробоватьEB-87
Авторы: Lighthouse Studios, DamyK, raccudon, Zimizeh, Heyimalfi, ZeeHatcher, Zircon332
В чём фишка игры. Это bullet hell про отражение волн врагов на небольшой арене, но с одной особенностью: единственная пушка в вашем распоряжении стреляет не по противникам, а… по вам. Задача заключается в том, чтобы избегать следующего за вами дула турели, подставляя под её огонь атакующих вас монстров. Игра постепенно усложняется — врагов становится больше, а пушка получает бонусы вроде скорости стрельбы и дополнительных снарядов.
Почему её стоит попробовать. EB-87 предлагает свежую интерпретацию порядком заезженного жанра — а идеи подкреплены задорным саундтреком в стиле синтвейв, неожиданно отзывчивым управлением и возможностью похвастаться результатом в таблице лидеров.
ПопробоватьRPS Referee Simulator
Автор: swilliamsio
В чём фишка игры. Два игрока играют в «Камень, ножницы, бумага», а вы, как рефери, объявляете победителя либо ничью. После пары раундов стороны начнут предлагать вам взятки, чтобы вы рассудили игру в их пользу. Если брать деньги слишком часто, вас лишат должности, — но не брать вы тоже не можете, потому что за каждые пять раундов вам нужно собрать определённую сумму, а честное судейство больших доходов не приносит.
Почему её стоит попробовать. Потому что это остроумный и неожиданно затягивающий концепт — а ещё потому, что, наравне с другими играми в этой подборке, RPS Referee Simulator доказывает: иногда для того, чтобы заинтересовать игрока, достаточно малого — умения взять привычные вещи и переосмыслить их в необычном ключе.
Попробовать