Геймдев
#статьи

Шанс на вторую жизнь: как фанаты доделывают игры вместо разработчиков

Рассказываем о самых интересных проектах — от патчей для Gothic 3 до восстановленного контента из Star Wars: Knights of the Old Republic 2.

Скриншот: игра Vampire: The Masquerade — Bloodlines / Troika Games / Activision

Игровая индустрия знает массу случаев, когда многообещающие проекты от хороших студий выходили в незаконченном виде. Иногда в этом были виноваты издатели, поставившие разработчикам слишком жёсткие сроки, иногда — сами авторы, которые не рассчитали собственные силы.

Конец у этих историй, как правило, одинаковый: даже если игра не проваливается в продажах, она получает прохладные отзывы от критиков и остаётся в памяти игроков как результат чрезмерных творческих амбиций и слепой погони за прибылью.

Однако бывают (пусть и редко) случаи, когда игра получает второй шанс благодаря фанатам, которые берут на себя труд завершить то, что не сумели закончить разработчики. Рассказываем истории трёх культовых проектов, спасённых поклонниками при помощи самодельных патчей и модов.

Gothic 3 (2006)

Скриншот: игра Gothic 3 / Piranha Bytes / THQ Nordic

Когда речь заходит об играх, выпущенных раньше необходимого срока, разработчики склонны винить в этом издателей.

Так, например, произошло с последней частью трилогии Gothic: сотрудники студии Piranha Bytes утверждали, что издатель JoWooD вынудил их выпустить Gothic 3 до того, как та была готова.

В результате поклонники серии получили игру, переполненную багами: от ошибок в работе искусственного интеллекта, из-за которой NPC не могли пересечь мост во время эскорт-квестов, до привычных провалов сквозь текстуры.

Сами разработчики исправить эти проблемы не успели: права на серию перешли к JoWooD, а вскоре после релиза Piranha Bytes прекратила с издателем сотрудничество. Тот воспользовался обстоятельствами, чтобы в 2010 году выпустить невзрачный спин-офф Arcania: Gothic 4, после чего серия заглохла до недавнего времени.

Тем не менее среди фанатов «Готики» нашлось достаточно людей, которые не хотели, чтобы игра оставалась в незавершённом состоянии, и решили доделать её самостоятельно. Вскоре после выхода Gothic 3 один из её поклонников, известный под ником Glockenbeat, объявил на форуме JoWooD, что собирает команду для создания фанатского патча. Сообществу она станет известна под названием Community Patch Team.

Скриншот: игра Gothic 3 / Piranha Bytes / THQ Nordic

Что интересно, JoWooD и Pyranha Bytes оказали его инициативе значительную поддержку: фанатам выделили небольшой бюджет, а также дали доступ к коду игры и инструментам разработки, что сильно упростило их труд. При этом Glockenbeat обращал внимание на то, что патч — не контракт, поступивший от издателя, и его команда будет работать независимо.

Первым делом авторы патча взялись за исправление самых очевидных проблем: ошибок в скриптах, неработающих квестов, неправильных эффектов заклинаний, а также багов интерфейса и управления.

Затем команда перешла к починке более глобальных аспектов игры — например, искусственного интеллекта. Так, участники коллектива Community Patch Team выяснили, что проблема NPC с поиском пути была связана со слишком большим количеством возникающих препятствий, а переходить мосты персонажи не умели потому, что их маршруты обрывались перед входом на эти объекты.

Все эти проблемы пришлось исправлять поклонникам. Попутно авторы патча доработали боевой интеллект противников, внесли правки в баланс, улучшили стабильность игры и устранили множество багов, обнаруженных тестерами.

Впрочем, даже со всеми патчами в Gothic 3 осталось немало багов и глитчей, поэтому фанаты до сих пор продолжают чинить игру

Эти поправки включили в версию 1.7, которая вышла в 2009 году и стала последним крупным обновлением патча, выпущенным Community Patch Team. К его выходу участники коллектива подготовили подробный путеводитель по всем нововведениям.

После них инициативу подхватили другие участники сообщества — например, команда Mad Vulture Games выпустила в 2012 году версию 1.75, которая внесла в игру множество мелких исправлений технических проблем и баланса.

Тем не менее участники первоначального коллектива считали, что основная часть работы была завершена на момент релиза версии 1.7 — по крайней мере, для них самих. Дальнейшие крупные улучшения, по их словам, требовали слишком много усилий.

«Вещи, которые нужно исправлять, всё ещё есть… Но в целом Gothic 3 теперь выглядит удовлетворительно», — объяснил один из авторов патча под ником Kronos.

«Всё когда-то кончается… [Патч] CP 1.70 точно подытожит нашу деятельность, — рассказывал raven. — Уверен, многие участники [команды] нажили не один седой волос. В новых патчах необходимости я не вижу. Новая [ветка истории] могла бы превратить Gothic 3 в настоящее сокровище, но мы с нашими работами и учёбами такое не потянем».

Как установить патч

Здесь можно найти инструкцию по установке последней версии патча, набора обновлений для него, а также русификатора. В посте есть рабочие ссылки для скачивания — из них нужно только убрать пробелы. Инсталлятор патча также доступен на портале World of Gothic. Его достаточно загрузить на компьютер, и программа сама обновит вашу копию игры.

Для тех же, кто хочет ещё сильнее преобразить третью «Готику», есть руководство со списком основных обновлений и модов, созданных сообществом.

Vampire: The Masquerade — Bloodlines (2004)

Скриншот: игра Vampire: The Masquerade — Bloodlines / Troika Games / Activision

Творение Troika Games — хороший пример того, сколь многое в игровой разработке может пойти не по плану.

У Vampire: The Masquerade — Bloodlines было сразу несколько составляющих, суливших успех: первоисточником взяли популярную ролевую настолку, производством руководили разработчики из закрывшейся студии Black Isle, подарившей нам классику жанра RPG в лице Fallout и Planescape: Torment, а команда использовала передовой для того времени игровой движок Source. И всё-таки игру ждал провал, причиной которого стали сразу несколько неверных решений.

Трейлер Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Примерно половина моментов из него в итоге либо попала в игру в сильно упрощённом виде, либо была вырезана

Во-первых, в Troika Games явно переоценили возможности своего небольшого коллектива. Геймдизайнеры пытались сделать RPG с рукопашными боями, стрельбой и стелсом, семью играбельными вампирскими кланами, сложной диалоговой системой и разветвлённой историей — и всё это силами команды из 32 человек.

Во-вторых, Source создавал массу технических проблем: движок был ещё не до конца завершён, студия работала с незнакомым кодом и инструментами. Единственным источником поддержки была Valve, чья команда на тот момент трудилась над Half-Life 2, в итоге ставшей последним гвоздём в крышку гроба Vampire: The Masquerade — Bloodlines.

Когда издатель Activision увидел, что за три года разработки Troika Games не достигла существенных результатов, он дал команде всего несколько месяцев на завершение проекта и поставил релиз в один день с Half-Life 2 — 16 ноября 2004 года. Результат был предсказуемым: Bloodlines лишилась огромной доли контента и вышла с большим количеством багов и недоработок, оставшись незамеченной на фоне успеха Half-Life 2. Провал стал для Troika Games приговором, и в феврале 2005 года студия прекратила существование.

Half-Life 2 — игра, ненароком поспособствовавшая провалу Bloodlines
Скриншот: игра Half-Life 2 / Valve

На этом история могла бы и закончиться, если бы не химик-аналитик из Германии по имени Вернер Шпаль. Свободное от работы время он часто проводил за игрой в шутеры от первого лица и созданием модификаций, которые выкладывал в интернете под ником Wesp5. К их числу, например, принадлежит Xen Warrior — одиночная кампания для первой Half-Life, где вы играете за пришельца.

Half-Life 2 Шпаль прошёл сразу же после её выхода. Впечатлённый технологиями движка Source, он решил также попробовать Bloodlines — и оказался очарован глубиной сюжета и свободой действий в игре, несмотря на баги.

Чтобы справиться с последними, Шпаль установил фанатский патч, но обновление сломало игру. Тогда он связался с автором патча Дэном Апрайтом и попросил помощи.

«…Он сказал, что мне придётся [исправить ошибку] самому, потому что он закончил работать над патчем, — и объяснил, как это сделать, — рассказывал моддер. — Когда я решил проблему, то спросил, могу ли продолжить работу над патчем. Он согласился».

Так же, как и авторы патча для Gothic 3, поначалу Шпаль только исправлял баги — что само по себе являлось испытанием, ведь у него не было доступа к инструментам разработки. Поэтому он регулярно обращался к фанатскому сообществу за помощью, чтобы, к примеру, поправить модели персонажей или найти ошибки в диалогах.

Со временем, однако, моддер освоился с кодом игры и понял, что можно попытаться спасти тот контент, который разработчикам пришлось вырезать.

В патче версии 8.0 Шпаль вернул в Bloodlines NPC-охранника после того, как наткнулся на файл с его диалогом; озвучил персонажа один из фанатов. Обновление 8.4 добавило в игру целый уровень с библиотекой и связанный с ним сайд-квест; моддеру и его помощникам пришлось отстроить локацию с нуля на основе немногочисленных моделей и текстур, которые удалось обнаружить среди игровых файлов.

Потом дополнений стало так много, что патч стал больше похож на классический мод. Тогда Вернер разделил его на две ветви: базовый вариант (Basic Patch), который только исправляет баги, и полноценный (Plus Patch), вносящий изменения в контент и механики.

Первый из них распространяется вместе с официальной копией игры в GOG, второй доступен под названием VTBM Unofficial Patch на портале Mod DB. Для него до сих пор выходят обновления: в июле этого года появилась версия 11.2, в которую вошли очередные правки технических ошибок и игрового баланса.

Сам Шпаль планирует работать над патчем, пока люди будут продолжать присылать ему отчёты о багах, а он — находить контент, который можно восстановить. Он объясняет свой неугасающий интерес к проекту следующим образом:

«Во-первых, создание патчей и в особенности восстановление контента иногда само по себе интересней, чем прохождение игры — это более „живая“, творческая работа. Во-вторых, меня сильно раздражает, когда такие прекрасные жемчужины, как Bloodlines, проваливаются потому, что вокруг них изначально не было шумихи, как в случае с большими блокбастерами, или они вышли в неидеальном либо незаконченном виде».

Вернер Шпаль,
автор фанатского патча для Vampire: The Masquerade — Bloodlines

Как установить патч

  • Скачайте инсталлятор патча на портале Mod DB.
  • После запуска инсталлятора выберите версию для установки — базовую или Plus.
  • Установите патч в папку с игрой.
  • Если вы играете через Steam, нужно будет также найти Bloodlines в библиотеке, кликнуть по ней правой кнопкой мыши, перейти в свойства, выбрать пункт «Установить параметры запуска» и вручную без кавычек прописать «-game Unofficial_Patch».

Star Wars: Knights of the Old Republic 2 (2004)

Скриншот: игра Star Wars: Knights of the Old Republic 2 / Obsidian Entertainment / LucasArts

Первые десять лет своей истории студия Obsidian Entertainment в основном работала над продолжениями культовых франшиз — и все они неизбежно выходили в урезанном виде и (или) плохом техническом состоянии из-за огромных амбиций разработчиков и ограниченным сроков производства.

Это произошло и с Fallout: New Vegas, и с Neverwinter Nights 2, и с самым первым проектом Obsidian — Star Wars: Knights of the Old Republic 2.

Компания получила работу над сиквелом к игре Star Wars: Knights of the Old Republic, лучшей RPG 2003 года, благодаря связям её основателей, Фергюса Уркхарта и Криса Авеллона. Как и руководители Troika Games, они были выходцами из Black Isle (Fallout 1–2, Planescape: Torment). В то же время Obsidian тогда ещё была совершенно неизвестной студией, и ей пришлось принять очень жёсткие условия, от которых до этого отказалась студия BioWare, разработавшая первую игру: команда Obsidian согласилась сделать сиквел в срок от 14 до 16 месяцев.

Для сравнения — Bioware потратили на разработку почти три года
Скриншот: игра Star Wars: Knights of the Old Republic / Bioware / LucasArts

В результате, чтобы выпустить игру в срок, из KotOR 2 незадолго до запуска вырезали огромное количество контента — но это не спасло её от горы багов и глитчей. На выходе критики достаточно тепло приняли игру благодаря доработанной системе прокачки и взрослому сюжету с серой моралью, но игнорировать промахи не стали — так что событием уровня первой части она так и не стала.

Тем не менее KotOR 2 быстро привлекла внимание моддеров. Во многом это случилось благодаря тому, что на дисках остался почти весь неиспользованный контент, который не удалось закончить к релизу, — удаление этих файлов могло навредить стабильности игры.

Первую попытку восстановить начальное видение Obsidian Entertainment предпринял коллектив, известный как Team Gizka, однако он распался, так и не завершив работу.

В 2009 году двое других поклонников игры под никами Stoney и Zbyl2 (Збигнев Станевич) взяли дело в свои руки и начали проект под названием The Sith Lords Restored Content Mod, или кратко TSLRCM.

Разработка мода, к которой позже присоединились другие участники сообщества, продолжается до сих пор. В случае с KotOR 2 моддерам досталось куда больше материала, чем поклонникам Gothic 3 или Bloodlines: они обнаружили не просто отдельные ветки диалогов и модели NPC, а обрывки целых сюжетных линий, части незаконченных локаций, ассеты, файлы озвучки для квестов и батальных сцен.

Так, участник проекта TSLRCM под ником VarsityPuppet восстановил миссию, в которой дроид HK-47 — один из самых популярных персонажей дилогии — уничтожает фабрику, производящую следующее поколение роботов его модели. Этот эпизод игры длится почти два часа.

Сцена из вырезанного квеста HK-47
Скриншот: мод The Sith Lords Restored Content Mod для игры Star Wars: Knights of the Old Republic 2 / VarsityPuppet / Obsidian Entertainment

«Было сложно создать связную цепочку событий, которая бы хорошо вписалась в остальную игру, с помощью уже существующих файлов озвучки, — рассказывал моддер. — Я переделывал [квест] несколько раз и даже позволил себе некоторые сюжетные вольности, но в итоге всё это было к лучшему».

С модом в KotOR 2 также вернулось много реплик, кат-сцен и квестов, которые заполняют сюжетные пробелы и дают игроку больше опций в выборах, влияющих на судьбу товарищей по партии.

Сильнее всего изменился последний уровень: теперь кульминация игры завершает сюжетные линии многих сопартийцев главного героя — в оригинале их судьба оставалась невыясненной, — а в финальной схватке ключевую роль играет персонаж по имени Эттон Рэнд, который в релизной версии почти не влиял на основной сюжет.

Помимо этого, TSLRCM служит и неофициальным патчем к игре: по заверениям создателей, им удалось найти и устранить больше 500 багов.

Кроме основного мода, команда Stoney и Станевича разработала пользовательское дополнение M4-78 EP, вернувшее в игру планету дроидов, от которой почти не осталось следа даже в игровых файлах. Для завершения этого проекта моддерам пришлось написать и озвучить собственные диалоги, поэтому они решили не делать его частью TSLRCM.

Труды команды высоко оценили и игроки, и журналисты, и даже сами разработчики. Так, во время подкаста Eurogamer бывший программист Obsidian Entertainment Энтони Дэвис сказал авторам мода следующее:

«Когда стали появляться разные проекты вроде Sith Restoration, мы [с коллегами] часто обсуждали, как нам повезло, что игру так хорошо приняли такие замечательные парни, как вы. Вы починили то, что не могли починить мы сами — нам не позволяли это сделать. Мы очень благодарны за это. Благодаря вам многие игроки получат полноценный опыт».

Энтони Дэвис,
программист Star Wars: Knights of the Old Republic 2

Скриншот: мод M4-78 EP для игры Star Wars: Knights of the Old Republic 2 / Zbyl2 / Stoney / LucasArts

Тем временем моддеры продолжают развивать своё детище, хоть и заявляли об окончании работы над TSLRCM ещё в 2012 году. В 2020-м они выпустили версию 1.8.6, которую до сих пор поддерживают патчами.

Как установить мод

Последняя версия мода доступна для скачивания на сайте Deadly Stream. Перед установкой модификации авторы рекомендуют сначала поставить официальный патч 1.0b.

Если вы не хотите возиться с установкой, можно скачать версию 1.8.5, доступную в Steam: для этого достаточно кликнуть на кнопку «Подписаться» на странице мода в Steam Workshop. Кроме того, там же можно скачать TSLRCM в комплекте с M4-78 EP.

* * *

Разумеется, достижения глобального сообщества моддеров не ограничиваются тремя историями, рассказанными выше. Игроки регулярно делают заплатки и своими силами исправляют неудачные решения или халтурную работу игровых компаний.

Например, в 2022 году вышел неофициальный ремастер Resident Evil 4 с огромным количеством графических улучшений в игре, кат-сценах и UI.

На портале NexusMods задолго до релиза ремастера первой Dark Souls появилось множество модов, улучшающих визуал и отдельные технические аспекты первого порта игры.

Наконец, существуют и более амбициозные проекты вроде S.T.A.L.K.E.R.: Anomaly — грандиозного мода, который объединяет локации из трёх оригинальных частей, существенно дорабатывает симуляцию погоды, стелс, систему A-Life и добавляет четыре новые кампании.

В конце 2021 года также вышло масштабное пользовательское дополнение «Хроники Миртаны: Архолос» для Gothic 2, которое четыре года разрабатывала команда фанатов под руководством Якуба Томчака.

Скриншот: мод «Хроники Миртаны: Архолос» для игры Gothic 2 / The Chronicles of Myrtana Team

Модификация даёт игрокам доступ к новому открытому миру — острову под названием Архолос, где появляется дополнительная сюжетная линия, включающая в себя около 170 квестов, новые персонажи, а также игровые механики из оригинальной Gothic 2, доработанные на основе фидбэка игроков.

Кстати, редакция Skillbox Media делала про «Хроники Миртаны» отдельный материал — о процессе создания и особенностях мода можно подробнее узнать в нашем интервью с Якубом Томчаком.

Конечно, на этом список интересных модификаций не заканчивается. Инициативы моддеров отличаются масштабами и направленностью, но поклонники всегда находят, в чём можно улучшить любимые игры, и результат их трудов часто не уступает оригиналу.

Это преподносит как минимум два важных урока: во-первых, хорошие, но незаконченные игры заслуживают шанса на новую жизнь, и эта жизнь возможна; во-вторых — не стоит недооценивать игровое сообщество.

Научитесь: Профессия Разработчик игр на Unreal Engine с нуля до Middle Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована