Геймдев
#статьи

Сеттинг Средневековья в играх — на примере Kingdom Come: Deliverance, Mordhau и Chivalry 2

Вместе с геймдизайнером Apella Games разбираемся, какие элементы важны в играх о замках, рыцарях и дворцовых интригах.

официальный арт к игре Kingdom Come: Deliverance / Deep Silver

Средневековый сеттинг очень популярен в художественных произведениях. Его элементы используют как при создании волшебных фэнтезийных миров, так и при разработке исторических игр про суровое время замков, крестьян и воинствующих феодалов, инквизиторов и крестовых походов. Образы рыцарей в тяжёлых латных доспехах, огромные двуручные мечи и мрачные подземелья темниц появлялись в десятках популярных игр — от первой части Diablo до нескольких частей Assassin’s Creed.

Реальное Средневековье запомнилось как эпоха кровопролитных войн, величественных монархов, всеобщей нищеты и социального расслоения. Впрочем, как и любой исторический период, Средние века отметились и положительными моментами — развитием сельского хозяйства, архитектуры, мануфактуры, образования, изобретением печатного станка Гутенберга.

По словам ведущего геймдизайнера Apella Games Антона Токарева, с которым мы связались для подготовки этого материала, при создании игры в сеттинге Средневековья разработчику необходимо набрать массу нарративных, художественных, сценарных и сюжетных референсов.

Автор исследует выбранную эпоху и регион, а также рассматривает сеттинг со всех ракурсов — знакомится с бытом того времени, внешним видом людей из разных слоёв общества, историческими личностями и знаменательными событиями. Создание достоверного сеттинга невозможно без сбора материала, на который можно было бы опереться при проработке мира и обосновании нарратива.

Скриншот: игра Assassin’s Creed: Valhalla / Ubisoft

«Таргет-аудитория любого сеттинга что-нибудь про него точно знает, у неё есть определённые ожидания от игры в знакомом сеттинге. Эти ожидания нужно оправдать — дать игрокам то, что они хотят увидеть. В случае средневекового сеттинга это, например, грязь-кровь-убийства и сельское хозяйство. Замки, рыцари и ещё раз кровь. Это „теговое облако“ сеттинга», — отмечает Токарев.

Исходя из запросов аудитории, разработчик принимает решение, какое ответвление сеттинга ему выбрать и насколько глубоко он будет его прорабатывать. Это может быть мрачное фэнтези, которое основывается на убийствах и, скажем, тёмной магии, или же нечто более позитивное — с рыцарями, замками, но без грязи и крови.

Разработчику следует дать игроку представление о степени реализма. Если игра — фэнтези с элементами Средневековья, не стоит ожидать, что доспехи и мечи будут соответствовать какой-либо определённой эпохе и в точности копировать реально существующие образцы. Таким образом, выбранный сеттинг диктует нарративное оформление, влияет на геймплей и опыт игрока.

Мир, в котором вы живёте

В современном мире Средневековье принято или чересчур романтизировать, или чрезмерно очернять. Это связано с тем, что игроки хотят перевоплотиться в рыцарей, погрузиться в мир замков, крепостей и схваток тяжёлой кавалерии с рядами пехоты. Вспахивать землю феодала, то есть заниматься тем, чем занималось большинство людей в Средние века, уже не так интересно.

В контексте героического опыта не всегда подразумевается история безусловно положительного персонажа или светлого рыцаря на белом коне — сеттинг сурового, канонического Средневековья выделяется распространением серой морали, даже несмотря на царившую в то время религиозную пропаганду, которая любила крайности.

Тем не менее есть игры, предлагающие посмотреть на Средневековье глазами обычного, слабого человека. Хороший пример — Plague Tale: Innocence, рассказывающая историю брата и сестры, гонимых инквизицией и практически беззащитных перед окружающим миром. Средневековье здесь играет роль интерактивной декорации, которая взаимодействует с игроком в большей степени, чем он с ней. Здесь и толпы чумных крыс, и стражники, и церковные служители — всё представляет для персонажей опасность и создаёт необходимый антураж.

Скриншот: игра Plague Tale: Innocence / Asobo Studio

В игре проделана впечатляющая работа над дизайном локаций — в ней всё работает на погружение. Каждая локация оригинальна, музыкальный ряд задаёт тон повествованию, передаёт тревожное настроение и подчёркивает трудность жизни людей в средневековой Франции.

Другая игра, Kingdom Come: Deliverance, — удачный пример истории средневекового простолюдина, который, пройдя все невзгоды, добивается более высокого социального статуса. В начале главный герой Индржих предстаёт перед игроком как обычный сельский парень, которому суждено прожить жизнь в деревне, унаследовать от отца кузницу и зарабатывать на хлеб изготовлением мечей.

Однако, как заведено в героике, жизнь Индржиха в один момент переворачивается и герой попадает в большой мир без гроша в кармане и навыков выживания. По мере прохождения Индржиху предстоит научиться читать, сражаться, общаться с представителями высшего общества и зарабатывать всеми доступными способами.

«Plague Tale: Innocence и Kingdom Come: Deliverance я бы поставил в один ряд, потому что они обе акцентируют внимание на сюжете и сценарии. Обе про драму, но Plague Tale — чистокровный консольный сюжетный синглплеер, а Kingdom Come: Deliverance — всё-таки больше игра для ПК, с большим количеством игровых систем. Боевая система, система инвентаря, немного социальной системы — надо мыться, кушать и так далее», — говорит Антон Токарев.

Скриншот: игра Kingdom Come: Deliverance / Warhorse

Kingdom Come: Deliverance пытается своими условностями дать понять, как трудно было жить в этом мире. Антон Токарев отмечает, что в игре прекрасная система обучения языку: когда вы впервые открываете книгу, то видите белиберду, но с улучшением уровня чтения среди написанного появляются понятные слова и фразы. Таким образом игра связывает Индржиха с игроком, создаёт между ними связь.

Свобода выбора

Ещё одна значимая игра в средневековом сеттинге — Mount & Blade. В своё время первая часть сумела перевернуть представление игроков об RPG в открытом мире. Вторая часть, вышедшая в 2020 году в раннем доступе, продолжила и улучшила идеи, заложенные в оригинале.

Как и Kingdom Come: Deliverance, Mount & Blade даёт игроку возможность подняться по социальной лестнице с самых низов, но масштабы и возможности в этих играх кардинально разнятся. В Mount & Blade игрок может заняться разбоем, военным делом, собрать собственную армию, заняться торговлей или идти по квестам, но такого же яркого акцента на сюжете и сценарии, как в Kingdom Come, здесь нет. В Mount & Blade перед игроком открываются сотни активностей и вариантов, что делать дальше, — ему самому предстоит выбрать занятие по душе.

«Эта игра погружает в себя благодаря масштабу происходящего. Вы бегаете по городам, деревням, лесам и полям, при этом все события происходят на огромной карте выдуманных государств. Кстати, это тоже интересный момент: средневековый сеттинг не всегда подразумевает историческую достоверность, но берёт атрибуты реального Средневековья. В игре могут быть выдуманные государства, выдуманные короли, но при этом сеттинг — безошибочное Средневековье», — говорит Антон Токарев.

Одна из особенностей Mount & Blade в том, что мир живёт своей жизнью, — игрок может на него влиять, а окружение будет реагировать. Например, вы можете ограбить обоз, который везёт товары в какой-либо город, — это приведёт к дефициту украденных вещей и вы сможете продать награбленное подороже.

В Mount & Blade экономическая, стратегическая и тактическая системы удачно сочетаются друг с другом и создают у игрока ощущение живого мира, в котором государства воюют между собой, а NPC имеют свои мотивы и стремятся к поставленным целям.

Скриншот: игра Mount & Blade 2: Bannerlord / TaleWorlds Entertainment

Одна из характерных черт экшенов про Средневековье — развитая система фехтования и ближнего боя. Неудивительно, учитывая обширный арсенал того времени — от классических мечей до боевых молотов самых причудливых форм и размеров. Впрочем, средства защиты также появляются в играх: если обычные крестьяне и не могут позволить себе ничего крепче стёганки, наёмники щеголяют в бригантинах, а рыцари частично или полностью облачаются в латы.

Гонка вооружений в Средневековье породила целые школы и направления оружейного мастерства, и разработчики не обходят всё это стороной, подчас ставя боевую систему во главу угла или акцентируя внимание на масштабных баталиях. И в разговоре о боевых системах стоит выделить игру For Honor, в которой компания Ubisoft сделала ставку именно на проработанную систему фехтования.

For Honor — сетевой экшен, где одиночная кампания нужна, чтобы обучить игрока аспектам боя против игроков в мультиплеере. Боевая система, немного похожая на боёвку из Kingdom Come: Deliverance и Mount & Blade, позволяет парировать, блокировать, наносить удары или обманные выпады в трёх направлениях.

Скриншот: игра For Honor / Ubisoft

«Эта система классно раскрывается, если у вас нет инпут-лага, если у вас классный интернет. Как боевая система в PvP-игре она тоже очень хорошо чувствуется. Это тоже атрибут средневекового сеттинга — фехтование и сражения мечами, алебардами, палицами и другим тяжёлым оружием», — отмечает Антон Токарев.

For Honor — игра в основном про дуэли и небольшие стычки, а за массовые баталии между игроками сегодня отвечают два других проекта — Mordhau и Chivalry 2. У них есть и другая общая черта — обе игры подходят к геймплею с юмором, намеренно снижая градус серьёзности. В них вас могут убить сковородкой, забить до смерти курицей, закидать фекалиями, отдубасить лютней и многое другое.

В других же аспектах оба проекта подходят к исторической достоверности с завидной дотошностью: элементы брони выполнены с вниманием к деталям, оружие может похвастаться реалистичными габаритами. Здесь вы не встретите условного эльфа 80-го уровня — вы играете за пехоту и сталкиваетесь с такими же смертными солдатами на стороне противника.

Бои динамичны, скоротечны, беспощадны и жестоки. Каждый лишний пуд железа сказывается на подвижности персонажа, и даже полные латы и высокий щит не гарантируют бессмертия. В таких мультиплеерных играх атрибуты средневекового сеттинга берутся за основу и выстраиваются вокруг ядра геймплея. В данном случае эти атрибуты — система фехтования, разные виды войск, а также их построение.

Достойно феодала

В плане проработки сеттинга вышеупомянутые игры не сравнятся со стратегической серией Crusader Kings. Очевидно, что напрямую сравнивать проекты некорректно из-за разных жанров, но в разговоре о сеттинге их всё же можно поставить в один ряд.

Разработчики Crusader Kings с большим вниманием отнеслись к выбранной тематике и проработали множество моментов — вплоть до мелочей вроде социальных взаимоотношений в структуре власти. В ходе прохождения игрок может многое узнать о вассалах и королях — игра пестрит терминами, подсказками и содержит в себе массу познавательной информации.

Скриншот: игра Crusader Kings 3 / Paradox Interactive

«Прекрасно в этой игре то, что вы можете крутить всяческие интриги, подставлять кого-то и такими способами добиваться контроля над территориями. Это очень интересное ощущение, когда у вас почти нет армии, но вы написали депеши, заказали какое-то убийство, где-то сделали так, чтобы кого-то посадили в темницу, — и через какое-то время вы смотрите на свою территорию, а она разрослась, хотя вы не ходили армиями по ней и не захватывали города. Она разрослась, потому что кто-то из ваших потомков получил наследство благодаря удачному браку, заключённому… да вы уже и забыли когда. В общем, крутая социальная система», — отмечает Антон Токарев.

Между тем Crusader Kings — игра про политику. Любители сражений в сеттинге Средневековья не смогут удовлетворить свои полководческие таланты — боевая система здесь упрощена и сводится к абстрактной битве условных фишек на глобальной карте, на ход боя игрок почти не влияет.

Другой знаковой стратегией, посвящённой средневековому сеттингу, стала Medieval: Total War, где игроки могли в реальном времени управлять войсками и вести полномасштабные военные кампании. Всё, что касается военного дела, в игре представлено с высокой долей достоверности: разработчики уделили внимание проработке внешности юнитов, чтобы игроки могли насладиться господством конницы на поле боя и залпами требушетов по вражеским твердыням.

Скриншот: игра Medieval II: Total War / The Creative Assembly

Впрочем, об осаде замков в жанре RTS игроки знали ещё до появления Medieval: Total War. Так, в вышедшей в 2001 году Stronghold игроку предлагается роль феодала — а в его ведении есть твердыня, которую предстоит развивать и отстаивать.

Разработчики детально воссоздали замки, строения и юниты, однако, как отмечает Токарев, с точки зрения нарратива глубина проработки и соответствия историческим реалиям Средневековья в Stronghold ниже в сравнении c Medieval: Total War. «Stronghold просто берёт атрибуты сеттинга, но уступает Total War по части геймплея», — отметил геймдизайнер.

* * *

Несмотря на популярность средневекового сеттинга и впечатление, что об этой эпохе сказано уже всё что можно, проекты о Средневековье продолжают выходить и пользоваться стабильным интересом у аудитории. Например, с релиза Mordhau прошло уже два года, но онлайн в ней удерживает среднюю планку в 4 тысячи игроков, а в апреле пиковое значение почти достигло 12 тысяч. На Twitch игра собирает от 5 до 12 тысяч зрителей, на пиковое апрельское значение пришлось 44 тысячи просмотров.

Torn Banner Studios, недавно выпустившая в релиз Chivalry 2, не спешит делиться цифрами, однако на своей странице в Twitter представитель компании заявил, что количество игроков, запустивших игру в дату релиза, превысило все ожидания. Напомним, что Chivalry 2 — временный эксклюзив Epic Games Store.

Crusader Kings 3 может похвастать более серьёзными показателями: более чем за полтора года с момента релиза онлайн в ней уверенно держится на отметке в 10 тысяч пользователей и более, достигая в пиковом значении 18 тысяч игроков.

Популярность влечёт за собой повышенные требования к уникальности игры — каждый год в сеттинге Средневековья и фэнтези выходят десятки игр, однако на слуху остаются лишь единицы. Новым разработчикам, стремящимся войти в индустрию с проектом в подобном сеттинге, стоит приложить немало усилий, чтобы выделиться и не утонуть в информационном потоке.


Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована