Resident Evil 4: Separate Ways — чем дополнение про Аду Вонг лучше основной игры
На самом деле — всем и сразу.
Скриншот: Resident Evil 4: Separate Ways / Capcom
Оригинальная Resident Evil 4 — важная игра, на долгие годы определившая облик экшенов от третьего лица. Её влияние чувствуется везде — от серии Gears of War до Uncharted и The Last of Us. После успеха ремейка Resident Evil 2 стало очевидно, что и до четвёртой части дело дойдёт, — и дошло, в начале 2023 года.
Пресса и игроки обновлённую Resident Evil 4 приняли очень тепло, но авторы совершили несколько серьёзных ошибок. А вот десятидолларовое дополнение для неё удивительным образом многие проблемы основной игры исправило.
Что такое Separate Ways
В оригинальной Resident Evil 4 это была бонусная кампания, которую добавили с релизом игры на PS2 (изначально игра вышла только на GameCube).
В своём путешествии по испанской глуши в попытках спасти дочку президента главный герой игры Леон Кеннеди постоянно сталкивается со своей старой подругой Адой Вонг. Она преследует собственные мутные цели и не признаётся, на кого работает, — но Леону периодически всё же помогает. А потом снова таинственно исчезает.
Кампания Separate Ways, собственно, и показала, чем конкретно Ада Вонг занималась, пока Леон отбивался от зомби-селян. Но если основной сюжет был масштабным приключением на пару десятков часов, то история Ады пробегалась часа за два. Оригинальная Separate Ways — это не полноценное второе прохождение с другой точки зрения, а именно необязательный бонус.
Когда вышел ремейк Resident Evil 4, многих возмутило, что дополнения в его составе не было. Планы продать его позже в качестве DLC казались явным признаком жадности Capcom.
Но вот DLC вышло, и всё стало понятно: необязательный бонусный сюжет превратили фактически в полноценную игру, на прохождение которой нужно потратить примерно семь часов — больше, чем на весь ремейк Resident Evil 3! Но что ещё важнее — разработчики выдержали впечатляющий уровень постановки основной кампании и многое сделали даже лучше, чем в ней.
Ремейк Separate Ways — это Resident Evil 4, в которой оставили только лучшее
Ада Вонг путешествует по тем же локациям, что и Леон, да и сражается в основном с теми же врагами. Но темп у её истории совсем другой. Обусловлено это двумя факторами: Ада точно знает, что ей нужно и куда идти, и у Ады есть крюк-кошка.
Там, где Леон топчется по одной локации часами, пытаясь найти обходные пути и решая пазлы, Ада просто использует крюк и пролетает мимо всех филлеров. Благодаря этому дополнение не душит откровенно растянутым хронометражем (эту проблемную черту ремейк унаследовал от оригинала) и воспринимается как ускоренный ремикс основной кампании. Локации в Separate Ways меняются буквально каждые 10 минут. Всем, кто забросил прохождение ремейка Resident Evil 4, можно порекомендовать отпустить основную кампанию и вместо неё пройти Separate Ways.
Ускоренный темп распространяется и на игру в целом. Доступный Аде арсенал оружия не сильно уступает тому, что есть у Леона, но она начинает игру не с одним лишь пистолетом, а сразу с двумя пушками. Это позволяет с первых минут действовать эффективнее и идти на риск. Новые стволы у Ады открываются быстрее — и быстрее же прокачиваются, так как монет и сокровищ на продажу она тоже находит больше.
При этом разработчикам удалось выдержать почти идеальный баланс количества патронов, важнейший элемент ранних Resident Evil: в ключевых моментах боеприпасов набирается ровно столько, чтобы слить на босса или сложный замес почти всё. Но не всё! Раз от раза ты добиваешь противника будто из последних сил, но ковырять его ножом всё-таки не приходится. Само собой, речь о средней сложности — на высокой уже «своя атмосфера».
Да и крюк-кошка меняет положение дел в боях. В большинстве случаев свободно летать по локациям, как в Sekiro, с помощью этого девайса нельзя: всё строго заскриптовано. Однако в сражении с Эль Гиганте (которого не было в оригинальной Separate Ways) по арене раскидано несколько зданий, на которые можно быстро запрыгнуть. Это делает битву с Эль Гиганте за Аду куда более увлекательной и тактической, чем за Леона, который сталкивается с таким же боссом в своей кампании.
Помимо этого, с помощью крюка можно с большого расстояния притягиваться к оглушённым противникам, чтобы опрокинуть их на землю крепким ударом. Учитывая что «оглушить, ударить, добить» — это ключевая тактика в Resident Evil 4, нововведение получается вовсе не мелким. Так игра мотивирует активнее двигаться, а контролировать толпу становится значительно проще. Особенно учитывая, что ударом в ближнем бою Ада задевает в том числе и других врагов, стоящих рядом с оглушённым. Во многом поэтому Аде куда чаще, чем Леону, предстоит иметь дело с большими группами противников.
Separate Ways вернула в Resident Evil 4 три культовые сцены, вырезанные в основной кампании
Во-первых, самое важное — вернулся босс U-3, жуткая мерзость с длинным языком. Сражение с ним случалось в финальной трети оригинальной игры, на военизированном острове. Сам остров был самой слабой и затянутой локацией оригинала, которую в ремейке оптимизировали, чтобы было не так уныло. Но в процессе разработчики вырезали и сражение с U-3, которое многие фанаты любили.
В Separate Ways этот жуткий противник не просто вернулся, а прокачался. Он с самого начала преследует Аду Вонг, периодически нарушая планы героини. Финальное сражение с ним получилось достойным. Если в оригинале приходилось бегать от U-3 по узким коридорам, взрывая красные бочки, то в ремейке это уже полноценное сражение на открытой арене, да ещё и с двумя фазами.
Во-вторых, вернулась небольшая, но очень яркая перестрелка на фуникулёре и знаменитая сцена в коридоре с лазерами. В оригинале от них эффектно уворачивался Леон, а теперь это делает Ада. Геймплейного смысла в этой сцене мало: что в оригинале, что в ремейке это просто QTE. Однако эта сцена — один из самых узнаваемых моментов не только Resident Evil 4, но и вообще всей серии.
Даже сюжет в Separate Ways работает лучше, чем в основной игре
С одной оговоркой — чтобы его понять, всё-таки нужно знать, что происходило в основной кампании. История самой Ады сложится и без знаний о похождении Леона, но вот общий лор Resident Evil 4 ускользнёт. Separate Ways не разжёвывает, что такое Лас-Плагас, почему по испанской деревне бегает перекачанный спецназовец и при чём тут вообще замок с разодетым карликом.
Ремейк Resident Evil 4 внёс несколько важных правок в оригинальный сюжет, в чём-то его улучшив, а в чём-то, наоборот, ухудшив. Так, разработчики больше времени уделили второстепенным персонажам, особенно Луису, глубже проработав их мотивацию и характеры. И это однозначный плюс. Но вместе с тем тон игры изменился в сторону жести и серьёзности, что на пользу Resident Evil 4 не пошло.
Оригинал хоть и нагонял жути местами, но больше воспринимался как абсурдная комедия — с по-хорошему дурацкими шутками и сценами в стиле бешеных боевиков категории B. Всё это осталось в ремейке (хотя шуток стало поменьше) и странно контрастировало с обновлённой мрачной атмосферой.
С этой проблемой дополнение тоже справилось. Тренд на углубление героев в нём продолжился, а вот чересчур мрачный тон исчез. Ада Вонг не стонет и не страдает, как Леон, даже несмотря на то, что в ремейке дополнения она тоже заразилась паразитом. Если Ада и говорит, то холодно и по делу — или со слегка стервозной иронией. Даже актриса озвучки, чью работу в основной кампании фанаты раскритиковали, в дополнении справилась на порядок лучше.
В сочетании со «шпионской» музыкой на фоне получается всё тот же боевик категории B, только без странных контрастов. Странно такое говорить, но Separate Ways — это более цельное произведение, чем сам ремейк Resident Evil 4.
* * *
Separate Ways — это насыщенный, быстрый ремикс лучших моментов Resident Evil 4. При этом он не рассыпается на части, оставаясь вполне самостоятельным произведением. Если есть желание понять игру, но нет нескольких десятков свободных часов, то Separate Ways — это идеальное решение. И уникальный случай.