Плюсы и минусы выпуска игры в VK Play — опыт Watt Studio, создателей One Day More
Обсудили с продакт-менеджером Watt Studio Полиной Березиной особенности релиза инди-игр в премиум-сегменте российской площадки.
Скриншот: игра One Day More / Watt Studio
Из-за ограничений, с которыми столкнулись пользователи Steam и других зарубежных сервисов цифровой дистрибуции, многие российские разработчики стали рассматривать отечественные сервисы. На сегодняшний день одной из альтернатив стала площадка VK Play.
Краткая справка
Для выпуска игры в сервисе необходимо соблюдение следующих условий:
- наличие юридического лица;
- наличие прав на игру;
- контент не должен нарушать законодательство страны, на территории которой он будет распространяться;
- существование стабильной сборки;
- локализация для ключевого региона (в противном случае количество показов в магазине снизится).
Комиссия площадки составляет 5%.
На площадке размещено множество F2P-проектов — от шутеров и MMORPG до браузерных игр. В последние месяцы на площадке расширился сегмент платных игр за счёт релизов от инди-разработчиков. Среди них есть не только проекты, вышедшие несколько лет назад, но и совершенно новые — как, например, приключенческий платформер One Day More, релиз которого состоялся 16 мая.
Мы связались с Полиной Березиной — продакт-менеджером студии Watt Studio, создавшей One Day More, — чтобы узнать, насколько эффективным, по мнению команды, оказалось размещение проекта в сторе компании VK.
Полина Березина
Продакт-менеджер Watt Studio
— Когда вы стали рассматривать площадку VK Play для релиза One Day More? До того как ситуация с иностранными сервисами цифровой дистрибуции осложнилась или после?
— Не секрет, что каждый разработчик хочет разместить свою игру на самой популярной международной площадке — на данный момент это Steam. И наша команда не была исключением. Релиз в VK Play мы рассматривали только в качестве дополнительного канала для привлечения аудитории.
Как бы ни менялась ситуация, игра — это продукт, который необходимо реализовать вне зависимости от внешних факторов. В кризисный момент мы быстро адаптировались к новым реалиям, изменили стратегию и сфокусировали своё внимание на отечественной площадке. Для нас это шанс познакомить российских игроков с нашим приключением.
— Сейчас разработчики ищут способы реализации своих игр за рубежом. Например, регистрируют юрлица в других странах, чтобы обойти санкции, и покупают услуги регистрации аккаунтов через посредников. Вы выбрали альтернативный путь — выпустить игру в VK Play. Что повлияло на это решение?
— Проанализировав рынок и возможные варианты дистрибуции, мы пришли к выводу, что на данный момент VK Play — самая крупная площадка в России. Она постоянно развивается и привлекает новых пользователей. Например, если раньше все игры в магазине были в формате F2P и преимущественно в жанре MMORPG, то сейчас площадка активно развивает направление синглплеерных инди-игр. Этот факт повлиял на наше решение: он даёт гарантию, что приток игроков будет только расти со временем. А вместе с этим постепенно вырастет и спрос на нашу игру.
Ещё одно преимущество заключается в размере комиссии, которую забирает площадка, — всего 5% от продаж. Для инди-разработчиков это весомый аргумент: небольшой процент отчислений способствует быстрой компенсации расходов на производство и переходу к стадии получения прибыли.
— Расскажите о своём опыте коммуникации с представителями платформы.
— В отличие от зарубежных площадок представители VK Play охотно идут на контакт, что для нас оказалось очень большим плюсом. У меня постоянно возникали вопросы, связанные с кабинетом разработчика и размещением игры на странице. На них оперативно давались развёрнутые ответы.
В этом плане VK Play опережает иностранные площадки, техподдержка которых иногда может не отвечать неделями. Чувствуется, что здесь сотрудники заинтересованы в разработчиках, новых играх и развитии своей платформы. Это очень подкупает.
— Нужны ли какие-то стартовые взносы за регистрацию игры на площадке, как, например, в том же Steam?
— В нашем случае такой практики не было. И, надеюсь, её не будут вводить. На мой взгляд, это рушит суть взаимодействия между площадкой, разработчиком и игроками. Но, судя по опыту крупных иностранных магазинов, в какой-то момент это становится необходимо. Среднее качество контента на площадке не должно ухудшаться при увеличении количества игр. Единственный логичный выход из этой ситуации — небольшие взносы, которые дают дистрибьютору уверенность, что разработчик отвечает за качество своего продукта.
— Предлагает ли площадка дополнительные условия для инди-разработчиков? И зависят ли они от системы монетизации проекта?
— Исходя из своего опыта, можем сказать, что договор-оферта — стандартный для всех игр, к тому же он составлен очень грамотно. Его проверяли наши юристы, и мы не нашли пунктов, которые могли бы насторожить. Об особых условиях для проектов других форматов в договоре не упоминалось.
Возможно, существует несколько видов этих договоров, но на этапе создания страницы для One Day More нам не предлагали других вариантов.
— Некоторые площадки очень внимательно относятся к модерации контента. Например, в Epic Games Store попадает не каждая инди-игра. По каким критериям происходит отбор в VK Play и существует ли какое-то внутреннее тестирование на наличие работоспособности сборки?
— Разумеется, VK следит за качеством контента на площадке. На первом этапе регистрации заполняется вся юридическая и платёжная информация, на втором этапе рассматривают описание и промоарты. Третий этап самый важный и трудоёмкий — загрузка дистрибутивов (билд и внутриигровой контент). В кабинете разработчика есть все инструкции по заполнению форм. Если в процессе возникают какие-то вопросы, можно обратиться в службу поддержки.
Аккуратно заполнив все поля и проверив все пункты несколько раз, разработчику нужно собраться с силами и нажать кнопку «Опубликовать». После этого он ждёт, скрестив пальцы, пока гуру площадки проверят маркетинговые материалы и билд игры и — самое главное! — одобрят их. Процесс занимает около пяти рабочих дней, что очень волнительно, особенно если релиз намечен на конкретную дату.
И пока на платформе нет возможности создать страницу, не загружая билд с игрой. Нелишним было бы добавить такую возможность, чтобы модерация проходила в несколько этапов.
— Насколько удобен кабинет разработчика?
— Он понятный, простой и доступный. Если сравнивать со Steam, то всё более интуитивно. Но в любом коде и системе не обойдётся без багов. Например, у нас не сразу подгружались правильные версии локализации текстов. А для замены картинки требовалось удалить старую, нажать кнопку «Сохранить», затем обновить страницу и только потом загружать необходимый файл.
Но все эти мелкие недочёты компенсировались скоростью ответов сотрудников техподдержки, которые почти в режиме онлайн помогали с устранением всех неполадок. Специалисты площадки даже посодействовали с подключением функционала, которого ещё не было в открытом доступе. Такой подход достоин уважения. Чувствуется желание не просто привлечь разработчиков на платформу, но и создать для них действительно комфортные условия.
— У F2P-проектов в VK Play есть большие сообщества игроков. Может ли инди-разработчик создать своё комьюнити на платформе?
— Да, сейчас есть такая возможность. One Day More — игра из платного сегмента, и у неё есть своё сообщество. Прямо из кабинета разработчика можно сразу на нескольких языках публиковать новости и сообщать о конкурсах. Все необходимые инструменты находятся в одном разделе, что экономит время.
— Сейчас ваша игра продаётся со скидкой 58% — и будет продаваться по сниженной цене до 16 июля. Обычная стоимость составляет 1200 рублей. Рядового игрока могут отпугнуть такие расценки, учитывая формат и жанр игры. Это ваша личная оценка стоимости продукта или таковым было ценовое требование площадки?
— VK Play не участвует в ценообразовании и системе скидок для игр. Всё это остаётся на усмотрение разработчика. В случае с One Day More обычная цена эквивалентна стоимости игры в иностранной валюте, которую наша студия установила после проведения анализа ценовой политики рынка инди-игр.
После 16 июля мы соберём статистику и, возможно, пересмотрим скидку в большую или меньшую сторону для российских игроков. Удобно, что скидки можно настроить отдельно для каждого региона, в котором площадка привлекает аудиторию. Для западных игроков изменения скидок пока не планируем.
— Существуют ли какие-то договорённости о скидках, связанных с сезонами, новыми релизами, жанрами и так далее?
— Сейчас в VK Play не проводятся специальные акции для отдельных жанров. Но, уверена, такие ивенты обязательно появятся в будущем, и тогда организация системы скидок станет приятной необходимостью для привлечения широкой аудитории к покупке. Учитывая рост количества инди-игр на платформе, проведение площадкой тематического фестиваля для независимых разработчиков дало бы толчок к расширению этого сегмента.
— Если взглянуть на страницу One Day More в VK Play, можно увидеть, что тайтл стал своеобразным флагманом в линейке инди-игр от российских разработчиков. Насколько сервис вовлечен в маркетинговую кампанию и помощь с продвижением инди-игр на своей платформе?
— Быть первыми всегда приятно, но не всегда просто. Аудитория VK Play, привыкшая к F2P-проектам, не так охотно переключается на оригинальные инди-игры. Нам удалось получить фичеринг на сайте площадки, и он проходит в два этапа. Первый — на моменте релиза. Второй — самый активный — планируется в середине июня. Таким образом мы хотели сначала «подогреть» аудиторию, а затем привлечь её с помощью таргетированной рекламы, которая нацелена на активных пользователей площадки.
— Помогает ли такой промоушен или всё же эффективнее действует реклама на других площадках?
— Продвижение игры только в рамках платформы нельзя считать эффективным, всегда необходим комплексный подход. Мы также активно привлекаем пользователей из социальных сетей, приглашаем к сотрудничеству стримеров и блогеров. В совокупности все каналы должны дать необходимый трафик для успешных продаж игры.
— Как обстоят дела с продвижением игры в других странах?
— Сейчас мы сфокусированы на российских игроках, международный релиз с крупной маркетинговой кампанией намечен на начало 2023 года. Ближе к этому времени сможем рассказать, какие каналы мы будем использовать, но что точно известно уже сейчас — рекламная активность будет увеличена в несколько раз.
— Может ли VK Play предложить размещение игры на условиях временной эксклюзивности?
— Формально таких условий площадка не выдвигает, но в нашу игру сейчас можно поиграть только через VK Play. Это сознательное решение, которое проверит возможности не только нашей команды, но и быстро растущего российского сервиса.
— Рассматриваете ли вы другие отечественные платформы?
— Ранее не рассматривали, но после релиза к нам обратилось несколько российских сервисов, например 4Game. Сейчас мы находимся в стадии активных переговоров. Если они пройдут успешно, то, возможно, площадок для дистрибуции One Day More в этом году станет больше.
— Релиз One Day More состоялся совсем недавно — понимаю, что пока сложно делать какие-то выводы и прогнозы. Тем не менее можете ли вы уже оценить свой опыт работы с VK Play?
— Из плюсов могу выделить опыт работы с площадкой и её сотрудниками, которые активно помогали на всех этапах. Для первого релиза такая поддержка была очень кстати. Если сервис будет и дальше придерживаться такой политики, то через год количество оригинальных игр вырастет в разы.
Впрочем, хочется, чтобы в будущем в VK Play было побольше ивентов и возможностей привлечения целевой аудитории для таких проектов, как One Day More. Пока сложно представить, что у фанатов, к примеру, World of Warships сразу возникнет непреодолимое желание приобрести оригинальный инди-проект про стремление девушки к своей мечте.
Тем не менее резонанс уже есть, и мы ждём результатов второго этапа рекламной кампании в VK Play.
— Что вы можете порекомендовать инди-разработчикам, которые захотят продавать свою игру через VK Play?
— Подготовьтесь к тому, что изначально у вас не будет собранных вишлистов и что старт продаж — это на самом деле только старт. После публикации игры придётся приложить вдвое больше усилий, чтобы ваш проект заметили и оценили.
Привлекать и удерживать лояльную аудиторию предстоит уже после релиза. Это достаточно нестандартный сценарий, но благодаря отзывчивости сотрудников площадки и её активному развитию, результат не заставит себя ждать.
В качестве напутствия инди-разработчикам закончу ответ слоганом из One Day More: «Путь к цели полон приключений!»