Геймдев
#статьи

Path of Exile 2: какой получилась главная духовная наследница Diablo 2

ARPG, которая способна стать выдающейся. Однако пока игра находится в раннем доступе — и это сказывается на всём: от экономики до геймплейных систем.

Изображение: официальный арт к игре Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

«Вот выйдет Path of Exile 2, и вашей Diablo 4 придёт конец» — подобные по духу комментарии часто мелькали в социальных сетях и на YouTube. Но вот стартовал ранний доступ — и всеобщее воодушевление смешалось с досадой. Конец никому не пришёл. Обе игры, как и в случае с предыдущими частями, спокойно сосуществуют. У обоих проектов, как и всегда, свои проблемы. И на этом фоне некоторые пользователи открывают для себя другие игры жанра (Last Epoch, Titan Quest, Grim Dawn). Или переосмысливают их и начинают ценить больше.

Скриншот: игра Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

Несмотря на пересечения и плотную конкуренцию, Path of Exile 2 и Diablo 4 направлены на совершенно разные аудитории. У Blizzard весь процесс построен вокруг философии, когда вы прожимаете комбинацию умений, и на экране (и за его пределами) всё красочно лопается. Пользователь при этом пребывает в сладкой полудрёме. Ему уютно и комфортно. Звуки без конца выпадающих «легендарок» приятно убаюкивают. Да и системы настроены таким образом, чтобы колыбельная длилась как можно дольше. Всё это напоминает долгую поездку в отапливаемой электричке в морозный день. Вы, конечно, рискуете пропустить свою остановку, но, даже если это случится, жалеть будет не о чем.

Пример уникального предмета высокого качества в Diablo 4
Скриншот: игра Diablo 4 / Blizzard

У творения Grinding Gear Games совсем иная философия — там нужно двигаться к цели методом проб и ошибок и выживать в агрессивной среде. Здесь вполне естественно, когда в один момент игрок не чувствует опасности от противников, а в другой — его возят лицом по карте. И потом, там, где Diablo проведёт экскурсию и растолкует, что к чему, Path of Exile утешительно похлопает по плечу. До всего остального нужно либо додуматься самому, либо узнать из руководств.

Подобное различие в подходах не делает одну игру лучше другой. Они просто разные. Примерно настолько же, насколько Path of Exile 2 и первая Path of Exile.

Кто-то скажет, что это не так. Суть ведь не изменилась — вам всё также нужно выбрать персонажа и экипировать его. Копаться в гигантском колесе умений и в обнимку с калькулятором подбирать нужные навыки для билда. Проходить сюжетную кампанию, а после неё наматывать круги в бесконечном цикле активностей, где вас ждут самые лютые боссы и лучшие предметы в игре. И вроде всё так и есть. Но различия кроются как в мелочах, так и целых системах. Причём на старте раннего доступа не все изменения положительные. Некоторые — отказ от принципов, которые существовали ранее.

Древо умений в Path of Exile 2. Примерно такой может быть сборка на монаха на поздних стадиях
Скриншот: сайт Maxroll

Но давайте сначала о хорошем. Число улучшений, которые делают процесс приятным, доступным и интерактивным, по-настоящему велико.

Экран выбора персонажа — эталонное погружение в мир Path of Exile 2 с первых секунд. Обычно герои рассаживаются полукругом возле костра или находятся в задумчивых позах, а где-то, как в Grim Dawn, нужно просто вписать ник и выбрать параметры игры. Здесь же на экране разворачивается средневековая казнь.

Разъярённые крестьяне толпятся у эшафота и ждут представления. Палач с топором молча стоит за спинами и, скорее, напоминает могучую гору. В это время шесть героев, каждый из которых представляет уникальный класс и личность (сменить пол, как в Diablo 3 или 4, нельзя), ожидают исполнения приговора. При нажатии на персонажа игроку зачитают обвинение, а заодно предложат вбить имя. Как только выбор сделан, все другие герои испустят дух, а ваш изловчится и сиганёт в реку. С этого момента и начинается путешествие.

Экран выбора персонажа
Скриншот: игра Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

Повествование и история в сиквеле вышли на новый уровень. Сюжет первой PoE невозможно уложить в голове и чётко запомнить. Даже после того, как вы всё прошли, посмотрели и прочитали, велика вероятность, что многое выветрится из памяти на следующий день и у вас не получится рассказать товарищу, что к чему. Кто-то может сказать: «Да разве в ARPG кому-то нужен сюжет?» Для погружения в мир — абсолютно всем. Из-за отсутствия целостности оригинал заметно уступал конкурентам, хотя самой истории было что предложить.

В PoE 2 сценаристы взяли структуру первых трёх актов из Diablo 2, сохранили ключевые принципы, грамотно расставили акценты и построили целостное повествование.

Карта первого акта
Скриншот: игра Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

Получилось и правда хорошо: вас по шею погружают в густое мрачное фэнтези и последовательно знакомят с миром, который не перестаёт удивлять. Вам всегда ясно, что делать, куда идти, какие побочные активности есть на местности, кто кому кем приходится и что вообще происходит.

Герой при этом постоянно реагирует на события. Увидел руну, получил уровень, натолкнулся на кого-нибудь — обязательно что-нибудь скажет. Всего одна строчка — и возникает ощущение, будто персонаж живой. Но главное, фраза всегда чётко описывает ваши мысли и эмоции в этот момент. Во время прохождения это позволяет избежать классической ситуации с людо-нарративным диссонансом в ARPG, где мотивация игрока постоянно расходится с повествованием.

Злодеи при этом не карикатурные, в отличие от Diablo, и не разваливаются от одного взгляда. При встрече с ними вам действительно приходится тяжело. Граф в первом акте, Яманра во втором, Дориани в третьем — каждый из них способен измотать душу. В их арсенале есть атаки и цепочки комбинаций, которые при неосторожности сбивают всю полоску здоровья. Граф интересен тем, что создаёт узкую арену, внутри которой приходится одновременно драться с волками и уворачиваться от его внезапных выпадов. Яманра во второй фазе запускает миллиард заклинаний. Дориани вообще собирает гигантского меха и устраивает лазерное шоу.

Однажды возникла ситуация, когда мы с Графом умерли синхронно, и я не получил лут. Несправедливо, но что поделать — ранний доступ
Скриншот: игра Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

Никого из них я не побил с первого раза. Но не скажу, что меня это как-то демотивировало. Дизайн злодеев интересный. Структура боя с ними тоже необычная. Паттерны действий порой выглядят непредсказуемо, на поле битвы одновременно происходит сразу несколько событий, а привычная тактика закликивания сменяется беготнёй и кувырканием. Темп при этом всегда высокий, но и сложность честная. Если не удалось победить противника с первого раза, рядом с ареной расположен чекпоинт. Так что после смерти не нужно бежать за километр. Выдохнул — и сразу в бой.

Антураж локаций (не путать с дизайном уровней) идеально передаёт атмосферу. У разработчиков даже получилось превратить пустыни, которые обычно навевают тоску, в нечто захватывающее. Ощущение, словно путешествуешь по Марсу, на котором когда-то жили титаны.

Каждый уровень по-своему уникален и передаёт своё настроение. Вдобавок в каждой зоне есть свои дополнительные задания и цели, которые красочно обозначены на карте. При их выполнении можно заработать прибавку к очкам или увеличить один из основных параметров.

Босс третьего акта — пример блестящей задумки и исполнения.

Дополняют эту картину монстры, которые тоже заметно отличаются друг от друга от уровня к уровню. Большинство из них обитают только в конкретных локациях. Не меняется только принцип геймдизайна — вас всегда ждут лёгкие пехотинцы, стрелки и великаны. Но разработчики так умело их комбинируют благодаря разнообразию механик и способностей, что ты не успеваешь заскучать. Каждая встреча — новое открытие.

Другое приятное нововведение, которое бесконечно радует меня как родителя, — мгновенная пауза. Включается в любой момент, даже посреди сражения. А ещё, если ты отбежал на 20 минут, тебя не выкидывает с сервера. Более того, если ты всё же вышел, то игра запоминает не только карту уровня, но и портал из города. Такой уровень комфорта — настоящий праздник. Особенно для столь хардкорной игры с гигантскими локациями, структура которых — настоящий ад (пока найдёшь выход или дверь, с ума сойдёшь).

Скриншот: игра Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

Но приятные детали на этом не завершаются. При прокачке вы наконец можете сбросить все навыки древа. Стоимость, конечно, не низкая, учитывая какие скромные кучки золота вам встречаются (и это после патча, который сбросил плату за перекидывание очков на 40–50%), зато теперь это выглядит куда реальней.

Раньше цена ошибки при прокачке оказывала большое влияние на персонажа. Если вы напортачили с билдом, то не могли просто взять и переделать его полностью — только малую часть. Единственный выход — создавать нового героя, что довольно абсурдно, так как немногие готовы жертвовать временем ради мнимой радости когда-то потом через 100 часов достичь успеха. Из-за этого аудитория очень быстро привыкла играть по гайдам, а новички даже не пытались вникать в особенности прокачки. А зачем, если от тебя ничего не зависит, каждое решение по определению неверно и ты никак не способен исправить что-либо? Поэтому добавление такой простой механики, как сброс очков талантов, было крайне необходимым решением. Иначе новая аудитория просто бы не пришла.

Наглядное объяснение всех механик — ещё один важный плюс сиквела
Скриншот: игра Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

Но это не единственный приятный бонус, который расширяет границы доступности. Во-первых, теперь при открытии новых приёмов вы видите, что они делают (под способностью появляется короткое видео с демонстрацией). Во-вторых, при изучении предметов вы можете прочитать описание всех параметров и разобраться, как они работают.

В списке новшеств нельзя не отметить WASD-управление. Это то, чего не хватало жанру ARPG очень давно. Если задействовать раскладку на клавиатуре, вы получаете больше контроля в моменте, нежели если управлять только мышкой. Иногда достаточно сделать шаг в сторону, чтобы уйти от атаки существа. И когда это получается, ощущения по-настоящему классные. Во многом так происходит из-за того, что в игре отлично реализованы хитбоксы.

Окно прокачки камней умений
Скриншот: игра Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

Общий темп некоторым кажется медленным и тяжеловесным по сравнению с той же первой PoE. Но это можно объяснить ставкой на WASD и общими правилами геймдизайна. Позднее игра разгоняется, особенно когда вы выбиваете сапоги с параметром на скорость передвижения или камни с пассивными навыками.

В остальном же Path of Exile 2 нуждается в полировке. Философия активностей на поздней стадии игры идёт вразрез с тем, чему игрока обучали на протяжении сюжетной кампании. Это касается Атласа и всего, что с ним связано.

В чём вообще суть Атласа: после 60-го уровня (ближе к концу прохождения кампании) вы будете выбивать из монстров путевые камни (аналог карт из первой PoE), которые представляют собой отдельные уровни. На них бывают разные задания, но цель всегда примерно одна: убить всех редких монстров и босса, если он есть. Также на Атласе вы можете встретить особые Цитадели. В финале их прохождения вам повстречается один из боссов кампании, а точнее, его усиленная версия. После смерти он оставит после себя один из трёх фрагментов особого ресурса, необходимых для битвы с Арбитром — самым главным противником PoE 2.

Однако на прохождение любой карты даётся всего одна попытка (в патче 0.1.1 обещают увеличить число подходов до шести, но это предусмотрено только для Арбитра). В случае смерти вы потеряете много опыта и у вас закроются порталы к главному боссу. А чтобы вернуться и попробовать ещё раз, нужно снова искать доступ к Цитаделям и зачищать их.

Пример того, как выглядит карта Атласа
Скриншот: игра Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

Получается, вместо подхода проб и ошибок вас ждёт система бесконечных наказаний. А погибнуть довольно просто — достаточно словить ваншот из ниоткуда. И количество магического сопротивления здесь не панацея, так как даже с высокими значениями есть механики, от которых вы должны уклоняться. Иначе смерть.

Рандом влияет и на достижение целей. Особенно когда дело касается поиска Цитаделей. Найти их сейчас не так-то просто, так как на Атласе они возникают в случайных местах (в будущем твердыни начнут появляться на карте в пределах досягаемости). Другая проблема заключается в том, что там также действует правило одной смерти. И если играть не по билду, то шансы на прохождение минимальны. Ведь в случае гибели нужно заново искать твердыню на Атласе и пробивать путь к боссу Цитадели, а уже затем — к Арбитру. Многие пользователи сатанеют от такого подхода и бросают игру.

Блогер DarthMicrotransaction TV очень подробно разбирал проблему Атласа и Цитадели

Но даже если у вас и получается выживать в таких условиях, далеко не факт, что повезёт выбить полезные для себя предметы или расходники. Потому что в PoE 2, как и в первой части, абсолютно случайная выдача всего. Бывают периоды, когда вы добываете уникальные вещи для всех других классов, но только не для своего. А если и везёт — то, что достаётся, как правило, оказывается мусором. Благо это можно выяснить, пока предмет лежит на земле (достаточно навести курсор). Но кому от этого легче? Без вещей, которые вообще-то выступают ключевым источником силы (пассивные навыки и способности не оказывают настолько заметного влияния), не удастся продвинуться по игре.

Так что у пользователя остаётся три варианта: идти на аукцион, крафтить или выбивать себе экипировку с параметром на повышение редкости найденных предметов. Как показывает практика, эту характеристику желательно иметь на всех вещах. И хотя даже со 186% нет никаких гарантий на успех, без неё уровень и качество лута будут бесконечно низкими, а награда — вообще не соответствовать усилиям.

Лучший вариант во время кампании — покупать и продавать вещи торговцам, а не разбирать их на ресурсы. Экипировка за золото зачастую качественнее той, что встретится в процессе
Скриншот: игра Path of Exile 2 / Grinding Gear Games

По идее, часть проблем должен решить крафтинг. Но в PoE 2 он существует пока что в урезанном варианте и до поздней стадии напоминает казино. Вы можете тратить ресурсы, но смысла в этом немного. Особенно без особых сущностей, которые начнут падать позднее.

Аукцион для меня — одно сплошное недоразумение. Во-первых, сама система выглядит устаревшей: вы должны свернуться, открыть специальный сайт, выбрать экипировку, вернуться, договориться в чате и только потом обменяться. Во-вторых, трейдеры, которые играют группами, ставят под угрозу всю экономику, отчего классные предметы оказываются в дефиците, а все остальные доступны за копейки. Делают ли что-то с этим разработчики? Нет, ничего.

По-хорошему, разработчикам следует вернуться к принципам к первой части, когда игра в группе не давала такого преимущества по найденной экипировке, и внедрить понятную систему крафтинга, а не однорукого бандита, который высосет все ресурсы.

Окно аукциона
Скриншот: сайт аукциона Path of Exile 2

Есть, впрочем, и другие сервисы, которые позволяют обмениваться вещами. Только на этот раз уже за реальные деньги (на официальной странице подобное невозможно). Заработок торговцев, которые знают, что делать, в среднем варьируется от 100 до 250 тысяч рублей в месяц. Отчасти игроки идут на это, так как не способны добыть необходимую экипировку, чтобы зачищать активности дальше.

Но это проблемы людей, которые провели в игре больше 50 часов. У тех, кто только в начале пути, совсем иные трудности. Связаны они в основном с переменными скачками баланса. Первый акт несложный, если играть по готовому билду. Если же у вас своя сборка, далеко не факт, что получится добраться до Графа. Второй акт — резкий прирост по входящему урону. Так что, даже если у вас и классный билд, огребать будете по полной. Вдвойне, если нет необходимых предметов на защиту от стихий и нормальной брони. С этим можно справиться, но в расход пойдут все ресурсы. Копить и экономить не выйдет.

* * *

В будущем, когда Grinding Gear Games отполирует игру и доведёт всё до ума (хоть патч 0.1.1 и обещает сбалансировать многое, он мало способен повлиять на общее восприятие от игры), Path of Exile 2 способна стать идеальной наследницей Diablo 2. Здесь есть всё для этого: атмосфера, сложность, доступность, классные персонажи, абсолютно безумные боссы и потрясающие механики. Но пока её стоит рекомендовать только фанатам. Всем остальным придётся подождать пару-тройку лет. Потому что, если окунуться с головой сейчас, боюсь, на релизе вы не вернётесь. А жаль. В игре много достойных и интересных решений, которые, увы, соседствуют с архаизмами.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

? Узнать, кто я →
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована