От Gothic до Elex: топ всех игр студии Piranha Bytes
Разбираемся в достоинствах всех серий, созданных немецкой командой, и называем лучшую игру.
Скриншоты: игра Gothic 2: Night of the Raven / Piranha Bytes
Piranha Bytes — немецкая студия, наверняка знакомая всем поклонникам RPG. Именно она в начале 2000-х годов выпустила Gothic — игру, которая задала жанровые стандарты, и запустила серию, долгое время считавшуюся главным конкурентом The Elder Scrolls от Bethesda. После «Готики» студия создала ещё две ролевые серии — Risen и Elex, — однако ни та, ни другая не добились такой же популярности.
В июле 2024 года стало известно, что Piranha Bytes прекратила своё существование — по крайней мере, в знакомом всем виде. Сперва об этом сообщило польское игровое издание CD-Action, а затем информацию фактически подтвердили бывшие руководители студии Бьорн и Дженнифер Панкрац. Они, впрочем, не говорили о закрытии как таковом и отметили, что Piranha Bytes продолжает существовать в виде бренда, принадлежащего издателю THQ Nordic. Команда при этом распущена, а офис пустует.
Словом, можно сказать, что прежней Piranha Bytes больше нет. Не исключено, что когда-нибудь студия возродится с новой командой, но случится ли это на самом деле и какие игры она тогда будет делать, большой вопрос. А пока предлагаем вам вспомнить все тайтлы, уже созданные силами Piranha Bytes, в этом топе.
Содержание
8. Risen 3: Titan Lords
- Год выхода: 2014
- Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X
- Системные требования на ПК: процессор Intel Core i5 2,5 ГГц или AMD Phenom II x4 940 3,0 ГГц; видеокарта NVIDIA GeForce GTX 570 или AMD Radeon HD 5870 с 1 ГБ видеопамяти; 8 ГБ ОЗУ
Risen 3: Titan Lords — пожалуй, самая слабая игра Piranha Bytes. Она, впрочем, не плохая сама по себе: в ней много увлекательных квестов (в их создании студия всегда преуспевала), знакомые поклонникам механики обязательного выбора фракции и системы вроде прокачки через учителей, привлекательный мир, вознаграждающий игрока за исследование. Проблемы в мелочах — и ещё в том, что разработчики как будто и сами не знали, зачем они создавали третью часть серии.
Серия Risen задумывалась как трилогия, но после выхода третьей части неожиданно оказалось, что в ней попросту нет ответов на огромное количество вопросов, возникших у игроков при прохождении двух предыдущих игр. Что это за титаны, угрожающие всему живому, и откуда они взялись? Как их победить и можно ли это сделать в принципе? Какая судьба ждёт людей, если титанов одолеть не удастся?
Эти самые титаны и борьба главных героев с ними — главная тема всей серии. Незадолго до событий первой части они, много веков заточённые в божественных тюрьмах, вырвались на свободу и начали наносить миру непоправимый ущерб — и казалось, что именно в третьей части нам удастся положить их тирании конец. Но Risen 3 не предполагает такого финала и не отвечает ни на один из упомянутых выше вопросов — и это при том, что у игры в названии есть слова Titan Lords!
Странное приключилось и с менее значимыми сюжетными ветками двух предыдущих частей. В Risen 3 главным героем почему-то (серьёзно, никто и не объяснит почему) стал совершенно новый персонаж, а безымянный из двух прошлых игр появляется лишь в короткой сцене-камео, из которой можно сделать вывод, что он по-прежнему ищет способ победить титанов… наверное?
То же самое и с другими персонажами из предыдущих частей. В третьей игре можно встретить некоторых из них, а кое-кого — даже взять себе в команду, но никаких масштабных заключительных квестов в их сюжетных ветках не будет. История Risen 3: Titan Lords вообще получилась на удивление довольно местечковой: она посвящена попыткам нового главного героя вернуть свою душу. Он, так уж вышло, погиб в начале игры, но тело его удалось воскресить благодаря магии вуду. А вот душа попала в плен к повелителю теней. Титаны в этой истории тоже фигурируют, но очень на фоне, — и финала, которого следовало бы ожидать, с ними так и не случится.
Выходит, что Risen 3: Titan Lords — не худшая RPG на свете, но провальный финал серии Risen. При большом желании сыграть можно, но зачем — понятно не до конца.
7. Risen 2: Dark Waters
- Год выхода: 2012
- Платформы: ПК, PS3, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X
- Системные требования на ПК: двухъядерный процессор с тактовой частотой 3 ГГц; Radeon 4890 или GeForce GTX 260; 4 ГБ ОЗУ
Risen 2: Dark Waters — пожалуй, самая нестандартная игра студии Piranha Bytes. Видимо, начитавшись отзывов о том, что первая часть Risen оказалась слишком уж похожей на Gothic, разработчики решили отойти как можно дальше от привычной для себя формулы и… судя по всему, увлеклись и в результате направились куда-то не туда.
Так, более или менее классический фэнтезийный сеттинг сменили на пиратскую тематику. Компактный открытый мир променяли на череду больших островных и прибрежных локаций-хабов, между которыми нужно перемещаться на корабле. Главный герой остался прежним, но его внешность изменили так, что он стал сам на себя не похож. Прокачку упростили настолько, насколько это было возможно: знакомую по другим играм студии систему с учителями оставили, но значительно урезали её, а некоторые навыки позволили просто улучшать в меню. Механику с выбором фракций тоже, по сути, низвели до предельно примитивного уровня — формально выбор условного лагеря есть, но результат сводится к возможности использовать новые способности и к нескольким изменениям в квестовых линейках. Тогда как в обеих Gothic и первой Risen от выбора фракции зависело 30–40% всей игры.
И на самом деле сами по себе все эти изменения не так уж и страшны. К примеру, элементы пиратской тематики были и в первой части Risen, а до этого — в дополнении «Ночь ворона» для Gothic 2. Но там это были именно элементы: они отражались в отдельных персонажах, дизайне некоторых локациях и предметах. Едва ли кто-то из поклонников студии мог представить, что в Risen 2: Dark Waters пиратская тематика неожиданно станет основной, и игра превратится в вольную адаптацию «Пиратов Карибского моря».
То же касается и других изменений. Структура открытого мира в играх Piranha Bytes никогда не была проблемой (ну разве что в Gothic 3). Зачем было отказываться от неё и городить хабы, разбросанные по фэнтезийному аналогу Карибского моря? Не могли не огорчать и упрощённые механики, связанные с выбором фракции и прокачкой — и то, и другое было ключевыми особенностями всех предыдущих игр студии.
Risen 2: Dark Waters стала очень странным продолжением первой части, предложившим игрокам то, что они от неё никак не ждали. Впрочем, в отрыве от предшественницы вторая часть была не такой уж и плохой игрой — от неё даже можно получить удовольствие, особенно если вы искренне любите тему пиратских приключений. К тому же в ней немало увлекательных квестов: они Piranha Bytes всегда удавались. Да и сюжет — прямое продолжение истории Risen, про титанов, желающих уничтожить всё живое, — вполне может увлечь, если не ждать от него откровений.
6. Elex
- Год выхода: 2017
- Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
- Системные требования на ПК: процессор Intel Core i7-4790 или AMD FX-8350; видеокарта NVIDIA GTX 1060 с 3 ГБ видеопамяти или AMD RX 480 с 4 ГБ видеопамяти; 16 ГБ ОЗУ
Завершив трилогию Risen, студия Piranha Bytes взялась создавать совершенно новую вселенную. И не простую, а такую, в которой удалось объединить сразу три разных сеттинга — привычный фэнтезийный, фантастический и постапокалиптический.
Сюжетное обоснование для такой мешанины тоже придумали. В вымышленную планету Магалан, на которой происходят события игры, когда-то давно врезался астероид. Удар был настолько сильным, что прежняя человеческая цивилизация, очень похожая по уровню развития на нас с вами, оказалась почти полностью истреблена, а города — разрушены. Сама планета практически вся превратилась в выжженную пустыню. Выжившие, впрочем, не отчаялись, начали восстанавливать то, что можно было восстановить, — и вскоре обнаружили, что вместе с астероидом на Магалан прилетел необычный космический ресурс элекс.
Одни выжившие стали перерабатывать его и поняли, что он даёт людям магические способности, — так появилась фракция берсерков, классических фэнтезийных воинов и магов, желающих применить элекс для восстановления планеты. Берсерки живут в городе, похожем на средневековое поселение, и стремятся превратить всё вокруг в зелёные леса.
Другие же нашли иное применение новому ресурсу — начали использовать его для работы технологий, роботов и прочих машин, упрощающих жизнь людей. Эта фракция стала известна как клирики. Они построили себе футуристический город из стали в опасном лавовом регионе, расположенном недалеко от места, куда упал астероид.
Третья фракция — изгои. Люди, которые предпочли жить как обитатели постапокалиптического мира из «Безумного Макса». Они стали использовать элекс как валюту, а города строить из хлама, оставшегося от прошлого мира.
Появились и те, кто стал поглощать элекс, получая взамен нечеловеческую силу, но теряя возможность испытывать эмоции. Таких людей прозвали альбами. И главный герой Джакс — один из них. Правда, в начале игры его предают товарищи по фракции, он теряет всю свою экипировку и способности, и в результате ему приходится начинать путешествие по миру Elex с нуля. Зато у него появляется возможность присоединиться к любой из описанных выше фракций. В центре сюжета же — попытки Джакса узнать правду об элексе (он появился на планете неспроста) и остановить лидера альбов Гибрида, который хочет поглотить весь ценный ресурс.
Впрочем, сюжетного обоснования для объединения трёх очень разных сеттингов всё-таки не хватило. Piranha Bytes приложила много сценарных усилий, чтобы непохожие друг на друга элементы сочетались между собой, но удалось не всё. Особенно сильно это заметно при исследовании мира, когда главный герой покидает территорию одной фракции и попадает на локации, принадлежащие другому лагерю. Никаких плавных переходов: просто вот здесь у нас — зелёный лес берсерков, а буквально через два шага от него — безжизненная постапокалиптическая пустыня. Ничего такого, просто сеттинг сменился, ничего не поделаешь!
Если закрыть глаза на явные проблемы в сочетаемости сеттингов, то Elex — это, пожалуй, самая удачная, после Risen, попытка студии воссоздать Gothic. В плане геймплея, квестов и исследования мира здесь есть всё, за что вы могли полюбить культовую серию из начала 2000-х. Да и сюжет в этот раз удался: в нём нашлось место неожиданным поворотам и масштабному финалу, после которого очень хочется тут же сыграть во вторую часть.
5. Gothic 3
- Год выхода: 2006
- Платформы: ПК
- Системные требования на ПК: процессор Intel Pentium 3,0 ГГЦ или AMD Athlon 64 4000+; видеокарта NVIDIA GeForce 6800; 4 ГБ ОЗУ
Gothic 3 — пожалуй, самая проблемная игра Piranha Bytes. Нельзя сказать наверняка, но вполне можно представить, что после успеха второй «Готики» и на фоне повсеместных сравнений серии с не менее успешной The Elder Scrolls немецкая студия задала самой себе планку, до которой попросту не смогла дотянуться. Опять же, подтверждений этому нет, но нельзя исключать тот факт, что вместе с Gothic 3 в 2006 году к релизу готовилась The Elder Scrolls 4: Oblivion — во многом прорывная игра, которая будто бы поднимала упомянутую планку ещё выше. Возможно, именно поэтому в случае с третьей «Готикой» Piranha Bytes решила сделать ставку на масштаб всего и вся.
Вместо острова Хоринис, на котором был один крупный город, местом действия Gothic 3 стал Мидленд целиком — огромный континент с тремя регионами, различающимися погодными условиями и внешним видом. Так, в центральной его части находится то самое королевство Миртана, которое воюет с орками. Оно выглядит как стандартная фэнтезийная территория с зелёными лесами и каменными городами. На севере от Миртаны располагается Нордмар — заснеженная земля и родина суровых воинов, которые явно создавались с оглядкой на викингов. На юге континенте можно найти Варант — жаркую пустыню, населённую ассасинами.
В центре сюжета — прямое продолжение истории, которая стартует сразу после финала второй «Готики». Безымянный герой, знакомый по двум предыдущим играм, и его верные боевые товарищи приплывают с Хориниса на континент, чтобы отыскать главного злодея серии, мага Ксардаса, и узнают, что война с орками зашла в тупик: орки практически полностью захватили королевство, и только малочисленные группировки повстанцев мешают им получить полный контроль над государством. Также в столице всё ещё находится король Робар, который попросил магов возвести вокруг города магический барьер, способный защитить от орков. План сработал, но что с этим всем делать дальше, непонятно — и разбираться предстоит главному герою.
Основная проблема Gothic 3 заключается в том, что Piranha Bytes попросту не потянула заданный масштаб. Мир получился слишком большим, и его не удалось наполнить интересным контентом. Ему остро не хватает увлекательных квестов, персонажей и ситуаций, а Варант и вовсе получился безжизненной пустыней с редкими маленькими поселениями. Да, в реальности в пустынях тоже много интересных квестов не найти, но Gothic 3 — не реальность, а игра, в которую должно быть интересно играть вне зависимости от окружения.
Не помогло и огромное количество багов, из-за которых игру и пройти-то было сложно. Финальный патч от разработчиков, который исправил бы все технические проблемы, при этом так и не вышел, поскольку после неудачного релиза Piranha Bytes поругалась с издателем, лишилась прав на серию и переключилась на Risen. Хорошо, что к тому моменту вокруг «Готики» сплотилось очень преданное сообщество фанатов, которые и довели игру до ума: они фактически доделали Gothic 3 и выпустили огромный комьюнити-патч, который следует обязательно установить, если вы решите сейчас познакомиться с заключительной частью некогда великой серии.
Тем не менее за багами и проблемным открытым миром скрывалась игра, всё ещё созданная студией Piranha Bytes. Третьей Gothic не хватает многого из того, что было у двух её предшественниц, но совсем провальной её назвать нельзя. При желании в ней можно отыскать и неплохие квесты, и удачные геймплейные решения, и занятные игровые ситуации. В конце концов, это финальная глава в длинной истории, что не может не вызывать соответствующих эмоций у тех, кто следил за этой историей много лет.
4. Elex 2
- Год выхода: 2022
- Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
- Системные требования на ПК: процессор AMD Ryzen 7 2700 или Intel Core i5-9500F; видеокарта Radeon RX 5700 XT или Geforce RTX 2060; 16 ГБ ОЗУ
В случае с Elex 2 студия Piranha Bytes попыталась повторить то, что она когда-то проделала с Gothic 2, — то есть не менять ничего кардинально, по сравнению с первой частью, но улучшить удачные стороны оригинала и дать игрокам прямое продолжение истории (а не так, как получилось с сиквелами Risen). И надо признать, что разработчикам это удалось. Случайно или нет, они даже смогли воссоздать забытое чувство ностальгии, которое у давних поклонников возникало при возвращении в Рудниковую долину во второй «Готике» — та же самая локация, на которой ты провёл десятки часов, но в то же время совсем другая, пережившая множество изменений и сменившая атмосферу.
В Elex 2 похожее чувство возникает, когда оказываешься в локациях, знакомых по оригиналу, а именно — в городе Форт и его окрестностях. В предыдущей игре эти территории принадлежали фракции изгоев (отвечает за постапокалиптический сеттинг) и представляли собой выжженную пустошь. Во второй части в Форт и его предместья, прогнав изгоев, переместились берсерки — фракция, известная своей непреодолимой тягой к восстановлению природы на планете Магалан, где происходят события. Теперь земли, которые раньше могли вогнать в депрессию, полны жизни и густых лесов.
Вообще, Piranha Bytes в целом проделала большую работу с миром Elex 2, и это касается не только локаций, в которых главный герой Джакс побывал в первой части. В продолжении есть и новые земли, но они очень грамотно вплетены в общий лор и оказались крайне интересными для исследования. Не меньше интереса вызывает и судьба знакомых персонажей и фракций, представленных в первой игре. После финала Elex прошло семь лет, и за это время многое изменилось. На Магалан напали пришельцы, в войне против которых Джакс пытается собрать союз из враждующих фракций. У самого героя родился сын, которому суждено сыграть важную роль в предстоящем сражении с инопланетными захватчиками. Да и у фракций многое изменилось — начиная от лидеров и заканчивая идеологиями, которых они придерживались всё это время.
Elex 2 удалась в каждом элементе, в каком могла. Скажем, от боевой системы, которая в играх Piranha Bytes была в лучшем случае на уровне «ну ничего, жить можно», ожидать серьёзных улучшений не приходилось. Но вот общий сюжет, побочные квесты, исследование мира, система прокачки и крафта, сюжетные ветки компаньонов, даже механика полётов на джетпаке — всё это стало куда лучше.
Впрочем, горька правда заключается в том, что Elex, как и другие серии Piranha Bytes, задумывалась как трилогия, и это становится очевидно после прохождения второй части. Учитывая уровень Elex 2, от третьей части вполне можно было ждать ещё большего качественного прорыва, но увы — теперь продолжение под большим вопросом. При этом нельзя исключать, что Elex 3 всё-таки когда-нибудь выйдет: в конце концов, ремейком Gothic, к примеру, занимается вовсе не Piranha Bytes, так что и за новую Elex могла бы взяться другая студия. А пока поклонникам немецкой команды остаётся только радоваться, что последней игрой Piranha Bytes стала увлекательная и во всех смыслах хорошая Elex 2, а не, скажем, Risen 3.
3. Risen
- Год выхода: 2009
- Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
- Системные требования на ПК: процессор Intel Pentium 4 или AMD CPU 2 ГГц; видеокарта NVIDIA GeForce 7900 или ATI Radeon X1800; 4 ГБ ОЗУ
После очень спорной Gothic 3 студия Piranha Bytes приняла, пожалуй, единственное верное решение — вернуться к своим корням и при этом постараться избежать всех ошибок, совершённых при разработке предыдущей игры. Заниматься «Готикой» команда уже не могла, поскольку права на серию остались у издателя, поэтому решено было создать новую вселенную. И, что самое важное, заметно сократить масштаб — сделать игру с открытым миром, как и прежде, но компактнее, чем третья Gothic, размеры которой в своё время студию и подвели.
Новой игрой стала Risen — фэнтезийное приключение на вымышленном острове Фаранга, где в жерле вулкана таится древний титан, угрожающий всему живому. Впрочем, борьба с древним злом — только одна из проблем, две другие — это инквизиция и бандиты. Прежде островом управляли разбойники во главе с авторитетным доном Эстебаном, но затем на Фарангу приплыл инквизитор Мендоса со своей общиной боевых монахов и магов. Инквизиция, по сути, захватила власть на острове и прогнала бандитов из крупного города Харбор-Таун. Цель Мендосы — поработить упомянутого титана, получив его силу.
Надо ли объяснять, что идея инквизитора показалась главному герою, случайно попавшему на Фарангу, крайне сомнительной? Его задача — помешать Мендосе и при этом спасти остров от самого титана, да и выжить как-то во всей этой истории тоже не помешает. И чтобы достичь этих целей, персонаж — снова без имени — отправляется в опасное путешествие, практически пошагово восстанавливая путь героя Gothic. Присоединиться к одному из лагерей — к бандитам или инквизиции? Да, пожалуйста. Найти учителей, которые помогут за деньги прокачать навыки? Ровно то же самое. Посетить несколько подземелий, где хранится древнее оружие, с помощью которого можно одолеть древнее зло? И это тоже проходили.
Казалось бы, всё ровно то же самое, что и в первых двух «Готиках», — с тем же дизайном мира, теми же или очень похожими механиками, аналогичными квестами, но слегка в другом сеттинге. Тем не менее едва ли кто-то после выхода Risen решился обвинить Piranha Bytes в самокопировании. Да, наверняка были те, кто говорил, что слишком уж сильно новая игра похожа на Gothic, но ведь это именно то, чего хотели фанаты Gothic, верно? Важно ещё понимать, что судьба самой Gothic на этом фоне выглядела сомнительно: в 2008 году издатель JoWooD Entertainment выпустил для третьей части некачественное дополнение Forsaken Gods, созданное никому не известной студией Trine Games, а затем анонсировал ответвление Arcania: Gothic 4, которое с «Готикой» было связано очень условно (и тоже оказалось так себе игрой).
Так что Risen, явно наследующая идеи великой ролевой серии, пришлась весьма кстати и порадовала давних фанатов Piranha Bytes. Кроме того, даже в отрыве от Gothic эта игра оказалась увлекательной и могла подарить десятки незабываемых часов, посвящённых исследованию сказочного мира и битвам с монстрами. И если вы любите «Готику», но по какой-то причине до сих пор избегали Risen, попробуйте сыграть в неё — точно не пожалеете. К тому же сейчас она доступна на современных консолях, в том числе и на Nintendo Switch.
2. Gothic
- Год выхода: 2001
- Платформы: ПК, Nintendo Switch
- Системные требования на ПК: процессор Intel Pentium III 700 МГц; видеокарта с поддержкой 3D и 32 МБ видеопамяти; 512 МБ ОЗУ
Игра, с которой началась история студии Piranha Bytes. Впрочем, второе место этого топа оригинальная Gothic занимает вовсе не поэтому. Причина в том, что эта игра по-прежнему остаётся одной из лучших в портфолио немецкой команды — даже спустя много лет. Удивительно, но первая «Готика» (и её прямое продолжение) выдержала проверку временем лучше многих — и это доказывает, например, и тот факт, что в 2023 году её портировали на Nintendo Switch. Нужна ли была кому-то RPG из 2001-го на консоли японской компании, если бы она не была до сих пор актуальной? Вопрос, конечно, риторический.
Взглянув на скриншоты, можно задаться вопросом, как игра с настолько непривлекательной по нынешним меркам графикой может быть актуальной и по-прежнему увлекательной. И да, никакого неожиданного ответа на этот вопрос не будет: внешне первая Gothic и впрямь отстаёт от современных стандартов. Но это и ещё, пожалуй, некоторые геймплейные механики — единственное, что выдаёт в «Готике» более чем 20-летний возраст. Впрочем, истинные поклонники жанра RPG прекрасно знают, что ценность действительно хороших ролевых игр кроется не в графике и даже не в отдельных игровых механиках. Эта ценность — в увлекательном мире, который удалось построить разработчикам, в интересных квестах, харизматичных персонажах, изобретательной системе прокачки и множестве других элементов, которые не подвластны времени.
События Gothic происходят в фэнтезийном королевстве Миртана, которое давно ведёт ожесточённую войну с орками. Для победы королю Робару очень нужна магическая руда, которой богата долина на острове Хоринис. Чтобы ускорить добычу ценного ресурса, долину фактически превратили в колонию и стали сгонять туда всех заключённых, отправляя их на работу в шахты. А чтобы они не сбегали, магам при королевском дворе поручили возвести вокруг долины энергетический барьер, который мог бы всех впускать, но никого не выпускать. Маги, впрочем, справились с задачей лишь частично: в ходе ритуала что-то пошло не так, и магический купол в итоге оказался куда больше, чем планировалось. Внутри барьера осталась значительная территория колонии, представители короля, а также сами маги — и никто из них не может выбраться за пределы купола.
Преступники, работавшие на шахтах, быстро смекнули, что это их шанс. Они устроили бунт, убили или взяли в заложники большую часть королевских воинов и захватили власть в колонии. А затем предложили Робару сделку: они поставляют за пределы барьера ценную руду, а взамен получают от короля всё, что им захочется, — от оружия до провизии и наложниц. Робар вынужден был согласиться, и предложенный бандитами порядок сохранялся довольно долго — до тех пор, пока в колонию за какое-то мелкое преступление не отправили главного героя игры. Ему предстояло изменить судьбу всех, кто находился под магическим куполом, разгадать тайну самого барьера и найти способ разрушить его.
И на пути к цели — возможность вступить в один из трёх лагерей, которые делят между собой контроль над долиной, необходимость отыскать учителей, которые помогут герою обучиться новым способностям и улучшить навыки, знакомство с персонажами вроде Горна, Диего, Мильтена и Лестера, которые станут друзьями и верными боевыми товарищами героя вплоть до третьей части серии, а также много другого, не менее интересного. И да, все ключевые элементы игр Piranha Bytes вроде выбора фракции и прокачки через учителей появились именно в первой «Готике», и тот факт, что эти элементы дожили до сегодняшнего дня практически без изменений, тоже подтверждает актуальность игры, вышедшей в 2001 году.
1. Gothic 2: Night of the Raven
- Год выхода: 2002
- Платформы: ПК, Nintendo Switch
- Системные требования на ПК: процессор Intel Pentium III 700 МГц; видеокарта с поддержкой 3D и с 32 МБ видеопамяти, 512 МБ ОЗУ
Пожалуй, лучший способ описать вторую «Готику» — это сказать что-нибудь в духе: «Это как первая „Готика“, только лучше». Да, описание крайне сомнительное и само по себе мало о чём говорящее, но при этом очень близкое к правде. Разрабатывая Gothic 2, студия Piranha Bytes создала во многом ту же самую игру — с той же графикой, с теми же механиками, с той же структурой, — но лучше буквально в каждом элементе и в каждой детали.
Разница между Gothic 2 и Gothic 2: Night of the Raven
Night of the Raven — дополнение, вышедшее спустя полгода после релиза оригинальной Gothic 2. С ним разработчики значительно переработали баланс, а также добавили много нового контента разного уровня — от отдельных персонажей в уже знакомых локациях до новой большой территории Яркендар, на которой происходит действие дополнительной сюжетной линии. Кроме того, версия второй «Готики» с дополнением «Ночь ворона» заметно сложнее оригинальной игры.
Сейчас, если вы решите купить Gothic 2 на популярных площадках, то, скорее всего, найдёте издание под названием Gold Edition, включающее оригинал и дополнение. Тем не менее важно отметить, что оригинальная вторая «Готика» без «Ночи ворона» вполне может привлечь ваше внимание, если вы решите досконально изучить игры Piranha Bytes. Дело в том, что обычная версия в мелочах отличается от версии с дополнением настолько сильно, что некоторые поклонники серии искренне считают, что без «Ночи ворона» вторая «Готика» играется куда лучше. И это совершенно справедливое мнение, потому что переработанный баланс в Night of the Raven вызывает немало вопросов, а дополнительный контент с Яркендаром довольно неожиданно разрывает центральный сюжет оригинала, из-за чего наблюдать за развитием основной истории становится сложновато.
Словом, Gothic 2: Night of the Raven — ни в коем случае не провал, и если вы хотите просто познакомиться с культовой игрой, то играть стоит именно в версию с дополнением. Однако если у вас есть желание глубже изучить игры немецкой студии, то перед тем, как играть в Gothic 2: Night of the Raven, следует пройти оригинальную Gothic 2 — поверьте, это стоит того, и различий между версиями довольно много.
Далее в этом тексте под второй «Готикой» по умолчанию будет подразумеваться именно версия с дополнением «Ночь ворона».
Местом действия остался тот же остров Хоринис, расположенный в королевстве Миртана, но теперь игровой мир не ограничен небольшой рудниковой долиной. Во второй «Готике» главному герою — всё тому же безымянному, которому совсем недавно удалось одолеть древнее божество и разрушить магический барьер, — позволили исследовать весь остров вместе с городом (который тоже называется Хоринис).
Угроза теперь тоже куда масштабнее. Война между людьми и орками продолжается, но на подмогу силам зла, выступающим против человечества, пришли ещё и драконы. Поначалу они считаются сказками, и главному герою предстоит собрать немало доказательств их существования. Среди прочего ему нужно будет вернуться в довольно сильно изменившуюся долину рудников, ведь именно там устроили своё логово крылатые монстры.
Gothic 2 стала кульминацией того, на что была способна Piranha Bytes. Студии удалось создать достаточно просторный мир, чтобы он не казался тесным, но при этом не слишком большой — такой, чтобы у маленькой команды хватило сил наделить каждый его уголок интересными деталями, квестами, персонажами и событиями. Структура основных сюжетных заданий и отдельных побочных квестов в этой игре удалась настолько, что Piranha Bytes возвращалась к ним во всех следующих своих тайтлах. Механика с фракциями также достигла своего пика и предложила десятки разнообразных возможностей, связанных с тем, как именно и в какой роли проходить игру, — чего стоит только линейка гильдии воров, с поиском которой связан отдельный длинный квест. Прокачку удалось плотно вписать в мир Gothic и завязать на ней сюжетные задания: фанаты наверняка до сих пор помнят квесты, связанные с поиском ментора в первые часы в городе Хоринис.
И хоть повторить успех второй «Готики» у самой студии так не получилось, эта RPG сыграла важнейшую роль в развитии жанра и вдохновила многих других разработчиков на создание отличных игр, которых без «Готики» могло и не быть. И если вам когда-нибудь казалось, что, скажем, игры по «Ведьмаку» в чём-то напоминают культовую серию Piranha Bytes, то вам вовсе не казалось.
Читайте также: