Обзор Split Fiction: Hazelight сделала лучшую кооперативную игру — снова!
Бесконечный поток креатива, который не раздражает ни на секунду.


Скриншот: игра Split Fiction / Hazelight Studios
Основатель Hazelight Studios Юсеф Фарес — один из редких разработчиков, который часто рекламирует свои игры восторженными фразами без конкретики. На презентациях от него можно услышать «Вам снесёт крышу» или «Будет куча креатива». Старомодный подход к маркетингу, который многие назовут моветоном.
«В этот раз мы сделали д****о нового уровня, я вам говорю! Это будет фантастика. Я знаю, что звучу нахально, но трудно не быть нахалом, когда у тебя такая игра».
Юсеф Фарес, основатель Hazelight Studios
Но кто осмелится критиковать Фареса с его блистательной харизмой? Что ещё важнее, игры с фундаментальным упором на локальный кооператив по-другому описать действительно очень сложно. Даже лучшая трейлерная нарезка не передаст эмоций от ситуации, когда друг или вторая половинка торопит тебя возродиться побыстрее, потому что только у тебя есть пушка для победы над боссом. Постоянное взаимодействие и дружеское соперничество в погоне за победой вызывают очень яркие и редкие эмоции, которые действительно сносят крышу.
Предыдущая игра Фареса, It Takes Two, настолько хорошо исследовала тему кооперативного приключения в духе Uncharted, что дальше, казалось бы, развиваться некуда. Поэтому перед создателями Split Fiction ещё до анонса стояла очень сложная задача — прыгнуть выше головы, ведь предыдущую игру с эталонным кооперативным опытом создала сама Hazelight.
Мы завели телеграм-канал «Чекпоинт». Делимся там впечатлениями от новых игр, рассказываем о культовых разработчиках и делаем подборки на любые случаи жизни (вы ведь наверняка искали список 40 лучших хорроров?). Подписывайтесь!
Что творится в головах простых людей
Мио и Зои — очень разные девушки. Одна — прагматичная интровертная фанатка научной фантастики, которая пишет истории о деспотичных мирах будущего. Вторая — эмоциональная любительница фэнтези, которая любит рассказывать о спасении волшебных миров, напоминающих мультфильмы Disney.

Скриншот: игра Split Fiction / Hazelight Studios
Судьба сводит героинь случайно. Зои и Мио откликаются на объявление крупной технокорпорации, которая обещает опубликовать книгу любого, кто заинтересуется предложением. Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Так и есть. Всех заинтересовавшихся писателей знакомят с уникальным устройством, которое переносит человека в мир его собственных историй, чтобы он мог пережить их самостоятельно. Именно это, по словам главы корпорации, нужно сделать, чтобы получить заветный денежный чек и издать свою работу.
Прагматичная Мио сразу подмечает, что тут что-то не так. Перспектива оказаться в симуляции вместо получения денег ей не нравится. Героиня пытается сбежать, но в ходе перепалки попадает в мир пока незнакомой ей Зои, и таким образом симуляция создаётся из воображения сразу двух людей. Очень скоро девушки узнают, что машина на такое не рассчитана, поэтому в компании хотят отключить героинь. Разумеется, Мио и Зои это не устраивает, и они решают выбраться из мира своего воображения.

Так начинается насыщенное приключение. Героиням предстоит постоянно скакать по собственным историям в двух непохожих жанрах, фэнтези и сай-фай, в поисках глитчей, которые помогут им выбраться в реальный мир. В одну секунду девушки перевоплощаются в смертоносных киберниндзя, свергающих деспотичную злодейку; не успеваете вы привыкнуть к миру будущего, как переноситесь в фэнтезийное средневековье и пытаетесь спастись от набега злобных троллей. Стоит только привыкнуть к знакомым сеттингам, как игра подкидывает что-то необычное — превращает героинь в милых свинок, например.
При этом сами по себе истории Мио и Зои не самые изобретательные и интересные, но, как ни странно, так и задумано. Основной сюжет игры посвящён двум неудачливым писательницам, которые соглашаются на аферу, чтобы хоть как-то монетизировать свой труд. Очевидно, успешным издательствам их истории не очень интересны, и их содержание отлично объясняет почему. Вместо продуманных уникальных миров — сборник отсылок к поп-культуре из разных медиа. В здешних сеттингах запросто угадываются «Властелин колец», «Холодное сердце», Halo, Portal и десятки других произведений. Иногда сценаристы совсем не стесняются и вслух проговаривают знакомые концепции, такие как пески времени из Prince of Persia.

Split Fiction так часто напоминает о разных произведениях, что даже это превращается в соревнование между игроками, — кто сколько вспомнит и как быстро скажет что-то в духе «О, а это, между прочим, из Dark Souls!». Но у микса из отсылок есть и более глубокая задача. Сценаристы обнажают примитивную оболочку миров Мио и Зои ради простого, но красивого метакомментария, — интересная история рождается не из уникальных визуальных образов, а из сильных эмоций, которые подтолкнули автора начать писать.
В какой-то момент эта мысль приходит в голову и главным героиням, которые постепенно всё активнее рассказывают о себе и обнажают истинную мотивацию писать тексты. Здесь прослеживается интересная параллель с самой Split Fiction: та рассказывает очень простую по форме историю, работающую благодаря эмоциям самих игроков, которые взаимодействуют друг с другом во время прохождения.

Но у такой изящной концепции есть и недостаток. Развернув сюжет вокруг нарочито примитивных микроисторий Зои и Мио, сценаристы будто ограничили себя в креативности. Героини попадают в фэнтезийный мир, который нужно спасти от злобной ледяной королевы, и на протяжении часа-двух игроки блуждают по весьма непримечательным локациям, которые лишь изредка удивляют появлением интересного персонажа или сюжетной ситуации.
Сравните это с It Takes Two, где персонажи постоянно попадают в самые абсурдные ситуации. Они вынуждены сражаться со злобным пылесосом, обиженным на мужа, который так и не удосужился за годы его починить. Не успевают игроки оправиться от непривычно жестокой сцены победы над бытовой техникой, как идут на настоящую войну… между белками и осами.
Эти сцены не только рассказывают о самих героях больше, но и открывают небывалый простор для интересных механик, связанных с нетривиальными микросюжетами. Сложно представить, что в Split Fiction одной героине дадут в руки молоток, а другой гвозди, чтобы они вместе пробирались по старому гаражу. А в It Takes Two — запросто.

Скриншот: игра It Takes Two / Hazelight Studios
Справедливости ради, в игре всё же есть необычные сюжеты с мощным креативом и неожиданными механиками, связанными с ярким сеттингом. Большинство из них, что примечательно, связано с первыми историями героинь, которые они написали ещё в детстве. Очень не хочется их спойлерить, но, к счастью, это уже сделал Юсеф Фарес на дебютной презентации игры.
Зои в младенчестве так шокировал рассказ о том, как делают сосиски из мяса, что она представила это в виде детской сказки. Две милые свинюшки развлекаются на ферме, купаются в грязи, поклоняются гигантской маме-свинке и прыгают на метры вперёд с помощью реактивных пуков, — детское воображение, что с него возьмёшь?

Скриншот: игра Split Fiction / Hazelight Studios
Этот беззаботный яркий эпизод не только отлично вписывается в концепцию основного сюжета, но и здорово разбавляет серьёзный тон повествования своей непринуждённостью. А уж когда свиньи неожиданно жестоко превращаются в сосиски, эмоций выше крыши. Хотелось бы видеть чуть больше таких неожиданных историй.
Впрочем, задуматься о периодически буксующем сюжете во время прохождения вы с другом, скорее всего, не успеете, ведь недостаток сюжетной креативности Split Fiction замещает геймплейной. И справляется с этим в очередной раз фантастически.
Десятки игр в одной
Геймдизайнеры Hazelight всегда ставят перед собой очень простую в понимании, но безумно сложную в реализации задачу — сделать столько интересных механик, чтобы буквально каждое действие игроков воспринималось как что-то свежее и интересное. Не знаю, откуда у разработчиков в студии такое воображение, но у них в очередной раз получилось.
В Split Fiction игроки рубят противников, пробираясь по крышам левитирующих по воздушному шоссе машин; летают на драконах; прячутся от периодически взрывающейся Звезды в невесомости; играют в пинбол своим напарником и делают многое другое.

К сожалению, яркий эпизод с прохождением капчи уже разлетелся по Сети, поэтому не станет для большинства сюрпризом. Но не переживайте: играется он от этого не менее задорно.
Основная проблема при написании обзора игр Hazelight в том, чтобы не наговорить лишнего, ведь удивляться очередной новой механике — тоже часть процесса. Благо креатива в игре так много, что я не рассказал и о десятой части всего интересного. Но суть даже не в этом. Почти все задумки Split Fiction работают как надо и создают яркий геймплей.
Примерно каждый час игроки берут на себя роль кого-то нового. Это всегда набор свежих механик — как правило, уникальных для каждого игрока. Например, в одной из начальных локаций герои получают возможность перевоплощаться в других существ. Один игрок принимает облик грозной обезьяны или рыбы, а второй может стать феей или деревом, способным управлять пространством вокруг.

Скриншот: игра Split Fiction / Hazelight Studios
Сами по себе отдельные механики не очень сложные и зачастую управляются всего одной кнопкой. Но их глубины хватает на то, чтобы заполнить всё время новыми игровыми ситуациями, которые вынуждают креативно использовать способности. Такой геймдизайн отдалённо напоминает Super Mario Bros или, как ни странно, Half-Life, где из простых инструментов выжимают все соки.
Split Fiction на их фоне отличается очень высоким темпом. Разработчики будто ставят мысленный блок — «Не больше часа на одну идею». Поэтому весь цикл от знакомства до освоения и полной компетентности проходит очень быстро.

На скриншоте ниже — очень простая идея. Один герой стреляет красными патронами и выпускает красные мины. У второго набор такой же, но синий. Из этой механики рождаются десятки как боевых, так и платформенных сценариев.
Игроки параллельно стреляют по кнопкам своего цвета; помогают друг другу убивать противников, уничтожая синие или красные щиты; разбивают силовые поля, которые не позволяют продвинуться дальше.

А ведь дальше к комплекту добавляется реактивный ранец! В этот момент Split Fiction становится отличным кооп-шутером, который вполне можно представить в виде небольшой полноценной игры. Но у разработчиков иной подход — через пару-тройку боёв в таком формате они навсегда забывают об этих механиках и дают в руки игрокам что-то принципиально новое.
Быстрый темп позволяет не только сохранять игру необычайно свежей и интересной, но и создаёт возможности для интересного взаимодействия между самими игроками. Разработчики постоянно жонглируют фундаментально разными скилл-чеками. Иногда нужно пространственное мышление, иногда — реакция, а иногда — умение правильно сопоставить головоломку со способностями обоих персонажей. Это создаёт естественную среду, где то один, то другой игрок берёт на себя роль рулевого, объясняя товарищу, как решить задачку. Неприятного перевеса, когда один из игроков постоянно управляет другим, не возникает.

Отдельного поклона разработчики заслуживают за отличный дизайн сложности. Split Fiction никогда не кажется утомительно сложной, но умирать в ней время от времени придётся, ведь из-за максимально разнообразного процесса игра постоянно требует принципиально новых навыков.
Однако сложность ровно такая, чтобы после первого же поражения у игроков возникло чувство, что они поняли, как пройти этап при следующей попытке. И это очень важно, ведь многие будут проходить экшен с друзьями и вторыми половинками, не заинтересованными в хардкорных играх. Поэтому никакого пиксель-хантинга и необходимости идеально попадать во все тайминги при увороте от ударов: игра в этом плане весьма щадящая.

А ведь даже смерть одного из персонажей здесь зачастую создаёт интересный геймплей. Как правило, это происходит во время боёв с боссами, в которых каждый игрок должен вовремя применить одну из способностей. После смерти одной из героинь процесс продолжается, и вторая вынуждена в одиночку выживать, пока напарница не возродится. Каждая такая ситуация непременно сопровождается мощной эмоциональной разрядкой.
Игроки по-доброму кричат друг на друга и подгоняют вернуться быстрее. А главное, ответственность за поражение в любом случае лежит на обоих игроках, ведь каждый занимается чем-то своим. Благодаря этому винить кого-то в проигрыше не получится. Да и не захочется, ведь игра не такая сложная, а новая попытка позволяет провести ещё немного времени со свежей механикой.

Прелесть Split Fiction не сводится к интересным геймплейным ситуациям. Разработчики постоянно играют с динамикой взаимодействия между игроками. В некоторых ситуациях вам предстоит вместе выполнять одну задачу, которая спонтанно вызывает чувство соревнования. В других игра даёт пользователям разные инструменты, чтобы один игрок помогал другому и наоборот.
Например, один персонаж берёт на себя роль движущейся платформы, а второй стоит на ней и параллельно прыгает через поле лазеров. Выходит, что один игрок почти не сталкивается с трудностями и фактически выполняет указания другого. Очень непривычная для одиночных игр динамика: фан возникает благодаря взаимодействию между людьми.

Амбиции разработчиков выходят далеко за пределы экшена от третьего лица, поэтому они часто меняют жанры. Здесь есть место и изометрическому платформеру, и сайдскроллер-шутеру.
Split Fiction раз в полчаса меняет общее настроение происходящего — то медитативный платформинг, то драйвовый экшен. Благодаря такой динамике устать от неё совершенно не получается.


Интересный геймплей в Split Fiction не сводится к преодолению препятствий. Иногда игра даёт просто подурачиться — превратить себя в тыкву или порисовать цветами на земле.
Единственное, к чему хочется придраться, — в Split Fiction всего две соревновательные мини-игры, и обе представляют собой полосу препятствий. Это ни в какое сравнение не идёт с той же It Takes Two, где игроки постоянно бросались друг в друга снежками, стреляли на меткость или даже играли в шахматы.
Дружеский антагонизм в таких кооперативных приключениях всегда напрашивается, поэтому грустно видеть, что в новой игре от концепции фактически отказались. Вероятно, Hazelight сделала это намеренно, чтобы лишний раз не создавать ситуации превосходства одного игрока над другим. Но мы с девушкой, подметив эту особенность, очень расстроились.
* * *
Split Fiction — очередной триумф студии Hazelight, который моментально займёт одну из первых строчек во всех топах кооперативных игр для двоих. Десятки интересных механик, постоянная смена сеттинга и неповторимое чувство совместного досуга.
Сделал ли Юсеф Фарес свою лучшую игру? На мой взгляд, нет. Слишком уж фантастической была It Takes Two, которая, несмотря на более простую концепцию, умудрилась предложить чуть больше интересных идей, сюжетов и неожиданных сеттингов.