Геймдев Кино
#статьи

Обзор сериала «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт»

Главные впечатления от просмотра первого сезона. Спойлер: не так уж всё и плохо, но есть над чем задуматься.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

В октябре 2024 года на Netflix вышел анимационный сериал «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» по мотивам серии Tomb Raider. Новая история посвящена событиям, которые происходили в жизни главной героини после окончания трилогии перезапуска 2010-х годов. Трилогия описывала становление Лары Крофт и стала приквелом к более ранним частям оригинальной серии, а также к будущей игре.

На протяжении восьми серий Лара путешествует по разным точкам мира и разгадывает тайну древнего артефакта. При этом большое количество экранного времени уделяется не только приключениям и охоте за сокровищами, но и душевным переживаниям героини и её взаимоотношениям с друзьями.

Если перейти на страницу сериала на Metacritic, выяснится, что его пользовательский рейтинг существенно ниже, чем у других адаптаций видеоигр Netflix — например, у аниме «Киберпанк: Бегущие по краю» или «Кастлвании». Что же не так с «Легендой о Ларе Крофт» и действительно ли она настолько плоха, как утверждают зрители в отзывах? Разбираемся в этом обзоре.

Кратко о Tomb Raider и Ларе Крофт

Tomb Raider — это серия игр о приключениях британской аристократки Лары Крофт, богатой наследницы, которая, правда, предпочитает светским раутам охоту за древними сокровищами по всему миру. Она всегда находится в отличной физической форме, умеет метко стрелять и совершать экстремальные манёвры на различных видах транспорта, поэтому ей по силам преодолеть любые препятствия и угрозы на пути к цели.

Помимо ловкости и физической силы, Лара обладает блестящим интеллектом — и может не только переводить древние таблички, но и находить нетривиальные решения во время своих приключений. Иными словами, героиня Tomb Raider наделена всеми качествами сильной и независимой женщины. Возможно, они слегка гиперболизированы, но без саркастического подтекста.

В настоящее время серия Tomb Raider включает более 20 игр для разных платформ — от ПК до мобильных устройств и VR, анимационный сериал-антологию Revisioned: Tomb Raider, три полнометражных фильма и даже несколько книг.

О чём сериал

Сериал начинается с пролога о совсем юной Ларе. Девушка с другом её покойного отца, опекуном и наставником Конрадом Роттом прибывает в руины, расположенные в джунглях Чили. Там персонажи находят древний артефакт — загадочную зелёную шкатулку. На обратном пути героев останавливает группа вооружённых местных жителей, следящих за тем, чтобы реликвия не попала в чужие руки. В результате стычки Ротт убивает одного из них, преподавая шокированной Ларе урок о том, что иногда такие вещи необходимы для выживания.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Следующие три года остаются за кадром: они посвящены событиям, показанным в играх Tomb Raider 2013 года, Rise of the Tomb Raider и Shadow of the Tomb Raider. За это время Лара пережила крушение «Эндьюранс», выживала на острове Яматай, стала свидетельницей гибели Ротта от сектантов Братства Солнца, спасла подругу Саманту от жуткого ритуала, вступила в противостояние с могущественной организацией «Троица» и остановила надвигающийся апокалипсис в Латинской Америке.

Далее начинается основной сюжет сериала. Лара находится в Перу и всё ещё не может прийти в себя: её гложет чувство вины за смерть Ротта, который заслонил её собой от удара топором. И даже участие в перуанском фестивале драк не помогает девушке отвлечься от негативных эмоций.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Получив звонок от своего друга и напарника Ионы, Лара возвращается в Великобританию, в своё поместье. Она хочет избавиться от всех коллекционных вещей, напоминавших ей об отце и Ротте, и устраивает аукцион. Но во время мероприятия неизвестный вор пробирается к ней в особняк и крадёт ту самую зелёную шкатулку, которую Лара и Ротт когда-то нашли в Чили. Позднее выясняется, что грабитель — бывший французский наёмник Чарльз Деверо.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

В шкатулке находился древний камень, обладающий мощной силой, способной не только подчинить разум владельца, но и дать ему возможность управлять сознанием других людей. Оказывается, что, помимо камня из зелёной шкатулки, в мире существует ещё три аналогичных артефакта разных цветов. Согласно преданию, в них запечатаны сущности людских пороков. И если объединить все четыре реликвии, планета погрузится в хаос. Но Чарльза мало волнуют последствия, поэтому на протяжении сериала Лара пытается если не остановить злодея, то хотя бы его опередить и отыскать оставшиеся камни первой. А заодно и спасти мир от неизбежного разрушения.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Почему сериал заслуживает внимания

За создание анимационного сериала отвечала американская студия Powerhouse Animation. Руководитель отдела дизайна персонажей Джой Хуа отмечала, что команда постаралась связать классический образ крутой дамы из игр 1990-х и 2000-х годов с образом отчаянной девушки из последней трилогии. И в каком-то роде это удалось.

В сериале нашлось место сценам, где Лара в вечернем платье исполняет бэк-флип и другие сложные трюки на велосипеде, изящно ускользает от ловушек в подземельях, показывает мастер-класс по паркуру на крышах Парижа, догоняет поезд на мотоцикле и стреляет из двух пистолетов по динозавру.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Но встречаются и эпизоды, в которых перед нами предстаёт совсем другая Лара — измождённая, истекающая кровью героиня, которая из последних сил пытается выбраться из опасного места. В напряжённые моменты она часто не может совладать со своими эмоциями и заливается слезами. С одной стороны, такой контраст делает образ непобедимой Лары более приземлённым, с другой — вызывает недоумение. Об этом мы ещё поговорим позже.

Как правило, элементы видеоигр в фильмах-адаптациях представлены в виде различных отсылок. Но в «Легенде о Ларе Крофт» очень многие сцены передают дух геймплея Tomb Raider. И это считывается буквально с самого начала. Лара совершает длинные прыжки, передвигает статуи, уклоняется от препятствий, проплывает большие расстояния на глубине, надолго задерживая воздух в лёгких… Похожие эпизоды встречались и в играх серии. Не говоря уже о том, что гардероб героини практически идентичен образам из первоисточника.

Сценаристка сериала Таша Хуо консультировалась со студией Crystal Dynamics, которая занимается разработкой игр, потому повествование тесно связано с особенностями геймплея, ставшими визитной карточкой серии. Причём настолько, что во время просмотра эпизодов поклонник вполне может представить на их основе игру.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Оценивать визуальную подачу сериала, не разбираясь в 2D-графике на экспертном уровне, довольно сложно. Картинка выглядит приятно, а наличие часто размытого фона акцентирует внимание зрителя на героях, а не на окружении. Конечно, такой подход может понравиться не всем, но всё же это дело вкуса, ведь этот стиль не искажает восприятие, а, наоборот, позволяет сконцентрироваться на персонажах и их эмоциях.

При этом, когда окружение находится в фокусе, можно разглядеть множество деталей, которые часто встречаются в дизайне уровней серии Tomb Raider. И сама стилизация невольно ассоциируется с анимационными сериалами 1990-х годов, что пробуждает чувство ностальгии и желание увидеть тот самый классический образ Лары. Но эти ожидания оправдались лишь частично.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Недостатки сериала

«Легенда о Ларе Крофт» приводит в замешательство и поклонников классических игр серии, и зрителей, которые пополнили фан-базу после выхода трилогии перезапусков. Эти ощущения можно объяснить тем, что в повествовании слишком много экранного времени выделено на борьбу Лары с её внутренними переживаниями и скорбью по ушедшим близким. Нечто похожее было в киноадаптации «Tomb Raider: Лара Крофт» с Алисией Викандер в главной роли. Фильм, к слову, оказался во всех смыслах средним, и о нём вскоре все благополучно забыли.

На протяжении всего сериала в перерывах между экшеном и исследованием живописных пейзажей в разных точках мира Лара постоянно плачет. Такого количества эпизодов с рыданиями не встречалось даже в игре 2013 года, где хватало драматичных, а порой и шокирующих моментов.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Кроме того, героиня довольно высокомерно и порой даже по-хамски ведёт себя с окружающими, что идёт вразрез с её образом образованной дамы. Последствия дурных манер нередко приходится разруливать Ионе, который ходит за своей подругой хвостиком. Хотя сцена, где героиня изящно «одалживает» дорогой автомобиль у гостей аукциона, чтобы догнать вора, восстанавливает тёплые воспоминания о классическом образе Лары Крофт, он вскоре рушится в очередном эпизоде с душевными терзаниями.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Не менее странно выглядит и линяя антагониста Деверо. Поначалу его личность вызывает интерес, ведь он во многом схож с главной героиней в плане физической подготовки, характера, образа мышления и судьбы в целом. Отца Лары погубила «Троица», а отца Чарльза — служители организации «Свет», современные тамплиеры. Оба героя ощущают внутри пустоту из-за того, что у них не было возможности отомстить. И поначалу кажется, что противостояние героев станет как минимум занимательным.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Чарльз не желает мириться с реальностью и хочет заполучить древние камни, чтобы обрести их силу и дать отпор могущественной организации. При этом он относится к Ларе с уважением, считая её равной себе, и просит её не стоять у него на пути. Но героиня уже знает, что объединение камней не принесёт миру ничего хорошего. Каждый раз при встрече с ним Лара безуспешно взывает его к здравому смыслу, но все её попытки вразумить злодея безуспешны. И по ходу сюжета Деверо лишь всё больше превращается в адепта абсолютного зла, который готов поработить волю людей с помощью магии камней и привести мир к разрушению. В результате интерес к нему как к персонажу вскоре пропадает.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

В самом повествовании можно найти несколько нестыковок, связанных с первоисточником. Например, в прологе на Ларе стандартная экипировка из Tomb Raider: Legend — седьмой части серии, вышедшей в 2006 году.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Можно допустить, что образ просто отсылает к этой игре. Но события в начале сериала произошли ещё до событий, описанных в ней, а Лара уже выглядит, как состоявшаяся расхитительница гробниц, которая ловко убегает от погони и способна заколоть огромного аллигатора в воде ножом.

Также в сериале внезапно появляется Зип — координатор Лары из Tomb Raider: Chronicles, Tomb Raider: Legend и Tomb Raider: Underworld, которые в общей хронологии серии идут уже после «Легенды о Ларе Крофт». Возможно, после событий новой трилогии Лара уже могла нанять личного технического помощника по навигации, но его появление в сериале никак не объясняется. Зрителя просто ставят перед фактом, что этот эксцентричный молодой человек — один из близких друзей Лары, попутно выполняющий роль дворецкого.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Ещё с момента выхода официального тизера поклонники заподозрили, что будущий сериал окажется совсем не таким, каким они его себе представляли, если судить по соответствующим реакциям в комментариях. Чуть позже масла в огонь подлила и сама Таша Хуо, пояснив в интервью IGN, что сценарий рассчитан как на взрослую аудиторию, так и на «маленьких девочек», а сами игроки могут смотреть сериал вместе с детьми.

Но проблема в том, что содержание «Легенды о Ларе Крофт» совсем недетское. В сериале много сцен насилия, порой жестоких. Достаточно вспомнить, как Лара, находясь под воздействием камня ярости, хладнокровно избавлялась от охранников.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

К тому же в сериале часто проскальзывают недвусмысленные намёки на ориентацию героини, которые вызвали шквал критики со стороны поклонников. Их вполне можно понять: личная жизнь Лары в играх всегда оставалась за кадром. Что вполне логично, ведь аристократка буквально одержима древними сокровищами, а при таком образе жизни строить отношения с кем-либо довольно сложно.

Ещё неубедительнее в том же интервью звучит тезис о том, что в ранних играх Лара выглядит менее эмоциональной, так как её изначальный образ создали мужчины. Но сценаристка убеждена, что героиня не могла быть такой. И в сериале планировалось раскрыть её женственность и поведение в повседневной жизни.

Лару действительно придумал мужчина — дизайнер Тоби Гард. В его концепции героиня представлена хладнокровной женщиной, у которой всегда всё под контролем. При этом изначально образ не был сексуализированным — эксплуатация Лоры как иконы видеоигр с выдающимися формами велась с подачи издателя. К слову, эти действия стали одной из причин, по которым Тоби Гард покинул студию Core Design, создавшую классические части серии. Это не значит, что дизайнер-мужчина неспособен придумать женственный образ, это значит, что первичная концепция такого не предполагала.

И в теории Лара как персонаж вполне могла вести себя иначе в повседневной жизни и периодически выходить из образа «железной леди», но в сериале это подано гиперболизированно.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

Неудивительно, что недостатки нового сериала в совокупности со спорными заявлениями шоураннера вызвали волну ревью-бомбинга на Metacritic. Многие поклонники Tomb Raider просто не могли смириться со столь радикальной трансформацией личности героини. А возможно, люди просто устали от бесконечных попыток режиссёров различных медиафраншиз адаптировать истории и каноны к текущим трендам.

* * *

«Легенда о Ларе Крофт» хоть и смотрится на одном дыхании, но оставляет противоречивые чувства после просмотра. Сериал нельзя назвать плохим, в нём найдётся место живописным и ностальгическим кадрам. Но многие вещи просто не укладываются ни в классическую линию охотницы за сокровищами, ни в историю о новой Ларе, которая научилась выживать любой ценой. В итоге весь сезон можно просмотреть за один вечер «для галочки» и забыть о нём так же, как о киноадаптации 2018 года.

Кадр: «Расхитительница гробниц: Легенда о Ларе Крофт» / Powerhouse Animation Studios

В финале заключительной серии есть намёк на продолжение: работа над ним уже официально подтверждена. Согласно анонсу, Лара наконец-то воссоединится со своей подругой Самантой, с которой она так и не могла наладить связь на протяжении всего первого сезона. Сама героиня, по утверждениям шоураннера, станет более социализированной, а происходящие с ней события способствуют дальнейшему развитию личности, которое сделает её более похожей на привычный всем образ из девяностых.

В новой истории Лара и Саманта займутся поисками древних африканских масок, обладающих таинственной силой. Но могущественные реликвии также хочет заполучить и некий влиятельный миллиардер — героиням нельзя допустить, чтобы маски попали не в те руки. И хотя анонс интригует, пока сложно сказать, смогут ли создатели реабилитироваться в новом сезоне и поверят ли им зрители во второй раз.

На примере сериала можно убедиться, что такого персонажа, как Лара Крофт, практически невозможно адаптировать к современным представлениям о героях. Учитывая, что в отзывах довольно часто встречаются упоминания о первом фильме с Анджелиной Джоли, можно сделать вывод, что большинству зрителей, порой даже незнакомых с первоисточником, хочется окунуться в мир классических брутальных персонажей, которым хочется подражать. Пусть даже в чьих-то глазах они кажутся пережитком.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована