Обзор фильма «Дожить до рассвета» — с переосмысленным сюжетом и приятными отсылками
Будет интересно и фанатам Until Dawn, и людям, не знакомым с игрой.


Кадр: фильм «Дожить до рассвета» / Screen Gems, PlayStation Productions, Vertigo Entertainment
С Until Dawn у меня связано немало ностальгических воспоминаний. Особенно запомнилось первое прохождение на PlayStation 4 во время сезона новогодних праздников. Зимняя атмосфера игры в сочетании с брутальным слэшером и лихо закрученной историей оставила массу приятных впечатлений и мотивацию переигрывать некоторые моменты снова и снова. И вот, спустя почти десятилетие, эту концепцию перенесли в формат полнометражного фильма.
Но наверняка многие настороженно отнеслись к анонсу «Дожить до рассвета». Как может выглядеть фильм, снятый по мотивам… кино, пусть и интерактивного? Сможет ли он передать ту самую зловещую атмосферу ужаса и мистики в заснеженных горах? Каким образом можно интерпретировать «эффект бабочки» из игры? И самое главное — не станет ли картина очередной неудачной киноадаптацией видеоигры и не укрепит ли стереотип о том, что подобные экранизации редко бывают успешными?
О чём фильм «Дожить до рассвета»
Год спустя после пропажи своей сестры Мелани (Майя Митчелл) главная героиня Кловер (Элла Рубин) решает во что бы то ни стало её найти, заручившись поддержкой четырёх друзей — Макса (Майкл Чимино), Нины (Одесса Эзайон), Эйбела (Бельмонт Камели) и Меган (Ю Джиён). Поиски приводят их к старой заправке, где подозрительный хозяин заведения (Петер Стормаре) даёт Кловер наводку на странное место, где, по его словам, много людей пропало без вести.

По канонам слэшеров, подростки не отличаются осторожностью. Они сразу же выезжают по указанному направлению и попадают в аномальную зону, окружённую стеной ливня. Внутри расположено некое строение — центр приёма гостей местного туристического комплекса. Естественно, молодые люди заходят туда и вскоре понимают, что в этом заброшенном месте они не одни.

Внезапно в доме появляется маньяк с шахтёрской киркой в руках, который кажется неуязвимым. Он начинает жестоко убивать героев одного за другим. Однако как только все пятеро погибают, они вновь оказываются во временном промежутке, когда впервые исследовали комнаты центра и его окрестности. Таким образом группа оказалась во временной петле, и чтобы разорвать её — придётся как-то продержаться в живых до рассвета, или погибать снова и снова. Но проблема в том, что циклы не бесконечны. С каждым «воскрешением» с телами героев начинают происходить необъяснимые трансформации…
Знакомые отсылки
Люди, знакомые с Until Dawn не понаслышке, сразу поймут из описания выше, что «Дожить до рассвета» не следует сюжету игры. Да и в целом, чтобы понять замысел фильма, совсем необязательно знать что-то о первоисточнике и тем более играть в него. Тем не менее в картине есть масса удачно вплетённых в сюжет отсылок к Until Dawn в новой интерпретации.
Хотя ключевых героев не так много, они во многом ассоциируются с образами персонажей из игры. К примеру, Кловер вполне можно сравнить с Сэм, а Макса — с Майком. Как и в Until Dawn, герои часто подшучивают друг над другом, но без особого переизбытка пошлостей. Некоторые склонны к предательству, предпочитая спасаться бегством. Но такая стратегия ни к чему не приводит из-за изоляции зоны и бродящего по округе маньяка.

Примечательно, что, если взглянуть на фильм без оглядки на первоисточник, можно заметить, что в отличие от других слэшеров герои эволюционируют. Они перестают совершать необдуманные поступки, и с каждой новой «перезагрузкой» их действия становятся более слаженными и расчётливыми. В конце концов даже персонажи, которые поначалу вели себя эгоистично, начинают действовать сообща с другими. В результате образы, которые поначалу кажутся шаблонными, в процессе повествования начинают раскрываться с новых сторон. Из-за этого меняется общее восприятие слэшера в позитивную сторону. Вместе с тем улетучивается ирония по поводу убийств незадачливых персонажей, которая часто возникает во время просмотра фильмов жанра.
К слову, образ таинственного убийцы в маске перекочевал прямиком из игры, но теперь он не просто наводит жути, а хладнокровно убивает своих жертв, причём самыми изощрёнными способами. Засадить кирку в голову, забить до смерти или вовсе рассечь пополам — вполне привычное для него дело, не говоря уже о том, что герои могут запросто лишиться жизни по собственной неосторожности. В любом случае все эти сцены выглядят достаточно реалистично, особо впечатлительные зрители наверняка сочтут их даже тошнотворными. И эти кадры также отсылают к не менее жестоким кат-сценам смерти героев в игре.
«Эффект бабочки» — одна из ключевых механик Until Dawn — подан в фильме через временную петлю. При каждом новом «воскрешении» на героях появляются следы предыдущих смертей в виде характерных шрамов и синяков. Так повествование ненавязчиво напоминает персонажам об их предыдущих решениях. К тому же сам цикл ассоциируется со своеобразным испытанием, когда в случае провала наступает конец игры и последующая за ним перезагрузка, после которой герой вновь оказывается на стартовой точке. В случае экранизации туристический центр становится своеобразным игровым лобби. Такая концепция во многом ассоциируется с принципом многих видеоигр, символично перенесённым на большой экран.

И хотя действие фильма происходит в тёплое время года, а не зимой, отголоски истории игры считываются, как и элементы мистики. Под землёй аномальной зоны всё также находятся зловещие туннели шахт. Быстрые и опасные существа, вендиго, по-прежнему жаждут плоти выживших, хотя история их происхождения подана несколько иначе.
Нашлось место и для психотерапевта, у которого даже есть досье на одного из ключевых персонажей Until Dawn. Сама концовка не просто становится важной отсылкой, но и намекает на возможное продолжение в случае успеха картины. И это далеко не все удачно вписанные детали из Until Dawn, которые наверняка оценят игроки.
Как фильм старается напугать зрителя
Если говорить о фильме с точки зрения исполнения, то, помимо спецэффектов, режиссура сцен умело нагнетает напряжённую атмосферу, периодически разряжая её вполне уместными скримерами. В некоторых эпизодах визуальное и звуковое сопровождение создано таким образом, чтобы зритель ощутил дискомфорт. В особо напряжённых сценах и вовсе наступает зловещая тишина, контрастирующая с резкими звуками.

К таким моментам можно отнести воссозданный эпизод из игры, когда главная героиня прячется от вендиго. В своё время особо предприимчивые игроки просто клали геймпад на ровную поверхность, чтобы рука инстинктивно не дёрнулась при очередном пронзительном вопле существа и персонаж не погиб. И если бы не активный хруст попкорна в кинозале, подобные сцены производили бы ещё больший эмоциональный эффект.

Ещё один эпизод, который сумел впечатлить, — просмотр героями записей видео со смартфона. Когда футаж транслируется на весь экран, сразу заметна смена частоты кадров. Помимо ощущения зловещей долины, появление сверхъестественного в кадре сопровождается характерными цифровыми глитчами.
В совокупности эти фрагменты, записанные от первого лица, вызывают то самое чувство дискомфорта и тревожности, которое многие ищут в хоррорах. Лично у меня возникли ассоциации с репортажными записями из фильма «Проклятие» 2005 года, известного в зарубежном прокате как Noroi: The Curse. Правда, в случае с «Дожить до рассвета» качество съёмки гораздо выше: всё-таки на дворе не 2005-й.
Спорные моменты
Конечно, у фильма можно заметить и недостатки. Например, из 13 циклов временной петли в кино показано всего несколько. Причём переход к финальной стадии реализован в виде просмотра тех самых видео со смартфона. Со стороны эта попытка склеить временной разрыв выглядит достаточно скомканно.
Интерпретация истории появления вендиго в округе подана тоже не очень убедительно. Если в игре люди превращались в этих существ, будучи одержимыми злыми духами, то теперь подобные мутации во многом связаны с временной петлёй. В Until Dawn вендиго тоже когда-то были людьми, но этих монстров можно было пересчитать по пальцам. В «Дожить до рассвета» их настолько много, что ближе к финалу толпы этих существ напоминают орды мертвецов в фильмах про зомби. Хотя, справедливости ради, как и в игре, в поведении некоторых вендиго частично сохранились остатки человечности.
В середине и ближе к финалу также можно заметить некоторые нестыковки и спорные решения, но мы спрячем их под спойлер — нажимайте только после просмотра фильма.
Читать дальше
Происхождение других сверхъестественных существ в округе остаётся загадкой, словно это просто декорации. Откуда взялся гигантский вендиго в зоне шторма? Кто эта безумная старуха, зомбировавшая Кловер неизвестной субстанцией? А в видео на смартфоне и вовсе появился неестественно высокий человек в маске. Все эти сущности возникают внезапно и так же внезапно исчезают, а вопросов об устройстве местной вселенной остаётся всё больше. И хотя режиссёр фильма Дэвид Ф. Сандберг («Проклятие Аннабель: Зарождение зла», «И гаснет свет…») отмечал, что некоторые явления в фильме стали просто воплощением его авторских идей, во время просмотра зритель не сможет найти им логического объяснения.
Главный злодей и вовсе оказывается доктором Хиллом, который умело маскировался под хозяина заправки. Примечательно, что Петер Стормаре исполняет эту роль снова, как и в Until Dawn. Но в фильме персонаж утратил былое величие и двойственную натуру, превратившись в банального, пусть и хитрого злодея, которого, впрочем, ждала не самая завидная участь из-за собственной неосмотрительности.

В любом случае ожидать от подобного фильма глубокого смысла тоже странно, ведь это в первую очередь слэшер. А в подобных картинах, как правило, возникает много вопросов к происходящему на экране, но мало кто стремится найти на них ответы.
* * *
«Дожить до рассвета» отличается от многих снятых по мотивам видеоигр фильмов тем, что создатели не просто скопировали сценарий первоисточника, а постарались переработать общую концепцию. Для игроков картина станет необычным переосмыслением с массой знаковых отсылок. Остальные зрители наверняка оценят самодостаточность хоррора, даже если не поймут заложенный в него игровой контекст.

Разумеется, экранизация не лишена недостатков, но и абсолютно плохой или проходной, особенно в контексте фильма по мотивам видеоигры, её сложно назвать. «Дожить до рассвета» следует канонам жанра и слегка выходит за них, благодаря акцентам на мистику и сюрреализм. Возможно, такой подход может вполне мотивировать незнакомых с Until Dawn зрителей узнать больше о первоисточнике и даже сыграть в него.