Обзор Expeditions: A MudRunner Game — самого приветливого симулятора бездорожья
Увлекательный медитативный опыт, который, впрочем, может быстро надоесть.
Скриншот: игра Expeditions: A MudRunner Game / Saber Interactive
Благодаря Death Stranding миллионы игроков узнали, что преодолевать сложные рельефы очень увлекательно. Но на эту же тему были игры и до Хидео Кодзимы. Ещё в 2014 году вышла Spintires (позже к ней добавился подзаголовок MudRunner) — симулятор езды по бездорожью на старых советских грузовиках. Игра стала культовой и привлекла десятки тысяч хардкорных фанатов.
А вот незаинтересованным игрокам очень сложно объяснить, зачем тратить своё время на нечто подобное. И действительно: «включение пониженной передачи с блокировкой дифференциала для подъёма в гору» для многих прозвучит не очень захватывающе. К счастью для таких игроков, серия с годами становилась всё доступнее благодаря понятной структуре и некоторым механическим упрощениям. Старые фанаты не всегда с радостью принимают эти нововведения, зато новичкам становится всё проще влиться в специфический жанр.
Expeditions, новая игра серии, стала самой доступной частью MudRunner. Я провёл в игре около 20 часов: разберёмся, чего от неё стоит ждать неподготовленному игроку.
Борьба с привычками
Первые часы в Expeditions будто учишься заново ходить. Условности похожих с виду гоночных игр здесь становятся полноценными механиками. Неприметный камень на пути может запросто перевернуть внедорожник, а ветка дерева периодически застревает между кабиной и грузовым отсеком — выбраться из такой ситуации бывает непросто. Из-за этого поначалу приходится бороться со старыми игровыми привычками. Забыл включить ручник на склоне? Покатился вниз. Решил ускориться на спуске? Рискуешь перевернуться и намертво застрять.
Осваивать Expeditions очень увлекательно. С каждой вылазкой узнаёшь что-то новое и постепенно изучаешь основные инструменты для преодоления препятствий. Во многом этому помогает подробное обучение. Первые экспедиции в игре — простенькие поездки на несколько сотен метров.
За это время успеваешь не только освоить механики, но и привыкнуть к необычному ритму Expeditions. В начале задания важно осмотреть местность с дрона, чтобы проложить оптимальный маршрут. Перед каждым водоёмом обязательно надо включать эхолокатор, ведь некоторые реки оказываются предательски глубокими.
Обучение в игре очень простое и нетребовательное. Уже через пару часов начинаешь действовать на автомате. Когда видишь подъём — спускаешь давление в шинах для контакта с дорогой и включаешь пониженную передачу. На спуске включаешь нейтралку и работаешь тормозом. Можно даже успеть подумать, что вся игра будет состоять из спокойных поездок на 10–15 минут.
Но это не так. Стоит только перейти из обучающей локации в основные регионы Expeditions, как простые задачи сменяются всё более требовательными. Новички ощутят этот переход моментально: экспедиции станут многократно дольше, рельефы — сложнее, а изучать нововведения игры придётся самостоятельно.
Так, например, в Expeditions есть напарники, которые дают бонусы при прохождении — вроде пониженного урона в воде или увеличенного охвата эхолокатора. Если поначалу почти невозможно понять их ценность, то в сложных миссиях дополнительный радиус обзора дрона очень пригодится. Без него продумать маршрут получится не всегда.
С каждой экспедицией таких системных элементов становится всё больше. Механики, которые во вступлении казались рекламной уловкой, становятся неотъемлемой частью прохождения. Зоны с аварийными припасами в открытом мире помогут экстренно заправиться, а дополнительные сооружения рядом с аванпостами можно наполнить полезными ресурсами, которые в будущем пригодятся при постройке мост неподалёку или расчистке каменного обвала.
Когда же в дело вступают задания с пометкой «Очень сложно», начинается настоящая проверка боем, где и придётся набивать первые шишки. В первой же большой экспедиции понимаешь, зачем в игре домкрат, который возвращает перевёрнутую машину в исходное положение. Терять прогресс после часа езды никто не хочет.
Многие ветераны серии отметят, что всё это делает игру казуальнее. В Spintires и SnowRunner никаких домкратов не было, и перевёрнутую машину нередко приходилось вытаскивать при помощи другого своего авто.
Возможно, это справедливо, но для новоприбывших игроков такие инструменты придутся очень кстати. Они воспринимаются не как узаконенный чит, а как уместные дополнения, которые позволяют разнообразно и уверенно преодолевать препятствия.
К тому же рельеф в Expeditions экзотичнее, чем в предыдущих играх серии. Здесь очень много отвесных скал и глубоких водоёмов, которые ловят новичков своей кажущейся простотой. В первой же сложной экспедиции я решил сэкономить на домкрате, который ранее не пригождался. Заплатить пришлось своими нервами и временем. Конечно, это раздражает, но в то же время бодрит. Приятно учиться на ошибках и ощущать, как доскональное планирование даёт свои плоды.
Увлекательно и не очень сложно
В Expeditions каждая новая гора становится достойным препятствием, а её преодоление — настоящим достижением. При этом нельзя сказать, что Expeditions сложная. Достаточно лишь хорошо спланировать поездку и действовать вдумчиво. Чтобы переехать через типичную для каньонов трещину, нужно аккуратно выстроить положение колёс и неспешно работать газом. Ничего сверхъестественного.
Но расслабляться тоже нельзя. Как только даёшь слабину, игра тут же наказывает за ошибки. Если неправильно рассчитать топливо в экспедицию или построить неэффективный маршрут, рискуешь оказаться с пустым баком посреди пустырей и гор.
В таких ситуациях Expeditions забывает про дружелюбность к новичкам: даже если ты потратил на задание час, придётся начинать заново или эвакуироваться к аванпосту, что зачастую одно и то же.
Особое удовольствие получаешь, когда чувствуешь результаты грамотного планирования. Например, перед въездом в воду можно поставить заранее купленный якорь и прицепить к нему машину. Если грузовик застрянет, то его без труда получится вытащить обратно на сушу. Когда такие тактики срабатывают, чувствуешь себя экспертом.
Игра регулярно создаёт сценарии, где знание местности позволяет думать наперёд. Допустим, в дальнюю поездку нужно прихватить дополнительное топливо. Но что, если игрок ещё не открыл дополнительные отсеки для машины, которая лучше всего подходит для задания?
Можно мучиться с неподходящим громоздким внедорожником. Либо же взять любимчика и на полпути сделать крюк к уже исследованному месту сброса аварийных припасов — там можно и заправиться, и починить машину при необходимости.
Постепенно таких ситуаций становится всё больше. Ты начинаешь лучше чувствовать автомобиль и учитывать все нюансы. Например, обращаешь внимание не только на формальные характеристики грузовика, такие как мощность, но и на поворачиваемость, высоту клиренса, размер колёс. Всё это иной раз помогает не меньше вместительного бака и мощного двигателя.
И таких моментов в Expeditions масса. Они удивительно долго сохраняют геймплейную петлю свежей. Поддерживают интерес и очень красивые пейзажи — иногда запустить игру хочется только ради визуального ряда. Красивый ландшафт порой воспринимаешь как награду, ведь красивее всего Expeditions выглядит с вершины неприступной горы.
Нереализованный потенциал
Фанату серии этого наверняка хватит на десятки и даже сотни часов — а там, глядишь, и дополнения подвезут. Но если ядро геймплея вдруг начнёт утомлять, то Expeditions будет нечем вас удержать.
Игра очень дотошно следует простому циклу. Сначала нужно изучить задание, где есть подсказки об особенностях местности, по которой предстоит ехать. На основе этого нужно подобрать подходящую машину, снаряжение и выбрать ближайший к цели аванпост. Перед запуском двигателя осматриваем местность с дрона и, наконец, едем из пункта А в пункт Б. Всё.
И это большое упущение, ведь у игры огромный потенциал для создания необычных ситуаций. Все экспедиции сопровождаются бонусными задачами, которые дают дополнительные деньги. И все они сводятся к идеальному прохождению: «Получи менее 100 единиц урона» или «Не пользуйся эвакуацией».
Как правило, они выполняются сами собой и не требуют от игрока дополнительных усилий. К тому же деньги — не очень хороший мотиватор. Expeditions и так щедро награждает за успехи, поэтому мощные грузовики с достойной проходимостью будут в вашем гараже уже через 10–15 часов.
Будь в игре более затейливые задачи и мотивация их выполнять, геймплей стал бы куда более увлекательным и реиграбельным. Да даже простое ограничение экспедиции по времени с дополнительной наградой вынудило бы игроков нетривиально подойти к прохождению: выбрать маленький, но маломощный автомобиль, чтобы проехать там, где другие бы не протиснулись.
Но, к сожалению, даже таких простых задач Expeditions не ставит. А ведь богатые игровые механики открывают потенциал для десятков интересных условий. Можно вынудить игрока пройти экспедицию ночью (ночи здесь умопомрачительно красивые) или, скажем, запретить использовать точки сброса припасов.
Без подобных ограничений появляется соблазн использовать лишь привычный транспорт, который уже зарекомендовал себя. В результате Expeditions возвращает к ощущению, которое ненадолго появлялось в обучении, — прохождение становится слишком лёгким и не создаёт достойных вызовов.
Вместо этого Expeditions вносит разнообразие лишь через простые мини-игры. Игрока периодически просят сфотографировать какой-то объект, просканировать местность или просто осмотреться. Заниматься всем этим не очень интересно — особенно, если учесть, что заниматься этим придётся каждые 15 минут.
Обиднее всего то, что в некоторых случаях для разнообразия достаточно было просто изменить систему наград.
В Expeditions очень много второстепенных квестов, которые разбросаны по открытому миру. За них, как правило, дают деньги, а выполнять их можно параллельно с основными задачами. Геймплейно они не отличаются от основных, поэтому за 20 часов я выполнил менее десяти таких поручений. Интерес вызывают разве что редкие миссии, где в качестве награды выступают уникальные апгрейды для авто.
Сильно ли это портит игровой опыт? Зависит от игрока. Кого-то примитивный подход к прогрессии и отсутствие сложности оттолкнут уже через несколько часов. Ветераны жанра же отметят, что суть Expeditions и других похожих игр не в сложности или прогрессе, а в медитативных вдумчивых поездках, которые можно повторять десятки и сотни раз. Впрочем, многие из них тоже нашли причины поругаться на Expeditions. Всё-таки появление домкратов, якорей и точек с припасами делает симулятор значительно проще предыдущих частей.
* * *
В интернете Expeditions преимущественно называют сильно упрощённой частью серии, которую можно было запросто представить в виде DLC к SnowRunner. Может быть, это и правда так, но и игра, похоже, ориентирована на более казуальную аудиторию. И Expeditions с этой ролью хорошо справляется — это отличная входная точка для новичков. Главное тут — поймать вайб бездорожья и поддерживать в себе дух исследователя.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.