Нейросети в 3D-графике: обзор ИИ-инструментов для игровых разработчиков и 3D-художников
Основные ИИ-технологии, плагины и сервисы, которые могут помочь специалистам в области 3D-арта, анимации и разработки игр.


Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Ещё недавно все процессы в области 3D-графики выполнялись художниками вручную — но теперь всё больше и больше задач автоматизируется, в частности за счёт интеграции в рабочий процесс искусственного интеллекта. На фоне шумихи, связанной с популярностью генеративного ИИ, сообщество специалистов раскололось на два лагеря: одни считают нейросети угрозой творчеству и развитию карьеры, другие — помощниками, которые ускоряют процессы производства и помогают в прототипировании. Эти споры затронули сегмент не только 2D-арта, но и 3D-графики.
Однако ИИ-функции в программах для 3D-моделирования существовали уже давно. Само понятие «искусственный интеллект» в компьютерной графике довольно абстрактно. Очень часто под ним подразумевают настройку поведения NPC в игровых движках, а также любые инструменты, отвечающие за автоматизацию алгоритмов.
К ним, например, можно отнести процесс ремеша в ретопологии, то есть автоматическую оптимизацию полигональной сетки, или процедурную генерацию контента (формирование ландшафта, размещение ассетов на локации, создание текстур с помощью нодов и так далее).
В этом материале мы разберём инструменты, основанные на нейросетях и машинном обучении, которые, вопреки стереотипам, могут помочь специалистам в работе.
Содержание
ИИ в игровых движках
Unreal Engine 5
Learning Agents. Плагин, задающий определённые паттерны поведения игровым агентам (ИИ-ботам) посредством машинного обучения. С помощью этой модели разработчики могут дополнять или вносить изменения в искусственный интеллект, в том числе обучая его. Интегрировать эту функцию можно с помощью C++ (с поддержкой блюпринтов) или скриптов Python. В долгосрочной перспективе Learning Agents поможет настроить анимацию с учётом физики, поведение NPC, автоматизацию QA и другие важные процессы. Генерация изображений, аудио, уровней, 3D-ассетов и внутриигровых диалогов в рамках этого плагина не предусмотрена.
Machine Learning (ML) Deformer. Плагин для анимации персонажей, применяющий машинное обучение для расчёта корректной деформации тканей, мышц, складок кожи и одежды. Более наглядно с работой этого плагина можно ознакомиться в демо ML Deformer Sample (доступно с версии 5.2).
MetaHuman Animator. Инструмент, с помощью которого можно не только сгенерировать модель MetaHuman с собственными чертами лица, но и записать лицевую анимацию даже с камеры смартфона и перенести её на других персонажей MetaHuman. Для доступа к инструменту необходима версия движка не ниже 5.2.

На маркетплейсе Fab в целом можно найти много ИИ-плагинов, в том числе от пользователей и создателей нейросетей. Ниже — некоторые из них.
Complete OpenAI API plugin. Интеграция в движок моделей OpenAI через C++ и блюпринты.
Chat AI Dialogue System & Tools. Интерфейс для добавления языковой модели ChatGPT через C++ и блюпринты.
AI for NPC, MetaHuman — Dialog, actions and general intelligence. Плагин от платформы Convai для создания умных NPC, которые могут вести диалог в реальном времени, реагировать на голосовые команды и взаимодействовать с окружением. При желании персонажей можно наделить определённой базой знаний. Доступна поддержка мультиплеера, а также озвучка с синхронизацией губ и сопутствующими анимациями лица и тела во время беседы.
AI NPC Engine v.1.5 — Dialogue & Behavior for Unreal Engine. Интеграция языковой модели для NPC, имитирующей реальное человеческое поведение и возможность взаимодействовать с игроком через устную речь или текст.
Luma AI. Плагин одноимённой ИИ-модели. С его помощью можно добавлять в движок сцены, полученные в результате фотограмметрии на базе технологий NeRF и Gaussian Splatting (подробнее о них читайте в конце статьи).
Это далеко не все инструменты, доступные для Unreal Engine, и их количество продолжает расти. Также в последнее время на рынке стало появляться много сторонних решений на базе ИИ для Unreal Engine, начиная от генерации 3D-ассетов до получения готовых связок блюпринтов путём составления промпта. К последним можно отнести такие сервисы, как Kythera AI (доступен только для AA- и AAA студий) и Ludus AI. Стоит отметить, что к Ludus AI большинство пользователей пока относится критически, несмотря на активную рекламу среди создателей контента. В частности, разработчиxков не устраивает соотношение цены и качества генерации.
Unity
Unity Technologies не отстаёт от своего прямого конкурента и тоже предлагает разработчикам новые решения на основе нейросетей.
Unity Sentis. Сервис, обеспечивающий интеграцию ИИ-моделей в движок. Работает со всеми платформами, включая консольные и мобильные проекты.
Unity Muse. Встроенный ИИ-помощник в редакторе, который в ответ на промпт предлагает решения с учётом текущих настроек проекта. Muse помогает создавать прототипы с помощью ИИ, добавляя 2D-графику, текстуры, анимации и взаимодействия с персонажами.
Также существует ряд платных пользовательских инструментов, которые можно найти в Unity Asset Store.
DeepVoice AI — Text To Voice. Преобразует текст в голос с дальнейшей возможностью редактирования. Доступно более 95 различных голосов.
Code Buddy. Помощь в написании кода с учётом специфики проекта. Можно использовать модели от OpenAI или DeepSeek. В локальном режиме доступна модель Ollama.
AI Skybox. Генерация текстур неба в высоком разрешении с помощью промпта.
VoiceGPT. Ещё одна модель для генерации озвучки персонажей. Работает как онлайн, так и офлайн без дополнительных подписок.
AutoGen — AI Images. Генерация картинок и элементов UI для прототипирования или для создания полноценных игровых ассетов.
NPC AI Engine. Плагин для Unity от Convai. Как и в случае с Unreal Engine 5, специализируется на органичном взаимодействии NPC c игроками через голосовую связь или текст.
Если говорить об остальных движках, то прямых инструментов интеграции ИИ в них пока нет. Тем не менее наработки от сообществ уже появляются. Например, в случае с Godot Engine есть инструмент Godot RL Agents для машинного обучения комплексного поведения NPC или ИИ-агентов. Для Unigine существует платформа Unigine Sim, которую можно использовать для обучения ИИ.
Что необходимо учитывать при использовании генеративного контента в проектах
При всех возможностях ИИ в контексте разработки игр стоит помнить, что использование плагинов с генеративным ИИ нацелено в первую очередь на прототипирование. И прежде чем импортировать сгенерированный контент непосредственно в игру, стоит взвесить все за и против.
Во-первых, необходимо убедиться, что датасеты, используемые той или иной нейросетью, не нарушают чужих авторских прав. Во-вторых, Steam маркирует игры со сгенерированным контентом, включая иллюстрации, код и звук. И наконец, подобные проекты могут обесцениться в глазах пользователей, которые критически относятся к нейросетям.
Поэтому, когда в разработке используется генеративный ИИ, важно внимательно подходить к художественной составляющей, ожиданиям аудитории и соблюдению авторских прав. В противном случае можно оказаться на месте Activision, которая попала в неловкую ситуацию из-за шестипалого персонажа на обложке одного из загрузочных экранов в Call of Duty: Black Ops 6.

3D-моделирование и создание текстур
В программах для 3D-моделирования также стал активно использоваться ИИ, чтобы упростить работу на различных этапах.
Autodesk Maya
Machine Learning (ML) Deformer. Инструмент на основе машинного обучения, который, как и в случае с Unreal Engine 5, подбирает наиболее эффективные симуляции деформирования одежды и кожи во время анимаций.
Generative Texture API. С версии 2026 в Maya добавлена экспериментальная функция, которая позволяет интегрировать любой сервис генеративного ИИ в LookdevX. Для этого необходимо создать подключаемый модуль на C++ или Python. Подробная инструкция находится в файлах установки LookdevX.
Maya Assist. Встроенный ИИ-помощник, который выполняет различные функции с помощью промпта. В настоящий момент проходит закрытое тестирование бета-версии Maya Assist, и подробности использования пока не разглашаются.
Blender
Шумоподавление (Denoise). Встроенная в Blender функция удаления нежелательного шума с рендера основана на ИИ. В ней используются технологии машинного обучения OptiX от Nvidia и Open Image Denoise от Intel (о них чуть подробнее ниже). Такой подход помогает снизить количество семплов и значительно ускоряет время рендеринга.
Также на маркетплейсе программы можно найти множество платных аддонов на основе ИИ, выполняющих различные функции.
BlendAI — Smart Assistant And Tools. Встроенный ИИ-помощник.
Edge AI. Распознавание и преобразование сегментов 2D-изображения в полигональную сетку. В аддоне также есть встроенные инструменты для экструдирования и объединения импортированных объектов.
AI Render — Stable Diffusion in Blender. Аддон для преобразования финального рендера на базе Stable Diffusion. Даже если во вьюпорте представлен примитивный объект, нейросеть дорисует его и выдаст новое изображение на основе исходных форм сцены.
3DCoat
AI Assistant. Специализированный Chat GPT, направленный на более быстрое решение задач в 3DCoat. Доступен в программе с версии 2024.12.
Серия Substance 3D
Firefly. ИИ-модель от Adobe. В версии Substance Sampler 4.4 доступны сразу три способа генерации материалов:
- Получение текстуры путём ввода промпта.
- Конвертация изображения-референса в текстуру. Исходник необязательно должен соответствовать требованиям, которые обычно необходимы для получения приемлемого результата.
- Генерация узоров с помощью промпта.
Полученный контент можно легко интегрировать в Substance 3D Painter для дальнейшей работы.
В программе для сборки 3D-сцен Substance 3D Stager с помощью Firefly можно сгенерировать фон и бесшовно вписать трёхмерные объекты в окружение, подстроив свет и перспективу.
Character Creator 4
HeadShot 2. Плагин для Character Creator 4 на основе ИИ, позволяющий сгенерировать точную копию человеческой головы, после чего её можно перенести на стандартного персонажа Character Creator. Сам процесс генерации схож с MetaHuman Animator, но в случае HeadShot переносятся и исходные текстуры лица, на которые можно применить апскейлинг до разрешения в 4K.
Если после генерации на текстурах образовались нежелательные дефекты (чаще всего они возникают в области век), их можно поправить во встроенном редакторе плагина. HeadShot успешно работает с фотографиями и с 3D‑моделями голов, включая частичные полигональные сетки (например, когда есть только меш лица без затылочной части).
Внешние ИИ-сервисы для 3D-моделирования
Meshy. Генерация 3D-моделей с помощью промпта или на основе загруженного 2D-изображения. Также сервис может создать набор текстурных карт для готовой модели.
Kaedim. По аналогии с Meshy генерирует 3D-модели на основе промпта или картинки. Сервис ориентирован на создание ассетов для профессионального использования, включая AAA-сегмент.
3Daily. Генерация 3D-персонажей и ассетов. Платформа предлагает три варианта создания персонажей: на основе загруженной фотографии лица (в настоящий момент нейросеть может сгенерировать только персонажей мужского пола); создание модели по индивидуальному заказу с помощью ИИ и привлечения реальных художников; также есть возможность сделать индивидуальный заказ модели без использования нейросетей.
Genie. Сервис от Luma AI для генерации моделей по текстовому промпту.
Hyper 3D. Портал предоставляет не только функции создания 3D-моделей, но и сервисы по генерации HDRI-карт и текстур, редактированию полигональной сетки и конвертации модели в различные форматы.
3D AI Studio. Помимо генерации моделей, сервис предоставляет опции для создания текстур и ремеша полигональной сетки.
Один из главных недостатков создания 3D-моделей с помощью нейросетей заключается в том, что полученная полигональная сетка нуждается в оптимизации. Поэтому в результате всё равно придётся вносить правки, к примеру выполнить ремеш или вовсе выстроить топологию с нуля.
Анимация
Перечисленные ниже программы и сервисы направлены в первую очередь на ускорение переноса анимации на 3D-персонажей, а также на упрощение процесса захвата движений в целом, не прибегая к покупке дорогостоящего мокап-оборудования.
Cascadeur. Программа для анимации персонажей на основе нейросетей, упрощающая расстановку ключевых поз и балансировку движений. За счёт этого анимации не только создаются быстрее, но и выглядят более правдоподобно, так как во время исполнения учитываются законы физики. В программе также доступна функция переноса анимаций из заранее записанных видео.
Autodesk Flow Studio (ранее — Wonder Studio). Софт на основе ИИ, позволяющий интегрировать 3D-персонажей вместо реальных актёров в сцены с живыми съёмками. Также программа может автоматически переносить риг персонажей и ракурсы камеры из заранее записанных видео в 3D-сцены. Доступны плагины для работы в Maya, Unreal Engine и Blender.
Move AI. Программа для переноса анимаций из заранее записанных видеофрагментов. Инструмент Move Live осуществляет перенос анимации в реальном времени.
Motorica. Ещё один сервис, который может переносить анимацию из видео на 3D-персонажей. Также есть возможность генерации полного набора движений для игрового персонажа.
Plask Motion. Браузерный сервис для записи мокап-анимаций из видео. Доступен экспорт в универсальные форматы, в том числе FBX. Можно заказать готовые анимации на основе виральных видео в соцсетях (например, танцы из TikTok). Благодаря интуитивному интерфейсу и возможности визуализировать полученный результат сразу в браузере сервис подойдёт и для любительских экспериментов.
Animate 3D. ИИ-сервис от DeepMotion. Создание мокап-анимаций на основе видео с возможностью переноса на любого персонажа.
SayMotion. Ещё один сервис от DeepMotion, генерирующий анимации персонажей с помощью промпта.
Рендеринг
Nvidia DLSS. Набор технологий нейронного рендеринга, которые используют тензорные ядра видеокарт GeForce RTX. Способны повышать частоту кадров, обеспечивая при этом высокое качество и чёткость изображения.
Nvidia OptiX. Технология для устранения нежелательного шума. Используется в софте Autodesk, в движке Unity и в других программах, включая Houdini.
Open Image Denoise. Библиотека фильтров, которая, как и OptiX, используется в программах и движках для устранения шума. Один из инструментов для рендеринга от Intel, основанный на машинном обучении.
К новейшим технологиям рендеринга на основе ИИ можно отнести и последние экспериментальные наработки в области фотограмметрии — Neural Radiance Fields (NeRF) и Gaussian Splatting. Они могут отрисовывать детализированные трёхмерные сцены, полученные в результате синтеза нескольких фото или видео. При этом, если в оригинальном отснятом контенте недостаточно информации, нейросеть дорисует проблемные участки самостоятельно. Более подробно об этих технологиях можно узнать из доклада Глеба Александрова о техниках фотограмметрии.
Подведём итог
Инструменты с использованием ИИ, в частности в сфере 3D-графики, уже перестали казаться пользователям магией. Их количество стремительно растёт, они интегрируются в привычные рабочие процессы и помогают разработчикам ускорять производство контента и улучшать его качество.
Нейросети являются виртуальными помощниками, которые могут взять на себя часть рутинных задач — но о перспективе замены людей, которая всплывает во многих дискуссиях, речи не идёт. Ведь выбор концепции, художественный вкус, авторское видение результата и ответственность за него остаётся за живыми людьми. И нельзя исключать того, что в будущем появится большая потребность в 3D-художниках и программистах, которые умеют эффективно взаимодействовать с ИИ — не только писать точные промпты, но и доводить результаты до идеала благодаря своему мастерству и творческим навыкам.