Геймдев
#подборки

Не только Fallout: 30 лучших игр про постапокалипсис

Между катастрофой и возрождением.

Скриншот: игра Days Gone / Bend Studio

Любителей постапокалипсиса нынче особенно много — после сериала по мотивам Fallout. Как раз для таких романтиков-выживальщиков мы и составили эту подборку.

В ней мы поговорим о мирах, прошедших через глобальную катастрофу и как следует промариновавшихся в её последствиях. О мирах, где выживают, а не живут, а старые вещи, созданные до катастрофы, напоминают магию.

Содержание

Серия Fallout

Мир культурно, политически и технологически застрял в долгих 1950-х. Даже к 2070-м компьютеры всё ещё оставались ламповыми, ар-деко до сих пор было в моде, атомную энергетику так и не научились бояться. Но при этом появились пузатые громоздкие роботы с продвинутым ИИ, американские солдаты начали совершать военные преступления в силовой броне и с лазерными винтовками, а учёные придумали сыворотку, чтобы делать суперсолдат.

В 2077 году США подверглись ядерным ударам в войне с Китаем и оказались практически стёрты с лица Земли. Большие города превратились в фонящее месиво из металла и бетона. Вокруг — выжженная солнцем пустошь, где ничего толком не растёт, зато водятся скорпионы размером с волков. Страна развалилась.

Некоторые переждали апокалипсис в специальных бункерах и теперь не спешат выбираться наружу. На поверхности остались лишь крохотные поселения, между которыми курсируют редкие караваны. Хоть как-то сохранить технологии старого мира пытается только Братство Стали, которое стремительно превращается в закрытый от всех монашеский рыцарский орден.

Скриншот: игра Fallout / Black Isle Studios

В первой Fallout пустошь напоминает этакий новый Дикий Запад. Там нет традиционных символов жанра вроде револьверов, широкополых шляп и лошадей, а разработчики никогда не упоминали среди своих источников вдохновения какие-либо вестерны. Но всё-таки схожих черт много: государства нет, между соседними поселениями может отсутствовать связь, всё самое интересное происходит в казино и салунах, а шерифы воюют с бандитами. Да и место действия подходящее — Калифорния.

В игре царит атмосфера спагетти-вестерна: грязь, жестокость и такой уровень цинизма, что даже положительный герой легко может оказаться неприятным клептоманом. Нелинейность, по сути, даёт отыграть все три главных типажа леоневского «Хорошего, плохого, злого» — и впридачу ещё «тупого». Это, кажется, первая RPG, где, если выкрутить интеллект персонажа на самый минимум, тот не сможет вразумительно говорить.

Скриншот: игра Fallout / Black Isle Studios

С Диким Западом на поверхности сильно контрастирует то, что происходит в заселённых подземных убежищах. Там преимущественно чисто, а люди пользуются благами цивилизации и высокими технологиями. Но при этом в убежищах жёсткая иерархия, где даже шагу нельзя ступить без разрешения начальства. Причём в этом схожи и мирное Убежище 13, откуда родом протагонист, и военизированное Братство Стали, и штабы безумного Создателя, жаждущего превратить людей в супермутантов, более приспособленных к постапокалиптическому миру.

На большом экране и с хорошим разрешением игра выглядит как набор мрачно-меланхоличных диорам на тему увядания и разрушения. Интерфейс стилизован под громоздкую и потрёпанную ретрофутуристическую электронику. Атмосферу дополняет саундтрек Марка Моргана, который то звучит в духе грязного агонизирующего индастриала Nine Inch Nails, то напоминает обречённый эмбиент Lustmord.

Скриншот: игра Fallout / Black Isle Studios

Но первая Fallout во многом несовершенна. Она удивительно короткая: вы легко дойдёте до финала всего за два дня. Большинство квестов можно пройти только парой способов. Многие развилки неочевидны. С вами может ходить только один спутник, который почти всю дорогу молчит и лишь изредка выдаёт одну короткую фразу. И, несмотря на всю проработку ролевой системы, большая часть характеристик в ней — полный мусор. Первый же совет, который дают на форумах новичкам: харизма почти ни на что не влияет, не вкладывайтесь в неё.

Всё это исправляет Fallout 2. К тому же она показывает развитие мира через 80 лет после первой части. Разрухи меньше. Появились действительно крупные города, где орудует вполне себе респектабельная мафия, а не банды-оборванцев. На руинах США основали полноценное государство — Новую Калифорнийскую Республику. Впрочем, закон и порядок ещё не успел достаточно распространиться, чтобы не оставалось места для героев вроде Джанго, Гармоники и Джоси Уэйлса.

Многие считают сиквел лучшей частью в серии. Правда, не менее распространено мнение, что Fallout 2 отравила атмосферу оригинала. Даже сами авторы признаются, что они уж слишком переборщили с глупыми шутками и дурацкими пасхалками: сложно настроиться на хоть сколько-то серьёзный лад, когда на каждом шагу цитируют «Монти Пайтон».

Скриншот: игра Fallout 2 / Black Isle Studios

Любопытно, что именно первые две части Fallout настолько срезонировали с игроками из Восточной Европы, что серия превратилась у них в самую культовую RPG всех времён и народов. Это понятно даже бразильцу, живущему в Японии.

Среди отдельных элементов Fallout нет ничего конкретного, что разделяли бы простые люди с постсоветского пространства и разработчики из калифорнийской студии. Культурно, например, нет ничего более далёкого от реалий какой-нибудь современной Беларуси или России, чем Америка 1950-х, образ которой лежит в основе этих игр.

Но все детали собрались в универсальное изображение разрушенного государства, где человеческая жизнь ничего не стоит. В обычных поселениях, у громогласных строителей нового мира, среди тех, кто пытается сохранить старые порядки, — целый набор разных форм насилия, с которым ничего особо не сделать. Даже правительству рухнувшей страны, судя по всему, было глубоко наплевать на людей. Это уже слишком знакомо жителям осколков соцлагеря.

Подкупает и искренность авторов. Они не пытались как-то сгладить уродство нового мира и показывали неприглядную сторону жизни в пустошах: работорговля, наркотики, азартные игры, кражи, каннибализм, убийство детей — это не просто есть, это можно практиковать самому в игре.

Отсылка на Star Trek в Fallout 2
Скриншот: игра Fallout 2 / Black Isle Studios

Большинство других игр по Fallout оценивают ещё более неоднозначно: просто их делали уже не авторы первых двух частей.

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel получилась далеко не самой выдающейся тактической игрой. Мало челленджа и неглубокие механики — быстро подбирается универсальная тактика уничтожения всего живого и роботизированного. Можно выбирать между реалтаймовым и пошаговым режимами в сражениях, но оба проблемные: первый — слишком хаотичный, второй — утомительно медлительный. Диалогов почти нет. Сюжет линейный. Канон изменили в самых странных мелочах: например, вся техника растеряла дух ретрофутуризма, отчего приходится ездить на самом обычном хаммере или танке «Шерман», который почти никак не изменился со Второй мировой.

Fallout: Brotherhood of Steel — посредственный консольный диаблоид, где нужно забивать однообразные толпы врагов посреди мыльных серо-коричневых декораций. А сюжет неловко пытается быть «взрослым», отчего персонажи с первых же диалогов выглядят как матерящиеся школьники.

Скриншот: игра Fallout: Brotherhood of Steel / Interplay Entertainment

Когда права на серию купила Bethesda, она сумела прославить франшизу далеко за пределами сообщества хардкорных любителей CRPG. Студия достучалась до консольной аудитории с более привлекательной Fallout 3. В ней большой открытый мир, где всегда есть что посмотреть и куда пойти. Из-за того, что игра частично превратилась в шутер от первого лица, динамики в ней ещё больше, чем в диаблоидах. К тому же студия могла потратить на маркетинг несравнимо большие бюджеты, чем Interplay. А прошлая игра Bethesda, The Elder Scrolls: Oblivion, уже сумела достучаться до массового игрока.

Правда, Bethesda так стремилась понравиться как можно большему числу людей, что отвратила от себя многих старых фанатов Fallout. И дело не только в том, что она сделала «RPG для начинающих» с упрощённой ролевой системой, где вряд ли удастся совершить ошибку в развитии персонажа. Проблема в том, что мир Fallout 3 — скорее, этакий парк аттракционов по мотивам, где все элементы прошлых частей свели к полному гротеску и абсурду.

Место действия, Вашингтон с округой выглядит так, будто ядерная война случилась не 181 год назад, а на прошлой неделе. Вместо возрождения Дикого Запада — просто хаос. Научные эксперименты в убежищах ещё более безумны, чем ранее. Отсылок и шуток даже больше, чем в Fallout 2. Братство Стали неожиданно превратилось в сугубо добрую организацию с незапятнанной репутацией. А система морали не терпит полутонов и подразумевает, что главный герой либо самый плохой в мире человек, либо безупречный паладин.

Fallout 4 продолжила курс на упрощение с ещё более простыми диалогами и миром, в котором ничто не меняется. Кооперативная Fallout 76 окончательно закрепила новый образ серии. А сложный сюжет, неоднозначные герои и ветвистые диалоги в таком формате практически невозможны: это при любом раскладе уничтожили бы разговоры по Discord и тибэгающие друзья.

С четвёртой части в Fallout появилось много ярких цветов. Ещё один повод для недовольства фанатов первых двух частей
Скриншот: игра Fallout 4 / Bethesda Game Studios

Зато благодаря Bethesda у нас появилась новая игра от авторов оригинальных частей серии — Fallout: New Vegas. Она сделана на основе Fallout 3, с такой же стрельбой и графикой, но подход к сюжету и ролевой системе напоминает то, что было раньше. Потому в квестах часто действует правило трёх «у»: чтобы выполнить задание, ты можешь убить, украсть или уговорить. В диалогах игра регулярно проверяет навыки, а персонажи настолько морально спорные, что в главной сюжетной линии, по сути, нет ни одной однозначно положительной стороны.

В New Vegas наконец-то показали следующий этап эволюции мира Fallout. Новая Калифорнийская республика столкнулась с внутренним кризисом: из-за постоянного расширения она утонула в бюрократии и коррупции. Она борется с Легионом — диктатурой, которая в моменте управляет более эффективно, но держится на харизме и авторитете всего одного человека. Параллельно с этим в конфликт вмешивается загадочный мистер Хаус, хозяин вольного Нью-Вегаса. Несмотря на постапокалипсис, война действительно никогда не меняется.

Авторы New Vegas сгустили атмосферу вестерна хотя бы из-за добавления револьверов и широкополых шляп
Скриншот: концепт-арт игры Fallout: New Vegas / Obsidian Entertainment

Ну и конечно, в случае с Fallout просто невозможно игнорировать модификации. И речь не про моды для игр на движке от Bethesda, которым рекомендованы плагины для улучшения графики и новых фич. Дело в том, что на базе первых частей вышло много крупных фанатских проектов со своими сюжетами.

Модификация Fallout 1.5: Resurrection по масштабам сравнима с первой частью. События разворачиваются задолго до событий второй игры, так что всё ещё в ходу крышки в качестве валюты, а конфликты в основном очень локальные. Место действия — земли штата Нью-Мехико. Главный герой страдает амнезией, пытается разобраться в происходящем и потихоньку умирает. И заодно он участвует в суде боксёрским поединком, помогает притеснённым гулям и наказывает жестокого педофила.

Команда Nevada Band сделала не менее крупные моды — Fallout: Nevada и Fallout: Sonora c дополнением Dayglow. Первый посвящён хаосу в Неваде спустя всего 63 года после большой войны и поиску Комплекта Наружной Безопасности для строительства города-убежища. Второй — прямое продолжение сюжета оригинальной Fallout, в котором простому крестьянину на юге бывших США придётся искать своих родных и друзей, похищенных бандой рейдеров.

Скриншот: фанатская модификация Fallout: Sonora к игре Fallout 2 / Black Isle Studios

Olympus 2207 вообще не связана сюжетно со вселенной Fallout. Там тоже случилась ядерная война — но в 2013-м, между дизельпанковыми Великими Штатами Америки и Российской империей. Главный герой — житель замкнутого поселения внутри уцелевшего небоскрёба «Тартар», и ему придётся отправиться во внешний мир.

Наиболее экзотична глобальная модификация The Sum. Мало того, что она сделана на движке Fallout Tactics и рассказывает историю в своей собственной вселенной, так её ещё и разрабатывали анархисты на субсидии от канадского правительства. Так что путешествовать большую часть времени придётся по Канаде. Хотя это англоязычный проект, многие персонажи говорят только на французском — безо всякого перевода. Главная цель героев — помочь построить анархистскую утопию в мире, где случились все возможные катастрофы: от техногенных до экологических.

Скриншот: фанатская модификация The Sum к игре Fallout 2 / Black Isle Studios

Kirby and the Forgotten Land

Концепция Кирби как персонажа странная сама по себе. Авторы платформеров про него ориентируются прежде всего на детскую аудиторию, так что Кирби — мелкий розовый колобок на ножках. Который, правда, засасывает своих врагов, чтобы переварить их и перенять способности, — или выплёвывает их, чтобы убить какого-нибудь другого бедолагу. А ещё сюжеты его приключений целенаправленно нашпиговывают тёмными секретами, чтобы удивлять игроков.

В Kirby and the Forgotten Land такая двойственность между мраком и детскостью выглядит особенно жутковато. Людей нет, а вокруг заросшие руины современного мегаполиса: уничтоженные улицы, заброшенные торговые центры, разрушенные парки аттракционов — причём выглядят декорации относительно реалистично на фоне мультяшного Кирби. Авторы не раскрывают, куда делись все люди, но дают намёки на то, что нашу цивилизацию добило глобальное потепление, а человечеству пришлось эвакуироваться в другое измерение.

Скриншот: игра Kirby and the Forgotten Land / HAL Laboratory

Розовый колобок насаживается своей милой кровожадной пастью на древние дорожные конусы и ржавые машины, чтобы продвинуться дальше. По раздолбанному асфальту бродят очаровательного вида враги, а между крошащимися бетонными блоками встроены абсурдные платформенные препятствия, которые отлично вписались бы в очередную игру про Марио и Грибное королевство.

Такой контраст между стилем классических платформеров Nintendo и постапокалиптическими пейзажами поначалу сбивает с толку. Но запоминается надолго.

Серия Wasteland

В 1998 году разразилась ядерная война между США и СССР. Группа солдат инженерных войск, переживших катастрофу, отбила у бывших зэков тюрьму посреди пустошей Невады. Там они основали организацию под названием «Пустынные рейнджеры», чтобы поддерживать порядок в округе, где на протяжении почти столетия местных жителей терроризируют мутанты, роботы и рейдеры.

В 1988 году, когда вышла Wasteland, такая завязка казалась чем-то новым для любителей RPG, утомлённых классическими фэнтези и похожими друг на друга космическими операми. Сейчас же эта история кажется банальной: во многом из-за того, что это главный источник вдохновения для авторов Fallout. В остальном же игра ещё более архаична.

Большая часть сюжета первой Wasteland подаётся через руководство пользователя. История после Fallout кажется совсем уж примитивной и наивной. Диалогов не так много. Квесты не отличаются вариативностью. Сражения представляют собой окно с портретом врага, текстом и цифрами. К тому же игра вышла во времена EGA-адаптеров и потому не очень эффектно выглядит.

EGA-графика Wasteland выглядит своеобразно. Но ремастер умудряется выглядеть хуже: будто скверная браузерка
Скриншот: игра Wasteland / Interplay Productions

Вторую часть выпустили уже в 2014 году и, по сути, сделали из неё новую Fallout Tactics. В ней также идёт упор на тактические бои и развитие целой группы персонажей, а по атмосфере разработчики явно больше вдохновлялись Fallout, чем изрядно устаревшей Wasteland. Но, в отличие от Fallout Tactics, в этой игре намного больше небоевых моментов и диалогов, прокачка более разнообразная, а сражения исключительно пошаговые и не такие утомительные.

Wastelands 3 взяла концепцию прошлой части и просто сделала её ярче. В боях на порядок больше глубины и вариативности. Вместо очередных пустошей — заснеженные леса. Типичных боевых роботов и рейдеров в нарядах из «Безумного Макса 2» сменила банда клоунов и гигантская статуя Рональда Рейгана, стреляющая лазерами из глаз. В сюжет влили так много безумия, что уже как-то не хочется сравнивать местные приключения Санты-наркобарона с угрюмыми похождениями из первой Fallout.

Скриншот: игра Wasteland 3 / inXile Entertainment

Hatoful Boyfriend

Если ничего не знать о Hatoful Boyfriend перед запуском игры, то сперва она покажется самой обычной визуальной новеллой о японской школьной жизни. Думаешь, что голуби вместо обычных персонажей-людей нужны лишь для глупых каламбуров и лёгкого сюрреалистического эффекта. А ещё чтобы поярче показать трудности адаптации в новом коллективе, ведь главная героиня — единственный человек в этой голубятне.

Но чем дальше продвигаешься по сюжету, тем больше замечаешь, что всё не так просто. Во время пробежки героиня оказывается возле руин небоскрёбов. Узнаёшь, что она всё это время живёт в неотапливаемой пещере и охотится на животных, чтобы хоть что-нибудь поесть. А если человек не подружится с кем-нибудь из птиц, его казнят ястребы.

Скриншот: игра Hatoful Boyfriend / Mediatonic, Hato Moa

Всё из-за того, что в 2068 году новый штамм птичьего гриппа почти уничтожил человечество. В отчаянной попытке истребить разносчиков заразы, учёные случайно создали вирус, который сделал птиц разумными. Разгорелась война. В итоге пернатые победили и вытеснили людей в резервации.

События игры разворачиваются в 2188-м и посвящены борьбе двух партий птиц: ястребов, желающих добить человечество, и голубей, считающих, что мирное сосуществование с ними всё-таки возможно. Последние построили особую школу, где бы могли совместно учиться птицы и люди, чтобы доказать, что ничего плохого в таком соседстве нет.

Вот так Hatoful Boyfriend неожиданно оборачивается анимешной версией «Планеты обезьян» в мире, где динозавры (а птицы по современной классификации именно «динозавры») получили шанс взять реванш.

Это не баг
Скриншот: игра Hatoful Boyfriend / Mediatonic, Hato Moa

Underrail

По каким-то не совсем понятным причинам поверхность перестала быть пригодна для жизни. Остатки человечества переселились под землю в огромную сеть из метро, научных станций и пещер. Очень быстро начались войны между разными группировками за еду и территорию. И эти конфликты бушуют уже несколько столетий.

Underrail очень лаконична по части завязки, а основной сюжет не отличается большой оригинальностью. Графика очень скудная. Саундтрек блёклый. Но вот чем игра хороша, так это геймплеем. Настоящая мощь этой пошаговой RPG в том, что в этом плане она раз в десять лучше передаёт дух постапокалипсиса, чем Fallout.

Даже в первых частях Fallout было очень легко создать персонажа, который рано или поздно аннигилирует каждого встречного и будет заедать урон бесконечными лечилками. Попытки проходить игру скрытно или использовать нестандартное оружие игрок предпринимает разве что только спустя пару прохождений, чтобы просто развлечь себя. А вся суть Underrail в том, что нужно хвататься за любую возможность, чтобы выжить.

Скриншот: игра Underrail / Stygian Software

Главного героя помещают в катастрофические условия, где ресурсов всегда недостаточно, врагов много — и нельзя найти к ним универсальный подход. Можете рассчитывать только на себя, но изначально вы вообще никто в подземке. При этом у игрока богатый арсенал возможностей и полная свобода их применять: прячься и взламывай замки, кидай под ноги врагам самодельные гранаты, пытайся забить дубиной обывателей, включая безоружных мирных — если того требует цель.

Barkley, Shut Up and Jam: Gaiden

События фильма «Космический джем» и игры Barkley Shut Up and Jam произошли на самом деле. Но никакой войны за независимость США не было. Вместо этого за свободу от Британской империи боролся некий Джиклеберг. И после 666 лет их конфликта наступил мрачный посткиберапокалипсис.

В 2041 году американский баскетболист Чарльз Баркли исполнил на очередном матче настолько мощный бросок, что энергия от него убила почти всех игроков. Баскетбол запретили, а Майкл Джордан возглавил организацию, которая пойдёт на что угодно, лишь бы никто даже не притронулся к мячу.

Скриншот: игра Barkley, Shut Up and Jam: Gaiden / Tales of Game’s Studios

Мир игры полностью абсурден, но после десятков произведений про жизнь после катастрофы становится интуитивно понятен. Фурри переселились в канализации Нео-Нью-Йорка. У дварфов кожа сделана из покрытия баскетбольных мячей. По ходу сюжета нужно убить огромного злобного призрака с лицом Билла Косби. Качество картинки в одних и тех же сценах скачет от стандартных спрайтов для RPG Maker до нелепо пережатых фотографий и пиксель-арта, криво нарисованного в Paint. Персонажи воспринимают эту дичь совершенно серьёзно, будто так и должно быть.

Причина такого безумия проста: авторы просто хотели посмеяться над форумной культурой 2000-х и всеми возможными клише JRPG. А декорации постапокалипсиса помогали в этом: рухнет мир — рухнет и сама логика.

Да, слева Кратос. И его нужно убить
Скриншот: игра Barkley, Shut Up and Jam: Gaiden / Tales of Game’s Studios

Kenshi

Не совсем понятно, что творилось в прошлом на луне Кенши, крутящейся вокруг одной неизвестной планеты. Но, кажется, когда-то там существовала высокотехнологичная империя, которая даже строила космические корабли. Всё рухнуло во время некой войны: тогда использовали оружие массового поражения. Следом прошло восстание машин, что добило старую цивилизацию и местную природу.

В какой-то момент бессмертные роботы захотели искупить свои грехи. Они построили новую империю, где немного разобрались с творящимся хаосом: люди перестали массово умирать с голоду, а небольшую часть промышленности удалось восстановить. Но со временем машины насаждали всё более и более жёсткие порядки. И случилось уже восстание людей. Последнее большое государство развалилось.

Скриншот: игра Kenshi / Lo-Fi Games

Единственный континент почти целиком превратился в пустыню. Территорию поделили небольшие враждующие группировки, а общество скатилось к уровню Средневековья — местами люди и вовсе вернулись к родоплеменному строю. В ходу холодное оружие и арбалеты, но воины устанавливают себе кибернетические протезы, потому что в паре поселений уцелели нужные механизмы.

Формально Kenshi — RPG в открытом мире. Но на самом деле это симулятор страданий — что неудивительно при такой завязке. Никаких глобальных целей нет, нужно просто попытаться выжить. Окружение настолько враждебное, что в самом начале вашего персонажа, скорее всего, продадут в рабство или убьют на месте, а может, просто переломают ему ноги и оставят медленно подыхать посреди раскалённых песков.

При этом в Kenshi полная свобода. Иди куда угодно, делай что хочешь: хоть создавай свою собственную гильдию воров, хоть попытайся основать своё собственное поселение в землях каннибалов. Но, скорее всего, тебя зверски прикончат и сделают что-то нехорошее с твоим телом.

Скриншот: игра Kenshi / Lo-Fi Games

Transarctica

В XXI веке учёные решили бороться с парниковым эффектом, но случайно переборщили — атмосферу заволокло непрозрачным слоем облаков. Наступил новый ледниковый период. Вновь объявились мамонты. Почти все города опустели. Человечество еле-еле выживает. Рабовладение перестало быть чем-то особо предосудительным. Некоторые эволюционировали в людей-кротов, живущих в метро. Оставшиеся поселения связала гигантская система железных дорог, которой владеет могущественный Союз Викингов.

Игрок берёт под контроль целый поезд, чтобы попытаться исполнить мечту своего культа солнцепоклонников и обратить вспять ошибки учёных прошлого. И всё это подаётся в формате самого настоящего симулятора. Чтобы просто начать ехать, придётся вручную отрегулировать максимальную скорость и заставить кочегаров закинуть в топку достаточное количество угля. Нужно постоянно закупать ресурсы в городах и, например, учитывать вес поезда — иначе потратишь всё топливо и окажешься посреди безжизненной заснеженной пустоши. Приходится и периодически сражаться с вражескими составами, отстреливаясь от них, почти как в эпоху парусных кораблей.

Скриншот: игра Transarctica / Silmarils

Стилистически это полная противоположность фильму «Сквозь снег». Вроде бы схожая идея поезда и глобальной катастрофы, но тут вместо угрюмых оборванцев в обшарпанных грязных современных вагонах — буйство стиля приключенческой фантастики 1930-х.

Игра очень красочная. Несмотря на вечно пасмурную погоду, снаружи поезда — ослепительно яркий снег. Здесь есть громоздкие сияющие ретрофутуристические механизмы, а люди одеты в стильные шубы и опрятные костюмы-тройки. Но всё-таки это мир после апокалипсиса, так что вы легко можете захватить в рабство экипаж подбитого состава.

Dark Earth

В 2054 году на Землю обрушился дождь из странных чёрных метеоритов, которые разрушили многие города. Большую часть неба заволокли непроглядные облака пыли: ещё чуть-чуть — и мог бы начаться ледниковый период. Что ещё хуже, метеориты принесли с собой вирус, из-за которого люди превращались в агрессивных Тёмных Существ.

Немногие выжившие поселились в редких убежищах, где всё ещё можно увидеть солнечный свет. Они там прожили так много лет, что истории о современности превратились в легенды. Общество скатилось к уровню античности: солнце теперь считают благословением бога, а власть захватили жрецы.

Скриншот: игра Dark Earth / Kalisto Entertainment

Dark Earth — одна из немногих западных игр, где показывают превращение нашего общества в свою более примитивную версию, но не тычут постоянно вещами из старого мира. Атмосфера всё равно мрачная, а игрок и так поймёт, что случилась катастрофа, — даже без арматуры и бетонной крошки на каждом шагу.

А ещё Dark Earth — единственный постапокалиптический классический survival horror. Ресурсов немного, патроны приходится жёстко экономить. Каждый враг опасен. Боёвка неудобная, но брутальная. Это настолько идеально подходит миру игры, что даже немного странно, что в начале 2000-х из Fallout попытались сделать диаблоид, а не что-то подобное.

Tokyo Jungle

Люди из 2215 года должны были вот-вот столкнуться с катастрофой, но нашли интересный выход. Они решили поменяться местами с людьми из 2027-го, чтобы самим наслаждаться благополучием прошлого. И во время этой странной темпоральной заварушки с планеты в 2020-х полностью исчезло человечество. В городах теперь хозяйничают животные: одни вышли из домов, другие перебрались из дикой природы, третьи сбежали из зоопарков. А ещё из-за порванного пространственно-временного континуума появились твари, вымершие миллионы лет назад.

Обычно в постапокалиптических играх мы убиваем собак и прочих животных, расплодившихся на опустевших заросших улицах. В Tokyo Jungle же мы, по сути, смотрим на происходящее с точки зрения таких традиционных врагов. А им тоже приходится несладко: это симулятор выживания. Приходится искать пищу, защищаться от хищников и собирать свою стаю. Причём под вашим контролем может оказаться хоть жирный домашний кот, хоть жираф.

Скриншот: игра Tokyo Jungle / Crispy’s!

Серия Metro

В 2013 году случилась ядерная война, которую мало кому удалось пережить. В Москве спаслись только те, кто успел укрыться в бомбоубежищах и тоннелях метро. И пока на поверхности бушевала ядерная зима и зашкаливал счётчик Гейгера, в подземке люди строили новое общество. Заводские патроны начали использовать в качестве универсальной валюты. Станции метро превратились в поселения. Некоторые сбились в микрогосударства вроде Четвёртого Рейха и коммунистической Красной Линии и застряли в вечной войне. При этом все люди вынуждены постоянно бороться с расплодившимися животными-мутантами.

Серия Metro в 2010 году заняла практически свободную нишу «постъядерных линейных шутеров от первого лица». И настолько удачно вписалась в неё, что по сути не оставила шансов будущим конкурентам.

В первых двух играх подробно показывают, как спустя 20 лет после катастрофы на мирных станциях люди теснятся на платформах и в туннелях, как-то пытаются наладить свой скудный быт. Вне обжитых мест регулярно случается что-то пугающее и загадочно сверхъестественное. А главный герой постоянно сталкивается с трудностями постъядерного мира: патронов не так уж много, фонарик приходится сперва вручную заряжать, фильтры для противогазов настолько плохи, что быстро приходят в негодность и им срочно нужно искать замену. Впрочем, геймплей не настолько суров и жесток, чтобы отвлекать от сюжетного приключения, что хорошо подходит жанру.

Скриншот: игра Metro 2033 / 4A Games

В Metro Exodus главный герой выбрался за пределы Москвы, отчего появилось больше внушительных открытых локаций. С одной стороны, это сделало игру менее сфокусированной и своеобразной. С другой, больше разнообразия в пейзажах, а игрок куда чаще может почувствовать себя выживальщиком, бродящим посреди меланхоличных развалившихся домов, чтобы найти что-нибудь полезное.

Metal Saga

Чтобы побороть экологические проблемы, учёные создали мощный ИИ и приказали ему спасти планету. А тот решил, что оптимальный способ это сделать — уничтожить человечество. И ему это почти удалось: большинство людей даже не поняло, почему вокруг все поумирали. В самый последний момент машину остановили, но было поздно.

Metal Saga для второй PlayStation — одна из немногих классических ролевых игр из Японии, где показывают постапокалипсис по типу Fallout. Получился этакий сборник абсурдных зарисовок из странной вселенной, очень ярких и вычурных.

Зародился целый культ, где поклоняются бодибилдингу. Из-за нерадивых внуков появилась банда стариков. Среди врагов — гигантские осы с пушками и ракетные установки, у которых гигантские человеческие ноги в чулках в сеточку. И сюжет вертится вокруг танков и других крупных машин, в которых сражаются главные герои и злодеи. Даже как-то грустно, что японцы не сделали больше безумных игр в подобном окружении: чтобы показать анархию, разработчики часто совсем перестают сдерживать свою фантазию.

Скриншот: игра Metal Saga / Success, Crea-Tech

Lisa: The Painful

Из-за некой «белой вспышки» исчезли все женщины в мире — хотя толком не понятно, что именно случилось. Наступил полный хаос. Мужчины поняли: у них теперь нет никакого будущего, — и началось безумие. Люди переселились из нормальных домов в хибары посреди пустошей, а мир стал похож на таковой из «Безумного Макса». Появился наркотик под названием «Радость», из-за которого люди превращаются в жутких монстров. А главный герой нашёл последнюю в мире девочку, которую решил воспитать в тайне от всех.

Как вы уже поняли, формат JRPG отлично подходит для безумных историй про постапокалипсис. И в игре действительно хватает сумасшествия: она просто купается в чёрном извращённом юморе. Вместо обычных денег — порножурналы. Главный герой может подработать в борделе.

Скриншот: игра Lisa: The Painful / Dingaling Productions

Но, в отличие от многих других проектов, Lisa использует такой странный антураж не просто для китча и безумных декораций к похождениям крутого героя. Он нужен, чтобы причинить игроку побольше боли. Шутки и долбанутые персонажи делают ещё более жёсткими моменты трагедии, садистского выбора. Мир сломан, и главный герой тоже постепенно надламывается, хотя казалось бы, куда больше, — ведь в первые же минуты он предстаёт перед игроком депрессивным наркоманом.

Death Stranding

Оказалось, что посмертие действительно существует: сначала души отправляются в параллельную реальность, на Берег, а оттуда уже в мир мёртвых. И время от времени появляется существо, чья душа изначально соединена с тем светом, что приводит к истончению границ миров и массовому вымиранию. Из-за этого с Берега приходят разные опасные невидимые твари. Трупы взрываются как ядерные бомбы. Целые регионы утопают в чёрной вязкой смоле. Дождь смешивается с особым веществом, из-за которого всё моментально стареет, отчего в мире даже руин почти не встретишь. Облака перекрыли всякую спутниковую связь. Природа превратилась в одну большую Исландию: безжизненные пустыри, мох да низкая трава.

Но даже в таких экстремальных условиях человечество умудрилось не исчезнуть — пускай и оказалось на грани уничтожения. Выжившие укрылись в разрозненных убежищах, в самых крупных из которых всего по нескольку десятков тысяч человек. Поселения связывают курьеры. Их работа крайне опасна, а сами они регулярно сходят с ума и начинают похищать чужие посылки. Почти все люди теперь асексуальны, а некоторых детей вынимают из чрева матери на 28-й неделе беременности, чтобы потом сделать из них устройства, позволяющие видеть монстров с Берега. А ещё появились люди с разными сверхспособностями, отчего они, например, могут телепортироваться или возвращаться из мёртвых.

Скриншот: игра Death Stranding / Kojima Productions

Death Stranding показала очень своеобразную версию апокалипсиса и его последствий. И всё для того, чтобы рассказать историю о связях внутри общества. Просто главный герой — курьер. По сюжету его задача — соединить все города Америки в единую сеть. Почти всю игру он только и делает, что таскает на себе посылки и доставляет их по пересечённой местности, чтобы помочь людям со связью.

И вообще оказывается, что всё новое мироустройство ответственно за то, что протагонист страдает депрессией, боится прикосновений и может чувствовать монстров с Берега. Поэтому ему для спасения мира нужно не только прошагать и в снег, и в дождь с грузами на спине — ещё придётся разобраться в собственных проблемах, напрямую связанных с тем, какой кошмар творится вокруг.

Superhero League of Hoboken

В будущем с экологической ситуацией всё совсем плохо. А ещё случилась ядерная война. Из-за этого люди приобрели мутации, дарующие сверхспособности. Большинство пыталось как-то наладить быт на руинах старого мира, иные пошли сколачивать банды суперзлодеев. Но раз есть суперзлодеи, должны быть и супергерои. Как, например, главный герой игры, который использует своё умение фантастически хорошо делать таблицы и отчёты, чтобы создать свою супергеройскую лигу в одном из районов Нью-Йорка.

Superhero League of Hoboken напоминает Earthbound: это тоже RPG, где на врагов смотришь от лица партии персонажей и выбираешь, какие атаки и спецумения будут применять герои. Она также яркая и напоминает детские мультфильмы. И в ней много схожего абсурдного юмора: к примеру, среди врагов есть юристы, которые в качестве специальной атаки могут подать на вас в суд.

Главная разница в общем тоне. Earthbound колеблется от смешливой наивности до мрачной сюрреалистичности — как если бы Дэвид Линч захотел сделать из «Твин Пикса» мультсериал для Nickelodeon. А вот Superhero League of Hoboken сразу подаёт себя как комедию — но для взрослых.

Скриншот: игра Superhero League of Hoboken / Legend Entertainment

Superhero League of Hoboken стебётся над супергероикой, а постапокалипсис — просто удобный повод объяснить разруху и повсеместные мутации. В игре много сатиры: чего хотя бы стоит искажённая версия Ричарда Никсона, которая покидает поле боя с характерным жестом президента, любившего показывать знак «V» обеими руками. Каждый супергерой обладает какими-то идиотскими способностями: понимать почерк врачей, повышать уровень холестерина у врагов, превращать любые предметы в глушители для автомобилей, смотреть, что в коробке из-под пиццы, не открывая её. И эти умения активно применяются не только в бою: игра — наполовину адвенчура. И один из первых квестов — заставить героев перестать пялиться в Playboy, чтобы наконец-то отправиться на подвиги.

Mad Max

Не совсем понятно, что именно произошло в мире «Безумного Макса» — возможно, даже случилась ядерная война. За ней — энергетический кризис, и цены на нефть взлетели. По всему миру начались беспорядки, а в Австралии появились банды, идущие на любые преступления, чтобы поддерживать на ходу свои машины. Правительство не смогло справиться с начавшимся хаосом, и в итоге на австралийских пустошах возникли небольшие армии рабовладельцев, а истории о старом мире потихоньку превращались в сказки.

Несмотря на то, что франшиза «Безумный Макс» очень влиятельна в жанре постапокалипсиса, хорошая видеоигровая адаптация появилась только в 2015-м. Да, во многом это очень типичная высокобюджетная игра в открытом мире без какого-то глубокого геймплея, в ней нужно собирать хлам для крафта, зачищать точки интереса и драться в опостылевшем стиле Бэтмена от Rocksteady. Зато разработчикам удалось передать стиль «Дороги ярости». Если вы фанатеете от фильма, то хотя бы поначалу будете испытывать восторг от бешеных погонь с шипастыми драндулетами, от сражений с поехавшими немытыми панками и от песчаных бурь.

Скриншот: игра Mad Max / Avalanche Studios

Ex Machina

В 2011 году на Ближнем Востоке упала летающая тарелка. Учёные попытались её вскрыть — и ненароком выпустили в атмосферу страшный токсин. Сперва от него начали гибнуть насекомые, потом птицы и звери. Затем очередь дошла и до людей. Это убило большую часть человечества. В итоге люди изобрели особые маски, в которых можно дышать, не опасаясь отравы.

Большие города опустели: выжившие в основном переселились в деревни, где занялись сельским хозяйством. А между поселениями, по огромным пустым пространствам начали разъезжать караваны с большущими грузовиками, которым постоянно приходится отбиваться от бандитов на багги и прочей технике с кучей пулемётов.

Скриншот: игра Ex Machina / Targem Games

Несмотря на всю влиятельность «Безумного Макса», в игровой индустрии почему-то практически не появилось постапокалиптических симуляторов торговли и сражений на диких массивных тачках. Оба примера подобных игр пришли из России: Ex Machina и «Вангеры». Но последняя слишком сюрреалистична, чтобы без чтения текста с предысторией в ней угадывался мир после глобальной катастрофы. Так что у нас остаётся только одна игра, в которой можно колесить по пустошам на изрешечённой пулями монстр-машине и доставлять коробки с консервами, чтобы накопить на миномёт.

Frostpunk

В 1886 году в мире случилось резкое похолодание. Чтобы разобраться в происходящем, в Арктику отправились исследовательские экспедиции — они построили для себя огромные печи-теплогенераторы, вокруг которых можно спокойно строить обычные дома даже в самые экстремальные морозы.

Ситуация стремительно ухудшалась. Погода портилась всё сильнее. Начался голод и беспорядки. Толпы беженцев мигрировали на юг, но тамошние правительства никак не могли с ними справиться, а после неожиданно оттуда пошла волна просто невыносимого холода. Так, англичане были вынуждены бежать на север, к уже готовым печам, способным согреть людей в таких ужасных условиях. К тому же в Арктике были огромные залежи угля, на которых и работали эти генераторы.

Обычно в играх про мир после катастрофы приходится отвечать только за себя или небольшую группу людей, решивших добровольно (или почти добровольно) подвергать себя опасности. Но Frostpunk — градостроительная стратегия. В ней приходится строить новый город и пытаться обеспечить всем необходимым самых обыкновенных беженцев.

Скриншот: игра Frostpunk / 11 bit studios

Условия стремительно превращаются в адские, температура падает до −120° по Цельсию. Приходится срочно разбираться в том, как не дать всем умереть. Ресурсы жёстко ограничены, недовольство растёт, люди всё сильнее склоняются к бунту. А, чтобы обеспечить выживание поселения, игрока постоянно подталкивают ужесточить порядки или дать надежду силами молитв. В итоге вы можете оказаться посреди тоталитарного режима, где варят заживо любого несогласного с вами, или в отчаянном религиозном культе, в котором грешников заставляют каяться с помощью плетей. Не игра, а одна сплошная моральная дилемма.

Days Gone

Days Gone — один из довольно редких примеров зомби-постапокалипсиса в сюжетных экшенах. С начала превращения людей во фриков (давняя внутриигровая традиция не называть зомби «зомби») прошло два года. Люди ушли из больших городов и начали потихоньку обустраиваться в глубинке. Стихийно появившиеся мародёры сколачивают банды. Появляются культисты, придумавшие безумный способ как-то справиться с чудовищными переменами в жизни людей — просто всех убить.

Главная особенность игры — это зомби. Они тут не просто волочатся, в отличие от «Ходячих мертвецов» или ромеровского «Рассвета мертвецов», — а бегают и скачут, как в «28 дней спустя» и в «Рассвете мертвецов» от Зака Снайдера. И они объединяются в огромные орды. Мало того, что это показывает развитие зомби-апокалипсиса и объясняет, почему общество не вернулось к обычным порядкам, так ещё и геймплейно они — огромная угроза, от которой не так-то легко спастись.

Скриншот: игра Days Gone / Bend Studio

Beautiful Desolation

В 1970-х в небе над Кейптауном появился инопланетный космический корабль, экипаж которого решил поделиться продвинутыми технологиями с землянами. Десять лет спустя его решили тайком исследовать двое братьев. Они наткнулись на системы безопасности, которые телепортировали их в далёкое будущее. А там постапокалипсис: люди использовали изобретения пришельцев в войнах, которые в итоге и разрушили цивилизацию.

Самое главное, что вам нужно знать про Beautiful Desolation, — название не врёт. Сейчас это самая красивая изометрическая игра про разрушенный мир. Графика в игре пререндеренная, как в Fallout, что работает на руку художникам в их стремлении показать странные причудливые вещи. Вроде роботов, у которых вместо головы человеческие черепа, например.

Как ни странно, при этом игра не RPG. Это довольно классическая адвенчура в духе «Шизариума», где упор на загадки и сюжет.

Скриншот: игра Beautiful Desolation / The Brotherhood

NEO Scavenger

Не будем спойлерить и раскрывать, почему Детройт в NEO Scavenger превратился в мегалополис циклопических масштабов, в то время как вокруг сплошная разруха и чудовища. Скажем лишь, что главного героя не зря зовут Филипом Киндредом — почти как Филипа Киндреда Дика, автора «Помутнения», «Убика» и прочих кислотных фантастических романов, в которых трещит сама ткань реальности.

Но, несмотря на сверхъестественные события и странные причины катастрофы, NEO Scavenger — непривычно приземлённый постапокалипсис. Протагонист ходит по глобальной карте и собирает всё подряд, чтобы хоть как-то выжить. Найти обувь хотя бы на одну ногу — удача. Острая палка — уже неплохое оружие. К тому же умереть от голода и жажды легче лёгкого. Во время исследования заброшенных зданий можно банально надышаться чёрной плесенью и тяжело заболеть. Каждая драка — непредсказуемо опасна. И даже если у вас получится превратиться в опытного выживальщика, на руинах цивилизации в одиночестве вы всё равно будете походить скорее на бомжа, чем на великого воина.

Скриншот: игра NEO Scavenger / Blue Bottle Games

The Age of Decadence

Крушение Западной Римской империи тоже можно назвать постапокалипсисом, пускай на него ещё наложились некоторые другие факторы вроде Юстиниановой чумы и похолодания 535–536 годов. На огромном пространстве большие города практически опустели и разрушились, старые связи оборвались, а многие знания потерялись.

Авторы The Age of Decadence, вдохновляясь Fallout, посвятили свою RPG экстремальной версии «римского постапокалипсиса». Её мир очень напоминает то, что творилось на осколках Западной Римской империи сразу же после её распада: в ходу всё ещё гладиусы и тоги, но вокруг упадок, бандиты и хаос, посеянный войнами мелких царьков.

Скриншот: игра The Age of Decadence / Iron Tower Studios

Вот только прошлое государство слабо напоминало Рим — просто оно развалилось так давно, что истории о нём превратились в мифы. По ходу прохождения всё чаще видишь, что его жители строили сложные механизмы, роботов и вообще настолько продвинулись в науках, что в нашем мире учёным всё это показалось бы противоестественным колдовством. А в крушении империи большую роль сыграли пришельцы из другого измерения.

Dark Souls 3

В начале времён посреди бесконечного тумана зажглось Первое Пламя. Благодаря ему появились тепло и холод, свет и тьма, жизнь и смерть. Из тьмы пришли четверо полых существ и получили из Пламени свои души. Одно из них создало особые тёмные души и раздало их людям. Но трое других превратились в богов и связали людские души огнём, боясь, что те создадут бездну из непроглядной всепожирающей тьмы. И это сделало людей смертными.

Однажды Первое Пламя начало гаснуть. Когда оно едва тлело, люди возвращались к жизни снова и снова, но при этом сходили с ума. Мир приходил в запустение. Но нашёлся герой, который принёс себя в жертву и заново зажёг Пламя. Такой круговорот угасания и возжигания успел пройти множество раз. В конце концов новый герой, который должен был перезапустить цикл, отказался это делать.

Скриншот: игра Dark Souls 3 / FromSoftware

На самом деле это лишь одна из интерпретаций того, что творится в игре. Все сведения о происходящем отрывочны — и порой непонятно, насколько они достоверны. Неизвестно даже, как толком работает Первое Пламя и тёмные души. Возможно, что если Пламя окончательно погаснет, просто начнётся эпоха людей.

FromSoftware ещё со времён Demon’s Souls совершенствовала эстетику увядания и запустения фэнтезийных королевств. Dark Souls 3 — пока что чуть ли не апофеоз этого стремления показать умирающий мир. Вселенная так давно не может выбраться из цикла угасания и возжигания, что уже заметно, как изнашивается само пространство-время. Постапокалипсис постапокалипсисов.

Скриншот: игра Dark Souls 3 / FromSoftware

Fragile Dreams: Farewell Ruins of the Moon

Человечество погрязло в конфликтах, а потом… вдруг резко исчезло. Зато появились агрессивные призраки, принимающие самые странные формы. В живых остался только мальчик по имени Сето. Он отправился в путешествие по заросшему деревьями Токио, чтобы попытаться найти хотя бы ещё одного человека.

Fragile Dreams часто называют «детской версией Silent Hill». Несмотря на то, что игра стилизована, скорее, под детские мультфильмы, а на экране не творится полная жесть, она часто дарит схожее настроение. Большую часть прохождения игрок будет меланхолично исследовать опустевшие здания, которые постепенно рушатся. Неловкая неспешная боёвка напоминает старые игры жанра survival horror. А постоянная необходимость двигать лучом фонарика уж очень схожа с таковой в Silent Hill: Shattered Memories.

Скриншот: игра Fragile Dreams: Farewell Ruins of the Moon / Namco, Tri-Crescendo

Phoenix Point

В 2022 году в районе вечной мерзлоты нашли неизвестный науке вирус. При его воздействии на животных получались твари, схожие с таковыми из фильма «Нечто» Джона Карпентера или произведений Говарда Лавкрафта. Из-за глобального потепления эта инфекция вскоре попала в океан, и людей начали терроризировать страшно мутировавшие морские гады.

К 2047 году практически всё население планеты вымерло, и мир захватили монстры. Уровень моря поднялся катастрофически сильно. Немногочисленные выжившие прячутся от вируса и чудовищ в убежищах и конфликтуют между собой: не могут толком договориться, что делать дальше. В такой обстановке появился проект «Феникс», объединивший ведущих инженеров и учёных, которые должны были попытаться предотвратить окончательную гибель человечества.

Многие продолжения и подражатели X-COM: UFO Defense предлагали игроку мир, столкнувшийся с глобальной катастрофой, который предстояло спасать силами небольших отрядов. Phoenix Point представляет один из самых катастрофических вариантов. В ней нет какого-то особого пафоса, а лишь пугающее ощущение того, что выходишь на схватку с четырьмя всадниками апокалипсиса, держа в руках лишь вилку.

Скриншот: игра Phoenix Point / Snapshot Games Inc.

Геймплей всячески поддерживает настроение обречённых тактических игрищ. Врагов на заданиях так много, что ты сперва даже не понимаешь, как вообще с ними разбираться своей горсткой бойцов. Ваши планы постоянно идут наперекосяк. Приходится просто смириться, что, скорее всего, к финалу большая часть оставшегося человечества просто сдохнет, потому что ваши солдаты не могут находиться одновременно во всех концах света.

Soldiers of Anarchy

В 2004-м объявилась новая болезнь, которая массово выкашивала людей. В итоге почти никого не осталось. Выжили только те, кто успел запастись припасами и укрыться в бункерах. И вот спустя десять лет отряд солдат вышел наружу, чтобы разведать обстановку и поискать, не осталось ли чего полезного, что можно было бы взять с собой. Но там им встретились многочисленные бандиты, которые не хотели так просто делиться добычей.

Soldiers of Anarchy — главная тактика в реальном времени про постапокалипсис. Конечно, во многом из-за того, что остальные проекты в таком поджанре получились совсем уж неприглядными. Но эта игра выделялась бы даже на фоне соперников посильнее — причём именно из-за выбранной разработчиками темы.

Скриншот: игра Soldiers of Anarchy / Silver Style Entertainment

Печаль мира после катастрофы ощущаешь очень чётко в том числе благодаря огромным локациям: чтобы добраться до нужной точки, солдатам придётся проезжать большие расстояния по пустырям и улочкам с домами, в которых уже давно никто не живёт. Люди почти исчезли, потому каждый боец крайне ценен. И приходится постоянно собирать патроны, оружие и даже машины — всё потом может пригодиться.

Primordia

Primordia — злой двойник Machinarium из зеркальной вселенной. Это тоже point-and-click-адвенчура, а персонажи — тоже роботы. Вся разница в настроении.

Machinarium — добрая и милая сказка. Primordia — нуарная и мрачная история. Задолго до начала событий игры человечество окончательно исчезло с лица земли. Оно оставило после себя только горы мусора и роботов, считающих людей богами-творцами. Но и разумные машины обречены: со временем всё тяжелее достать энергию, а без неё они отключаются. Потому среди них царит цинизм и нигилизм, а чувство обречённости всегда витает в воздухе.

Скриншот: игра Primordia / Wormwood Studios

Часть игр серии Megami Tensei

У серии Megami Tensei долгая история заигрываний с темой апокалипсиса. По ходу событий чуть ли не каждой игры серии либо наступает, либо уже наступил конец света — но это не мешает приключениям главных героев. В каждой части свой особо изощрённый способ устроить глобальную катастрофу, но остановимся лишь на двух основных, где главные герои успели изрядно нахвататься атмосферы поломанного мира.

В Shin Megami Tensei 2 случилась ядерная война. Параллельно этому на Землю вторглись ангелы и демоны, которые успели даже повоевать друг с другом. В последующие десятилетия успело случиться ещё много катастроф: из-за движения тектонических плит затопило многие земли, озоновый слой разрушился, ветра разнесли повсюду радиацию, а обычным воздухом теперь нельзя дышать. Так что многие выжившие переселились в бомбоубежища. Над Токио возвели гигантский купол, под которым как-то уживаются люди, ангелы, демоны и феи. В моду вновь вошли арены, где бойцы дерутся насмерть.

Скриншот: игра Digital Devil Story: Megami Tensei 2 / Atlus

Shin Megami Tensei 3: Nocturne начинается с того, что культисты устроили конец света и уничтожили человечество. Токио превратился в пустошь внутри громадной сферы, населённой демонами, ангелами и духами мёртвых людей. А главный герой пережил апокалипсис, потому что ему насильно имплантировали демона в тело.

Enslaved: Odyssey to the West

Enslaved: Odyssey to the West — одна из главных законодательниц мод по части видеоигровых постапокалипсисов. Во многом из-за того, что это одна из первых современных сюжетных AAA-игр про наш разрушенный мир.

К тому же до неё большинство разработчиков игр в жанре постапокалипсиса представляло мир после катастрофы в серо-коричневых тонах: безжизненные пустоши, блёклый бетон, ржавая сталь. Если появлялось что-то зелёное, то лишь для того, чтобы показать радиацию, а небо всегда было пасмурным.

Скриншот: игра Enslaved: Odyssey to the West / Ninja Theory

Enslaved привнесла в жанр краски. В ней показан мир после войны с роботами, так что никакого радиоактивного заражения и других причин, почему города не могут зарасти зеленью, нет. Нью-Йорк и Лос-Анджелес превратились в джунгли, а погода — ясная, солнечная. Персонажи наряжены в красивую одежду, напоминающую костюмы из Античности и наряды разных племён из тропических стран — но если присмотреться, то видно, что в ней много всяких хай-тек-мелочей из более развитого прошлого. А сюжет строится не вокруг каких-то глобальных конфликтов, а на основе взаимоотношений нескольких персонажей.

То, что сделала Enslaved, можно увидеть в основе практически любой западной крупнобюджетной постапокалиптической игры — The Last of Us, Days Gone, Horizon Zero Dawn. И в целом, после релиза этого проекта в 2010-м, игровые пустоши резко позеленели.

Серия The Last of Us

В 2013 году среди людей начал распространяться заразный мутировавший грибок-кордицепс, который превращал их в тупых агрессивных зомби, а затем и в нечто пострашнее. Огромная часть человечества быстро погибла или превратилась в монстров. Большинство городов теперь — это смертельно опасные рассадники зомби. Старые страны быстро распались. Люди в основном живут в небольших карантинных зонах, где царят жестокие порядки.

The Last of Us — постапокалипсис для хипстеров. Авторы делали историю о зомби и постапокалипсисе, но всеми силами старались избежать сравнений с фильмами Ромеро и «Безумным Максом», отчего в качестве главных источников вдохновения использовали модные тогда «Дорогу» и «Дитя человеческое». Персонажи даже носят самую обычную современную одежду. На волне популярности подхода Enslaved к показу конца света — в игре царит буйство зелени и солнечная погода.

Скриншот: игра The Last of Us / Naughty Dog

При этом в The Last of Us всё равно постоянно просвечивают основы жанра. Чуть ли не каждый встречный персонаж готов либо убить героев, либо как-то подставить. Оставшиеся в живых готовы скорее поубивать друг друга в новых войнах, нежели попытаться хоть что-то исправить. Даже непонятно, откуда столько споров насчёт финального выбора главного героя: если всё настолько плохо, то какой смысл жертвовать единственным, что тебе дорого, ради призрачной попытки что-то поменять в этом и так уже извращённом мире.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована