Metaphor: ReFantazio — 2-е место в топе игр 2024 года
Эпичная и в меру наивная фэнтези-RPG, которой нам давно не хватало.
Иллюстрация: игра Metaphor: ReFantazio / Studio Zero / Polina Vari для Skillbox Media
Игрокам, знакомым с серией Persona, новый проект продюсера Кацуры Хасино и его команды может показаться очень знакомым. Основной геймплей, который состоит из двух частей — социальной и боевой, — на месте. Календарь, который заставляет планировать свои действия заранее, — тоже. Система классов-персон была переименована в Архетипы и расширена, но её суть осталась прежней. Даже устаревшая графика, порой выдающая картинку времён PlayStation 3, — и та идёт в комплекте.
Однако, сохранив привычные черты традиционной RPG от Atlus, разработчики из Studio Zero не только интегрировали их в совершенно новую фэнтезийную вселенную, умело соединив особенности геймплея и нужды мироустройства, но и улучшили все те небольшие детали игрового процесса, которые в принципе могли быть улучшены в логике серий Persona и Shin Megami Tensei. В итоге получилась их квинтэссенция и прекрасная точка входа для игроков, которые прежде обходили эти многослойные JRPG стороной.
В Metaphor: ReFantazio игрок попадает в королевство Ухрония. Король убит, многочисленные расы обширной страны готовы вцепиться друг другу в глотку, а на окраинах всё чаще замечают макабрических «людей» — огромных монстров, будто бы сошедших с картин Иеронима Босха. Стране как никогда нужен великий король.
Древняя магия, активированная цареубийством, объявляет всеобщие выборы: королём станет тот, кто за ограниченное время заручится поддержкой большинства населения Ухронии. В предвыборную гонку по воле случая вступает и главный герой — представитель эльдов, самого угнетённого народа.
Там, где серия Persona каждый раз ограничивалась одним городом, Metaphor: ReFantazio дарит игрокам опыт большого путешествия. Оседлав причудливого механического бегуна, нам предстоит побывать во всех уголках обширного континента: в пустыне с песчаными червями, в прибрежном городе, в заснеженных горах и даже в удивительных лесах, в которых вечно царит осень.
«Дорожная» тема — важный элемент игры. Бегун становится не только средством перемещения между локациями, но и социальным хабом, в котором главный герой взаимодействует со спутниками, занимается повседневными делами и отдыхает. Можно выйти на палубу и понаблюдать за пейзажем: перемещения между локациями, как правило, требуют нескольких дней внутриигрового времени.
Metaphor: ReFantazio, как и игры серии Persona, довольно неспешно набирает обороты — первые пару часов, особенно если вы знакомы другими творениями Хасино и его команды, могут показаться довольно скучными. Мы плавно знакомимся с миром, проходим обучение, сражаемся с простыми мобами, учимся подчинять себе первые базовые Архетипы. Но чем дальше — тем ярче начинает проявлять себя игра.
Сюжет закручивается всё стремительнее, а возможностей становится всё больше: появляются дополнительные квесты и сторонние активности, открываются новые Архетипы, встречаются новые сторонники. Мир, который поначалу кажется слепленным из разномастных элементов, при ближайшем рассмотрении становится всё более логичным и увлекательным.
Потрудились на славу не только сценаристы, но и художники персонажей и локаций. Несмотря на весьма скромную графику, дизайн одежды, архитектуры, бегунов и точек интереса — ещё на большей высоте, чем то, что мы видели в серии Persona. К внешнему виду игры приложил руку не только ветеран «Персон» Сигэнори Соэдзима, но и другие талантливые художники: Юдзи Химукай (Etrian Odyssey), Кода Кадзума (NieR: Automata) и Икуто Ямасита (Evangelion).
По сравнению с Persona, Metaphor: ReFantazio кажется гораздо более разнообразной игрой, несмотря на ту же календарную структуру, которая так или иначе рутинизирует игровой процесс. Пожалуй, главное достоинство «Метафоры» — это её удивительный, мало на что похожий мир, который с каждым часом хочется изучать всё сильнее.
По словам Хасино, когда у его команды появился шанс сделать игру по новой IP, большинство коллег хотели сделать её в фэнтези-вселенной. Но когда их спрашивали «Почему?», никто не мог объяснить, почему любит фэнтези. Поэтому разработчики решили, что изучить этот жанр и найти причины всеобщей любви к нему — хорошая идея, с которой стоит начать работу над игрой. Сначала Metaphor сильно склонялась к классическому высокому фэнтези в духе «Властелина колец», но постепенно команда пришла к пониманию, что хочет создать свой, очень особенный фэнтезийный мир.
В Ухронии фантастическим образом переплетаются мотивы классического западного Средневековья — и мода 1960-х, драконы и феи — и продвинутые технологии, архитектура модерна — и циклопические сооружения, молитвенные речитативы — и эсперанто. Соединить такие разнородные элементы и даже сеттинги в одной вселенной — монументальная задача, и справиться с ней отнюдь не просто: достаточно посмотреть хотя бы на серию Elex от студии Piranha Bytes. Но разработчикам из Studio Zero удалось создать мир, в который ты как игрок вполне веришь. Он волнует тебя, и в предвкушении новых открытий ты возвращаешься в Ухронию снова и снова — или, быть может, подолгу не расстаёшься с ней.
И хотя некоторые сюжетные мотивы Metaphor: ReFantazio кажутся чересчур прямолинейными — опять мы спасаем мир и боремся за всё хорошее против всего плохого, — эта наивность даже подкупает. Да, нам действительно давно не хватало эпичной фэнтези-RPG, в которой можно почувствовать себя честным, благородным героем.
Пусть это сказка, красочная метафора, мечта — но она влияет на реальность ничуть не меньше, чем наша обыденная жизнь влияет на наши фантазии. И Metaphor: ReFantazio — отличная игра, чтобы вспомнить о силе нашего воображения, которая способна творить и преображать целые миры.
Чему можно поучиться у игры
Миростроению. Начав с классических фэнтезийных элементов в начале разработки, Studio Zero постепенно пришла к уникальному видению вселенной, которую ей хотелось бы воплотить в рамках привычной формулы JRPG. Разработчики вдохновлялись не только примерами из других фэнтезийных систем и ролёвок, но и искусством и историей реального мира — пожалуй, даже в большей степени, чем чем-либо другим. Соединив эпичность и сильную социальную тематику, разработчики получили выдающееся высокое фэнтези, которое кажется свежим глотком воздуха в мире многосерийных франшиз.