Геймдев
#подборки

Лучшие движки для создания игр. 4 условно-бесплатных варианта — от Unity 3D до UE4

Рассказываем о самых популярных технологиях, на основе которых создаётся большинство AAA-игр.

Это вторая часть нашего цикла о лучших движках для разработки игр. Первую часть, посвящённую бесплатным технологиям, уже можно прочитать в Skillbox Media. А вскоре на сайте появится и третий, заключительный материал, где речь пойдёт о полностью платных движках.

Сейчас же самое время поговорить об условно-бесплатных вариантах. Такие движки доступны для скачивания всем желающим, но в случае коммерческого успеха игры, созданной с помощью этих технологий, придётся делиться прибылью.

Такая модель распространения характерна для Unity 3D, Unreal Engine 4, CryEngine и UNIGINE — все эти движки можно назвать крайне важными для индустрии технологиями. Дело здесь не только в громких названиях, известных каждому разработчику, но и в том, что с помощью этих инструментов можно выпустить современный и качественный продукт. Причём характеристики этих движков существенно отличаются, и выбор в пользу той или иной технологии напрямую зависит от того, какую именно игру вы хотите создать.

Unity 3D

Unity 3D уже давно ассоциируется с инди-играми, так как большинство независимых разработчиков выбирают именно этот движок в качестве основы для будущего проекта. Первая версия клиента вышла в 2005 году. Предполагалось, что Unity 3D станет основой будущих игр на Mac OS X, но это не помешало авторам выпустить обновление под Windows и в дальнейшем расширять область применения движка.

На сегодняшний день Unity 3D поддерживает более 20 платформ — от ПК и смартфонов до Windows Mixed Reality и Android TV. Также движок широко применяется при разработке неигровых проектов в сферах архитектуры, машиностроения, производства и анимации.

Презентационный ролик возможностей Unity, полезных в машиностроении

Ознакомиться с возможностями Unity 3D и скачать клиент движка может каждый. При этом с разработчика не будут требовать отчислений при создании коммерческих проектов — до поры. Если размер заработка или объём привлечённых инвестиций превысит 100 тысяч долларов, понадобится лицензия. Её можно получить, оформив подписку на один из трёх подходящих вариантов:

  • Unity Plus — 399 долларов в год: подходит продвинутым энтузиастам и небольшим студиям, если их оборот не превышает 200 тысяч долларов в год;
  • Unity Pro — 1 800 долларов в год: расширенные возможности для организаций без ограничений по доходу;
  • Unity Enterprise — 200 долларов в месяц: для крупных компаний (не менее 10 рабочих мест).

Подробные условия всех тарифных планов указаны на официальном сайте движка.

Скриншот из Fall Guys: Ultimate Knockout — игры, созданной на Unity 3D. Скриншот: игра Fall Guys: Ultimate Knockout / Steam

Достижения:

  • 2,5 млрд человек ежемесячно пользуется контентом, созданным на Unity;
  • 5 млрд скачиваний приложений на движке в месяц;
  • 71% приложений на мобильном рынке созданы на Unity 3D;
  • 50% игр (от общего количества проектов на PC, консолях и мобильных платформах) созданы на Unity 3D;
  • движок используют более чем в 190 странах;
  • Unity 3D — самый популярный движок в инди-сообществе itch.io.

Преимущества:

  • хороший старт для будущих программистов;
  • популярен среди разработчиков, проще найти специалистов для проекта;
  • подходит для кросс-платформенной разработки и мультиплатформенных релизов, в том числе на VR;
  • простая интеграция с полезными сервисами (Facebook*, Firebase и так далее);
  • хороший выбор для мобильных игр (создан и развивается с учётом минимизации требований к оборудованию и размеру билдов, что критично для мобильной разработки);
  • богатый выбор ассетов — более 15 тысяч бесплатных и платных решений для любой игры (модели, аудио, анимации, скрипты, расширения и так далее);
  • отзывчивая техподдержка и подробная документация.

Недостатки:

  • начинающему разработчику интерфейс редактора может показаться сложным;
  • не рекомендуется для масштабных игр в открытом мире из-за возможных проблем с оптимизацией;
  • в большинстве случаев при работе с Unity 3D требуются навыки программирования.
Скриншот из Cuphead — игры, созданной на Unity 3D. Скриншот: игра Cuphead / Steam

Игры на движке: Fall Guys, Cuphead, Escape from Tarkov, Hollow Knight, Hearthstone, Pathfinder: Kingmaker.

«Я работаю на Unity около 9 лет. Свою первую демосцену собирал ещё на версии 2.5. С тех пор многое изменилось, и движок оброс большим количеством дополнительных функций, удобных фишек и технических решений. Не могу сказать, что все изменения мне по душе: часто с новыми фичами появляются новые баги и проблемы.

Тем не менее движок идет в ногу со временем. Долгое время продукты, созданные на Unity, ощутимо уступали по визуалу схожим продуктам на Unreal Engine. Разница заметна и сейчас, но уже с версии Unity 5 и далее качество стало намного выше. Движок обзавёлся новой системой освещения, материалов, отражений и так далее. Unity привлекает меня низким порогом вхождения в образовательном плане и высоким уровнем гибкости — при наличии опыта работы с кодом можно значительно расширить функциональность и инструментарий. Зачастую, не имея готовых решений, можно выполнить любые поставленные задачи разными способами. В процессе разработки часто приходится глубоко „залезать“ в движок, поэтому во время тестирования легко отслеживать возникающие проблемы и оперативно их решать».

Сергей Носков,
инди-разработчик (35 mm, The Light Remake, 7th Sector)

Скриншот из The Light Remake — игры, созданной на Unity 3D.Скриншот: игра The Light Remake / Steam

«Когда 8 лет назад я перешёл с Flash на Unity, то удивился разнообразию инструментария движка. Но в то же время он меня напугал: это же всё придётся учить! К счастью, не пришлось. Для выполнения большей части задач хватает ограниченного функционала. При этом всё остальное может оставаться «блэк-боксом» и абсолютно не мешать в работе.

Благодаря низкому порогу вхождения и мощным инструментам с движком могут работать не только программисты. Нарративщики создают кат-сцены, используя Timeline + Cinemachine, UI-дизайнеры работают, используя адаптивный пользовательский интерфейс в Canvas. А благодаря кастомизации движка геймдизайнеры фактически могут сделать конструктор игр внутри Unity. Когда художники, дизайнеры и аниматоры сами справляются со своими задачами в движке и не просят разработчиков о внесении каждой правки, скорость разработки и качество продукта заметно возрастают. Также рекомендую заглянуть в AssetStore — там есть тысячи готовых решений. Кто знает, возможно, среди них найдётся именно та фича, которая нужна вам.

Конечно, по качеству картинки Unity сильно проигрывает UE4. Во многих нюансах его UX и инструментарий гораздо хуже, а разработчики движка менее активно поддерживают своё комьюнити, чем Epic Games — своё.

Если бы я делал десктопную игру с фотореалистичной графикой, я бы точно выбрал другой движок. Но при этом в Unity 3D постепенно добавляются новые технологии, такие как Motion Matching (плавный программный бленд анимаций), интеграция с Houdini (процедурный моделинг) и поддержка DOTS (управление десятками и сотнями тысяч интерактивных объектов в кадре)».

Альберт Ковнир,
инди-разработчик (Through the Nightmares)

Скриншот из Through The Nightmares — игры, созданной на Unity 3D. Скриншот: игра Through The Nightmares / Steam

Unreal Engine 4

Этот движок создала Epic Games — одна из крупнейших американских компаний по разработке игр и программного обеспечения. Unreal Engine 4 — преемник бесплатного Unreal Development Kit (UDK), вышедшего в конце нулевых. Актуальная версия известна достижениями в области фотореалистичной графики, динамического освещения, системы разрушения и частиц для создания спецэффектов.

Технология широко применяется в неигровых областях — в промышленности, архитектуре, управлении транспортом, телевидении и киноиндустрии. Например, режиссёр Джон Фавро использовал UE4 для смены виртуальных декораций в реальном времени в сериале «Мандалорец» и ремейке фильма «Король Лев».

Пример съёмок с использованием виртуального продакшена

Движок распространяется бесплатно. Но если выручка проекта достигает миллиона долларов и превосходит этот показатель, разработчик выплачивает 5% отчислений компании Epic Games. Учитывая, что таких продаж может достичь не каждая игра, вариант вполне подходит тем, кто только начинает свой путь в разработке.

Существуют варианты так называемых кастомных лицензий (премиальная поддержка, обучение, индивидуальные условия и/или безвозмездное распространение готовых коммерческих продуктов). Но получить их может далеко не каждый — условия в индивидуальном порядке обговариваются с представителями Epic Games.

Трейлер Final Fantasy VII Remake — игры, созданной на UE4

У Unreal Engine 5, релиз которого намечен на 2021 год, будет та же модель распространения. Кроме того, Epic Games обещает, что при необходимости разработчики смогут без проблем перенести свои проекты на новую версию движка.

Трейлер Fortnite — игры, созданной на UE4

Достижения:

Преимущества:

  • удобный редактор с мощной функциональностью;
  • нацеленность на масштабные проекты;
  • благодаря визуальному программированию — «блюпринтам» — прототипирование не требует технических навыков, но для расширения возможностей движка всё равно понадобится знание С++;
  • хорошая оптимизация;
  • доступ к исходному коду;
  • богатый маркетплейс со множеством ассетов под любые нужды.

Недостатки:

  • из-за популярности Unity в России и СНГ студиям тяжелее найти компетентных специалистов по движку, особенно для неигровых проектов;
  • можно делать 2D-проекты, но для этих целей лучше поискать другие варианты;
  • возможны проблемы с оптимизацией мобильных игр;
  • нет смысла делать простые игры, если это не обучающий проект;
  • многие разработчики жалуются на скудную и устаревшую документацию по узкоспециализированным темам.
Скриншот из Hellblade: Senua’s Sacrifice — игры, созданной на UE4. Скриншот: игра Hellblade: Senua’s Sacrifice / Steam

Игры на движке: Fortnite (350 млн пользователей по данным на 2020 год), Hellblade: Senua’s Sacrifice, Sea of Thieves, Borderlands 3, Final Fantasy VII Remake, Hello Neighbor, Layers of Fear 2 и ещё очень много всего.

«У меня был довольно большой опыт работы на Unity. Но затем я перешёл на Unreal Engine 4 и не пожалел. Если говорить о технических особенностях, UE4 на первый взгляд действительно кажется сложнее. У него выше порог вхождения из-за наличия отдельных подсистем, которых нет в Unity (или не было на тот момент, когда я на нём работал). Но как только ты осваиваешь нюансы движка, понимаешь, что во многих вещах процесс разработки игры ускоряется.

Однако это не единственное достоинство UE4: Epic Games оказывает неоценимую помощь разработчикам игр на Unreal Engine, особенно в СНГ-сегменте. Я сбился со счёта, сколько раз люди из команды Epic Games помогали мне с техническими и маркетинговыми нюансами. Также не стоит забывать о возможности подачи заявки на Epic Megagrants: получить грант вполне реально, я убедился в этом сам, как и некоторые мои знакомые из индустрии».

Александр Хорошавин,
инди-разработчик (Selfloss)

Скриншот из Selfloss — игры, создающейся на UE4. Скриншот: игра Selfloss / Steam

«С Unreal Engine 4 было тяжелее работать до 2017 года: не хватало специализированной и общей документации, гайдов, а также успешного опыта применения движка другими разработчиками. Периодически возникали проблемы из-за того, что какие-то весьма обыденные по нынешним меркам вещи приходилось изучать и дорабатывать самостоятельно. В те времена представители AAA-студий ещё не были готовы делиться опытом. Конечно, проводились тематические лекции, но они затрагивали только общие вопросы. С образованием тоже было не всё так просто: либо это курсы basic-уровня, либо что-то очень специфическое, а промежуточного варианта попросту не существовало. В 2017 году Epic Games проделала огромную работу, чтобы изменить всё в лучшую сторону. Маркетплейс стал намного объёмнее, появилось больше плейсхолдеров, начались глобальные раздачи ассетов из Paragon и Infinity Blade. Таким образом, технологию стало проще освоить на базе опыта самой Epic Games. Студии стали чаще обращать внимание на специалистов уровня Junior и Middle. Рынок сильно оживился, и на движке появилось больше игр.

Сейчас в сообществе UE4 существует своего рода экосистема, в которой можно достаточно быстро получить ответы на свои вопросы. Проблема в том, что нюансы, с которыми сталкиваются разработчики, сами по себе уникальны, по ним сложно найти какую-то документацию. Это встречается в работе с любым движком. Если ошибка распространённая (например, проблемы с фулскрином на 4.23), сообщество знает о ней и эти проблемы обсуждаются. Но вряд ли можно найти решение по специфическим вопросам сочетаемости конкретных плагинов и ассетов друг с другом. Ответы на них разработчик должен найти сам. Как правило, программисты решают такие задачи достаточно быстро».

Александр Петров,
инди-разработчик (Orange Cast, Pioner)

Скриншот из Pioner — игры, создающейся на UE4. Скриншот: PIONER / «ВКонтакте»

CryEngine

Движок, созданный немецкой студией Crytek, автором Far Cry и Crysis. С 2004 года CryEngine обзавёлся несколькими итерациями, и его технические возможности улучшаются до сих пор. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить первую часть Far Cry и современный MMO-шутер Hunt: Showdown. После выхода Crysis фотореалистичные шутеры от первого лица стали визитной карточкой технологии, однако движок подходит и для разработки игр в других жанрах, а также для неигровых проектов.

Разработчики CryEngine практикуют подход What You See Is What You Get — «что видишь, то и получишь». Когда разработчик создаёт в редакторе CryEngine Sandbox сцену и переносит её в игру, она выглядит и работает так, как задумано, и ей не требуются дополнительные правки. В 2016 году Crytek открыла доступ к исходному коду движка, чем воспользовались многие студии. Например, Warhorse Studios сильно модифицировала CryEngine для разработки ролевой игры Kingdom Come: Deliverance. Известно, что все актуальные части серии Far Cry, права на которую сейчас принадлежат Ubisoft, сделаны на движке Dunia Engine, а в его основе находится как раз CryEngine.

Презентационный трейлер движка

Клиент CryEngine можно скачать бесплатно, однако после релиза коммерческого продукта разработчик обязан выплачивать 5% роялти компании Crytek. При этом первые 5 тысяч долларов, собранные с продаж, отчислениями не облагаются. Ещё есть несколько исключений, при которых платить вообще ничего не нужно, — скажем, если разработчик получает призовые деньги от сторонних лиц, пожертвования (лично человеку, а не для разработки игры) и доход с маркетплейса.

Скриншот из Hunt: Showdown — игры, созданной на CryEngine. Скриншот: Hunt: Showdown / Steam

Преимущества:

  • мультиплатформенность (Windows, Linux, PlayStation 4, Xbox One, Oculus Rift, OSVR, PSVR, HTC Vive), в будущем возможно портирование на Android — сейчас идёт бета-тестирование;
  • огромный выбор инструментов «из коробки»;
  • подходит для масштабных игр AAA-уровня, особенно для игр с видом от первого лица;
  • у перспективных проектов (в том числе неигровых) есть возможность получить кастомную лицензию.

Недостатки:

  • не так популярен, как его конкуренты Unity 3D и UE4;
  • сложно найти специалистов по движку из-за небольшого размера комьюнити;
  • если проекту требуется функциональность, расширенная в сравнении с той, что есть в «коробке», большинство сетевых модулей и инструментов придётся создавать с нуля: по словам разработчиков, то, что представлено в GameSDK, либо устарело, либо перегружено лишними функциями.
Скриншот из Kingdom Come: Deliverance — игры, созданной на CryEngine. Скриншот: игра Kingdom Come: Deliverance / Steam

Игры на движке: Kingdom Come: Deliverance, Deceit, Evolve, Prey, Hunt: Showdown.

«С CryEngine тяжело работать, если нужно создать динамичный шутер. Его физический движок не подходит для такой концепции. Также не стоит делать на его основе сложные RPG. Инструменты разработки недостаточно гибкие, и вам потребуется много ресурсов, чтобы построить все основные системы с нуля. <…> На данный момент сообщество CryEngine совсем небольшое, но очень отзывчивое. Большинство специалистов хорошо осведомлены о различных аспектах разработки, так как сами знакомы с движком ещё со времён моддинга Crysis. Кроме того, разработчики технологии часто делятся своими знаниями в Discord и тематических статьях».

Дмитрий Шевченко,
тимлид студии TALLBOYS (Pandemic Express).

«What is the best game engine: is CryEngine right for you?», январь 2020 года

Скриншот из Pandemic Express — Zombie Escape — игры, созданной на CryEngine. Скриншот: игра Pandemic Express / Steam

«Ключевая механика Deceit — смена дня и ночи в игре. С наступлением тьмы роли игроков меняются: „плохие парни“ становятся ещё ужаснее, что может напугать и ввести в замешательство „хороших“. CryEngine отлично подчёркивает эту атмосферу с помощью освещения и теней. <…> Динамика движка хорошо сочетается с итеративной разработкой, что помогает при нелинейных пайплайнах. В этом плане CryEngine значительно выделяется на фоне конкурентов. Арт-отдел тесно сотрудничает с отделом геймдизайна на всех этапах проекта, чтобы настроить освещение и разместить объекты по ходу разработки. Это преимущество помогает тестировать различные идеи и стирать границы между концепцией, дизайном и фазами препродакшена.

<…> CryEngine отлично работает с рендерингом в реальном времени, позволяя изменять огромное количество визуальных эффектов на лету. Параллельная работа наших технических специалистов со SpatialOS (технология симуляции действий) даёт нам понимание того, что наиболее релевантно для игрока. Всё это помогает добиться в игре детализированности окружения без лишних нагрузок на «железо»».

Сэм Хиллс (Sam Hills),
бывший комьюнити-менеджер Automaton Games (Deceit).

«Why Developers Choose CryEngine?», сентябрь 2018 года

Скриншот из Deceit — игры, созданной на CryEngine. Скриншот: игра Deceit / Steam

UNIGINE

Движок одноимённой российской IT-компании существует на рынке уже более 15 лет. Используется преимущественно для создания неигровых проектов, многие из них находятся под NDA. К ним относятся визуализации, симуляторы и VR-приложения, которые задействованы в космонавтике, авиации, судоходстве, добыче нефти, газа и полезных ископаемых, оборонном производстве, архитектуре, ГИС и городском планировании.

Также технология известна своими бенчмарками для тестирования производительности видеокарт. Последний из них — Superposition 2017 — поддерживает VR. Игровые проекты на движке существуют, но их гораздо меньше. В 2020 году у UNIGINE появилась бесплатная версия под названием UNIGINE Community SDK. Её можно использовать для разработки в сфере образования, для разработки в некоммерческих проектах; в коммерческих — только с прибылью или финансированием менее 100 тысяч долларов за последние 12 месяцев. Существует также ряд сфер, где использование Community SDK невозможно: оборонная промышленность, электроэнергетика, азартные игры, добыча нефти, газа и полезных ископаемых.

Трейлер технологии

Для остальных вариантов существуют платные лицензии:

  • Community Pro — 150 долларов в месяц: то же, что и в Community SDK, но без ограничений по финансированию и с доступом к бета-версиям;
  • Engineering — 5 995 долларов в год: то же, что и в Community PRO, плюс расширенная функциональность и отсутствие ограничений по сферам использования (запрет только на применение в области оборонной промышленности);
  • Sim (цена индивидуальна): то же, что и в Engineering, c полной функциональностью.

С подробным описанием каждой лицензии можно ознакомиться на сайте движка.

Достижения:

  • движок используют 250 компаний по всему миру;
  • бесплатная версия движка привлекла десятки тысяч инди-разработчиков;
  • 40 миллионов скачиваний бенчмарков;
  • аудитория проектов, созданных на движке, — более 500 тысяч игроков.

Преимущества:

  • высокое качество графики «из коробки»;
  • оптимизация, высокая производительность в «тяжёлых» сценах;
  • гибкий API: доступны одновременно C++ и C#;
  • подходит для масштабных проектов, в том числе для игр в открытом мире.

Недостатки:

  • сейчас технология поддерживается только на Windows и Linux;
  • отсутствие собственного маркетплейса (его запуск планируется в 2021 году);
  • небольшое комьюнити.
Скриншот из Sumoman — игры, созданной на UNIGINE. Скриншот: игра Sumoman / Steam

Игры на движке: Sumoman, RF-X, Oil Rush, Cradle, Dual Universe.

«UNIGINE подойдёт прежде всего для разработки профессиональных симуляторов: авиационных, космических, наземных, водных. Но помимо неигровых проектов на нём делают 3D-игры разных жанров, ориентированные в первую очередь на высокое качество картинки».

Денис Шергин,
CEO UNIGINE

Пример работы на движке / Источник: UNIGINE

«Мы работаем на UNIGINE. Это не самая популярная технология, но она отлично подходит для наших задач. Создание ландшафтов и окружения грандиозных масштабов — то, что сложно реализовать на других движках. И хотя UNIGINE чуть отстаёт от своих популярных аналогов, у него более высокий уровень производительности. <…> Мы надеемся, что благодаря хорошей оптимизации игра на релизе раскроет свой потенциал даже на средних видеокартах».

Жан-Кристоф Бейли,
основатель Novaquark (Dual Universe).

Интервью, сентябрь 2016 года

Скриншот из Dual Universe — игре, создающейся на UNIGINE. Скриншот: официальный сайт игры

Ни один из перечисленных движков нельзя назвать лучшим. Какой бы современной ни была технология, помимо достоинств у неё всегда найдутся недостатки. При выборе движка во многом играет роль изначальная концепция. Например, мобильную игру на CryEngine сделать не получится — но для этого подойдёт Unity 3D. А вот Unity 3D, в свою очередь, не вытянет амбициозный проект с фотореалистичной графикой, поэтому в этом случае лучше обратить внимание на UE4, UNIGINE или вышеупомянутый CryEngine.

Анализ подобных нюансов и составление примерного бюджета проекта с учётом затрат на дальнейшую покупку лицензии помогут сделать правильный выбор.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована