Лучшие моды для Doom: от киберпанка до хоррора и игры про Соника
30 лет фанатского творчества — от наборов новых карт до полных переосмыслений знакомого экшена.
Иллюстрация: игра Doom / аддон Sigil / мод MyHouse.wad / id Software / Steve Nelson / Realm667 / Sonic Robo Blast 2 / Annie для Skillbox Media
Doom и её сиквел Doom 2 — это не только культовые шутеры от первого лица, но и необычная площадка для творчества. Вот уже 30 лет фанатское сообщество Doom использует её для самовыражения. Кто-то делает новые карты, кто-то — геймплейные и графические улучшения. Некоторые же берут за основу модифицированный движок и переделывают игру до неузнаваемости.
По случаю 30-летия Doom мы собрали для вас самые интересные примеры её моддинга и картостроения.
Doom — 30 лет! Читайте наш большой спецпроект, приуроченный к юбилею важнейшего шутера в игровой индустрии.
В этом спецпроекте — масса крутой информации о разработке всех игр серии, о феномене первой Doom и о том, как она изменила геймдев, о людях, которые работали на франшизой, и культурных явлениях, которые окружали в момент выхода каждую из частей.
Официальный контент
Прежде чем переходить к фанатским модам, стоит кратко рассказать о том дополнительном контенте, который сама id Software в разное время выпускала для Doom.
Master Levels for Doom 2
После оглушительного успеха оригинальных частей Doom фанаты практически сразу же начали создавать свой контент. Однако в 1995 году у Джона Кармака и Джона Ромеро всё сильнее раздражали компании, которые выпускали аддоны и уровни для Doom на CD-дисках вместе с кучей других «мусорных» игр.
Проблема была не в том, что студия не получала никакой прибыли с продаж, а в том, что большинство этих уровней были отвратительного качества. Их, казалось, собирали на просторах интернета и запихивали в подборки без какой-либо проверки на играбельность. В ответ на это id Software решила выпустить продукт, который составил бы им конкуренцию. Так появилось дополнение Master Levels for Doom 2. В него входил 21 уровень, созданный профессиональными мап-мейкерами, нанятыми специально для этого проекта.
Final Doom
Вскоре после Master Levels студия выпустила целых два больших аддона, продававшихся вместе под названием Final Doom. Первый, TNT: Evilution, создали фанаты из сообщества Team TNT, но id Software выкупила у них права перед релизом. Второй, The Plutonia Experiment, сделали братья Дарио и Мило Касали, известные также по созданию карт для Quake и Half-Life. Оба аддона представляли собой наборы из 32 уровней, полностью созданных на оригинальных ассетах Doom 2. Те же враги, то же оружие, тот же финальный босс. Зато саундтрек обновили, хотя местами он и вызывал вопросы.
Игроки встретили Final Doom довольно прохладно. Основных причин оказалось две. Во-первых, левел-дизайн всё же оказался не на высоте. Вторая причина банальна: релиз The Final Doom случился всего за неделю до выхода первой части Quake, так что всё внимание игроков оказалось привлечено к новому тайтлу.
Sigil и Sigil 2
Формально Sigil не является официальным контентом для Doom, так как не распространяется id Software. Но его создал сам маэстро Джон Ромеро, стоявший у истоков id Software и самой Doom, так что у этого аддона особый статус.
Sigil — это пятый эпизод первой части Doom, который Ромеро выпустил к 25-летию серии. В нём Думгай отправляется в самые отдалённые уголки Ада. Помимо звёздного статуса его создателя, Sigil отличают две вещи: саундтрек за авторством известного мультиинструменталиста Buckethead и чертовски высокая сложность. Даже для тех, кто смог одолеть объективно сложный четвёртый эпизод Doom, Sigil может дать жару.
На 30-летие серии Ромеро выпустил Sigil 2 — продолжение своего мода и по совместительству полуофициальный шестой эпизод к Doom. Судя по обзорам, зубодробительная сложность осталась на месте. Оба аддона распространяются бесплатно, но первую часть Sigil можно было купить в подарочной коробке с автографом Джона Ромеро.
Фанатское творчество
В 1994 году, вскоре после релиза оригинальной Doom, разработчики выпустили DEU (Doom Editing Utilities) — первый редактор уровней, который работал на DOS и позволял манипулировать данными в WAD-файлах. id Software с самого релиза поддерживала творчество фанатов, а в 1997 году и вовсе выложила в открытый доступ исходный код Doom, что вывело модостроение на совершенно новый уровень.
Интересный факт: согласно «Библии Doom», акроним WAD означает «Where’s All the Data?» («Где все данные?» — англ.)
У игр на движке Doom в WAD-файлах хранится большая часть ассетов — структура уровней, текстуры и так далее. В дальнейшем появится гораздо больше редакторов, но именно в DEU фанаты игры собирали первые кастомные WAD’ы. Со временем среди поклонников Doom этот акроним станет синонимом слова «мод». Иногда можно ещё встретить термин MegaWAD: это значит, что речь идёт не об одном этапе или коротком моде, а о целом наборе уровней, который может быть такой же величины, как Doom 2, — 32 уровня.
Одновременно с релизами первых редакторов появилось idgames archive — хранилище модов, кастомных уровней и другого контента. Оно и по сей день используется фанатским комьюнити. А фронтендом для него служит сайт Doomworld.com, на котором также есть форум, местная вики с 22 тысячами страниц и куча других полезных ресурсов.
Раз в год портал Doomworld проводит Cacowards (от слов Cacodemon и Awards) — вручение виртуальных премий самым выдающимся модам в различных номинациях. Многие из WAD’ов, приведённых ниже, в разные годы получали такую премию. Не все они совместимы с оригинальной Doom: некоторые требуют версии с изменённым движком. Но их объединяет одно: несмотря на изменения карт, текстур, оружия, и монстров, в них всё ещё узнаётся Doom и её знакомый геймплей, задавший стандарты жанра на долгие годы вперёд.
Sunlust
Sunlust считается современной классикой картостроения для Doom. Это MegaWAD 2015 года, который многие рекомендуют как входную точку в жанр slaughtermaps.
Карты жанра slaughtermaps отличаются тем, что в них очень много монстров, — нужно умело маневрировать и заставлять противников сражаться друг с другом, чтобы выжить.
В Sunlust очень качественный левел-дизайн и невероятное внимание к деталям. Многие карты выглядят гораздо лучше, чем уровни в самой Doom. По сути, этот WAD берёт оригинальные ингредиенты Doom и смешивает их в совершенно новый коктейль. Бои приобретают более тактический характер, появляется «боевая геометрия» — то, что потом будет воплощено в перезапуске Doom 2016 года.
Сюжета в Sunlust как такового нет, даже между уровнями написано что-то вроде: «Ты сюда пришёл текст читать или что? Иди монстров убивай». Саундтрек в основном неоригинальный, есть заимствования из других игр: например, можно услышать треки из Final Fantasy и Streets of Rage 2.
Scythe 1–2
Классический MegaWAD, которому недавно исполнилось 20 лет. Оригинальная версия Scythe вышла в 2003 году, а сиквел — в 2005-м. Как и многие другие MegaWAD’ы, Scythe состоит из 32 уровней. В них прогрессирующая сложность: первые карты начинаются с самых простых врагов, а под конец геймплей превращается в сумасшедшую мясорубку.
Отличает этот мод также то, что карты в нём в среднем меньше, чем обычные из Doom 2, все выполнены качественно, и в них минимум головоломок. Отличный выбор для тех, кто не желает заморачиваться с поиском дверей и ключей к ним, а просто хочет пострелять монстров.
Going Down
Going Down — это MegaWAD на 32 уровня, в 2014 году созданный пользователем по имени Кириак Харрис (известный как Cyriak). Тем, кто помнит YouTube начала 2010-х, его имя будет знакомо: это композитор и создатель вирусных роликов с психоделической анимацией. У одного из них уже 70 млн просмотров.
Тем не менее Going Down показывает, что Кириак — ещё и талантливый левел-дизайнер. В этом WAD-e персонаж спускается по небоскрёбу ОАК, пробиваясь сквозь полчища врагов. Каждый этаж — отдельный уровень, и по мере их прохождения игрок всё сильнее и сильнее погружается в глубины ада.
Overboard
Ещё один мод от Кириака Харриса: в Overboard Думгай отправляется в отпуск. Разумеется, по пути всё идёт не по плану: на круизный лайнер нападают демоны из ада. В последующих уровнях оказывается, что на тропическом острове, к которому прибило корабль, монстров ещё больше. В отличие от Going Down, это короткий мод из шести небольших, но насыщенных экшеном карт. После прохождения можно начать новую игру с увеличенной сложностью (для этого нужно выбрать New Game+).
Haste
Haste — это набор из 17 карт в жанре slaughtermaps, созданный группой талантливых авторов. Он сравнительно новый: вышел в 2021 году. Уровни отличаются компактным размером, но очень интересным дизайном сражений. Например, на одном нужно всю первую половину полагаться на стравливание противников между собой: добраться до хоть сколько-то серьёзного оружия можно, только уворачиваясь от ракет кибердемона, расчищающего для вас узкие коридоры от толп других монстров.
Eviternity 1–2
Этот MegaWAD разбит на шесть глав по пять уровней, объединённых какой-то темой: средневековье, индастриал, глубины Ада и так далее. Мод перерисовывает большинство текстур, а также добавляет несколько новых монстров, включая впечатляющего финального босса.
Релиз Eviternity случился на 25-летие Doom, в 2018 году. А на 30-летие оригинальной игры главный создатель мода сделал сюрприз для фанатов и, не объявляя заранее о разработке, выпустил вторую часть — ещё 36 отличных уровней, также разбитых на шесть глав с разным визуальным стилем.
AUGER; ZENITH
Doom теперь в стиле киберпанк! Всё как полагается: ночь, небоскрёбы, футуристичные интерьеры. Этот MegaWAD группа авторов создала всего за один месяц; в его комплекте — 21 пропитанный неоновым светом уровень, а также рескины текстур и оружия. Саундтрек соответствует визуальному наполнению: MIDI-дорожки с электронным джазом усиливают атмосферу и напоминают саундтреки к старым 16-битным играм.
Doom Zero
Ещё один знаковый MegaWAD на 32 уровня: он вышел в 2019 году на 25-летие со дня релиза Doom 2. Добавляет несколько новых типов монстров. Но это не главное: основное достоинство этого мода — это неплохой левел-дизайн и интересные головоломки с платформами и рычагами. Другая особенность в том, что автор не просто нарисовал набор уровней, а связал сюжет Doom Zero с событиями других частей франшизы.
Ancient Aliens
Ancient Aliens — это MegaWAD на 32 уровня, своим названием отсылающий к теориям заговора о древних пришельцах и одноимённому документальному телесериалу. Многие текстуры в этом моде перерисованы, в том числе текстуры монстров, плюс авторы добавили несколько новых врагов. Получившаяся цветовая гамма создаёт весьма необычный для Doom визуальный стиль.
MyHouse.wad
На заре модостроения к Doom многие пользователи создавали в редакторе уровней самое простое и знакомое, что знали, — их собственный дом. На CD-дисках с тысячами низкопробных WAD’ов, которые в 1990-х выпускались в огромных масштабах, можно было найти множество виртуальных копий чьих-то домов. Чаще всего эти файлы так и назывались — MyHouse или что-то типа того.
В 2022 году пользователь Doomworlds под ником Veddge выложил мод с названием MyHouse.wad как отсылку к тем наивным временам. Также он снабдил его сентиментальным комментарием о том, что сделал эту карту в память о погибшем друге детства и приложил ссылку на онлайн-дневник, в котором описывал процесс её создания.
«Это небольшой мод на 10 минут геймплея, который не станет проблемой для опытных игроков».
Veddge, автор MyHouse.wad
Если же не верить описанию из оригинального поста на Doomworld.com и попытаться копнуть глубже, окажется, что MyHouse.wad — это одно из самых сложных и многослойных психологических приключений, которые можно найти не только в Doom, но и в видеоиграх в целом. Коктейль из Silent Hill, SCP, лиминальных пространств и «Дома листьев» Марка Данилевского, поданный в виде карты для шутера 30-летней давности. Видеоигровое искусство в чистом виде, написанное кистью редактора уровней для Doom.
Рассказывать больше — значит лишать возможности исследовать этот мод и безумие его создателя самому. MyHouse.wad получил премию Cacowards в 2023 году, а его популярность вышла далеко за пределы фанатского сообщества Doom. На YouTube полно видео, в которых пользователи рассказывают о том, как исследовали этот мод: самые популярные ролики могут похвастаться длиной полнометражного фильма и почти 10 млн просмотров.
Невероятные превращения
После того как id Software выложила исходный код Doom в открытый доступ, пользователи начали модифицировать его и добавлять новые возможности. Это стало новым шагом в истории модостроения Doom и позволило создавать так называемые Total Conversion Mods — полные изменения игры.
За прошедшие 26 лет вышло много вариаций оригинального движка, но одной из самых популярных считается GZDoom. С помощью этих портов игроки создали огромное количество модификаций Doom, в некоторых из которых практически невозможно узнать первоначальный шутер. Ниже — несколько интересных примеров таких превращений.
Blade of Agony
Blade of Agony — это мод на GZDoom, превращающий Doom в Wolfenstein. Главного героя в нём, разумеется, заменяют на Би Джея Бласковица. Мод разделён на три эпизода по 10 уровней каждый. Кстати, Blade of Agony отлично выглядит: эффекты и освещение сделаны на очень высоком уровне. Геймплей довольно разнообразный: тут есть и стелс, и поездки на машинах, и даже хаб, где между миссиями можно общаться с NPC и брать квесты.
Ashes 2063 и Ashes Afterglow
Ещё один Total Conversion на GZDoom — на этот раз в постапокалиптическом сеттинге. Ashes 2063 берёт всё лучшее у знаковых представителей жанра — Fallout, S.T.A.L.K.E.R., «Безумного Макса» и, конечно же, Doom — и смешивает в одном качественном моде. Наборы оружия и монстров полностью заменены.
Здесь также есть центральный хаб, в который можно возвращаться между миссиями, чтобы брать новые квесты и улучшать экипировку. В 2021 году вышел мод Ashes Afterglow — это продолжение, добавившее ещё больше классного геймплея.
Skulldash
Моды для Doom есть на любой вкус, и уж точно для любой категории игроков. Skulldash — это явно мод для тех, кто не упускает ни кусочка контента. Самая свежая версия работает на GZDoom и включает в себя 51 уровень. В них нужно бегать по карте и собирать монетки, каждая из которых даёт бонусы.
Если не удаётся подобрать 75% монеток за отведённое время, придётся начинать заново. Чем лучшие результаты игрок показывает в каждом из уровней, тем больше новых зон становится доступно — в них можно заходить из центрального хаба, где отображается прогресс. Помимо карт, располагающих к скоростному геймплею, в моде также есть огромный набор новых монстров.
Hedon 1–2
Hedon — это платный Total Conversion в двух частях, продающийся в виде отдельной игры на платформах типа GoG и Steam. Вместо Думгая игрок берёт под своё управление мускулистую женщину-орка и исследует фэнтезийный мир с технологиями на основе кристаллов.
Hedon может похвастаться обширными картами для исследования, продуманным лором, а также интересным оружием. Например, топор можно как использовать в ближнем бою, так и кидать его во врагов.
The Golden Souls 1–2
Ещё один мод на GZDoom, только теперь в мире Марио. В комплекте — яркие уровни и музыка, а также новое оружие. Однако геймплей и монстры остались те же. Нужно собирать «золотые души», чтобы открывать новые локации и целые уровни в центральном хабе — там же есть магазин, в котором можно купить патроны, оружие и броню.
Помимо яркого и нетипичного для Doom визуального стиля, этот мод добавляет также много элементов платформинга, отдавая дань источнику вдохновения.
Sonic Robo Blast 2
Раз есть мод про Марио, то должен где-то быть и про Соника. Sonic Robo Blast 2 — это даже не мод как таковой, а целая отдельная игра, построенная на модифицированном движке Doom Legacy. Выглядит она как классические части игр про Соника, перенесённые в 3D и с видом не сбоку, а из-за спины. Геймплей при этом тоже кардинально меняется: больше не нужно стрелять и убивать монстров, зато ожидаемо нужно быстро бегать и много прыгать.
Sonic Robo Blast 2 — это отличный пример того, как далеко может зайти модостроение. С первого взгляда даже в голову не придёт, что этот мод создан на движке Doom. Также в нём отличный саундтрек в духе старых частей Соника, а ещё есть несколько персонажей на выбор — можно играть за Тейлза и Наклза. Структура уровней такая же, как в классических играх про синего ежа: в каждом уровне несколько актов и обязательный босс в конце.
Dimension of the Boomed
Dimension of the Boomed — это короткий, но очень качественно сделанный набор из девяти уровней, воссоздающих несколько карт из Quake, другой культовой игры от id Software. Разумеется, текстуры, оружие и враги подверглись изменениям, чтобы максимально воссоздать эстетику первой части Quake. При этом сам геймплей не изменился — ощущается игра всё равно как Doom с её скоростными сражениями.
Hideous Destructor
Если же хочется нового геймплея, то можно присмотреться к Hideous Destructor. Помимо добавления нового оружия и монстров, этот старый мод (2007 года) на основе движка GZDoom превращает игру в настоящий военный симулятор. «Мясной» геймплей уступает максимальной реалистичности. Всё оружие теперь имеет вес, а это влияет на скорость перемещения — унести целый арсенал с собой уже не удастся. Зато можно включать прицеливание, а также выглядывать из-за угла.
Каждое ранение вызывает потерю крови и, соответственно, очков здоровья. Чтобы применить аптечку, нужно найти укромное место и снять с себя броню и рюкзак с амуницией: только тогда удастся остановить кровотечение. В общем, многие аспекты геймплея граничат с мазохизмом, зато, если всё же есть желание в них разобраться, в начале есть удобное обучение. Также в этом моде есть как новые, так и обычные уровни Doom.
Bloom
Как понятно из названия, этот мод на GZDoom совмещает в себе Doom и Blood. Причём делает это в прямом смысле: в его восьми уровнях карты из обеих игр сливаются в одну. Можно увидеть знакомые элементы уровней как Doom, так и Blood.
То же самое касается и монстров: есть враги из обеих игр, а также их гибриды. Помимо этого, мод добавляет нового персонажа и соответствующий набор оружия — играть можно как за Думгая, так и за Калеба из Blood.
Pirate Doom
Ещё один Total Conversion на GZDoom, созданный в 2013 году. Из названия понятно, что нас ждёт Doom в пиратском сеттинге. В комплекте — тропические побережья, корабли, а также банданы, сабли и мушкеты. Монстры в целом остались те же, но с соответствующими сеттингу изменениями.
Импы носят треуголки и вместо фаерболов кидают топоры. Какодемоны летают в соответствующих их размеру банданах. Огнестрельное оружие заменили на пистоли, ручные корабельные пушки и метатели динамитных шашек, а в ближнем бою теперь можно рубить монстров саблей. Ну а в качестве саундтрека — музыка из видеоигровой классики вроде серии Monkey Island.
Total Chaos
Total Chaos — это ещё один мод на движке GZDoom, в котором сложно найти хоть какие-то следы оригинальной Doom. По жанру это survival horror в духе Silent Hill. На протяжении шести уровней персонаж ходит по слабо освещённым локациям, отбивается от жутких чудовищ и пытается понять, что происходит.
Визуально и технически мод сделан отлично: освещение, монстры, звуки — здесь всё работает на атмосферу. Но с точки зрения геймплея точно придётся отказываться от привычек, приобретённых в Doom: патронов тут всегда не хватает, а оружие ближнего боя тратит выносливость.
* * *
Разумеется, это не полный список хороших модов для Doom. Мы не стали концентрироваться на геймплейных модах — тех, которые меняют не карты или текстуры, а, например, только оружие или монстров. Так, одним из самых популярных геймплейных модов считается Brutal Doom: он добавляет целый арсенал новых пушек, а также кучу кровавых анимаций смерти монстров. Brutal Doom можно также совмещать с другими модами, чтобы, например, расстреливать врагов в Sunlust или Haste из нового оружия.
В статье выше мы собрали самые интересные и необычные модификации Doom, но кроме них есть ещё огромное количество качественного фанатского контента. Премия Cacowards существует уже на протяжении 19 лет, и достаточно пройтись по спискам победителей на сайте Doomworld, чтобы убедиться, что приведённые здесь моды — это лишь вершина айсберга.
Оригинальной Doom исполнилось уже целых 30 лет, а она всё продолжает жить в сердцах игроков и радовать бесконечным потоком нового фанатского контента. И, несомненно, будет продолжать делать это ещё долгое время.