Первая DOOM увидела свет в декабре 1993-го и сразу оказалась в лучах славы. С тех пор она не покидает топы самых важных для индустрии игр — наряду с «Тетрисом» и Super Mario Bros.
Если бы не было DOOM, кто знает, какими были бы сейчас шутеры от первого лица. Игра студии id Software заложила основы всего жанра и показала, как надо.
В нашем спецпроекте, приуроченном к юбилею, мы пройдёмся по всем ключевым играм серии и расскажем, как великая DOOM изменила индустрию. Ну а фоном нам будут служить явления поп-культуры, важной частью которой эта серия была всегда.
Поколение DOOM:
30 лет игре, перевернувшей мир
DOOM 1, 2 (1993–1994)
DOOM 64 (1997)
DOOM 3 (2004)
Отменённая DOOM 4
DOOM 2016 и DOOM Eternal
Наше время
DOOM 1, 2 (1993–1994)
DOOM 64 (1997)
DOOM 3 (2004)
Отменённая DOOM 4
DOOM 2016 и DOOM Eternal
Наше время
DOOM GENERATION — 1993–2023
SKILLBOX
MEDIA
MISSION:
READING
Глава первая:
DOOM 1, DOOM 2
Начало 1990-х. Nirvana выпускает альбом In Utero и катается по всему миру с концертами, на которых Курт Кобейн разбивает очередную гитару.
Есть и те, кто не наблюдает за его выходками, — они прикованы к экранам своих телевизоров и пристально следят
за развитием событий в первых сезонах «Секретных материалов».
Одним из лидеров большого проката становится «Парк Юрского периода»,
а на кассеты для видеомагнитофонов записывают боевики со Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварценеггером
и Жан-Клодом Ван Даммом.
Видеоигры — пока ещё удел детей и подростков, которые тратят все карманные деньги в залах игровых автоматов и радуются подаренным
на Рождество консолям Nintendo и Sega.
Домашние компьютеры от Apple и IBM тоже перестают быть редкостью в обычных семьях, но по-прежнему гораздо популярнее у работников университетов, гиков и хакеров. Большинству людей всё ещё проще вставить картридж с игрой в приставку, чем разбираться со сложноустроенными системами вроде MS-DOS.
«Конечно, существует множество игр, в которых сюжет — это главное, и их можно сделать хорошо. Но я всё ещё считаю, что самое важное — сам игровой процесс, а не сюжет».
Глава первая:
DOOM 1, DOOM 2
«Конечно, существует множество игр, в которых сюжет — это главное, и их можно сделать хорошо. Но я всё ещё считаю, что самое важное — сам игровой процесс, а не сюжет».
Начало 1990-х. В мире музыки на пике — группа Nirvana. На телевидении — не меньше популярности у первых сезонов «Секретных материалов». В прокате крутят «Парк Юрского периода» и боевики со Сталлоне, Шварценеггером и Ван Даммом.
Видеоигры — пока ещё удел детей и подростков, которые радуются подаренным на Рождество консолям Nintendo и Sega. Но и компьютеры перестают быть редкостью в обычных семьях. Впрочем, наибольшей популярностью они пользуются у работников университетов, которым не лень возиться с системами вроде MS-DOS.
Deathmatch
«Игра должна была быть крутой и реалистичной, но при этом быстрой. Мы хотели сделать её самой веселой из всего того, во что можно было поиграть. Более увлекательной игры в мире просто не существует».
На этом фоне появляется DOOM.
Причин такого успеха несколько.
Что DOOM дала игровой индустрии
DOOM была не первой игрой id Software. Прежде студия уже выпустила несколько эпизодов платформера Commander Keen и шутер Wolfenstein 3D — все они стали популярными, и потому новый проект фанаты ждали с нетерпением.
1
DOOM максимально близко подошла к 3D-графике. Это всё ещё был не полностью трёхмерный шутер — объекты и противники в нём были выполнены в виде двухмерных картинок. Но движок, написанный программистом студии Джоном Кармаком, создавал правдоподобную иллюзию трёхмерности.
2
В DOOM был мультиплеер. Сейчас этим мало кого удивишь, но представьте себе время, когда фразе «шутер от первого лица с мультиплеером» верили с трудом, поскольку ничего подобного ещё не существовало.
3
Термин, придуманный Джоном Ромеро для мультиплеера DOOM, затем стал использоваться для обозначения соответствующих онлайн-режимов в Quake, Unreal Tournament, Half-Life, Half-Life 2: Deathmatch, Counter-Strike и всех прочих популярных шутерах.
Да, даже мультиплеер современных Call of Duty несёт на себе отпечаток первой DOOM.
В день релиза — 10 декабря 1993 года — несколько бесплатных уровней, выложенных в Сеть, попытались скачать больше 10 тысяч человек. Невероятный для того времени показатель. Сервер, куда id Software залила билд игры, не выдержал нагрузки и упал: настолько много внимания привлекла к себе DOOM.
Кровавый шутер про убийство демонов моментально становится успешным, даже несмотря на то, что поначалу он был доступен только на ПК с поддержкой MS-DOS.
Под впечатлением от DOOM и технологий id Software программист и основатель компании Epic MegaGames Тим Суини создал первую версию одного из популярнейших движков современности — Unreal Engine.
После релиза DOOM в середине 1990-х вышли такие шутеры, как Blood, Heretic, Shadow Warrior, Duke Nukem 3D и другие.
Выход DOOM 2 в 1994-м закрепил успех, которого id Software добилась годом ранее. Строго говоря, вторая часть была набором новых уровней с минимумом технологических нововведений, но и времени на разработку продолжения у студии ушло сравнительно немного.
DOOM распространялась по shareware-модели, которая предполагала, что разработчики бесплатно дают доступ к небольшой части игры, а оставшийся контент продают за деньги.
Наведи курсор на дискету
В shareware-версию шутера вошёл эпизод Knee-Deep in the Dead, содержащий девять уровней. Полную версию игры, куда вошли ещё два эпизода по девять уровней в каждом, студия продавала через розничные магазины по цене 40 долларов. 85 центов с каждого доллара она забирала себе.

К маю 1994 года продажи полной версии DOOM превысили 65 тысяч копий, а shareware-версию к тому моменту скачали более миллиона раз.
В интервью Джон не раз говорил, что идея для игры пришла из порушенной им партии в D&D. Однажды Ромеро попытался раздобыть волшебный меч и открыл портал, из которого хлынули демоны. Со временем они заполонили весь мир.
Ромеро делал игры всегда и делает их до сих пор. До DOOM из-под его рук уже вышло огромное количество работ, включая платформер Commander Keen и во многом революционные Catacomb 3-D и Wolfenstein 3D.
Так что Том Холл покинул id Software ещё до выхода первой части. От него осталась «Библия DOOM», некоторые идеи из которой появились в DOOM 2.
Сооснователь id Software и дизайнер уровней для первой DOOM, локации и идеи которого в игру толком и не попали. Том считал, что DOOM должна быть сюжетной. Но, увы, концепция Холла явно не соответствовала тезису Кармака о том, что сюжет в играх так же несущественен, как и в порно.
В книге «Повелители DOOM» приводится его цитата о том, что сюжет в играх — как в порно. Он должен быть, но не важен. Что ж, впоследствии Кармак стал менее категоричен.
Кармак всегда стремился к инновациям, и именно его стоит благодарить за почти всю техническую часть DOOM и последующую Quake. Ему же следует сказать спасибо за столь плотное сообщество DOOM, для которой до сих пор выходят моды и дополнения. Кармак всегда активно делился с другими своими наработками.
Кармак был гейм-мастером той самой партии в D&D, в которой Ромеро уничтожил мир. Также он второй (но не по значимости) ключевой автор DOOM и сооснователь студии id Software. Пожалуй, его можно назвать программистом до мозга костей.
Говорят, что Адриан раньше подрабатывал в больнице и занимался ксерокопированием снимков пациентов в отделении неотложной помощи. Как знать — возможно, благодаря этому DOOM такая неподражаемо мясная. Некоторых монстров, а также самого Думгая, Кармак даже предварительно слепил из глины.
Нет, не родственник! Зато — потрясающий художник, которому игра обязана своим кровавым визуальным стилем. Вся мрачность DOOM и выразительные арии крови и вырванным кишкам — это точно работа Кармака.
Так появилась часть карт первой DOOM. Остальное Петерсен сделал с нуля и преуспел в этом. Он поработал и над сиквелом. Благодаря ему в игре появились мотивы из творчества Лавкрафта, что совсем неудивительно: Сэнди Петерсен — большой фанат писателя и даже принял участие в создании настольной ролевой игры Call of Cthulhu.
Когда компанию покинул Том Холл, его место занял Петерсен. Как говорил Ромеро, первым делом Сэнди перерыл всю работу Холла, начал заново текстурировать локации и переделывать их.
В id Software Американ (да, это его настоящее имя) изначально был тестировщиком, но быстро стал дизайнером уровней. Над первой DOOM он, правда, не работал — влился в команду позже.
Макги вы можете знать по мрачной дилогии об Алисе в Стране чудес, но начинал он в id Software — в компании с двумя Джонами и остальными. Ну, если не брать в расчёт различные подработки то посудомойщиком, то ещё кем-нибудь.
Джон Ромеро, программист и геймдизайнер
Американ Макги
Том Холл, креативный директор
Сэнди Петерсен, дизайнер уровней
Адриан Кармак, художник
Джон Кармак, ведущий программист
Звёзды DOOM
Наведите на фото разработчика в кружке, чтобы прочитать про него.
Doomguy: Классные ребята, рекомендую прочитать.
Нажмите на фото разработчика в кружке, чтобы прочитать про него.
«Мои идеи по сюжету опередили время: игры Half-Life и последующие знаковые шутеры от первого лица были больше похожи на то, что я имел в виду».
Библия DOOM
Жанрово DOOM по Тому Холлу больше тяготела к хоррору.
В этом документе Холл описал все элементы шутера — лор и сюжет, биографии персонажей, дизайн демонов и локаций. События игры, как предполагал дизайнер, происходили бы на спутнике Тей Тенга, где на базе, построенной для экспериментов, учёные обнаруживают портал в Ад.
Он хотел, чтобы игроки были в ужасе от происходящего, и для этого даже придумал вступительную сцену, в которой демоны разрывают на куски близкого друга героя.
«Может, нам рассказать историю учёных, находящихся на обратной стороне спутника? Как будто они изучают какую-нибудь аномалию, и вдруг откуда ни возьмись появляются пришельцы? Но по мере продвижения вперёд они понимают, что это мифологические демоны из Ада, и впадают в шок. Дальше становится ещё страшнее. А потом будет эпизод, где выясняется, что на спутнике есть магнитные поля, а там — две аномалии. И вот учёные идут туда, преодолевают весь этот ад, выбираются — и тут вдруг оказывается, что Ад был в нашем измерении и искажает всё, к чему мы привыкли в первых эпизодах».
Том Холл, цитата из книги «Повелители DOOM» Дэвида Кушнера
Коллеги — и в первую очередь Джон Кармак — не оценили идеи Холла.
Сама DOOM в итоге стала такой, какой мы знаем её сейчас, — динамичной, кровавой и без каких-либо намёков на хоррор с отсылками к «Чужому».
Какодемон: Нажми на меня, расскажу больше про «Библию DOOM».
Именно по поводу дизайн-документа, написанного Томом, Кармак бросил известную фразу о том, что сюжет в игре сродни сюжету в порнофильме: «Он может там быть, но совершенно не важен».
Том Холл с трудом принял тот факт, что студия отказалась практически от всех его набросков. Это не могло не отразиться на его работе, и за четыре месяца до выхода шутера дизайнера уволили из id Software.
Открытый мир, четыре играбельных персонажа и отсылки к «Чужому» — ничего такого в DOOM нет. Но вполне могло бы быть, если бы id Software прислушалась к Тому Холлу, написавшему дизайн-документ, который впоследствии стал известен как «Библия DOOM».
Глава вторая:
DOOM 64
1997 год. Афиши кинотеатров увешаны постерами фильмов «Титаник», «Люди в чёрном» и «Пятый элемент». На телевидении тоже случаются знаковые премьеры, среди них — сериалы «Баффи — истребительница вампиров» и «Покемоны», которые вскоре обретут мировую популярность.
И пока подростки на телеэкранах сражаются с кровососами и охотятся за карманными монстрами, их сверстники в реальном мире разбивают коленки, катаясь на скейтах, трясут головами под новые альбомы Metallica, Foo Fighters и Marylin Manson и режутся в фишки.
А те, кто постарше, — осваивают компьютеры с новой операционной системой Windows и записывают музыку на компакт-диски, которые вот-вот окончательно заменят собой уходящие в прошлое аудиокассеты.
Глава вторая:
DOOM 64
1997 год. В кино — «Титаник», «Люди в чёрном» и «Пятый элемент». На телевидении — «Баффи — истребительница вампиров» и «Покемоны».
В реальном же мире подростки разбивают коленки, катаясь на скейтах, и трясут головами под новые альбомы Metallica и Marylin Manson. А те, кто постарше, — осваивают компьютеры с Windows и записывают музыку на компакт-диски, которые вот-вот окончательно заменят аудиокассеты.
Где разворачиваются события
Среди них и DOOM 64 — не порт и не переиздание, а полностью самостоятельный шутер с уникальным сюжетом и новыми уровнями, созданный к тому же сторонней студией.
Впрочем, несмотря на внешнее сходство с играми id Software, DOOM 64 многим от них отличается.
Тем не менее всех этих новшеств оказалось недостаточно, чтобы DOOM 64 сравнилась по популярности со своими предшественницами.
Нажми на геймпад,
чтобы убить кибердемона
В игровую индустрию тем временем окочательно приходит полноценная трёхмерная графика. В авангарде студий, продвигающих новые технологии на ПК, стоит id Software, недавно выпустившая Quake.
Игру Midway Games сдержанно хвалили на релизе, но признавали, что ничего принципиально нового она в серию не привносит. Это и тот факт, что она была доступна только на Nintendo 64, постепенно оставили DOOM 64 без должного внимания со стороны игроков.
Некоторые про неё и вовсе забыли… до 2020 года, когда на современных консолях вышел ремастер. В нём также прибавилось уровней — эпизод The Lost Levels связал события классических игр и DOOM 2016 года.
Собственно, преисподняя, в которую в первой игре Думгай отправляется убивать чертей после спутников Марса. В конце же DOOM 64 он буквально поселяется в Аду.
Выглядит Ад вполне характерно: лава, скалы, оккультные символы, ещё живые измученные тела — в общем, как обычно его и рисуют. Но есть одно но: в DOOM Ад использует кибернетику. Так, за нашествие чертей в первой части отвечает киборг-паук, а главное зло во второй — Икона греха, огромная и частично механическая демоническая голова.
Ад
Второй спутник Марса, на который Думгай телепортируется после зачистки Фобоса. Этому спутнику повезло ещё меньше: он буквально парит над Адом, служа для него межпространственными воротами.
Деймос
Как и на Фобосе, здесь были лаборатории ОАК, теперь захваченные дьявольскими отродьями. Благодаря человеческим разработкам демоны смогли сделать кибернетических монстров, а также открыть портал на Землю. В отличие от Фобоса, здесь влияние Ада наиболее сильное — некоторые стены лабораторий облеплены кожей и мясом.
Колыбель человечества, в которую вторглись силы Ада в конце событий первой DOOM. Во второй части Думгай спасает всех выживших людей и находит портал в Ад. Закрыть его не получается, так что приходится вновь спускаться в преисподнюю.
Земля
Как и в «Чужих», которыми вдохновлялись разработчики, в DOOM во всём виновата корпорация. А именно ОАК, Объединённая Аэрокосмическая Корпорация. Она проводила эксперименты по телепортации между двумя спутниками Марса, но добровольцы впадали в безумие. Ну а затем случайно открылся портал в Ад.
В оригинальных частях DOOM деятельность ОАК оставалась неизвестной, но всё указывает на то, что это военизированная организация, а на Фобосе и Деймосе изначально был склад радиоактивных отходов.
В новой дилогии спектр деятельности ОАК существенно расширили, а главным достижением компании стала добыча энергии из других измерений.
ОАК
Вопреки расхожему мнению, в оригинальных частях DOOM дело происходит вовсе не на Марсе. Красная планета впервые стала центральной локацией только в DOOM 3, которая запустила альтернативный таймлайн.
Марс
Один из спутников Марса, на который в первой DOOM и начинается вторжение демонов из Ада. Что забавно, в игре на Фобосе есть гравитация, атмосфера и даже высокие горы, покрытые растительностью.
Фобос
Так, шутер Midway Games значительно опирается на исследование уровней и решение пазлов. Изменился дизайн некоторых монстров, подход к структуре уровней и даже музыка. За саундтрек DOOM 64 отвечал собственный композитор Midway Games Обри Ходжес — он написал мрачные треки, благодаря которым по настроению игра приблизилась к хоррору.
В отличие от многих игр для консоли Nintendo, DOOM 64 — псевдотрёхмерная, такая же как и две предыдущие части от студии id Software. Во многом это связано с тем, что при её создании Midway Games опиралась на технологические находки, которые сама же выработала при создании PlayStation-порта первой DOOM.
Первыми 3D-играми на консолях, перебивая друг друга, хвастаются Sony, у которой к тому моменту на пике популярности находится первая PlayStation, и Nintendo, предлагающая миру свою новую консоль Nintendo 64. Последняя компания, правда, не решается полностью окунуться в будущее и по-прежнему распространяет игры на картриджах, тогда как конкуренты вроде той же Sony уже вовсю используют упомянутые CD.
Для Midway Games работать с DOOM было не впервой. В 1995 году студия под присмотром id Software портировала оригинальную игру 1993-го на первую PlayStation. Благодаря этой версии, а также портам DOOM на Sega 32X, Atari Jaguar и SNES, пусть и слабым с технической точки зрения, про серию прекрасно знают консольные игроки, в том числе и фанаты Nintendo, поэтому идея выпустить адский экшен на новой Nintendo 64 вовсе не кажется безумной. О том, удобно ли играть в шутер с геймпадом, никто особо не спорит: рядом есть удачные примеры GoldenEye 007 и Turok: Dinosaur Hunter.
Nintendo также весьма занятно обходится с неймингом игр — они теперь часто несут в своих названиях приставку «64». Super Mario 64, Star Fox 64, Mario Kart 64, Donkey Kong 64, Duke Nukem 64, StarCraft 64 и многие другие.
Были и технические нововведения — например, благодаря созданному с нуля скайбоксу облака здесь плывут по небу, а не висят над головой героя неподвижно, как было в двух предыдущих частях.
2016
Главный герой, который теперь зовётся Палачом Рока (Doom Slayer), приходит в себя на Марсе и обнаруживает, что демоны Ада вновь атакуют человечество. Но в этот раз сами люди причастны к трагедии напрямую: ОАК выкачивает из Преисподней энергию, а одна из действующих лиц и вовсе строить культ поклонения демонам. С ней Палачу рока придётся разобраться.
DOOM (2016)
Действие DOOM 3 перенесли на Марс...
F**K
Канон или нет?
Глава третья:
DOOM 3
По DOOM есть также и два фильма — DOOM (2005) и DOOM: Annihilation. В первом морпехи прибывают на Марс и сражаются с мутантами, а всему виной оказываются генетические эксперименты. Прямо скажем, кино вышло не очень хорошим. Annihilation немного лучше — по крайней мере, там есть Ад, — но тоже внимания не стоит.
На момент создания DOOM 3 из всех ключевых разработчиков оригинальных игр остались только Джон Кармак, Адриан Кармак и Кевин Клауд. Тома Холла уволили в 1993 году из-за творческих разногласий с Джоном Кармаком. Джон Ромеро покинул студию в 1996-м — опять же, из-за разногласий всё с тем же Джоном Кармаком. Сэнди Петерсен покинул id Software в 1997-м, чтобы присоединиться к Ensemble Studios. А Американ Макги проработал в студии до 1998 года: его, как и Холла и Ромеро, уволили из студии — но по какой именно причине, до сих пор остаётся загадкой.
Фильмы по DOOM
2020
Наведи курсор на дискету
Как и в DOOM 2, в Eternal демоны нападают на Землю и убивают огромное количество людей. Захват планеты останавливает Палач Рока. Но на этом дело не закончено: в истории появляется ещё одно измерение, напрямую связанное с источником адской энергии, которую выкачивает ОАК.
DOOM Eternal
1997
Безымянный морпех отправляется на спутники Марса, которые разбомбила Земля, пытаясь навсегда закрыть Аду проход. Однако там, в радиации, выжила некая ужасная сущность — Мать демонов. В общем, снова надо всех убить. В итоге Думгай решает поселиться не где-нибудь, а в Аду.
DOOM 64
На больших экранах тем временем крутят второго «Человека-паука» Сэма Рэйми, экшен «Я, робот» с Уиллом Смитом и фильм-катастрофу «Послезавтра». Не последнюю роль в череде премьер занимает и российский фантастический боевик «Ночной дозор».
2004 год. Самое яркое событие на телевидении — финал «Друзей». Шестеро молодых людей из Нью-Йорка уходят с экранов, чтобы уступить место циничному, но выдающемуся доктору Грегори Хаусу. Ему, впрочем, предстоит бороться за внимание зрителей с Бритни Спирс: клип на её новую песню Toxic смотрит весь мир.
1994
Думгай отправляется на Землю, захваченную силами Ада, и первым делом спасает остатки человечества, позволяя им покинуть планету. Затем морпех собирается закрыть портал, но для этого ему приходится вновь отправиться в Ад и победить там Икону Греха — могущественного демона, ответственного за вторжение.
DOOM 2
1993
Единственный выживший из своего отряда морпех (он же Думгай) зачищает сначала Фобос, потом Деймос, захваченные демонами из Ада. А затем спускается и в саму преисподнюю, убивая там паука-предводителя. Тот, впрочем, успевает открыть портал на Землю.
DOOM 1
DOOM 3 не считается каноничной — это попытка переосмыслить концепцию DOOM в целом. Никакого Думгая здесь нет, а действие разворачивается на Марсе. После третьей части вышло также несколько игр, которые внешне похожи на классическую DOOM, но на самом деле разворачиваются в другой вселенной.

А вот перезапуск 2016-го продолжает сюжет классических частей DOOM, так что можно считать новые игры серии каноничными.
DOOM 3, правда, не стала революцией. Это была одна из главных игр года, но вместе с ней 2004-й ознаменовался выходом The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, Far Cry и Half-Life 2, которые не уступали третьей Doom в технологическом плане, а в некоторых аспектах даже превосходили её. В тот раз id Software впервые оказалась не лучшей, а лишь одной из лучших.
В конечном счёте DOOM 3 вышла именно такой, какой её задумывал Джон Кармак, — с реалистичными тенями, мрачной атмосферой и правдоподобными анимациями демонов. Игроки восхищались тем, как шутер выглядит, а программисты из других студий поражались созданному Кармаком движку. Игру ждал успех — к началу 2007 года она продалась тиражом свыше 3,5 млн копий.
Разработка DOOM 3 выдалась непростой. Сперва идею Кармака с продолжением серии не оценили другие ключевые сотрудники id Software — Адриан Кармак и Кевин Клауд. Их, впрочем, удалось убедить. Затем из проекта вышел лидер группы Nine Inch Nails Трент Резнор, который должен был написать саундтрек и разработать весь саунд-дизайн, — его в итоге заменили на бывшего барабанщика этой же группы Криса Вренну. И где-то на фоне всего этого один из ранних билдов слили в Сеть, из-за чего id Software какое-то время пришлось заниматься защитой данных вместо того, чтобы разрабатывать игру.
Студия даже наняла сценариста Мэттью Костелло, который прежде работал над The 7th Guest и The 11th Hour. Он придумал самостоятельную историю, которая отрезала третью часть от наследия предыдущих игр — их во вселенной DOOM 3 не существует. Тем не менее общие черты лора остались прежними: эксперименты корпорации ОАК, безымянный пехотинец, демоны из Ада, Марс как место действия… да, в третьей части события происходят на самой планете, тогда как прежде сражаться с монстрами приходилось на спутниках Деймосе и Фобосе, а также на Земле и в Аду.
Что-то вроде истории находилось и в предыдущих частях серии, но там все элементы сценария были крайне условными. Есть спутники Марса, на них — человек-солдат, есть демоны из Ада, и задача героя — их уничтожить. Мы помним, что попытки Тома Холла прописать более глубокую историю привели в итоге к его увольнению — вот настолько id Software в 1990-х было плевать на сюжет. Но к моменту разработки DOOM 3 этот подход изменился.
Правда, тратить силы на технологии освещения и стараться напугать игрока реалистичными тенями демонов было странновато в контексте оригинальных DOOM. Поэтому из третьей части решили сделать самый настоящий хоррор — куда менее динамичную игру с тесными коридорами, опасными противниками, аудиодневниками, гнетущей музыкой и… сюжетом.
Для Джона Кармака, технического гения и на тот момент всё ещё одного из ключевых людей в студии id Software, разработка любой игры — это в первую очередь возможность сделать с технологиями то, чего ещё никто не делал прежде. В случае с оригинальной DOOM это была почти настоящая трёхмерность. В случае с Quake — трёхмерность уже полностью настоящая. Для DOOM 3 развивать саму 3D-технологию уже не было смысла, поэтому Джон Кармак сосредоточился на создании реалистичного освещения, высокополигональных моделей персонажей и монстров и внедрении других элементов, способных усилить погружение в игру.
Кажется, будто никаких заметных прорывов ни в индустрии технологий, ни в мире игр не предвидится: все свершения — Windows XP, Xbox и PlayStation 2 — произошли два-три года назад, и как раз столько же остаётся до нового поколения консолей и следующей операционной системы Microsoft. И 2004-й — ровно на середине этого пути. Ничем особо не примечательный поначалу, вскоре он неожиданно становится важнейшим годом в игровой индустрии нулевых. И одна из причин такого поворота — релиз DOOM 3.
2016
Главный герой, который теперь зовётся Палачом Рока (Doom Slayer), приходит в себя на Марсе и обнаруживает, что демоны Ада вновь атакуют человечество. Но в этот раз сами люди причастны к трагедии напрямую: ОАК выкачивает из преисподней энергию, а одна из героинь и вовсе строит культ поклонения демонам. С ней Палачу Рока придётся разобраться.
DOOM (2016)
2005
Всего в этой мини-серии для мобильных телефонов две игры. В них есть некоторые параллели с DOOM 3, но принято считать, что события этих игр разворачиваются в другой вселенной.
DOOM RPG
2004
Главный герой игры, безымянный пехотинец в звании капрала, оказывается на марсианской базе ОАК как раз в момент нашествия демонов. В основе сюжета — древний артефакт вымершей марсианской цивилизации, Душекуб. С помощью куба капрал и запечатывает врата в Ад.

В дополнении Resurrection of Evil главный злодей оригинальной игры опять открывает портал из Ада на Марс, но тот, конечно, снова удаётся запечатать.

Есть ещё DOOM Resurrection для iPhone, события которой тоже происходят в этой альтернативной вселенной.
DOOM 3
Конец 2000-х. Поклонники поттерианы приходят в себя после после «Даров Смерти» — заключительной книги
о борьбе юного волшебника с лордом тьмы Волан-де-Мортом. В реальности руководитель Apple Стив Джобс тоже творит магию — представляет публике революционный iPhone.
А на больших экранах в это время выходят фильмы, которым суждено запустить многомиллиардные кинофраншизы, — «Железный человек» и «Сумерки». Возвращается «Звёздный путь», Кристофер Нолан снимает «Тёмного рыцаря».
Глава четвёртая:
Отменённая DOOM 4
В ситуации и без того крайне сложной id Software всё же приняла тяжёлое решение — отменить DOOM 4 и перезапустить разработку игры. Как окажется в 2016 году, это решение в результате не только спасло студию, но и привело к тому, что игроки получили один из лучших шутеров со времен той самой DOOM 1993-го.
«Мы были совершенно недовольны этой игрой. В ней практически ничего не было от DOOM. Просто закройте глаза и представьте что-нибудь в духе Call of DOOM или BattleDOOM — уверен, в какой-то момент вы почувствуете, что это совсем не то, что нужно. Знаете, как будто это какой-то совершенно другой шутер, который зачем-то назвали DOOM».
Пит Хайнс, вице-президент по PR и маркетингу Bethesda Softworks (которая вместе с id Software принадлежит ZeniMax Media)
«Мы были совершенно недовольны этой игрой. В ней практически ничего не было от Doom. Просто закройте глаза и представьте что-нибудь в духе Call of Doom или BattleDoom — уверен, в какой-то момент вы почувствуете, что это совсем не то, что нужно. Знаете, как будто это какой-то совершенно другой шутер, который зачем-то назвали Doom".
Пит Хайнс вице-президент по PR и маркетингу Bethesda Softworks (которая вместе с id Software принадлежит ZeniMax Media)
Так выглядел прототип
одного из персонажей.
Главная проблема с самой DOOM 4 заключалась в том, что игра совсем не соответствовала духу серии, и у разработчиков никак не получалось это исправить.
Glory Kill, который потом стал одним из главных элементов DOOM 2016-го, впервые показали в футаже отменённой части.
Наведи курсор на дискету
Идея была в том, чтобы перенести
все события на Землю, которая подверглась нападению демонов,
а главную роль отдать члену сопротивления. Всё это изрядно напоминало милитари-шутеры в духе Call of Duty, что объяснялось влиянием последней на игровую индустрию в целом и на id Software в частности.
2016
Главный герой, который теперь зовётся Палачом Рока (Doom Slayer), приходит в себя на Марсе и обнаруживает, что демоны Ада вновь атакуют человечество. Но в этот раз сами люди причастны к трагедии напрямую: ОАК выкачивает из Преисподней энергию, а одна из действующих лиц и вовсе строить культ поклонения демонам. С ней Палачу рока придётся разобраться.
DOOM (2016)
Спустя четыре года, в 2013-м,
в игровых медиа появляются новости: разработка новой части находится в производственном аду, Джон Кармак покидает студию ради должности в Oculus VR, а сама id Software претерпевает непростые структурные изменения, повлёкшие увольнения других сотрудников.
В череде великих свершений
не хватает только одного — новой части DOOM, которая вновь оказалась бы в числе главных явлений эпохи. И id Software решает это исправить: в 2008 году она, не раскрывая практически никаких подробностей, анонсирует DOOM 4 и… замолкает на несколько лет.
В игровой индустрии тоже полно знаменательных событий. На недавно вышедших консолях Xbox 360 и PlayStation 3 стартуют знаковые серии — Gears of War, Uncharted, Dragon Age, Mass Effect, Assassin’s Creed и BioShock. Rockstar потрясает проработанностью GTA 4. На ПК выходят «Ведьмак» и S.T.A.L.K.E.R. Одно из главных событий — релиз Call of Duty 4: Modern Warfare, навсегда изменившей жанр шутеров от первого лица.
Вторая половина 2010-х. Время, когда фраза «новое — это хорошо забытое старое» значит куда больше, чем прежде. На больших экранах снова «Звёздные войны», «Чужой», «Охотники за привидениями» и фильмы по комиксам Marvel и DC Comics. Из новых имён самое громкое — «Ла-Ла Лэнд», картина с референсами к старым мюзиклам.
В музыке расцветает жанр синтвейв, отсылающий к 1980-м и 1990-м. Его популярности способствует и фильм по мотивам фантастического романа «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна.
Doomguy: Классные ребята, рекомендую послушать.
I’m back.
Глава пятая:
DOOM 2016 года
DOOM Eternal
Пожалуй, не придумать более подходящего момента для возвращения одной из главных игровых серий 1990-х, верно?
Музыка Ада
Музыка — один из главных элементов любой части DOOM. Будь то динамичные гитарные запилы в первых играх, или агрессивный метал в DOOM 2016-го и DOOM Eternal, или мрачный эмбиент в жутких моментах DOOM 3 — у всей музыки в культовой серии шутеров есть одна схожая черта. Под неё круто убивать демонов!
Бобби Принс, композитор DOOM (1993)
и DOOM 2: Hell on Earth
Обри Ходжес,
композитор Final DOOM и DOOM 64
Крис Вренна,
композитор DOOM 3
Мик Гордон,
композитор DOOM 2016 и DOOM Eternal
Бобби Принс работал с id Software практически с самого начала: он, к примеру, создавал звуковые эффекты для ранних игр студии — Commander Keen, Catacomb 3-D и Wolfenstein 3D. Впрочем, главной его работой остаётся саундтрек двух первых частей DOOM, в котором угадывается влияние таких групп, как Pantera и Alice in Chains.
Более мрачный саундтрек DOOM 64, будто бы предвещающий появление DOOM 3, принадлежит штатному композитору Midway Games Обри Ходжесу. История появления этой музыки связана с тем, что разработчики новой игры попросту не хотели платить роялти Бобби Принсу за использование его композиций — и потому воспользовались услугами Ходжеса, который, впрочем, нисколько не подвёл и создал один из самых запоминающихся саундтреков в играх серии.
Изначально музыку для DOOM 3 должен был написать лидер Nine Inch Nails Трент Резнор — большой поклонник этой серии и других игр id Software. Правда, из-за проблем с менеджментом и затянувшейся разработки ни одну из композиций Резнора так и не использовали. Весь саундтрек, впрочем, вызвался написать Крис Вренна — к тому моменту уже бывший барабанщик всё той же группы Nine Inch Nails.
Сейчас это звучит дико, но в начале разработки id Software поставила перед композитором Миком Гордоном условие: в музыке DOOM 2016 года не должно быть гитар. Совсем! Хорошо, что Гордон не послушался и создал один из лучших саундтреков в видеоиграх — тяжёлый, агрессивный, взрывной… В общем, именно такой, под который было бы логично разрывать демонов на куски.
Композиторы DOOM
Наведите на фото композитора в кружке, чтобы прочитать про него.
Нажмите на фото композитора в кружке, чтобы прочитать про него.
В игру добавили несколько новых карт, связывающих события шутера для Nintendo 64 и игрой 2016 года.

В самой же DOOM Eternal студия id Software значительно расширила лор серии, рассказала больше о прошлом и настоящем главного героя Думгая и свела его в бою не только с демонами, но и с ангелами — роботизированными и крайне опасными.
...в 2020 году, когда вышла DOOM Eternal, а вместе с ней и ремастер DOOM 64.
Формально DOOM 2016 года — перезапуск серии, сохранивший все ключевые элементы оригинальных частей из 1990-х. В действительности же новая игра оказалась прямым продолжением истории, которая приостановилась в DOOM 64. Как именно связаны старые и новые игры, выяснилось уже скоро…
Наплевательское отношение
к традициям, которые успели установиться в жанре шутеров за последние несколько лет, никак не помешало DOOM снискать популярность. В первые недели после релиза экшен соревновался в продажах с Uncharted 4: A Thief’s End, а спустя год продажи игры превысили 2 млн копий только на ПК.
В 2016 году id Software выпускает DOOM — яростный шутер без подзаголовка в названии, а также без укрытий, без перезарядки оружия и без мучительно длинных сюжетных объяснений. Равно как и в 1993 году.
В музыке расцветает жанр синтвейв, отсылающий к 1980-м и 1990-м — и к классическому киберпанку. Его популярности способствует и фантастический роман «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, написанный ещё в 2011 году, но мировую известность получивший в 2018-м на фоне экранизации за авторством Стивена Спилберга.
Новые имена, конечно, тоже звучат, но одним из самых заметных фильмов от молодых режиссёров становится «Ла-Ла Ленд» — картина, снятая с большим уважением к мюзиклам середины прошлого века.
Вторая половина 2010-х. Эпоха повсеместных переизобретений
и время, когда фраза «новое — это хорошо забытое старое» значит куда больше, чем прежде. Сильнее всего этот тренд влияет на кинематограф. На больших экранах снова «Звёздные войны», «Бегущий по лезвию», «Чужой», «Охотники за привидениями», новые фильмы по культовым комиксам Marvel и DC Comics.
Наведите на название мода, чтобы прочитать про него.
Нажмите на название мода, чтобы прочитать про него.
Необычный хоррор с элементами крипипасты, где часть намёков на происходящее создатель оставил в папке с модом. Автор описывает свои кошмары, которые визуализируются в игре. Да, и такое в модах по DOOM бывает.
Мод, добавляющий реализм. Детальная баллистика, сложная система повреждений, разного вида прицелы, даже вес героя — всё это и многое другое превращает DOOM в реалистичный шутер и делает игру действительно сложной.
Новое оружие (включая огнемёт), транспорт вроде танков, хедшоты, а главное — очень-очень много крови! Brutal DOOM считается одним из лучших модов на сегодняшний день, а некоторые даже утверждают, что это самостоятельная игра.
Две части игры на основе DOOM, продающиеся в Steam в одном паке. Это скоростной шутер старой школы, в котором всё изменили настолько, что от оригинала остались рожки да ножки. Но первоисточник всё равно чувствуется.
Мод по мотивам Wolfenstein 3D — ещё одной игры id Software, предшественницы DOOM. От оригинала мало что осталось, да и выглядит шутер, несмотря на старомодные спрайты персонажей, очень даже современно.
Необычный хоррор с элементами крипипасты, где часть намёков на происходящее создатель оставил в папке с модом. Автор описывает свои кошмары, которые визуализируются в игре. Да, и такое в модах по DOOM бывает.
Яркая солнечная версия DOOM, в которой надо собирать монетки! Пёстрый логотип мода намекает на основной источник вдохновения — серию Super Mario.
Мод, добавляющий реализм. Детальная баллистика, сложная система повреждений, разного вида прицелы, даже вес героя — всё это и многое другое превращает DOOM в реалистичный шутер и делает игру действительно сложной.
Глава шестая:
Наше время
Вот лишь несколько из них.
Судьбы разработчиков
Brutal DOOM
Hedon Bloodrite
Brutal DOOM
Hedon Bloodrite
Blade of Agony
Blade of Agony
Hideous Destructor
Hideous Destructor
DOOM Golden Souls
DOOM Golden Souls
MyHouse.wad
MyHouse.wad
Brutal Doom
Brutal Doom
Яркая солнечная версия DOOM, в которой надо собирать монетки! Пёстрый логотип мода намекает на основной источник вдохновения — серию Super Mario.
Мод по мотивам Wolfenstein 3D — ещё одной игры id Software, предшественницы DOOM. От оригинала мало что осталось, да и выглядит шутер, несмотря
на старомодные спрайты персонажей, очень даже современно.
Две части игры на основе DOOM, продающиеся в Steam в одном паке. Это скоростной шутер старой школы, в котором всё изменили настолько, что от оригинала остались рожки да ножки. Но первоисточник всё равно чувствуется.
Новое оружие (включая огнемёт), транспорт вроде танков, хедшоты, а главное — очень-очень много крови! Brutal DOOM считается одним из лучших модов на сегодняшний день, а некоторые даже утверждают, что это самостоятельная игра.
Влияние DOOM на видеоигровую индустрию сложно переоценить. Серия всегда была на острие прогресса и задавала тренды. Во многом благодаря ей жанр экшенов от первого лица сформировался таким, каким мы его знаем.

Даже чит-код IDDQD, дающий в игре неуязвимость, плотно вошёл в поп-культуру — оммажи к нему делают писатели, геймдизайнеры и авторы кино.
id Software всегда была за то, чтобы поклонники DOOM творили. И они творят. По-прежнему выходят как карты, так и целые моды, меняющие игру до неузнаваемости. В основном, правда, на расширенном в плане возможностей движке GZDOOM.
Джон Ромеро ушёл из id Software в 1996 году — в самый разгар разработки первой Quake. Причина — конфликт с Джоном Кармаком, с которым у Ромеро не совпал творческий взгляд на новую игру. После увольнения из id Software Ромеро основал студию Ion Storm, где создал скандально известный шутер Daikatana. Затем работал в нескольких студиях, в том числе занимался созданием мобильных игр. В 2015 году он вместе со своей супругой Брендой Ромеро основал Romero Games, существующую до сих пор. В составе этой компании Ромеро в качестве дизайнера поработал над играми Gunman Taco Truck и Empire of Sin.
Джон Ромеро
Том Холл покинул id Software в 1993 году. Причиной стали творческие разногласия с Джоном Кармаком из-за дизайн-документа DOOM. После этого он много лет работал с Джоном Ромеро в разных студиях, в том числе и в Ion Storm, где создал ролевую игру Anachronox. В 2013 году он присоединился к компании PlayFirst в качестве дизайнера. В ней он работает до сих пор.
Том Холл
Джон Кармак проработал в id Software до 2013 года, приняв важнейшее участие в создании не только классических игр студии, но также DOOM 3 и Rage. В августе 2013-го Кармак, по-прежнему являясь сотрудником id Software, занял должность CTO в Oculus VR. Это привело к судебному разбирательству между ZeniMax Media, владеющей id Software, и Oculus VR. Стороны пришли к соглашению лишь в 2018 году. Кармак же покинул id Software в ноябре 2013-го, чтобы полностью посвятить себя работе в Oculus VR. В 2022-м он объявил, что привлёк 20 млн долларов инвестиций к своей новой компании Keen Technologies, занимающейся разработкой ИИ. В том же году он окончательно покинул Oculus VR.
Джон Кармак
Адриан Кармак проработал в id Software до 2005 года и, помимо классических игр студии, принял участие в создании DOOM 3. В 2005-м художник покинул компанию, заявив, что хочет больше времени уделять другим видам искусства. В 2014 году также стало известно, что Адриан Кармак стал владельцем спа-комплекса Heritage Golf & Spa Resort в Ирландии.
Адриан Кармак
Американ Макги проработал в id Software до 1998 года. Его уволили из студии — но по какой именно причине, до сих пор остаётся загадкой. Вскоре после увольнения из id Software Макги присоединился к студии Rogue Entertainment и по запросу издательства Electronic Arts взялся за создание игры American McGee’s Alice. «Алиса» вышла в 2000 году и оказалась весьма успешной. Затем Макги поработал над её продолжением — Alice: Madness Returns, релиз которой состоялся в 2009-м. С 2017-го по 2023-й он пытался договориться с EA о разработке третьей части серии — Alice: Asylum, но переговоры ни к чему не привели. В том же 2023 году Макги объявил, что принял решение уйти из игровой индустрии.
Американ Макги
Сэнди Петерсен покинул id Software в 1997 году, чтобы присоединиться к Ensemble Studios. В ней он участвовал в разработке Age of Empires. В 2009-м, после закрытия Ensemble Studios, он взялся читать лекции по геймдизайну в Южном методистском университете в Далласе. Сейчас Петерсен работает в качестве фрилансера в компании Chaosium, занимающейся созданием настольных игр, и ведёт собственный канал на YouTube, где рассказывает о мифах про Ктулху, хоррорах и видеоиграх.
Сэнди Петерсен
Первые две части оказались настолько популярными, что все шутеры, выходившие после, долгое время называли клонами. Ну, а когда вышла третья часть, только ленивый не пытался сделать «убийцу DOOM».

В 1995-м эта игра была настолько популярной, что её устанавливали чаще, чем Windows 95. А Билл Гейтс даже подумывал приобрести id Software, чтобы повысить известность своей операционной системы.
Наведи курсор на дискету
Как узнать DOOM получше
Если вы хотите узнать об истории DOOM больше, то читайте книги!
Книга, написанная самим Джоном Ромеро — одним из ключевых разработчиков первых частей DOOM и просто рок-звездой индустрии. Разумеется, история разработки игр подаётся в книге с его точки зрения. Переведена на русский язык.
DOOM Guy
Книга о разработке DOOM и о месте игры в истории от исследователя Дэна Пинчбека. Здесь DOOM рассматривается в контексте культуры. Этакий слепок важнейшего периода в истории видеоигр. На русском книга представлена под названием «DOOM. Как в битвах с демонами закалялся новый жанр».
DOOM: Scarydarkfast
Большая история о DOOM от журналиста Дэвида Кушнера и, пожалуй, главная книга о создании знаменитой игры. Переведена на русский язык.
«Повелители DOOM»
Глава шестая:
Наше время
Судьбы разработчиков
Как узнать DOOM получше
Если вы хотите узнать об истории DOOM больше, то читайте книги!
Большая история о DOOM от журналиста Дэвида Кушнера и, пожалуй, главная книга о создании знаменитой игры. Переведена на русский язык.
«Повелители DOOM»
Книга, написанная самим Джоном Ромеро — одним из ключевых разработчиков первых частей DOOM и просто рок-звездой индустрии. Разумеется, история разработки игр подаётся в книге с его точки зрения. Переведена на русский язык.
DOOM Guy
Книга о разработке DOOM и о месте игры в истории от исследователя Дэна Пинчбека. Здесь DOOM рассматривается в контексте культуры. Этакий слепок важнейшего периода в истории видеоигр. На русском книга представлена под названием «DOOM. Как в битвах с демонами закалялся новый жанр».
DOOM: Scarydarkfast
Влияние DOOM на видеоигровую индустрию сложно переоценить. Серия всегда была на острие прогресса и задавала тренды. Во многом благодаря ей жанр экшенов от первого лица сформировался таким, каким мы его знаем.

Даже чит-код IDDQD, дающий в игре неуязвимость, плотно вошёл в поп-культуру — оммажи к нему делают писатели, геймдизайнеры и авторы кино.
id Software всегда была за то, чтобы поклонники DOOM творили. И они творят. По-прежнему выходят как карты, так и целые моды, меняющие игру до неузнаваемости. В основном, правда, на расширенном в плане возможностей движке GZDOOM.
Джон Ромеро ушёл из id Software в 1996 году — в самый разгар разработки первой Quake. Причина — конфликт с Джоном Кармаком, с которым у Ромеро не совпал творческий взгляд на новую игру. После увольнения из id Software Ромеро основал студию Ion Storm, где создал скандально известный шутер Daikatana. Затем работал в нескольких студиях, в том числе занимался созданием мобильных игр. В 2015 году он вместе со своей супругой Брендой Ромеро основал Romero Games, существующую до сих пор. В составе этой компании Ромеро в качестве дизайнера поработал над играми Gunman Taco Truck и Empire of Sin.
Джон Ромеро
Brutal DOOM
Brutal DOOM
Новое оружие (включая огнемёт), транспорт вроде танков, хедшоты, а главное — очень-очень много крови! Brutal DOOM считается одним из лучших модов на сегодняшний день, а некоторые даже утверждают, что это самостоятельная игра.
Новое оружие (включая огнемёт), транспорт вроде танков, хедшоты, а главное — очень-очень много крови! Brutal DOOM считается одним из лучших модов на сегодняшний день, а некоторые даже утверждают, что это самостоятельная игра.
Hedon Bloodrite
Hedon Bloodrite
Две части игры на основе DOOM, продающихся в Steam в одном паке. Это скоростной шутер старой школы, в котором всё изменили настолько, что от оригинала остались рожки да ножки. Но первоисточник всё равно чувствуется.
Том Холл покинул id Software в 1993 году. Причиной стали творческие разногласия с Джоном Кармаком из-за дизайн-документа DOOM. После этого он много лет работал с Джоном Ромеро в разных студиях, в том числе и в Ion Storm, где создал ролевую игру Anachronox. В 2013 году он присоединился к компании PlayFirst в качестве дизайнера. В ней он работает до сих пор.
Том Холл
Две части игры на основе DOOM, продающиеся в Steam в одном паке. Это скоростной шутер старой школы, в котором всё изменили настолько, что от оригинала остались рожки да ножки. Но первоисточник всё равно чувствуется.
Вот лишь несколько из них.
Джон Кармак проработал в id Software до 2013 года, приняв важнейшее участие в создании не только классических игр студии, но также DOOM 3 и Rage. В августе 2013-го Кармак, по-прежнему являясь сотрудником id Software, занял должность CTO в Oculus VR. Это привело к судебному разбирательству между ZeniMax Media, владеющей id Software, и Oculus VR. Стороны пришли к соглашению лишь в 2018 году. Кармак же покинул id Software в ноябре 2013-го, чтобы полностью посвятить себя работе в Oculus VR. В 2022-м он объявил, что привлёк 20 млн долларов инвестиций к своей новой компании Keen Technologies, занимающейся разработкой ИИ. В том же году он окончательно покинул Oculus VR.
Джон Кармак
Адриан Кармак проработал в id Software до 2005 года и, помимо классических игр студии, принял участие в создании DOOM 3. В 2005-м художник покинул компанию, заявив, что хочет больше времени уделять другим видам искусства. В 2014 году также стало известно, что Адриан Кармак стал владельцем спа-комплекса Heritage Golf & Spa Resort в Ирландии.
Адриан Кармак
Американ Макги проработал в id Software до 1998 года. Его уволили из студии — но по какой именно причине, до сих пор остаётся загадкой. Вскоре после увольнения из id Software Макги присоединился к студии Rogue Entertainment и по запросу издательства Electronic Arts взялся за создание игры American McGee’s Alice. «Алиса» вышла в 2000 году и оказалась весьма успешной. Затем Макги поработал над её продолжением — Alice: Madness Returns, релиз которой состоялся в 2009-м. С 2017-го по 2023-й он пытался договориться с EA о разработке третьей части серии — Alice: Asylum, но переговоры ни к чему не привели. В том же 2023 году Макги объявил, что принял решение уйти из игровой индустрии.
Американ Макги
Сэнди Петерсен покинул id Software в 1997 году, чтобы присоединиться к Ensemble Studios. В ней он участвовал в разработке Age of Empires. В 2009-м, после закрытия Ensemble Studios, он взялся читать лекции по геймдизайну в Южном методистском университете в Далласе. Сейчас Петерсен работает в качестве фрилансера в компании Chaosium, занимающейся созданием настольных игр, и ведёт собственный канал на YouTube, где рассказывает о мифах про Ктулху, хоррорах и видеоиграх.
Сэнди Петерсен
Blade of Agony
Blade of Agony
Мод по мотивам Wolfenstain 3D — также игры id Software, предшественницы DOOM. От оригинала осталось мало что, да и выглядит шутер, несмотря
на старомодные спрайты персонажей, очень даже современно.
Мод по мотивам Wolfenstein 3D — также игры id Software, предшественницы DOOM. От оригинала осталось мало что, да и выглядит шутер, несмотря
на старомодные спрайты персонажей, очень даже современно.
MyHouse.wad
MyHouse.wad
Необычный хоррор с элементами крипипасты, где часть намёков на происходящее автор оставил в папке с модом. Автор описывает свои кошмары, которые визуализируются в игре. Да, и такое в модах по DOOM бывает.
Необычный хоррор с элементами крипипасты, где часть намёков на происходящее автор оставил в папке с модом. Автор описывает свои кошмары, которые визуализируются в игре. Да, и такое в модах по DOOM бывает.
DOOM Golden Souls
DOOM Golden Souls
Яркая солнечная версия DOOM, в котором надо собирать монетки! Пёстрый логотип мода намекает на основной источник вдохновения — серию Super Mario.
Яркая солнечная версия DOOM, в которой надо собирать монетки! Пёстрый логотип мода намекает на основной источник вдохновения — серию Super Mario.
Hideous Destructor
Hideous Destructor
Мод, добавляющий в игру реализм. Детальная баллистика, сложная система повреждений, разного вида прицелы, и даже вес героя — всё это и многое другое превращает DOOM в реалистичный шутер и делает игру действительно сложной.
Мод, добавляющий в игру реализм. Детальная баллистика, сложная система повреждений, разного вида прицелы, и даже вес героя — всё это и многое другое превращает DOOM в реалистичный шутер и делает игру действительно сложной.
ВЕРСИЯ ДЛЯ ЕЛЕФОНА
Первые две части оказались настолько популярными, что все шутеры, выходившие после, долгое время называли клонами. Ну, а когда вышла третья часть, только ленивый не пытался сделать «убийцу DOOM».

В 1995-м эта игра была настолько популярной, что её устанавливали чаще, чем Windows 95. А Билл Гейтс даже подумывал приобрести id Software, чтобы повысить известность своей операционной системы.
Над проектом работали:
В проекте использованы изображения:
Авторы и редакторы: Олег Чимде, Денис Князев
Корректор: Ксения Солонович
Консультант: Михаил Бочаров
Выпускающий редактор: Алексей Степанов
Дизайнеры: Полина Вари, Евгений Рыбкин
Бильд-редактор: Наталья Булдакова
© Skillbox Media, 2023
Фото: Unsplash (Slava Keyzman, Michael Rivera, Gabrielle Meschini, Huang Yingone, Manja Vitolic, Olena Bohovyk, Pawel Czerwinski, Zachary Nelson), Freepik, Shutterstock (Vadim Sadovski, DeymosHR, robtek, Luciano Marques), Flickr (Stefans02)
Скриншоты из игр Doom 1, Doom 2, Doom 64, Doom 3, Doom Eternal / id Software; The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay / Starbreeze Studios; Call of Duty 4: Modern Warfare / Activision
Кадры из фильмов «Титаник» / 20th Century Fox, «Пятый элемент» / Columbia Pictures, «Человек-паук» / Columbia Pictures, «Ночной дозор» / Bazelevs, «Я, робот» / Twentieth Century Fox, «Марсианин» / Twentieth Century Fox, «Железный человек» / Marvel Studios, «Ла-Ла Ленд» / Summit Entertainment; кадры из сериалов «Секретные материалы» / 20th Television, «Баффи — истребительница вампиров» / 20th Television, «Доктор Хаус» / Fox; @Britney Spears / YouTube
Арт-директор: Ольга Скворцова
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована