Лучшие игры 2023 года: 10‑е место — Final Fantasy 16
Чертовски зрелищный экшен, удивляющий не только нарративом, но и масштабными боевыми сценами.
Изображение: игра Final Fantasy 16 / Square Enix / djurga / Stefen Tan / Unsplash / diegothomazini / Freepik / Colowgee для Skillbox Media
Журналисты в рецензиях на игры любят проговаривать штамп, что плюсы этой вот игры — её же главные минусы. Но так и вправду бывает! И Final Fantasy 16 — идеальный пример именно такого расклада. Шансов стать мегауспешной у игры просто не было. Слишком уж она экспериментальная в рамках серии. А в рамках современной ААА-индустрии наоборот — ортодоксальная. Во многом она идёт наперекор трендам и часто по-хорошему не знает меры, а потому обречена сохраниться в веках как непонятый шедевр.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Final Fantasy — это в целом экспериментальная серия, которая всю свою историю шагала от классических JRPG к не тупым, но зрелищным боевикам. С ростом популярности и бюджетов она активно прокачивала постановку и пробовала разные варианты более активной боёвки — вроде знаменитой системы ATB, самое актуальное воплощение которой можно наблюдать в ремейке Final Fantasy 7.
Быть полноценным слэшером «финалке» вообще-то хотелось уже в 15-й части, но тогда вышло ни туда ни сюда. А вот Final Fantasy 16 — это уже фактически Devil May Cry, без оговорок, без пошагового осадка из прошлых игр. Собственно, в её создании принимал участие Рёта Судзуки, геймдизайнер, отвечавший за боевую систему в Devil May Cry 5, — и Final Fantasy 16 он назвал своим шедевром.
И это первая большая проблема. Далеко не всем понравилась сама идея слэшерной «финалки» — с элементарной прокачкой и без возможности управлять кем-либо кроме единственного главного героя.
Но и сама игра своей боевой системой распорядилась своеобразно. При первом прохождении только самые лютые — и зачастую опциональные — боссы заставляют включать голову и вникать в тонкости: тщательно формировать активный сет атак, аккуратно перемещаться по полю боя, с умом подходить к прокачке, которая оказывается не такой уж простой. В большинстве сражений достаточно как в последний раз молотить по квадратику и прыгать. Да и новые атаки открываются очень медленно, долгое время ограничивая в экспериментах даже заинтересованного игрока.
В итоге боевая система Final Fantasy 16 раскрывается по-настоящему только на втором прохождении — когда всё доступно с самого начала, а сложность выкручена на максимальную (сразу её выставить нельзя). Но многие ли ради этого будут терпеть 50 часов?
Другой надлом устоев случился в сеттинге и сюжете. Разработчики вдохновились «Игрой престолов» и впервые перенесли Final Fantasy в самое тёмное фэнтези. При беглом взгляде со стороны мир игры — типичное фэнтезийное средневековье с подземельями и драконами. Но в действительности тут творятся страшные вещи.
Рабство, казни и отрубленные конечности, безнадёга и настоящий мор, политические интриги (не без постельных сцен), магия и кристаллы как проклятье, предательства и прочие ужасы. И показаны они без сахара: грязно, мрачно — каблуком в лоб. Так жёстко не было даже в легендарном трейлере Final Fantasy Versus 13, которая в итоге трансформировалась в 15-ю часть.
Люди, привыкшие приходить в Final Fantasy за яркими красками и атмосферой приключения, хоть и не без драмы, такому раскладу не обрадовались. Особенно учитывая, что под стать сеттингу в игре и картинка — «серая» и «отталкивающая», как написали на релизе многие критики. Но на самом деле, скорее, «приземлённая».
А что же получили люди, не особо знакомые с «финалкой», но клюнувшие на «мрачная экшен-RPG с атмосферой Game of Thrones»? А они врезались в гиперэмоциональный сюжет про борьбу человечества с богами на фоне собственных распрей, как раз таки вполне привычный для жанра JRPG. Да, аниме. А настоящее удовольствие получили только те, кому посчастливилось оказаться в середине и оценить свежесть такого микса. Ну и те, кто не поленился много-много слушать и читать, прощая в процессе классические игровые условности — без этого в Final Fantasy 16 влюбиться сложно.
Центральный сюжет в игре крепкий, но штампованный. Политические интриги влияют на происходящее до конца, но быстро становятся всего лишь бэкграундом. Но это не проблема — потому что Final Fantasy 16 фокусируется на другом. Главный герой игры, Клайв Росфилд, — сын короля одного из государств. Он пережил страшные вещи и чудом был спасён из рабства — да, рабовладение здесь всё ещё существует и процветает. Он выступает против сложившихся устоев, буквально против всего мира, собирая вокруг себя таких же побитых жизнью последователей. Но он не идёт напролом: Клайв искренне пытается помочь каждому встречному, что оправдано его личной историей.
Какие бы катаклизмы ни гремели в центральной истории — хоть там титаны в небе дерутся, хоть дворцы взрываются, — главный герой (а вместе с ним и игрок) не отрывается от земли, не теряет фокуса на простых людях. Клайв хочет не просто всё разрушить, но и соломку для «нового мира» подстелить. Про это не забывает и основной сюжет, но особенно — сайд-квесты. Многие их возненавидели за примитивную «пойди-подай» структуру. Но это те самые условности, которые нужно прощать. Потому что Final Fantasy 16 ценна именно нарративом. Тут нет бестолковых заданий, даже когда тебя отправляют в поле за условной репой.
Все квесты связаны, цепляются друг за друга, получают развитие, помогают детально формировать персонажей вокруг Клайва и делают их живыми. Как и мир вокруг, который благодаря действиям Клайва постоянно меняется. Если зацепишься — под конец будешь поимённо знать каждого на своей базе. И каждый — от кузнеца до трактирщика — тебе будет как друг, дороже иных главных героев в других играх. И всё это можно упустить.
Вот и получается, что в Final Fantasy 16 почти всё сделано отлично. Но слишком уж много игра выдвигает условий, чтобы её элементы заработали как следует и слились в единое произведение. В моём случае всё сложилось само собой, я нигде не терпел и не страдал — просто сразу попал в поток. И таких игроков немало! Но, кажется, больше всё-таки тех, кто что-то упустил.
Впрочем, даже опуская нарративную ценность и все прочие гениальности, Final Fantasy 16 всё равно остаётся чертовски зрелищным боевиком. Совершенно безумным, уделывающим по масштабам последние две части God of War вместе взятые. Герои тут превращаются в титанов-эйконов, бьются в сердце бури и сносят ударами горы! Рядом с Final Fantasy 16 в этом плане может встать только Asura’s Wrath и Bayonetta 3: фантазия и размах разработчиков не знают предела. Так что поиграть можно как минимум ради этого. А по пути, возможно, и остальное приложится!