Геймдев
#статьи

Кто такой 3D-аниматор — и чем он занимается

Рассказываем о специфике профессии и о том, с чем придётся столкнуться начинающим специалистам.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Сегодня 3D-анимация — неотъемлемая часть индустрии развлечений и искусства в целом, а также популярное направление для развития. Она стала настолько реалистичной, что созданные на компьютере ролики могут составить конкуренцию видео, отснятым вживую. К тому же 3D-объектами легче манипулировать, когда дело доходит до настройки ракурсов камеры.

Но что делает 3D-аниматор? Если вы хотите развиваться в этой сфере, стоит понимать, что эта деятельность требует уверенного владения техническими и гибкими навыками, не говоря уже о сотнях часов практики.

Хотите узнать о 3D-моделировании больше? Недавно Skillbox запустил раздачу полезных материалов по геймдеву, среди которых есть подробные руководства по работе с Autodesk Maya, Houdini и другим профессиональным софтом. Учебники написаны экспертами из игровой индустрии и наверняка будут полезны тем, кто делает первые шаги в игровой разработке.

Все материалы совершенно бесплатны — просто заходите на упомянутую страницу и забирайте то, что нужно. Список доступных гайдов и руководств будет расширяться, поэтому не стесняйтесь чаще проверять обновления.

И последний момент: бесплатные учебники и полезные руководства — в этом же есть какой-то подвох, да? На самом деле нет! Идея простая: мы хотим помочь вам сделать первый шаг в новой профессии.

Что делает 3D-аниматор

3D-аниматор размещает статичные объекты в пространстве сцены и манипулирует ими, создавая иллюзию движения и основу для визуального повествования.

Эталоном такой работы можно считать, к примеру, анимационные фильмы Disney, DreamWorks и Pixar. Во время просмотра картин не каждый зритель задумается о том, что герои на экране — всего лишь набор данных и полигонов, настолько убедительной кажется их «актёрская игра», даже если персонажи выглядят стилизованно. Иными словами, зритель видит их не как цифровые образы, а как живых существ и начинает им сопереживать.

Кадр: мультипликационный фильм «История игрушек 4» / Pixar

Как правило, основные задачи большинства 3D-аниматоров — это, к примеру, формирование скелетного рига для трёхмерной модели и проведение с ним различных манипуляций согласно референсам. Сам процесс анимирования 3D-объекта осуществляется двумя способами — с помощью использования ключевых кадров или проведения мокап-съёмок (захвата движений с актёра или каскадёра).

В зависимости от задач и сложности могут потребоваться дополнительные операции, например морфинг или подготовка блендшейпов (модели с идентичной топологией, но разной формой). В целом объектом анимирования может быть любой элемент цифровой среды. К ним относятся:

  • существа — люди, животные, фэнтезийные персонажи и так далее;
  • технические конструкции — часовые механизмы, роботы, устройства, транспортные средства;
  • второстепенные элементы сцены — спецэффекты, симуляции различного рода, начиная от толп людей и природных явлений до развевающихся на ветру волос.

Уже на старте профессии 3D-аниматор определяет, в каком направлении он хочет развиваться, и исходя из этого начинает формировать своё портфолио. Как правило, в студиях есть несколько аниматоров, а иногда и целые отделы, и каждый специалист выполняет свою задачу. Например, если в крупной компании создают анимацию персонажа, один 3D-аниматор корректирует синхронизацию губ с произносимой речью, другой отвечает только за анимацию волос, а третий — за манипуляции со скелетным ригом.

В каких сферах требуются 3D-аниматоры

Киноиндустрия. Помимо анимационных фильмов, 3D-аниматоры работают и над фильмами с живыми съёмками. Например, практически ни один голливудский боевик не обходится без спецэффектов и 3D-графики.

Разработка игр. Сюда относится анимация персонажей, предметов и окружения, а также работа над кат-сценами и трейлерами.

Телевидение, концертные шоу. Сейчас почти в каждой телепередаче присутствуют элементы 3D-графики. Анимированные вступительные заставки, спецэффекты, виртуальные телеведущие / аватары, производство анимированных фонов — всё это требует участия 3D-аниматоров.

Образование. Разработка наглядных презентаций, а также симуляций или реконструкций каких-либо явлений или процессов. Подобная визуализация помогает школьникам и студентам лучше усвоить материал.

Медицина. Цель во многом схожа с предыдущим пунктом, так как с помощью 3D-анимации создаются обучающие материалы и приложения, демонстрирующие анатомию человека или помогающие отработать хирургические операции.

Шоурил от британской студии Random42, создающей анимации на тему медицины

Прототипирование в инженерии и машиностроении. Благодаря анимации, используемой при создании проекта, специалисты могут оценить результат на экране и, в случае обнаружения недоработок, внести изменения в проект без лишних затрат на производство.

Архитектура и дизайн. В этом сегменте 3D-аниматоры участвуют не только в создании презентационных видео для застройщиков, но и в разработке приложений с поддержкой виртуальной или дополненной реальности.

Маркетинг и рекламные материалы. Производство рекламных блоков для телевидения, соцсетей и веб-сайтов, где сложность во многом зависит от концепции заказчика. Сюда входят самые разные форматы — от вращающихся логотипов до сложной анимации на уровне фильма.

3D-анимация охватывает много разных сфер деятельности, поэтому у специалиста, обладающего навыками в этой области, есть довольно широкий диапазон для выбора того, что ему по душе.

Какие навыки нужны 3D-аниматору

Первое, что потребуется 3D-аниматору, — это уверенное владение специализированным ПО. В настоящий момент в индустрии существует очень много инструментов для создания анимации. Рассмотрим самые востребованные из них.

Autodesk Maya. Считается стандартом в индустрии, так как её используют ведущие анимационные студии и разработчики игр. Включает в себя обширный набор инструментов для моделирования, текстурирования, освещения и рендеринга. Предусматривает комфортную интеграцию в игровые движки. Если вы планируете работать в крупных компаниях, вам так или иначе придётся освоить эту программу, хотя некоторые функции могут показаться достаточно сложными для понимания.

Autodesk 3ds Max. Ещё одна программа, которую часто используют в индустрии, но, в отличие от Maya, она совместима только с Windows и больше нацелена на моделирование. Инструменты для анимации тоже присутствуют, но в Maya их больше.

Houdini. Отличается от остального софта процедурным подходом в виде формирования связок нодов. Широко используется в 3D-анимации, но больше нацелена на создание динамических сред и эффектов частиц для кино, телевидения и приложений. Впрочем, сейчас в Houdini можно анимировать объекты с помощью специального фреймворка KineFX.

Актуальный шоурил, демонстрирующий возможности Houdini в производстве кино и телевидения

Cinema 4D. Ещё одна популярная программа для моушн-дизайна, визуализации и иллюстрации. Интерфейс достаточно дружелюбный для начинающих, большое количество обучающих уроков сделано самими разработчиками. Арсенал инструментов для анимации достаточно разнообразный, но если пользователю не хватает функциональности, то её можно расширить установкой дополнительных плагинов.

Cascadeur. Софт для создания реалистичных анимаций персонажей на основе ИИ. По сравнению с другими программами Cascadeur появилась на рынке относительно недавно, но уже демонстрирует достойный результат с учётом законов физики.

Blender. Бесплатное ПО со множеством инструментов для моделирования, текстурирования, рендеринга и анимации. Набор функций увеличивается с каждым обновлением, что делает программу достойным конкурентом Maya и 3ds Max. К сожалению, в настоящий момент не все компании готовы менять проверенный временем софт Autodesk на не всегда стабильную и в каком-то смысле экспериментальную Blender. Тем не менее, благодаря своей доступности, функциональности и наличию в интернете огромного количества обучающих материалов, программа станет отличным вариантом для начинающих 3D-аниматоров или фрилансеров.

Короткометражная анимация Charge, сделанная в Blender

Игровые движки. В распространённых Unity 3D, Unreal Engine 4 и Unreal Engine 5 есть собственные наборы инструментов для анимации. Учитывая, что в настоящее время эти технологии используются не только при разработке игр, но и в других сферах, желательно освоить процесс анимации как минимум в одном из этих движков. Например, в последнее время умение работать с Unreal Engine 5 нередко упоминают в требованиях к вакансиям 3D-аниматора. Так как в грядущей версии 5.3 появится функция создания и редактирования скелетного рига непосредственно в движке, есть вероятность, что со временем такого рода запросы у работодателей будут возникать чаще.

Помимо изучения специализированных программ, 3D-аниматору потребуются дополнительные навыки.

Знание анатомии/механики (в зависимости от объектов, которые будут анимированы). Ранее уже отмечалось, что анимация должна выглядеть правдоподобно, а это значит, что процесс требует максимального внимания к деталям. Как человек размахивает руками во время ходьбы? Какую позу принимает хищник при выслеживании добычи? Что происходит с двигателем автомобиля при запуске? Все эти детали можно узнать из референсов и при детальном изучении тематической литературы и фильмов.

Основы актёрского мастерства (для работы с анимацией персонажей). 3D-аниматору необязательно записываться на театральные курсы — достаточно изучить несколько тематических книг, например «Acting for Animators» от Эда Хукса. Для чего это нужно? Как правило, аниматорам дают лишь строки диалога и референсы в виде раскадровки, превизов и концепт-артов. И важно не просто создать движения для персонажа, но и передать все сопутствующие эмоции, что невозможно без понимания нюансов актёрской игры. В противном случае анимация обречена на провал, потому что зрителю она покажется безжизненной.

Основы психологии (как подспорье для основ актёрского мастерства). Имея представление о личности персонажа, можно выработать для него определённую модель поведения — передать, как герой радуется, огорчается или злится и какие жесты при этом использует.

Коммуникативные навыки. Производство фильма, игры или рекламного ролика всегда подразумевает командную работу. 3D-аниматору придётся взаимодействовать практически со всеми отделами студии независимо от типа проекта. И во время рабочего процесса нужно быть готовым не просто услышать обратную связь, но и чётко донести своё видение коллегам. В некоторых случаях вам придётся даже предупреждать и отстаивать свою точку зрения в отношении некоторых решений команды, которые могут вызвать сомнение по тем или иным причинам. Налаженная коммуникация с коллегами — гарантия того, что итоговая анимация будет выглядеть так, словно её делал один человек, даже если в производстве были задействованы десятки аниматоров.

Нужно ли 3D-аниматору уметь рисовать

В отличие от 2D-графики, 3D-анимация не требует навыков рисования. Здесь напрашивается пример с композитором электронной музыки, который создаёт эффектные композиции с помощью различного софта и микшеров, но при этом может и не уметь играть на гитаре.

Художественное образование может стать лишь небольшим преимуществом. Например, обладая навыками художника, 3D-аниматор сможет увереннее работать с позами для ключевых кадров благодаря знаниям анатомии из программы академического рисунка. Но в целом быть художником 3D-аниматору совершенно необязательно.

С чего начать

Как правило, карьера 3D-аниматора развивается следующим образом.

Получение основ в специализированном учебном заведении или на курсах

Во время этого процесса вы изучаете различные техники анимации, осваиваете специализированные программы и начинаете создавать первые проекты под руководством кураторов. Желательно уже во время обучения определиться, в каком направлении анимации вы хотите работать. Параллельно с учёбой необходимо пополнять свой визуальный багаж и изучать тематическую литературу.

Практика. Много практики

На этом этапе вы оттачиваете навыки, публикуете в соцсетях свои удачные наработки и консультируетесь с более опытными 3D-аниматорами. Можно поработать с небольшой инди-студией, которая делает проект на добровольных началах и находится в поиске энтузиастов. Это поможет получить ценный опыт, который обязательно пригодится в будущем. К тому же в дальнейшем его можно упомянуть в резюме.

Формирование портфолио

По мере получения опыта и совершенствования своих навыков у вас должна накопиться подборка из лучших анимаций. Смонтируйте из них зрелищный шоурил в видеоредакторе. Этот шоурил станет своего рода документом, который может заинтересовать потенциального работодателя. Загрузите его в свои соцсети, а также на профессиональные порталы, например ArtStation, приложите к резюме и не забудьте добавить ссылку во время отклика на интересующую вакансию. Периодически обновляйте шоурил по мере работы над новыми проектами.

Сохранение конкурентоспособности

Даже если ваши старания не прошли даром и вы получили долгожданную работу — расслабляться не стоит. В производстве качественной 3D-анимации всегда задействованы передовые технологии. И инвестируя в них, работодатель ожидает, что вы быстро их освоите и будете использовать максимально эффективно. Поэтому, как и в очень многих профессиональных сферах, здесь требуется постоянное обучение и развитие. В противном случае ваше место однажды займёт другой человек.

Подборка анимаций машин из Horizon: Forbidden West от Дэвида Винса, старшего аниматора существ в Guerrilla Games

Итоги

Напоследок рассмотрим основные плюсы и минусы профессии 3D-аниматора.

Плюсы:

  • Творческая и высокооплачиваемая работа.
  • Большой выбор сфер применения и направлений.
  • Возможность работать удалённо.
  • Востребованность профессии даже в кризисные периоды и сохраняющийся спрос на рынке труда.
  • Возможность при высоком уровне развития навыков устроиться в известные студии, в том числе и за рубежом.

Минусы:

  • Необходимость вложить на старте достаточное количество денег в образование и оборудование (ПК для комфортной работы с 3D-графикой, покупка лицензий на ПО), которое придётся периодически обновлять, так как технологии не стоят на месте.
  • Высокая конкуренция на рынке труда — следует тщательно работать над портфолио и представлять его потенциальному работодателю в формате шоурила, чтобы продемонстрировать ваши наработки в динамике.
  • Сложность и кропотливость работы, в некоторых случаях — достаточно сжатые сроки на её выполнение.
  • Необходимость подстраиваться под ПО, которое использует работодатель.
Кадр: мультипликационный сериал «Любовь, смерть и роботы» / Netflix

3D-анимация — одно из самых прогрессивных и перспективных направлений искусства. В нём воплощаются идеи и оживают трёхмерные модели для того, чтобы другие могли насладиться их движением.

Если эта сфера деятельности вам близка и вы хотите в ней развиваться, помните, что невозможно стать 3D-аниматором за несколько недель, месяцев или даже лет. Хорошего результата добиться нелегко: одна неудачная манипуляция — и эффект зловещей долины не заставит себя ждать. И чтобы достичь совершенства, придётся пройти долгий и сложный путь, который требует большой любви и преданности профессии.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована