Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Геймдев
#статьи

Кто такой 3D-риггер и чем он занимается — обзор профессии

Специальность для тех, кто хочет оживлять 3D-персонажей и работать в индустрии игр, кино и анимации.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Создание реалистичных движений персонажей в 3D-графике — заслуга не только аниматора, но и риггера. И хотя эта профессия не столь известна широкой аудитории, она остаётся одной из ключевых специальностей в индустрии. Именно риггер превращает статичную 3D-модель в подвижную, чтобы на следующем этапе специалисты смогли наделить её реалистичными и выразительными анимациями.

В этой статье мы подробно разберём, кто такой 3D-риггер, чем он занимается, какие навыки ему необходимы и как начать карьеру по этой специальности.

Содержание


Кто такой 3D-риггер

3D-риггер — это специалист, отвечающий за создание системы управления персонажем, а порой и некоторыми объектами. Его основная работа заключается в создании скелетного рига. Это арматура в виде цифрового скелета с костями и суставами, которые приводят в движение полигональную сетку. Стадия, на которой это происходит, и называется риггингом. Она требует особого внимания и профессионального подхода. В противном случае итоговые анимации получаются неестественными и ломаными.

Специалистам по риггингу отведена важная роль в производстве, так как их работа становится промежуточным звеном между созданием статичного 3D-объекта и его анимацией. Этот процесс требует не только технических знаний, но и понимания форм и особенностей каждой 3D-модели. Стоит отметить, что риггинг нередко входит в обучающие программы 3D-моделлера, аниматора и 3D-дженералиста. Поэтому в большинстве случаев эти специалисты тоже могут создавать риггинг в рамках небольших проектов. Но в крупных студиях, как правило, этот процесс делегирован отдельным специалистам.

Что делает 3D-риггер: основные задачи

В обязанности 3D-риггера входит создание комплексной системы управления персонажем, которая должна быть не только логически последовательна, но и удобна для работы с будущей анимацией. Ниже приведён основной список задач в области риггинга.

Создание скелетного каркаса (рига). На этой стадии специалист формирует группы костей, которые станут основой для будущих движений. Их размеры и структура повторяют общую анатомию персонажа или конструкцию неодушевлённого объекта (например, механизма или колёс автомобиля). Количество и размеры костей напрямую связаны с особенностями модели, в частности с её стилизацией. Например, риг модели по подобию человека может быть совсем простым, если речь идёт о low-poly-моделях в стиле PlayStation 1. Если выбран реалистичный стиль графики, скелет порой насчитывает несколько сотен костей, включая костяшки пальцев и различные группы мышц.

Пример скелетного рига для модели, созданной по подобию человека (аддон Rigify в Blender)
Скриншот: Blender / Blender Foundation

Интеграция инверсной и прямой кинематики. Под инверсной кинематикой (IK) подразумевается метод анимации связанных объектов (например, при изменении положения кисти меняется позиция предплечья и плеча). В прямой (FK) анимация реализована строго по иерархии — сначала двигается плечо, затем предплечье, потом кисть. Каждый элемент управляется вручную в порядке от корневого звена к конечному, что даёт больше контроля, но требует и больше времени при создании сложной анимации. В обязанности 3D-риггера входит настройка обеих этих систем с дальнейшей возможностью переключения между ними.

Настройка распределения веса, или скиннинг. После привязки модели к скелету риггеру необходимо убедиться, что во время движения не происходит нежелательных искажений геометрии, например растягивания вершин. Все изъяны корректируются распределением веса на вершинах. Особое внимание уделяется областям сгиба суставов и участкам с большим количеством деталей. Например, если на персонаже есть экипировка, необходимо проследить, чтобы она сохраняла оригинальную форму при поворотах корпуса.

Создание лицевого рига. Одна из самых сложных и ответственных задач, так как в неё входит настройка блендшейпов, отвечающих за мышцы лица и различные выражения эмоций, а также размещение костей челюсти и других подвижных деталей лица. Работа довольно кропотливая, но это важный этап для передачи правдоподобных эмоций, без эффекта зловещей долины.

Примечание. И хотя в наше время существует достаточно много плагинов и программ, упрощающих процесс риггинга, например MetaHuman Animator или Auto-Rig Pro, результат всё равно может потребовать дополнительных правок, так как каждый персонаж по-своему уникален.

Демонстрация проверки лицевого рига, созданного с помощью аддона Auto-Rig Pro
Изображение: Blender / Blender Foundation

Внесение изменений в уже существующие риги. В производстве нередко встречаются запросы, когда необходимо доработать арматуру модели в соответствии с техническим заданием.

Тестирование. На этом этапе 3D-риггер проверяет движения костей скелета, деформации меша в динамике и устраняет недочёты при их выявлении. В обязанности также входит плотное взаимодействие с аниматорами, а также внесение изменений в существующий риг в соответствии с техническим заданием.

Где востребована профессия 3D-риггера

На сегодняшний день 3D-риггеры задействованы в разных отраслях, связанных с созданием компьютерной графики и анимации.

Разработка игр. Создание скелетных ригов для персонажей и NPC, техники и других объектов и их оптимизация с учётом специфики игрового движка.

Скриншот: Unity / Skillbox Media

Кино и анимация. В этой сфере особенно востребованы риггеры, специализирующиеся на создании лицевого рига, так как в этой сфере эмоции и мимика героев часто выходят на первый план.

Маркетинг. В рекламных роликах и промоакциях тоже нередко используют анимированных 3D-персонажей или объекты, которые нуждаются в скелетном риге. Учитывая специфику направления, в подобных проектах специалисту часто придётся сталкиваться с ограничением сроков.

Прочие сферы. В промышленности, медицине и образовании нередко встречаются проекты с демонстрацией инженерных конструкций, транспортных средств или визуализаций различных инструкций. В этом случае риггинг должен быть точным, так как подобные анимации часто используются для обучения.

Навыки и знания, необходимые для работы 3D-риггером


Профессиональные навыки

Уверенное владение программами для 3D-моделирования. Чаще всего риггинг в индустрии создают в Maya, но в зависимости от пайплайна студии может использоваться и другой софт, например 3ds Max или Houdini (инструмент KineFX). Blender не считается отраслевым стандартом, но эту программу часто используют инди-студии.

Понимание специфики игровых движков. Например, при экспорте модели со скелетным ригом в Unreal Engine могут возникнуть различные ошибки, связанные с конвертацией единиц измерения, точкой опоры (Root) и другими нюансами. Подготавливая риг к экспорту, важно учитывать особенности движка для корректного распознавания костей и, возможно, последующего ретаргетинга. К тому же в игровых движках существуют встроенные инструменты для риггинга, и их тоже придётся использовать.

Интерфейс инструмента Control Rig в Unreal Engine 5
Кадр: Unreal University / YouTube

Знание английского языка. Большинство программ для работы с риггингом не поддерживают русскую локализацию. Официальные документации софта тоже часто составлены только на английском языке, не говоря уже об обучающих видео.

Знание анатомии человека и животных. Этот навык необходим для создания скелетного рига органических моделей, а также при скиннинге для корректного распределения веса и последующего движения мышц. Наличие профильного художественного образования (традиционная живопись, скульптура) в этом случае будет большим плюсом.

Гибкие навыки

Работа в команде. 3D-риггер постоянно взаимодействует с моделлерами и аниматорами, а порой и с техническими художниками. И на основе их обратной связи ему часто придётся вносить правки.

Внимательность и усидчивость. Создание скелетного рига — ответственный процесс, и результат напрямую сказывается на финальной работе. Некоторые риги требуют больше времени, чем остальные.

Умение быстро найти подходящее решение. В процессе нередко придётся задействовать сторонние инструменты и работать в разных программах для достижения оптимального результата.

Сохранять конкурентоспособность. Технологии постоянно развиваются, и специалист должен осваивать новые решения и интегрировать их в свой рабочий пайплайн.

Как обстоит ситуация с профессией 3D-риггера на рынке вакансий

Если набрать название вакансии в поисковой строке на одном из ведущих российских сайтов по поиску работы, можно заметить, что работодатели редко ищут специалиста конкретно в этой области. Как уже отмечалось ранее, риггинг тесно связан с 3D-моделированием и анимацией, где, как правило, специальность уже заочно включена в программу обучения. Поэтому в вакансиях часто ищут 3D-моделлера или аниматора, готового выполнять функции 3D-риггера, помимо основных обязанностей.

На популярных зарубежных сайтах для поиска работы вакансии 3D-риггера встречаются чаще, и всё же поиск выдаёт эту специальность как одну из обязанностей 3D-моделлера по персонажам, аниматора, технического художника или 3D-дженералиста.

Найти работу исключительно риггером довольно сложно. И свой путь в карьере этот специалист так или иначе начнёт с 3D-моделирования и анимации персонажей. Но если он продолжит развиваться в этом направлении, то рано или поздно найдётся студия, где в штате за каждым человеком закреплены определённые задачи.

Итог

Профессия 3D-риггера остаётся одной из самых технически сложных, но при этом крайне востребованной. Именно риггинг становится связующим звеном между созданием статичной модели и анимацией персонажа или неодушевлённого объекта.

Несмотря на то что вакансии, напрямую обозначенные как «3D-риггер», встречаются нечасто, навыки риггера высоко ценятся в разработке игр, анимации, кино и других сферах. Развиваясь в этой области, можно участвовать в проектах крупных студий, в том числе международных, и стать одним из ценных специалистов в области 3D-графики.



Курс с трудоустройством: «Профессия 3D-дженералист» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована