Геймдев
#статьи

В игру как на работу: кто такие QA-тестеры и зачем они нужны

Рассказываем о тех, кто ищет баги, чтобы их не пришлось искать вам.

Тестеры — невоспетые герои игровой индустрии. Их не приглашают на церемонии награждения. У них не берут интервью. Вклад QA-отдела в оптимизацию игры и поиск багов часто остаётся в тени других достижений. И даже если проект выходит в ужасном состоянии, камни всё равно летят в разработчиков.

Мы попытались исправить эту несправедливость и поговорили с Алёной Карасёвой, руководителем отдела тестирования в лаборатории Bytex, чтобы пролить свет на малозаметную, но очень важную сферу игровой индустрии.

Чем занимаются тестеры

Термин QA — это сокращение от английского quality assurance, которое переводится как «контроль качества». Тестирование для проверки качества проходит большинство приложений, программ и видеоигр. Необходимость в этом возникает из-за специфики продукта.

В книге Джейсона Шрайера «Кровь, пот и пиксели» об играх, побывавших в производственном аду, есть глава, посвящённая Uncharted 4. Заключительную часть серии про Натана Дрейка делали в ужасной спешке всего за два года — и во многом от провала её спасли фокус-группы, каждую неделю игравшие в очередную сборку.

Сюжетный трейлер Uncharted 4: A Thief’s End

Благодаря им команда разработки Uncharted 4 смогла обнаружить не только множество багов, но и глобальные проблемы вроде сбивающихся тона и темпа повествования. В беседе со Шрайером гейм-директор игры Нил Дракманн признался, что первые отзывы тестеров спустили его с небес на землю.

«Они могут не понять какую-то механику, — объяснял разработчик. — Могут растеряться и сбиться с темпа. Могут запутаться в сюжете и упустить нюансы, которые тебе казались очевидными, а на самом деле вовсе не очевидны».

Для выявления подобных проблем и нужно QA-тестирование. Стандартный цикл разработки игры — два-три года. За это время у разработчиков замыливается глаз, и они могут упустить даже очевидные недостатки продукта. Тестеры помогают взглянуть на игру свежим взглядом.

В результате тестов выявляют не только баги и эксплойты, но и — как в случае с той же Uncharted 4 — базовые проблемы с геймдизайном и сюжетом. Как правило, этим занимаются QA-отделы внутри студии или тестовые лаборатории, с которыми заключают контракт на проведение тестов.

«Основная задача тестовой студии — проверка качества и соответствия игры требованиям разработчиков или издателя».

Алёна Карасёва,
руководитель отдела тестирования Bytex

Тестеры решают массу задач: проверяют соответствие игры сертификационным требованиям на разных платформах, подбирают минимальные и рекомендуемые системные требования, ищут дефекты производительности и совместимости с тестовым окружением и так далее. Они же проверяют разные аспекты самой игры — механики, баланс, искусственный интеллект, графику, звук, текст и локализацию.

Работа QA-инженеров не ограничивается тестами: они также изучают проектные документы (например, дизайн-документ), пишут тестовые сценарии и проверяют их с целью найти «слепые зоны» в тестах.

Иногда разработчики сами тестируют собственные игры — так поступают, например, в студии Supergiant Games, создавшей Hades и Bastion. Каждый месяц её сотрудники играют в свежую сборку, после чего проводят «летучки», где обсуждают возникшие проблемы и замечания.

Однако в большинстве случаев этим всё-таки занимаются профессиональные тестеры.

Как устроен контроль качества

Большинство представляет себе QA так: несколько десятков человек целыми днями сидят за компьютером и играют. На самом же деле это настоящая работа, которую сами тестеры часто сравнивают с монтажом фильма: они раз за разом переигрывают один и тот же отрезок с целью «сломать» игру.

И мало просто найти баг — нужно уметь воссоздать его и задокументировать, чтобы затем уже сам разработчик смог ещё раз его спровоцировать и по возможности починить.

Чтобы сделать это, тестеры используют два основных подхода. Дэвид Уилсон, ветеран тестирования, работавший в Microsoft Game Studios и ArenaNet, перечислил их в своём посте.

  • Свободное тестирование: QA-инженеры действуют по своему усмотрению. Здесь от них требуется максимум креативности, ведь их главная задача — найти самые неочевидные ошибки.
  • Экспериментальное тестирование: оно, напротив, проводится по тестовому сценарию, который написал проектный менеджер или разработчик. QA-специалист проверяет конкретный аспект игры: например, раз за разом накладывает на врага заклятие со всех возможных точек.

Свободное тестирование помогает найти баги и эксплойты, о которых авторы игры и не подозревали. В книге «Кровь, пот и пиксели» упоминается, как сценарист Dragon Age: Inquisition Патрик Уикс обнаружил, что снаряжение сопартийцев пропадает, если спешиться не в том месте. Проблему нашли благодаря девятилетнему сыну разработчика, который так любил залезать на коня и слезать обратно, что в один момент вызвал этот баг.

Скриншот: игра Dragon Age: Inquisition / Steam

В то же время свободные тесты не позволяют покрыть всю функциональность игры и часто упускают проблемы с базовыми механиками. Поэтому в индустрии чаще всего используют оба подхода — и свободный, и экспериментальный.

Тестирование также может выполняться разными методами:

  • Метод чёрного ящика: тестер не имеет доступа к программному обеспечению игры.
  • Метод белого ящика: тестер использует функциональность движка или стороннюю программу (чаще всего дебаггер), чтобы получать данные о работе игры.
  • Метод серого ящика — комбинация чёрного и белого ящиков: тестер знает устройство программы лишь частично.

Может показаться, что второй вариант однозначно лучше, ведь он даёт больше информации. Однако дополнительное программное обеспечение может приводить к проблемам, которые не возникли бы без его вмешательства, — и даже предотвращать появление некоторых багов. Поэтому опытный QA-инженер стремится найти баланс между этими методами.

Наконец, бывают разные виды тестирования в зависимости от целей. Так, в лаборатории Bytex проводят тесты следующих типов:

  • модульный — проверка отдельных компонентов игры;
  • интеграционный: тестирование взаимодействия подсистем и их интеграции в одну общую систему;
  • системный: тестирование игры в целом;
  • приёмочный: проверка игры на соответствие требованиям издателя или студии.

Эти процедуры проводятся на стадии альфа-теста — закрытого тестирования, которое проводится силами QA-отдела. Как только этот этап пройден, наступает время для бета-теста, когда студия приглашает для тестирования рядовых пользователей.

Pathfinder: Kingmaker — одна из игр, над тестированием которых работали Bytex. Скриншот: игра Pathfinder: Kingmaker / Steam

Это нужно не только для того, чтобы узнать мнение публики до релиза. Дело в том, что за годы разработки тестеры успевают слишком хорошо изучить игру и перестают видеть «слепые зоны» в тестах. Отзывы рядовых игроков в этой ситуации помогают заметить то, что могли упустить QA-специалисты.

У видеоигр, утверждает Алёна, есть ещё одна особенность — из-за сложности и высокой интерактивности формата игровое тестирование трудно автоматизировать. Поэтому QA-специалисту, работающему в геймдеве, необходимы особые качества.

Какие качества нужны профессиональному тестеру

Хлоя Крукс, старший аналитик QA-отдела в студии Team17, советует новичкам: «Лучше всего показать [работодателю] то, что вы хотите попасть в индустрию, а не то, что вы хотите играть в игры».

Moving Out — кооперативная игра студии Team17. Скриншот: игра Moving Out / Steam

По мнению Алёны Карасёвой, QA-специалисту важно:

  • иметь большой игровой стаж;
  • понимать принципы работы геймплейных механик;
  • знать специфику игровых платформ;
  • следить за современными IT-технологиями.

Тестеру также важно разбираться в игровых движках, ведь именно от них зависят технические возможности проекта. Даже такие элементарные вещи, как механика бега, в Unreal будут ощущаться иначе, чем в Unity, — и связанные с ними ошибки тоже будут различаться.

«Знание редактора поможет специалисту предугадывать потенциальные проблемы, связанные с ним. Зачастую к таким дефектам относятся проблемы с производительностью, совместимостью и стабильностью».

Алёна Карасёва,
руководитель отдела тестирования Bytex

Главное, к чему стоит быть готовым тестеру, — рабочая нагрузка. «Люди нанимаются на работу, думая, что будут играть целыми днями, но они долго не протянут, — утверждает Хлоя Крукс. — Потому что это тяжёлая работа, где ты получаешь задания и дедлайны».

Особенно тяжело приходится QA-специалистам при тестировании масштабных RPG. Скриншот: игра «Ведьмак 3: Дикая Охота» / Steam

Этих заданий и дедлайнов становится намного больше ближе к релизу, что почти автоматически ведёт к переработкам. И здесь возникает ещё одна проблема — рядовых тестеров чаще всего нанимают по контракту, который истекает в конце разработки. Это значит, что у вас нет преимуществ, которые есть у полноценных сотрудников, и нет гарантии, что вы сохраните рабочее место после релиза.

Поэтому тестирование не стоит воспринимать как простой путь в индустрию. В то же время, как замечает Алёна, контроль качества — это «путь с наибольшим опытом».

«QA-специалист оценивает качество ПО по требованиям, которые формируют геймдизайнеры, программисты, маркетологи, аналитики, продюсеры, менеджеры, издатели. В результате он получает весомый багаж знаний, и далее у него не возникает проблем с дальнейшим развитием в геймдеве».

Алёна Карасёва,
руководитель отдела тестирования Bytex

В то же время, говорит эксперт, в индустрии есть специалисты с 15-летним стажем, которые сделали успешную карьеру в QA и стали мастерами своего дела.

Например, опытные работники могут дослужиться до тест-менеджеров — штатных специалистов с высокой квалификацией, которые держат прямую связь с разработчиками и руководят тестовыми командами. А это значит, что на их плечах лежит ответственность за качество работы тестеров.

Способы повысить эффективность QA

Тестирование игр и починка багов — занятие почти всегда стрессовое, но есть приёмы, которые помогут сэкономить нервы и рабочие ресурсы ближе к релизу. Несколько из них перечисляет в своём посте Дэвид Уилсон.

Разделение труда

Каждый должен заниматься своим делом. Например, если вам нужно протестировать механику стрельбы, проверить перевод и оптимизировать графику, лучше всего будет распределить эту нагрузку между тремя командами.

Во-первых, это покажет, что вы доверяете сотрудникам, которым вы дали задание. Во-вторых, это позволит им не распылять силы на лишние задачи.

Уже после того, как сотрудник или команда выполнят свою работу, вы можете попросить их проверить работу других. Так вы убедитесь в качестве и в то же время сможете избежать конфликта полномочий.

Каждому по способностям

Постарайтесь распознать, что у каждого из сотрудников получается лучше всего, и найдите ему подходящие задачи. Если сотрудник хорошо знает грамматику, лучше всего использовать его в корректуре текста. Если тестер умеет замечать ошибки в графике, лучше всего поручить ему проверку графики и анимаций.

Это займёт время, но в результате вы получите коллектив, где каждый находится на своём месте и работает с полной отдачей.

Чёткая иерархия и коммуникация

На каждом проекте Уилсон рекомендует назначать человека, который будет координировать работу лидов отдельных команд. Похожим образом в каждой команде должен быть человек, который отчитывается перед проектным лидом.

Во-первых, это поможет отслеживать общий прогресс в выполнении задач. Во-вторых, команда, испытывающая проблемы, будет знать, к кому обратиться за помощью.

Еженедельные отчёты и даже просто регулярные беседы между лидами сделают коммуникацию между командами куда более эффективной.

Начните тестирование как можно раньше

«Чем скорее вы начнёте подключать отдел тестов к оценке качества вашей игры, тем больше вероятность, что она выйдет в хорошем состоянии и в срок», — говорит Алёна Карасёва.

Зачастую разработчики не относятся к QA-тестам серьёзно и выделяют на них совсем мало времени в конце разработки, чтобы найти совсем уж вопиющие ошибки. Результатом становятся полные багов игры, которые приходится латать патчами долго после релиза.

Этой катастрофы можно избежать, если разработчики не будут воспринимать тесты как обязательное зло. В конечном счёте цель у QA-специалистов та же, что у разработчиков, — выпустить хороший проект с минимумом ошибок.

В разработке игр важен каждый отдел и каждый сотрудник. А контроль качества — и вовсе одно из ключевых условий успешного релиза. Ведь именно на плечи QA-специалистов ложится зачастую титанический труд по поиску багов, глитчей и множества прочих шероховатостей. Всё для того, чтобы игрок получил лучший опыт из возможных. Конечно, отполировать игру до идеала всё равно не получится — но попробовать стоит.


Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована