«Киберспортивная аномалия»: всё, что стоит знать о чемпионате мира по тетрису
Как соревнования по тетрису превратились в киберспорт и почему их смотрят тысячи по всему миру.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Тетрис — игра, основанная на решениях. Фигуры падают в условную ёмкость, но их направление и положение задаёт игрок. Каждое действие влияет на следующий ход. Постепенно темп игры ускоряется настолько, что человеку приходится делать выбор вплоть до двух раз в секунду. Формула успеха в тетрисе — это комбинация верных решений, грамотной тактики и личных навыков игрока.
Первую версию тетриса в 1984 году написал Алексей Пажитнов. Советский программист сделал это на микроЭВМ «Электроника-60». Он разработал уникальную механику, при которой фигуры тетрамино падают в «стакан» сверху вниз, а игроки передвигают и вращают их, чтобы собрать горизонтальные линии. Последние тут же исчезают и приносят определённое количество очков.
Игра Пажитнова оказалась настолько удачной, что распространилась по всему миру и получила множество переизданий.
Каждый из нас хоть раз в жизни играл в одну из вариаций тетриса: на компьютере, на консоли или даже на знаменитой «портативке» Brick Game, популярной в 1990-х. Впрочем, одна из наиболее знаковых версий — это Tetris 1989 года для Nintendo Entertainment System (далее — Tetris для NES). Несмотря на то что аналогов сейчас очень много, именно эта версия головоломки остаётся наиболее актуальной до сих пор. Во многом из-за простого и понятного геймплея с чёткими правилами. А ещё — из-за игроков: именно фанаты сделали всё, чтобы о Tetris для NES заговорили как о киберспортивной дисциплине.
Как развлечение для гиков превратилось в зрелищное состязание? И почему за турнирами по тетрису по сей день следят десятки тысяч людей? Ответы на эти и другие вопросы — ниже по тексту.
История Classic Tetris World Championship — главного чемпионата по классическому тетрису
Nintendo World Championship как точка отсчёта
В конце 1980-х — начале 1990-х два гиганта игровой индустрии — Nintendo и SEGA — постоянно между собой конкурировали. Чтобы отвоевать аудиторию, компании нередко проводили всяческие ивенты, посвящённые самым популярным играм их собственного производства. В 1990 году Nintendo организовала масштабный турнир — Nintendo World Championship (далее — NWC), посвящённый 100-летию издательства. Мероприятие было выездным: организаторы катались по крупным городам США и проводили локальные соревнования. Победители состязались друг с другом в рамках заключительного этапа NWC, который прошёл на территории кинокомпании Universal в Калифорнии.
На тот момент это был самый большой турнир по видеоиграм: гигантские экраны, медийные лица, толпы людей — как будто кадры из фильма «Волшебник» 1989-го. Состязания проходили по трём дисциплинам: Super Mario Bros., Rad Racer и Tetris для NES. Для турнира даже разработали специальные версии игр с ограниченным таймером. Победа присуждалась тому игроку, который смог набрать наибольшее количество очков за отведённое время. И первое место в турнире по Tetris для NES занял Тор Окерлунд — 14-летний подросток из Техаса.
И после этого масштабные турниры по тетрису не проводили очень долго. О том, что головоломка может без проблем стать серьёзной киберспортивной дисциплиной, задумались лишь 20 лет спустя.
Легенды на CTWC 2010
Во второй половине 2000-х стал расти интерес к ретрогеймингу. И в 2010-м Робин Михара — один из финалистов NWC 1990 года (он занял третье место), — решив, что сейчас самое время, объединился с режиссёром документальных фильмов Адамом Корнелиусом и продюсером Винсом Клементе ради одной общей цели. На выставке Portland Retro Gaming Expo Робин объявил, что разыскивает лучших в Tetris для NES с целью провести мировой чемпионат по классическому тетрису (далее — CTWC). Прежде Робин уже организовывал небольшие локальные турниры среди местных гиков, но теперь он надеялся сделать тетрис профессиональной дисциплиной.
«Мне всегда было интересно, почему у самой известной игры в мире нет чемпиона. У Pac-Man есть Билли Митчелл. У Asteroids — Джон Макаллистер. Аудитория тетриса больше, чем у этих двух игр вместе взятых. Поэтому я решил найти лучших из тех, кто играл в Tetris для NES, и на турнире выяснить, кто из них достоин называться чемпионом».
Робин Михара.
Документальный фильм «Экстаз порядка: Мастера „Тетриса“» (Ecstasy of Order: The Tetris Masters),
2011 год
Ушли месяцы, чтобы найти и закупить необходимое оборудование — так, за ЭЛТ-телевизорами пришлось и вовсе отправиться на барахолки. При этом сам Робин был родом из Портленда, штат Орегон, но первый турнир он решил провести в Лос-Анджелесе, чтобы собрать как можно больше людей. Подбирать лучших игроков помогал портал Twin Galaxies, что публикует мировые рекорды из видеоигр: посмотрев на список рекордсменов по Tetris для NES, Робин был приятно удивлён количеству игроков, серьёзно увлечённых головоломкой даже 20 лет спустя. Организатор решил лично познакомиться с рекордсменами, а затем собрать их на мероприятии.
После этих встреч на первый чемпионат автоматически попали сразу пять игроков, которые отметились в истории Tetris для NES своими достижениями. Это были Бен Муллен (296 закрытых линий), Джесси Келкар (291 линия), Йонас Нойбауэр и Гарри Хонг (оба сумели набрать максимальные 999 999 очков) и, наконец, тот самый победитель NWC, повзрослевший Тор Окерлунд. Остальные три места мог занять кто угодно, пройдя отборочный тур.
Турнир проходил в три раунда. В первом требовалось закрыть как можно больше линий. В остальных двух — набрать как можно больше очков. И по итогам третьего раунда два лучших игрока соревновались друг против друга в финале. Для победы нужно было обогнать противника по очкам в двух матчах.
Первое место занял Йонас Нойбауэр, оставив позади себя Гарри Хонга и Мэтта Буко. До чемпионата и во время состязаний Адам Корнелиус отснял немало материалов, которые легли в основу документального фильма «Экстаз порядка: Мастера „Тетриса“». О картине хорошо отзывались, да и интерес к Tetris для NES значительно возрос на фоне происходящего. Робину Михаре удалось достигнуть цели: идею турнира стали развивать.
Эволюция CTWC
В 2011 году правила чемпионата немного изменились. Восемь игроков, прошедшие квалификационный отбор, соревновались по системе плей-офф. Правда, условия победы остались прежними — выиграть в двух раундах из трёх.
Несмотря на то, что сам турнир, как все отмечали, удался, затраты на его организацию были слишком уж высокими. Местом проведения выбрали Университет Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе: проходимость — плохая, а цена билетов — высокая из-за аренды. Помощь в продвижении предложила компания Electronic Arts, которая на тот момент владела лицензией, позволяющей ей выпускать Tetris на мобильных платформах, однако этого было недостаточно. Будущее чемпионата оказалось под вопросом.
Спасло CTWC чудо. Чак Ван Пелт, главный менеджер Portland Retro Gaming Expo, предложил провести CTWC 2012 на своей выставке. Среди организаторов чемпионата возникли небольшие разногласия по поводу «переезда», но в конечном счёте общее дело стало важнее личного комфорта.
Об этом вспоминал комментатор Крис Тэнг на GDC 2019:
«Адам Корнелиус и Робин Михара сами родом из Портленда, а мне не хотелось ехать туда. Я просто человек, который любит посещать всякие аниме-конвенции и игровые мероприятия… Но мне нравилось то, что делают эти ребята. <…> На новом месте у нас появилась стабильная аудитория — и это стало поворотным моментом в истории чемпионата. Теперь, когда у нас было постоянное место для проведения ивента, мы перестали отвлекаться на формальности — например, на логистику — и сфокусировались на качестве самого чемпионата».
С тех пор Портленд стал домом CTWC. На новом месте у турнира сформировались и новые правила. Так, победа в финале засчитывалась уже за три игры из пяти, а не за две из трёх, как раньше. Ещё игроки проходили квалификацию и старались набрать максимум очков, а организаторы после этого составляли турнирную сетку на 32 человека, где участники соревновались между собой по системе плей-офф. Существенных отличий от новых правил не появлялось вплоть до 2016 года.
На CTWC 2016 уделили особое внимание геймплею. Ранее на парных соревнованиях у каждого участника была своя уникальная сессия. Тетрис — игра рандомная, но этот факт мог стать преимуществом для одного из игроков. Что, если кому-то больше повезёт с последовательностью фигур? Это казалось зрителям нечестным. И организаторы нашли выход: технический директор CTWC Трей Гаррисон разработал уникальный картридж для NES — специально для чемпионата. В этой версии Tetris продумано около тысячи алгоритмов появления фигур на экране.
Перед началом состязания жюри кидает кубики и определяет номер алгоритма. Таким образом, оба игрока начинают сессию с одинаковой последовательностью фигур. Рандома больше нет — исход матча решает только скилл. Каждый год подборку алгоритмов меняют.
С годами комьюнити CTWC становилось всё больше, число желающих принять участие в турнире тоже росло — поэтому организаторы со временем увеличили количество игроков с 32 до 40. При этом 24 участника отбирались по итогам первой квалификации, а у игроков с 25‑го по 40‑е место был шанс попасть в основной пул, пройдя ещё один отборочный тур — Round Zero. Его проводили так, чтобы сильные игроки состязались с теми, кто оказался слабее их, — то есть, скажем, участник с 25‑го места играл с тем, кто попал на 40‑е, и так далее. И по итогам Round Zero дальше проходили ещё восемь участников — общее количество игроков в итоге всё равно равнялось 32.
В 2019 году количество претендентов увеличилось до 48. В Round Zero попадали игроки с 17‑го места по 48‑е, а после этого победитель каждого такого матча встречался с игроком из топ‑16. Например, победитель раунда «17‑е место против 48‑го» состязался с участником, занявшим 16‑ю позицию по итогам первой квалификации. А итоговое количество игроков также составляло 32 человека.
«С того момента, как отгремел первый чемпионат, вокруг Tetris собралось дружелюбное и общительное комьюнити, которое продвигает ретрокультуру в массы.<…> Это самое популярное киберспортивное состязание в ретрогейминге».
Крис Тэнг.
Доклад Building Explosive Esports on 8-bit Nintendo, GDC, 2019 год
CTWC 2020 и пандемия
Из-за пандемии COVID-19 все мероприятия 2020 года перешли в онлайн, и чемпионат мира по тетрису тоже. При этом турнирная сетка расширилась до 64 мест, а требования к участникам заметно ужесточились из-за невозможности наблюдать за их игрой вживую. Ниже — краткий список условий, необходимых для участия в онлайн-чемпионате:
- аккаунт на Twitch и возможность провести стрим;
- возраст от 13 лет и старше;
- оригинальная консоль NES/Retron 1/Retron 1 HD и оригинальный картридж;
- контроллер, одобренный жюри;
- наличие веб-камеры и микрофона, хорошее освещение;
- лицо игрока, его руки и контроллер должны быть в кадре во время трансляции.
Квалификационные матчи проходили следующим образом. Каждому игроку давали два часа, чтобы показать лучший результат по очкам. В назначенное время судья связывался с претендентом и проверял технические аспекты: оверлеи, качество трансляции, наличие оригинального контроллера, приставки и картриджа. И затем он просил сыграть тестовую игру: по связи через Discord судья указывал, где следует разместить ту или иную фигуру, — чтобы убедиться, что игрок действительно играет сам.
После матча претендент вбивал в строку рекордов слово, которое диктовал судья, — чтобы подтвердить, что на трансляции нет никакого монтажа. После верификации участник запускал таймер. Если в процессе происходил форс-мажор (например, зависала консоль), игрок останавливал таймер и связывался с судьёй для повторной проверки. За два часа квалификации требовалось записать не менее трёх игр с лучшим результатом по очкам — на самые удачные сессии проставлялись тайм-коды. Все записи хранились на Twitch: в дальнейшем судья просматривал их и принимал окончательное решение.
Чемпионат длился с середины октября, то есть с момента квалификации, до 6 декабря 2020 года, когда состоялся финал.
«Благодаря успеху CTWC 2020 и новым игрокам, уверен, в будущем мы продолжим проводить какие-нибудь онлайн-ивенты. Уже появилось множество онлайн-сообществ. Например, Classic Tetris Monthly регулярно проводят трансляции на нашем Twitch-канале. Скорее всего, мы добавим часть онлайн-активностей на CTWC 2021 перед главным событием чемпионата».
Винс Клементе,
глава CTWC. Интервью для Tetris.com, декабрь 2020 года
CTWC в настоящее время
Чемпионат вернулся в офлайн-формат только в 2022 году и по старой традиции состоялся в Портленде. Основные правила квалификации были те же, что и в доковидный период. Мероприятие делилось на два турнира: Gold (48 участников) и Silver (32 участника). Всё оборудование предоставлялось организаторами. По желанию участник мог взять на чемпионат свой контроллер, но без наличия каких-либо модификаций.
Для игры на чемпионате подходит как оригинальный контроллер NES, так и его вариации Hyperkin Cadet или Goofy Foot.
Призовой фонд составил $23 000, которые были в итоге распределены между всеми участниками.
В настоящий момент в преддверии CTWC 2023 с января 2023 проходят региональные турниры по Tetris.
Тетрис как киберспорт
Выше мы разобрались с тем, как Tetris стал киберспортивной дисциплиной. Теперь же пора объяснить, почему эта головоломка идеально подходят для киберспорта и что в этом всём привлекает зрителей.
Почему на чемпионате играют именно в Tetris для NES
Секрет в специфике именно этой версии, а ещё — в индивидуальном подходе игрока к ней. Существуют и другие вариации тетриса — с телепортами и невидимыми блоками, что даёт больше шансов на ошибку. Но в Tetris для NES всё куда проще и потому честнее: семь фигур, постепенно растущая скорость, 29 уровней, лимит очков на отметке 999 999 (его, впрочем, впоследствии увеличили) — фиксированные условия позволяют игрокам сосредоточиться на базовой геймплейной механике и стремиться к победе, используя лишь своё мастерство.
В отличие от других киберспортивных дисциплин, у Tetris для NES нет дополнений — следовательно, нет и новых правил, стандартов, нёрфов и запретов.
Если киберспортсмены, играющие, скажем, в шутеры, со временем могут потерять хватку, профессионалы по Tetris для NES остаются на топовых позициях спустя десятилетия. Молодые игроки, впрочем, тоже ценятся — любой подросток, если у него хватает навыков, может стать чемпионом.
Толковый словарь CTWC
Когда Tetris стал дисциплиной, вокруг игры появилось много специфических терминов, которыми активно пользуются сами игроки, комментаторы и зрители. Если не знать их значений, понять, что вообще происходит на чемпионатах, крайне непросто.
«Колодец» (Well) — лунка, которую игрок создаёт на краю игрового поля, чтобы разместить в ней самую ценную фигуру в игре — I-тетрамино, прямую из четырёх квадратов. Эта фигура, если опустить её в «колодец», может закрыть сразу четыре линии и дать таким образом максимальное количество очков за раз. Вот почему все игроки строят этот самый «колодец».
«Засуха» (Drought) — стрессовый для игрока период, когда I-фигура долго не появляется. В Tetris для NES это всегда жёсткий рандом.
«Сжигание» (Burn) — процесс, когда игрок «гасит» линии неподходящими по форме фигурами, стараясь при этом не испортить «колодец». Эта стратегия применяется при «засухе», чтобы фигуры не достигли вершины игрового «стакана». Или — чтобы подстраховаться. Иногда «колодец» всё же блокируется, и тогда наступает следующая фаза — Dig.
«Раскопки» (Dig) — период, когда игрок пытается «раскопать» лунку «колодца», чтобы расчистить путь для I-тетрамино.
Tetris ready — положение игрока, при котором стрессовая ситуация пройдена, «колодец» открыт, участнику ничего не угрожает и он готов разместить I-фигуру.
Tetris — момент, когда I-тетрамино закрывает четыре ряда.
«Переход» (Transition) — так называются фазы, когда на 19-м и 29-м уровнях падение фигур сильно ускоряется. Игрок готовится к ним и старается расчистить как можно больше «завалов». Стартовый уровень, кстати, можно выбрать перед началом игры — так, все матчи чемпионата начинаются с 18-го, поскольку только опытные игроки способны пройти дальше.
«Отсроченное автоматическое перемещение» (DAS — Delayed Auto Shift) — явление, благодаря которому опытные игроки могут контролировать перемещение фигур на высоких уровнях. Дело в том, что, если нажать на D-pad «влево» или «вправо», падающая фигура незначительно сместится в соответствующую сторону — но если после этого не отпустить кнопку направления, фигура через едва заметную паузу продолжит двигаться в том же направлении, только уже гораздо быстрее.
На начальных уровнях это не так критично, но затем DAS начинает доставлять игрокам немало проблем.
Kill Screen — так называют 29-й уровень. Темп игры на нём становится очень быстрым — одна фигура в секунду. Kill Screen считается одной из главных особенностей Tetris для NES, так как не даёт возможности играть до бесконечности, как некоторые другие версии тетриса.
Гипертаппинг (Hypertapping) — ситуация, когда игрок активно прожимает D-pad большим пальцем — до десяти раз в секунду. Этот метод помогает играть на высоких уровнях и контролировать DAS.
Джозеф Сейли, двукратный чемпион мира по Tetris для NES, использует гипертаппинг, чтобы добраться до 34-го уровня
Прокрутка (Rolling) — техника, которая появилась несколько лет назад. Большой палец одной руки игрока находится на крестовине контроллера NES, а пальцы другой руки постукивают по задней части контроллера. Из-за этих манипуляций D-Pad обретает свойства единой кнопки, вследствие чего упрощается боковое перемещение. Стиль прокрутки изобрёл в конце 2020 года молодой игрок Кристофер Мартинез, более известный как Cheez_Fish.
«Темп» (Pace) — метод, который игрок выбрал для победы. Поклонники Tetris для NES выделяют два таких метода:
- «Агрессивный» (Aggressive): игрок не разменивается по мелочам и набирает очки только за счёт I-фигур. Эффективно, но рискованно.
- «Консервативный» (Conservative): игрок старается «гасить» ряды при любом удобном случае. Минус в том, что одна, две и даже три «сгоревших» линии дают меньше очков, чем четыре, «сгоревшие» благодаря I-тетрамино. Зато шансов заполнить «стакан» доверху и проиграть куда меньше.
Maxout — достижение максимального количества очков в игре. По умолчанию в Tetris NES можно набрать 999 999 баллов, к тому же после 29 уровня возникает упомянутый выше Kill Screen. Но с появлением техник гипертаппинга и прокрутки игроки могли продолжать игру даже после условного окончания сессии. С помощью устройства Game Genie для внутриигровых модификаций максимальный балл в Tetris NES стал выше. Теперь при миллионном значении вместо первой цифры отображается буква (например, A00000, B00000, C00000 и так далее).
Что притягивает зрителя
Когда человек, не знакомый с Tetris для NES и CTWC, случайно натыкается на видео с турнира, первое его впечатление — предсказуемое. Всё, что он видит на экране, — два странных человека, которые яростно лупят по D-pad и складывают фигуры в ряд.
Через пять минут он понимает, что не может оторваться. Ещё 10–15 минут — и человек уже искренне болеет за одного из участников. Звучит странно, однако тетрисные поединки сами по себе — та ещё драма. Каким бы непревзойдённым мастером ни был лидирующий игрок, финал матча предугадать невозможно. Крис Тэнг привёл яркий пример на всё той же GDC.
CTWC 2017: решающий матч между Мэттом Буко и Гарри Хонгом. Гарри лидирует и достигает 29-го уровня. Kill Screen, 231 закрытая линия, — и Гарри заканчивает игру с разницей в 61 176 очков. В это время Мэтт всё ещё продолжает играть на 27 уровне и набирать очки в относительно спокойном темпе. В конечном счёте ему удаётся набрать больше очков, чем его сопернику, и выиграть матч, хотя удача изначально была на стороне Гарри.
Такие случаи на CTWC не редкость. Непредсказуемость игры и есть то, что удерживает зрителя. Ему интересно, как профессиональные игроки берут под контроль рандомные ситуации и какие эмоции при этом испытывают. Именно поэтому на трансляциях CTWC лицо игрока всегда показывают в центре, а с недавнего времени стали устанавливать дополнительную камеру, направленную на D-pad, — чтобы зритель мог наблюдать за техникой и положением пальцев участников.
Чтобы ситуация в рамках матча была понятнее, Трей Гаррисон разработал особый оверлей для трансляций, где подсчитывается разница очков. У ведущего игрока эта цифра зелёного цвета, а у того, кто проигрывает, — красного.
Также на оверлее отображается несколько показателей, которые требуют расшифровки:
- TRT, или Tetris Rate — показатель, обозначающий, насколько эффективно игрок набирает очки (в зачёте — совокупность «сжигания», «засухи» и Tetris). Опытные участники набирают 60% и выше.
- BRN — счётчик «сгоревших» во время фазы «сжигания» линий.
BOOM! Tetris for Jeff!
Ещё CTWC привлекает… мемами. В 2016 году по сети разошлось видео с записью финала чемпионата, где Джефф Мур и Йонас Нойбауэр сражались за первое место. И когда Джефф «гасил» I-фигурой четыре линии, комментатор Крис Тэнг на эмоциях повторял одну и ту же фразу: «BOOM! Tetris for Jeff!» Это восклицание моментально стало вирусным. Словно заворожённые, пользователи YouTube спамили «BOOM! Tetris for Jeff!» в комментариях к видеоролику. После этого мем стал ещё популярнее: даже те, кто никогда не смотрел CTWC, заинтересовались турниром, увидев весёлые видеоролики, где звучала эта фраза.
Крис Тэнг, автор спонтанного мема, сильно волновался, что повёл себя непрофессионально, и думал, что на этом его карьера закончится. Правда, после того как глава CTWC Винс Клементе успокоил комментатора и объяснил, что зрители восприняли всё это с позитивом, Крис смирился и со временем перестал стесняться этой фразы. Многие и вовсе стали смотреть чемпионат, потому что там можно было услышать реплику «BOOM! Tetris for %имя игрока%!»
«В 2018 году на Comic-Con в Сан-Диего ко мне подошла одна семья и попросила сделать совместное фото. После этого родители сказали: „Мы никогда вас не видели, но хорошо знаем ваш голос“. А ещё намекнули, что их дети постоянно используют в разговорах „BOOM! Tetris For Jeff!“ Благодаря таким историям я стал относиться к фразе с юмором».
Крис Тэнг,
комментатор. Доклад Building Explosive Esports on 8-bit Nintendo на GDC, 2019 год
Потом мем даже удалось монетизировать: для поклонников запустили линию мерча. Отсылка к фразе есть и в названии одного из достижений Tetris Effect.
Сейчас вирусное видео финального матча CTWC 2016 набрало уже более 13 миллионов просмотров. Хотя зрителям CTWC нравятся и другие мемы, которые появились на турнире, — например, neck and neck. Это аналог фразы «ноздря в ноздрю», комментатор часто повторяет эту фразу, когда у игроков примерно одинаковое положение.
Культовые игроки CTWC
У каждой киберспортивной дисциплины есть свои легенды, и Tetris для NES — не исключение. Эти люди не просто внесли серьёзный вклад в развитие чемпионата, но и мотивировали зрителей приобщиться к культуре, которая со временем сформировалась вокруг тетриса.
Тор Окерлунд
Тора считают легендой Tetris для NES не только за профессиональные достижения в киберспорте, но и за его открытия. Он стал одним из первых игроков, практикующих гипертаппинг. Техника помогла ему обойти своих соперников по очкам на чемпионате NWC в 1990-м и таким образом победить.
Сложно сказать, был ли это авторский приём или кто-то практиковал такое ранее, но факт остаётся фактом: на чемпионате Тор перемещал фигуры быстрее, чем кто-либо другой. Робин Михара, занявший третье место, в документальном фильме вспоминал, что сразу заметил, как его соперник прожимал D-pad, и посчитал в тот момент, что Тор ведёт нечестную игру.
Тор попал на чемпионат совершенно случайно: его туда привёл друг. Сам подросток сторонился больших мероприятий, где много людей, и всё свободное время проводил дома за приставкой. В 1989-м из-за пожара его семья лишилась дома. Отец мало зарабатывал, а мать долгое время находилась в больнице из-за проблем с сердцем. После победы на NWC Тор фактически содержал семью. За первое место он получил 10 тысяч долларов, телевизор Panasonic, фирменную пару кроссовок Reebok и автомобиль Geo LSI Convertible, который семья Тора сразу же выставила на продажу.
После чемпионата Окерлунд снялся в нескольких рекламных роликах, а затем пропал с радаров. И только когда его разыскал Робин Михара, чтобы позвать на первый CTWC, Тор согласился дать откровенное интервью.
«В 1996 году я попал в крупную аварию. Врачам пришлось извлечь из моего мозга внушительный кусок черепа. Какое-то время я был в коме. Последствия отразились на всём, в том числе и на моих игровых навыках. Иногда мысли просто стираются из моей головы».
Тор Окерлунд.
Документальный фильм «Экстаз порядка: Мастера „Тетриса“», 2011 год
Статус первого в истории чемпиона по Tetris для NES позволил Окерлунду автоматически стать одним из участников первого CTWC. К сожалению, впечатляющих результатов, как в 14 лет, он показать не смог и занял только пятое место.
Считается, что именно Тор Окерлунд стал первым, кто узнал, что происходит после Kill Screen в Tetris для NES. Существует ли 30 уровень? Окерлунд утверждал, что ему удалось пройти 29-й уровень, но подтвердить этот факт он ничем не мог.
Впрочем, спустя много лет он смог доказать, что игра продолжается после Kill Screen. Когда снимали документальный фильм, Окерлунд хотел записать на камеру переход на 30 уровень, но все попытки поначалу были неудачными. И только через несколько месяцев он прислал создателям Extasy of Order запись, подтверждающую, что он действительно смог преодолеть Kill Screen.
После CTWC 2011 Тор ушёл из киберспорта. Сейчас он осваивает карьеру видеоблогера и ведёт ютуб-канал, посвящённый играм и обзорам гаджетов.
Бен Муллен
В сообществе Tetris для NES Бен Муллен известен тем, что в апреле 2010 года установил мировой рекорд: он закрыл 296 линий (в дальнейшем этот рекорд побил Джозеф Сейли — 326 линий). За счёт своего достижения Бен сразу оказался в списке претендентов на первом CTWC. На чемпионате он без проблем прошёл первый этап, закрыв 290 линий, но в следующих играх, где требовалось набрать как можно больше очков, он не смог проявить себя и в итоге занял шестое место.
Затем он участвовал практически во всех CTWC, пропустив только чемпионат 2015 года. В 2020 году он тоже принимал участие, но попасть в топ-64 ему не удалось. При этом он стал четырёхкратным чемпионом по тетрису на локальной конференции Midwest Gaming Classic. И седьмым по счёту игроком в мире, набравшим максимальное количество очков.
«Залог успеха в Tetris — тренироваться, начиная с 19-го уровня, и постоянно играть именно в него. Но ты, скорее всего, облажаешься, потому что темп слишком быстрый».
Бен Муллен.
Документальный фильм «Экстаз порядка: Мастера „Тетриса“», 2011 год
Гарри Хонг
Первый игрок из Лос-Анджелеса, набравший максимальное количество очков. Достичь такого результата очень сложно, так как Kill Screen появляется гораздо раньше, чем на табло загорается заветное число 999 999. Гарри решил во что бы то ни стало поставить этот рекорд и с 2005 года начал усердно тренироваться. Его мечта сбылась в апреле 2009 года.
«В ту ночь, когда это случилось, я играл как обычно и мельком взглянул на результат. Табло показывало число в районе 960 000. Я понял, что для рекорда мне нужна всего лишь одна I-фигура. Но она не падала. Времени на раздумья, как расставить блоки, практически не было. Когда это всё же случилось, я просто отшвырнул контроллер в сторону и заорал во весь голос. На часах было 01:30».
Гарри Хонг.
Документальный фильм «Экстаз порядка: Мастера „Тетриса“», 2011 год
Гарри также принял участие в первом чемпионате по классическому тетрису и дошёл до финала, проиграв Йонасу Нойбауэру. На этом их противостояние не закончилось. В 2013 году Хонг и Нойбауэр вновь сражались за первое место. Победить своего соперника (на тот момент четырёхкратного чемпиона) Гарри смог только в 2014 году. Он до сих пор продолжает участвовать в ежегодных турнирах CTWC.
Гарри также осваивает карьеру стримера и на своём канале не только демонстрирует навыки, играя в Tetris для NES, но и проходит современные игры.
Джозеф Сэйли
История успеха 16-летнего подростка показывает, как CTWC вдохновляет подрастающее поколение добиваться впечатляющих результатов в ретрокиберспорте. Джозеф увлёкся Tetris для NES после того, как посмотрел записи чемпионата, и вскоре стал одним из самых сильных гипертапперов: он может нажимать на D-pad более 10 раз за секунду, — в итоге это позволило ему не только преодолеть Kill Screen, но и дойти до 32 (!) уровня.
В 2018 году он прилетел в Портленд, чтобы принять участие в CTWC. Джозеф не стремился победить, а просто хотел пройти отборочный турнир и познакомиться с сообществом классического тетриса. Он прошёл квалификационный тур и на основном ивенте обошёл чемпиона Европы Яни Херлеви, затем — Гарри Хонга, а после — японского «гипертаппера» Кодзи Нисио. В финале он сразился с Йонасом Нойбауэром (на тот момент уже семикратным чемпионом). Джозеф победил в первых двух раундах, а в третьем обогнал Йонаса по очкам, выиграв турнир.
«Парень играл так искренне… Самый крутой матч, который мы когда-либо видели. У него действительно есть способности, которые даны ему с рождения, и в своём дебютном турнире он использовал их на полную. Для меня большая честь передать эстафету новому поколению игроков».
Йонас Нойбауэр о матче с Джозефом. Интервью Kotaku, 2018 год
На этом достижения молодого человека не закончились. После победы в CTWC 2018 он побил свой рекорд и вышел на 33 уровень. Затем он занял первое место в региональном турнире CTWC West Coast, где в качестве награды получил авиабилет в Портленд на основной чемпионат.
Состязание между Джозефом и Томохиро «GreenTea» Татедзимой на CTWC 2019 вошло в историю: оба преодолели максимальную планку по количеству очков. В тот год Джозеф вновь дошёл до финала и стал чемпионом. Два месяца спустя он поставил мировой рекорд по очкам — 1 357 428. Это стало возможным, поскольку Tetris для NES доработали и счёт после 999 999 больше не замораживался.
В 2020 году Джозеф продолжил бить собственные рекорды: набрал 1 390 780 очков и достиг сначала 33-го, а потом и 34-го уровня. Правда, вскоре его обогнал стример EricICX, который дошёл до 38-го уровня.
«Я стараюсь придерживаться „агрессивного“ стиля игры и добавлять к нему ещё больше агрессии. Для меня новые достижения — это как разблокировать DLC».
Джозеф Сэйли.
Интервью каналу GameScout, 2020 год
Йонас Нойбауэр
Йонас начал осваивать тетрис ещё на Macintosh, пока его братья играли в шахматы. Его привлекали простые правила, а также то, что он соревновался с самой игрой, а не с человеком. После релиза Tetris для NES Йонас перешёл на более серьёзный уровень. В этом ему частично помогла математика, которую он любил не меньше, чем тетрис: Нойбауэр постоянно анализировал ходы и двигал фигуры так, чтобы они вписывались в общую картину игрового поля с точки зрения размещения блоков. Также он изучал геймплей с записанных сессий, рассчитывал алгоритмы частоты падения I-фигуры и сопоставлял, как это влияет на сложность игры.
Так как в начале двухтысячных масштабных турниров по тетрису не было, игроки просто загружали в интернет скриншоты и хвастались результатами. Когда Йонас набрал в игре максимальное количество очков, он разместил на тематических сайтах видео с подтверждением своего результата, и оно затем попало на YouTube.
Через некоторое время с Йонасом связался Адам Корнелиус и пригласил его принять участие в первом CTWC, а также предложил записать интервью для фильма. Навыки Нойбауэра и его победа на чемпионате поразили многих.
«Йонас вытворял какие-то безумные вещи: строил два „колодца“, ставил фигуры невпопад… Мне хотелось схватиться за голову и закричать „О нет!“ <…> Алгоритмы Tetris для NES сами по себе противные, но удивительно то, что все нужные фигуры появились в правильный момент и он собирал их в линии. <…> Расставить блоки по своим местам на высокой скорости могут только избранные люди. Вот почему его игра действительно впечатляла».
Тор Окерлунд об игре Нойбауэра на CTWC 2011. Документальный фильм «Экстаз порядка: Мастера „Тетриса“», 2011 год
«В итоге я выиграл тот турнир, но мне было стыдно от того, насколько плохо я играл в стрессовой обстановке. Я проанализировал ошибки и разработал собственную стратегию к следующему году. Она заключалась в том, чтобы играть в умеренном темпе и придерживаться баланса между „консервативным“ и „агрессивным“ стилями. В дальнейшем это стало моей особенностью».
Йонас Нойбауэр, интервью Kotaku, 2017 год
Титул семикратного чемпиона CTWC сделал Йонаса легендой Tetris. Самым зрелищным и захватывающим моментом в истории своей карьеры он считал напряжённый финал CTWC 2013, где ему пришлось противостоять одному из самых сильных на тот момент игроков — Гарри Хонгу.
Гарри выиграл первые два раунда, но Йонас победил в трёх последующих играх, не оставив противнику ни единого шанса. Это был первый финал в истории CTWC, где игроки отыграли все пять матчей, — и первый, когда финалисту удалось совершить камбэк при изначальном результате 0:2.
В последние годы чемпион увлекался трансляциями. На своих стримах он играл в различные вариации тетриса и давал полезные советы, рассказывал о тактиках.
В начале января 2021 года Йонас скончался «при оказании неотложной медицинской помощи». Эта новость потрясла сообщество и фанатов Нойбауэра — обстоятельства смерти киберспортсмена неизвестны до сих пор. В памяти зрителей и коллег он навсегда останется легендой. А легенды, как известно, не умирают.
Эрик Тольт (Eric Tolt)
В сообществе Tetris более известен как EricICX. Его путь к славе начался в 2018 году, когда он заинтересовался чемпионатом, посмотрев финал 2017 года. Он начал играть в Tetris как любитель, а к концу 2019 года прогресс навыков привёл его на CTWC. В 2020 году он занял 24-е место, в 2021 — 32-е. Как раз в этот период он освоил гипертаппинг, а в дальнейшем стал практиковать и прокрутку.
Благодаря своим навыкам Эрик установил в 2021 году новый рекорд, погасив 400 линий в PAL-версии Tetris. Что касается игры по стандартам NTSC, в апреле 2022 года Эрик установил новый рекорд и в этой версии, набрав более 3 млн очков. В августе 2022 на турнире Classic Tetris Monthly он поставил новый мировой рекорд в 6 млн очков.
Эрик получил главный трофей CTWC 2022, победив в финале Джастина Fractal Ю (Justin Yu) со счётом 3:1.
В интервью после матча Эрик сказал, что надеется ещё когда-нибудь выиграть этот турнир. Но он предположил, что, учитывая, сколько новых талантливых игроков появляется с каждым годом, текущая шестёрка лучших может полностью поменяться в следующем чемпионате. В настоящее время Эрик проводит трансляции на Twitch, попутно публикуя повторы своих летсплеев на YouTube.
Tetris за пределами CTWC
Из локальной тусовки любителей тетриса выросло огромное сообщество, которое с каждым годом становится всё больше. Организаторы CTWC помогают проводить региональные турниры: Game on Expo (Финикс, Аризона), Retro City Fest (Помона, Калифорния) и так далее. Существует даже европейский филиал чемпионата — CTEC, а локальные соревнования под эгидой CTWC также проходят в Сингапуре, Финляндии, Германии и Гонконге. Они куда доступнее для игроков, да и требования к скиллу не столь завышены, как в отборочных турах основного турнира.
Сам же чемпионат нередко сотрудничает с крупными компаниями. Выше мы рассказывали про поддержку со стороны Electronic Arts, но также организаторы CTWC работают с SEGA и Ubisoft.
Кроме того, ретро-природа Tetris — не помеха для сотрудничества с авторами современных версий. В последнее время регулярно проводятся мероприятия и турниры по Tetris Effect. Видео, где технический директор Трей Гаррисон играет в Tetris Effect с помощью PS VR, собрало более 13 млн просмотров.
После релиза обновленной версии Tetris Effect: Connected в игре появилась возможность мультиплеера и кооператива. Вследствие этого появилось новое направление онлайн-турниров.
А первый чемпионат мира и вовсе поддержал Алексей Пажитнов — он даже сделал видео с напутствием для участников турнира. Всё это помогает CTWC не просто открывать новых мастеров и чемпионов, но и позитивно влиять на бренд «Тетриса» во всём мире.
За 11 лет Tetris и впрямь превратился в серьёзную киберспортивную дисциплину. Новое поколение игроков впечатляет своими рекордами и победами. При этом ретроигры до сих пор привлекают людей — и дело здесь не только в классическом тетрисе.
Кто знает, возможно, через несколько лет дисциплина Tetris для NES сможет конкурировать с другими дисциплинами и станет одной из ключевых в киберспорте. Всё зависит от того, насколько упорно организаторы CTWC готовы двигаться дальше. А они, судя по всему, готовы ко многому — останавливаться они уж точно не собираются.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».