Как сделать игру доступной для людей с нарушениями слуха и зрения
Разбираемся, как создавать игры, которые будут доступны для всех.
vlada_maestro / shutterstock
В мире много людей с разными видами инвалидности (10% всего населения Земли по данным ООН и 15% — по данным ВОЗ). Технологический и медицинский прогресс позволил нам лечить многие болезни, но до конца справиться с проблемами пока не получается: либо технологии ещё недостаточно развиты, либо стоят слишком дорого.
Поэтому мы пока не можем вылечить всех людей от всех болезней. Всё, что мы можем сделать сейчас, — создать доступную среду для людей с ограниченными возможностями.
В реальном мире для этого нужно ставить лифты и пандусы, светофоры со звуковыми сигналами и рельефную дорожную разметку. Мы, как создатели виртуальных миров, можем сделать игры доступнее для всех, если уделим этому часть своего внимания.
В этой статье мы рассмотрим, как сделать геймплей удобнее для людей с проблемами со слухом и зрением.
Улучшаем аудиальное восприятие игры
Глухота может быть полной или неполной.
В случае с неполной глухотой могут помочь расширенные настройки громкости. Так игроки смогут, например, сделать тише фоновую музыку, чтобы отчётливее слышать диалоги и звуковые эффекты.
Ещё одно решение — субтитры в игре. Оно поможет людям как с полным отсутствием слуха, так и с частичным.
Хорошая практика — давать игрокам самим решать, хотят они видеть субтитры или нет. При этом у них должна быть возможность настроить под себя размер текста и другие параметры. Вот как это выглядит в Life is Strange:
К сожалению, в настройках нельзя увидеть пример того, как это будет выглядеть в игре. Однако вы всегда можете открыть меню и поменять настройки:
Также в игре есть различные документы и записки, которые можно прочесть. Во всех текст стилизован, поэтому иногда его может быть сложно читать.
Какие-то вещи героиня может озвучить. Например, граффити на стене или название книги. Для некоторых документов есть кнопка «Читать», при нажатии на которую на экране появляется более понятный текст. Опять же, такая функция доступна не для всего. В следующих своих играх разработчики исправили эту ошибку.
В таких играх обычно есть субтитры только для диалогов. Однако в шутерах или экшнах необходимо также давать игрокам понять, что происходят и другие события. Например, в играх от Valve можно включить субтитры для всех звуков:
Отдельно стоит сказать о том, как сделать субтитры более читаемыми. Выше вы можете увидеть под текстом полупрозрачную подложку — это хороший пример. Сам шрифт достаточно большой, а реплики остаются на какое-то время после того, как персонаж перестал говорить.
Пример плохих субтитров можно увидеть в The Witcher II:
Небольшой шрифт, два предложения на одной строке, отсутствие подложки. Такой текст очень сложно читать во время игры, особенно когда под ним находится что-то яркое.
Также стоит уточнять, какой из персонажей говорит, — например, указав его имя в начале реплики или выделив реплики отдельным цветом. Если позволяет жанр игры, можно размещать субтитры над персонажем:
Обратите внимание, что реплика персонажа слева показывается не полностью, а делится пополам — это облегчает чтение длинных текстов. Если же игра более напряжённая или персонажи просто быстро говорят, то можно показывать не целые предложения, а только части.
Netflix рекомендует не размещать в субтитрах больше 39 символов и двух строк за раз. Вы можете ознакомиться с их общим гайдом по субтитрам и гайдом для русскоязычных реплик (обе статьи на английском).
Важно! Субтитры должны быть для всех реплик, а не только для основных диалогов. Иначе люди с нарушениями слуха просто упустят какую-то часть информации.
Кроме субтитров можно использовать иконки или визуальные эффекты. Например, вот как в Call of Duty: WWII игрока информируют о гранатах:
Стрелочка показывает, в какой стороне от персонажа находится граната, а по размеру иконки можно понять расстояние.
Отдельно стоит выделить звуковые пазлы — убедитесь, что их можно решить и без слуха. Например, вы можете объединить их с какими-то визуальными образами или эффектами.
Улучшаем визуальное восприятие игры
Адаптировать игру для людей с нарушениями зрения может быть сложнее, но мы постараемся.
Дальтонизм (цветовая слепота)
Многие игры используют цвет, чтобы выделить что-нибудь. Например, в Tomb Raider белым цветом окрашивают элементы, на которые можно взобраться или с которыми можно взаимодействовать:
Также цветом могут быть отмечены команды игроков, прицелы, элементы меню и так далее. Выбирая палитру для игры, следует учитывать, как эти цвета будут восприняты дальтониками:
Как видно на изображении, люди могут видеть цвета по-разному, поэтому достаточно сложно выбрать цвета, которые подойдут для всех. Вместо этого лучше подобрать несколько палитр и дать игроку возможность выбрать ту, которая подходит ему. Так, например, человек с дейтеранопией сможет изменить цвет курсора, чтобы он не сливался с зеленью на локации.
Также не стоит рассчитывать только лишь на цвет — лучше выделять объекты с помощью форм, символов, анимации и других контрастирующих элементов.
Другие нарушения зрения
Существует множество болезней, связанных со зрением. Из-за каких-то всё становится размытым, а из-за других повышается утомляемость. Так, например, режим для дальтоников не поможет тем, кто не видит глубину.
Тут стоит принимать меры отдельно для каждого случая и дать игроку решать, какие из опций он хочет включить:
- режим повышенной контрастности;
- размер шрифта и интерфейса;
- размытие и блики;
- интенсивность и яркость вспышек (в том числе это поможет людям с эпилепсией) и так далее.
Также многие разработчики щурятся или отходят от монитора на большое расстояние, чтобы понять, легко ли ориентироваться в игре, если плохо видишь. Такой подход в том числе может сделать ваш левел-дизайн лучше.
Слепота
Отдельно стоит выделить полную слепоту — из-за неё многие люди никогда не поиграют почти во все игры. И если с шутерами ничего сделать нельзя, то, например, в файтинги ещё можно — положение до противника можно определить на слух, а большинство своих ударов персонажи озвучивают.
Также существуют игры, которые изначально рассчитаны на слепых людей. В них обычно вообще нет изображения, только звук. Посмотреть на примеры таких игр можно на специализированных сайтах:
Главный совет
Чтобы ваша игра была доступна для всех, позаботьтесь, чтобы получить информацию можно было всеми возможными способами. Если речь о диалогах, то добавьте субтитры. Если вы обозначаете что-то цветом, то добавьте ещё и иконку или измените форму.
Также я советую вам посмотреть серию роликов Designing for Disability, созданную игровым журналистом Марком Брауном, — она вдохновила меня на эту статью.
Если же вы пока только думаете о разработке своих игр, то можете записаться на наш курс по геймдизайну — вы научитесь придумывать собственные игры, а потом и реализовывать идеи на современных игровых движках.