Геймдев
#статьи

Как интерактивное кино превратилось в игры

Мы можем выйти за рамки обычных фильмов, чтобы создавать интерактивные. Разбираемся, что это за жанр, как он появился и почему таких проектов мало.

 vlada_maestro / shutterstock

У всех нас бывало так, что мы хотим подсказать что-то персонажу фильма. Например, если в фильме ужасов есть подвал, то мы обязательно будем кричать герою: «НЕ ИДИ ТУДА! ТЫ ЧТО, НЕ СМОТРИШЬ ФИЛЬМЫ УЖАСОВ?»

К счастью, мы живём в XXI веке, и технологии позволяют нам не только подсказать что-то персонажу, но и управлять им почти всё время. Для этого есть интерактивное кино — это фильмы, в которых вы можете в той или иной степени управлять персонажем (или несколькими) и выбирать, как этому персонажу поступить. Это позволяет вам увидеть концовку, которая зависит от ваших действий.

Как появились интерактивные фильмы

Рэй Бредбери в книге «451 градус по Фаренгейту» описал нечто, напоминающее интерактивные фильмы:

— Что идёт сегодня днём? — утомлённым голосом спросил Монтаг.

На этот раз она не стала отрываться от сценария:

— Ну, через десять минут начнётся пьеса, действие будет переходить со стены на стену. Мне прислали роль сегодня утром. Я им подкинула несколько классных соображений. Они пишут сценарий, но пропускают реплики одного персонажа. Абсолютно новая идея! Там нет реплик матери семейства, её играю я. Когда подходит моя очередь говорить, они все смотрят на меня с трёх стен, и вот тут я произношу свои слова. К примеру, мужчина говорит: «Как тебе нравится вся эта идея, Элен?» При этом он глядит на меня, а я сижу здесь, в центре сцены, чувствуешь? И я говорю… я говорю… — Она стала водить пальцем по строчкам сценария. 
— Вот: «По-моему, это чудесно». Потом они продолжают играть дальше, без меня, пока он не спрашивает: «Ты тоже так считаешь, Элен?» А я ему на это отвечаю: «Конечно же!» Правда ведь забавно, Гай?

Это вряд ли можно назвать интерактивом, потому что пьеса записана заранее, а героиня просто вовремя озвучивает реплики. Но для 1953 года идея довольно смелая.

И вот спустя много лет (я не историк кино) появился жанр FMV (англ. Full Motion Video, буквально: полностью подвижное видео), в котором зрителю показывали записанный фрагмент истории, а затем давали выбор. Когда зритель сделает выбор, ему показывали другой фрагмент. Сейчас чем-то подобным занимается Netflix.

Это всё ещё фильм или уже игра? Попытки определить это не приведут ни к чему, кроме холивара.

Интерактивные фильмы в индустрии игр

Если всё вышеперечисленное больше похоже на фильмы, то в следующих проектах пользователю дают больше свободы. Это позволяет с большей уверенностью называть их играми, а не фильмами. Огромный вклад в развитие этого жанра внесла студия Quantic Dream.

Игру Fahrenheit (также известна как Indigo Prophecy («Пророчество Индиго»)) от Quantic Dream называют первым в истории интерактивным фильмом (по крайней мере, так его называет сама студия).

Fahrenheit стала по-настоящему культовой, что позволило студии и дальше развиваться в этом направлении.

Heavy Rain

В трейлере своей последней игры Detroit: Become Human студия показала такую вариативность развития сюжета, что многие подумали, что этот эпизод и есть вся игра.

Кроме Quantic Dream есть и другие студии. Например DOTNOD Entertainment, которая работает над франшизой Life is Strange:

Также популярностью пользуется студия Telltale, которая работает над интерактивными сериалами The Walking Dead и The Wolf Among Us.

The Walking Dead
The Wolf Among Us

Как создаются интерактивные фильмы сейчас и почему их так мало

Итого получается три известные студии и примерно десять (не считая эпизодов) игр. И это с 2005 года, когда вышла Fahrenheit.

Почему таких игр мало? Причина в том, что их очень сложно разрабатывать: если для обычного фильма или линейной игры нужна пара сотен страниц сценария, то для интерактивного фильма — тысячи.

Дэвид Кейдж (основатель Quantic Dream) о сложности создания интерактивных фильмов

Так, например, в Life is Strange почти все ваши действия влияют на дальнейшее развитие событий. Ваш выбор может отразиться на окружающем мире или его могут запомнить персонажи.

Да, можно прогнозировать, как ваши действия повлияют на сюжет в краткосрочной перспективе. Например, если вы предупредите знакомую, что сейчас в неё попадёт мяч, то ей не будет больно. Но как это повлияет на будущее? Что будет в следующем эпизоде, если сейчас вы польёте цветы, сотрёте какую-нибудь надпись или спасёте птицу?

Нам кажется, что игра живёт своей жизнью, но на самом деле всё это продумано геймдизайнерами и сценаристами — каждый ваш выбор, его последствия, связь с другим выбором и ОЧЕНЬ многое другое.

Студии экономят на визуале, чтобы больше потратить на историю. Поэтому в играх вроде Life is Strange и The Walking Dead такая простая, хоть и атмосферная графика.

И не забывайте о том, что новые игры повышают планку для всего жанра. Если когда-то Fahrenheit стал прорывом, то сейчас бы он никого не удивил: три концовки, обилие ситуаций, которые ничего не меняют, и так далее. Конечно, при первом прохождении многие этого не заметят, но на итоговую оценку игры это всё равно повлияет.

Заключение

Интерактивные фильмы — это очень увлекательный, но дорогой в разработке жанр. И хотя спрос на него растёт, пока новых проектов всё ещё мало. Возможно, вы сможете изменить ситуацию, создавая интересные истории.

Главное, не пытайтесь сделать что-то масштабное — это вредно и для обычных игр, а в случае с этим жанром вообще фатально.

Если вы хотите научиться придумывать и разрабатывать игры разных жанров, вы можете записаться на наш курс по геймдизайну. Там вы узнаете, какие приёмы помогают превратить свои идеи сначала в правильно оформленные документы, а потом и в полноценную игру.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована