Геймдев
#статьи

Как зарабатывать на 3D‑моделировании — не только работа в студии и фриланс

Работа в студии, фриланс, размещение моделей на стоках или 3D-печать — что выбрать и какие сложности в упомянутых направлениях?

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Существует множество сфер, где используется 3D-моделирование. Игровая индустрия — одна из них, но его применяют также в киноиндустрии, рекламном бизнесе, в 3D-печати и даже для медицинских исследований. И большинство этих сфер дают возможности для заработка тем, кто специализируется на создании трёхмерных моделей.

Редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает, как 3D-художнику подыскать подходящий источник дохода. Советами нам помогли CEO студии RainStyle games Кирилл Резниченко и креативный директор BH Studio Антон Морозов.

Работа в студии

Самый очевидный и привычный для многих соискателей вариант. Игровая компания, фирма по аутсорсу в области анимации или рекламное агентство — студий, где навыки работы с 3D окажутся полезны, предостаточно. При этом в некоторых можно выбрать график — работать с полной или частичной занятостью.

Список задач в студии будет зависеть не только от сферы, в которой предстоит работать, но и от размера коллектива. Так, в инди-команде на несколько человек вы с большой вероятностью будете отвечать за весь арт.

В больших же студиях существуют узконаправленные арт-отделы. К примеру, можно стать VFX-художником и специализироваться на груминге — и в этом случае предстоит создавать правдоподобную шерсть зверей в 3D-среде. Учитывая, сколько персонажей в играх и кино вдохновлены животным миром, без работы такой специалист точно не останется.

«Вы можете делать модели, которые используются в играх и кино. Работать как штатный сотрудник или фрилансер. На самом деле, здесь нет привязки к конкретной сфере: можно работать одновременно в киноиндустрии и геймдеве. Сотрудник и работодатель могут договориться о любой форме сотрудничества».

Антон Морозов,
Креативный директор BH Studio

Beast Hour — PvP‑игра студии Антона Морозова BH Studio
Скриншот: Steam / Skillbox Media

Фриланс

Многие 3D-художники выбирают фриланс как постоянную форму заработка. Кардинальные отличия от работы в студии в том, что на фрилансе у сотрудника будет меньше постоянства и больше свободы. Не будет чёткой привязки к одному работодателю, постоянного коллектива и установленного графика. Придётся самостоятельно искать заказчиков, планировать рабочее время и договариваться о стоимости выполненной работы.

Работа художницы по свету Джоанни Леблан для Far Cry: New Dawn
Скриншот: Far Cry: New Dawn / ArtStation / Skillbox Media

Часто студии привлекают внештатных специалистов, работающих на фрилансе, для выполнения конкретных узкоспециализированных задач. А основные этапы пайплайна при этом выполняют штатные художники.

«Я, скажем, начинал с фриланса: научился работать в первом софте, зарегистрировался на отечественной площадке и брал заказы. Советую на первом этапе браться за любые проекты, не смотреть на цену. Самое важное — наработать опыт и портфолио. Будьте готовы к тому, что вас могут обмануть и не заплатить за работу. Чтобы себя обезопасить, нужно следовать простым правилам: не следует отдавать финальный продукт, пока вам не заплатили, к тому же можно добавить водяные знаки, в таком виде согласовать финальный результат, а после оплаты отправить работу без водяных знаков. Обычно заказчиков устраивает такой вариант. А ещё лучше иметь договор, но составлен он должен быть корректно. Иногда клиенты присылают свои договоры с не совсем справедливыми условиями. Лучше всего привлекать хорошего юриста для проверки, пока в этом нет опыта».

Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games

Для фрилансера важно прокачивать софт-скиллы, чтобы добиться ощутимых результатов в работе. Ему предстоит общаться с разными людьми — коммуникативность и навыки ведения переговоров очень пригодятся. Также полезно будет развивать соцсети, активно общаться с комьюнити, заводить связи — всё это поможет в построении карьеры.

Такому специалисту нужно быть готовым к поиску заказов вновь и вновь, составлять пул клиентов и расширять портфолио. В дальнейшем это очень поможет.

«Когда появится внушительное портфолио, забудьте о работе с заказчиками без предоплаты. Не надо прогибаться под заказчика, отстаивайте свои интересы. Велик шанс обмана. Желательно брать предоплату в районе 50%. Далее — выполняйте работу максимально качественно и в срок, тут должна быть ответственность с обеих сторон. Ваша репутация — самое дорогое, что у вас есть, потерять её очень просто».

Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games

Alfa Romeo Giulietta Spider
Изображение: фриланс-художник Кристиан Берендт / ArtStation

Продажа ассетов

Некоторые художники, помимо работы с заказчиками, самостоятельно создают модели и выкладывают их на стоках для продажи. Подобная модель может работать как пассивная форма заработка, если вы уже сотрудничаете со студией.

Набор ассетов растений
Изображение: UE Marketplace

Впрочем, если скиллы позволяют и вам удаётся в короткие сроки создавать множество высококачественных моделей, вы можете превратить работу с маркетплейсами в основной заработок. Вот самые популярные площадки, где можно продавать готовые ассеты:

  • ArtStation Marketplace,
  • UE Marketplace,
  • CGtrader,
  • Unity Asset Store,
  • Turbosquid.

Кроме того, в блоге на одной из упомянутых площадок, Turbosquid, размещены советы, как преуспеть в продаже 3D-моделей:

  • создавайте версии вашей модели, которые не требуют внешних плагинов;
  • подготовьте файл модели с освещением и различными ракурсами камеры;
  • укажите количество полигонов и вершин для вашей 3D-модели;
  • добавьте возможность экспорта в дополнительные форматы файлов;
  • упакуйте модели и текстуры для удобства загрузки;
  • потратьте время на составление подробного и профессионального описания модели.

3D‑печать

Ещё один вариант заработка — моделировать ассеты и продавать распечатанные объекты. Правда, для этого понадобится 3D-принтер — но они становятся всё доступнее.

Немного другой подход — продажа виртуальных моделей, которые затем будут распечатаны уже на принтере покупателя или заказчика. Способов применения объектов, созданных благодаря 3D-печати, сейчас немало: кто-то делает модельки для настольных игр и элементы костюмов для косплея, кто-то — инженерные устройства и формы для производства, а другие и вовсе воссоздают объекты архитектуры.

«Я знаю людей, которые пользуются Patreon, выпускают коллекционные модели и продают за подписку файлы, которые можно распечатать на 3D-принтере. Это их основной заработок, и они преуспели в данном направлении».

Антон Морозов
Креативный директор BH Studio

Модель двигателя для 3D-печати от британской компании Shapeways
Изображение: Shapeways (shapeways.com)

Собственные проекты

Не забывайте рисовать в свободное время. Это не только поможет прокачать навыки, но и даст конкурентное преимущество при дальнейшем трудоустройстве. Кроме того, работы, созданные когда-то для себя, могут пригодиться в будущем.

«Если вы берёте проекты с NDA, делайте параллельно и собственные. Это отличный показатель для работодателя — наличие личных проектов, а не только коммерческих. Если своих работ нет — значит, для специалиста работа с 3D больше прикладная.

Если ты классный специалист, тебя будут замечать по твоим работам. Когда-то я сделал ролик про динозавра, и после выхода видео мне написали из Autodesk и предложили разместить его прямо на их сайте. Сразу же мне посыпались заказы на фриланс. Где-то два года я получал дивиденды от этой работы. Ролик я делал полгода как некоммерческий проект, потому что мне это нравилось. Хороший способ — сделать одну крутую работу, по которой вас заметят.

Своих наработок у меня очень много. Например, мы сейчас разрабатываем гонки Turbo Sloths. Турбину для машины я смоделировал много лет назад, отрабатывая свои навыки. Сейчас мы её доработали и используем в реальном проекте, как и некоторые другие модели окружения. Придумывайте и реализуйте то, что нравится именно вам, — это поможет сформировать портфолио».

Кирилл Резниченко,
CEO RainStyle games

Turbo Sloths — игра студии RainStyle games
Скриншот: RainStyle games / Steam

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована