Как продвигать игру с помощью меток, чтобы попасть в рекомендации Steam
Разбираемся, как устроена система рекомендаций на площадке и какие метки помогут вашей игре чаще попадать в подборки игроков.


Иллюстрация: Steam / Valve / Michael Sheehan / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media
Страница игры в Steam может привлечь тысячи заинтересованных пользователей, которые захотят добавить игру в список желаемого, а может и оттолкнуть с первого взгляда. Всё зависит от того, насколько правильно и вдумчиво заполнена информация во всех разделах. В каком-то смысле продвижение в Steam можно считать отдельной дисциплиной, ведь даже создание страницы на этой площадке не просто формальность, а одна из важных составляющих маркетинга игры.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media запускает цикл материалов по работе с площадкой Steam. В этой статье мы затронем тему алгоритмов Steam и расскажем, как прописать метки для своего проекта, чтобы он попадал в рекомендации пользователей.
Как игры попадают в рекомендации Steam
Многие начинающие разработчики ошибочно считают Steam очередной площадкой, где можно продать свою игру. На самом деле у Steam много общего с соцсетями: здесь есть возможность загружать контент, оставлять комментарии к постам и отзывам, проводить трансляции, ставить лайки и реакции… Но в целом основная задача этой площадки — мотивировать пользователя покупать игры. И в рамках Steam существует целая система рекомендаций для пользователя, основанная на множестве алгоритмов.
Принципы их работы полностью не афишируются, но точно известно, что ранжирование во многом зависит от различных факторов — начиная с поведения пользователя на странице игры и активности самого разработчика (выпуск новостей и девлогов) и заканчивая выбранными метками и сходством с другими играми.
Очень часто в медиапространстве звучат призывы создавать уникальные, самобытные игры. Но реальность такова, что, видя новую игру, пользователи подсознательно начинают сравнивать её с похожими проектами или описывают как гибрид, в котором сочетаются элементы из двух или даже трёх знакомых им игр. Даже если обратить внимание на лидеров продаж, в них можно найти много общего с другими играми.
И перед тем как создать страницу в Steam, разработчик должен чётко понимать, к какому жанру относится его проект и на какие игры он похож. Ведь ещё на главной странице площадки можно заметить, что она отслеживает похожие игры и рекомендует их пользователям.
Например, в разделе «Популярное и рекомендуемое» находятся лидеры продаж, а также лоты, у которых есть общие метки с играми пользователя или его друзей.

Прокрутив страницу ещё ниже, можно увидеть виджет с подборками игр со схожими метками, а также персональный список рекомендаций, где собраны игры, похожие на те, в которые когда-то играл пользователь.

Если продолжать скроллить страницу, можно встретить больше подборок с похожими играми. И практически везде можно заметить упоминания о метках. Последние разберём чуть ниже.

Обзор главного раздела подтверждает, что алгоритмы площадки определяют жанр игры и оперируют доступными метаданными, чтобы рекомендовать её пользователям.
Именно поэтому разработчику необходимо определиться с жанром будущей игры и найти ближайших её «родственников».
Как позиционировать игру в Steam
Даже если у вашего проекта настолько оригинальный геймплей, что сложно подобрать аналоги, вам всё равно нужно держать в уме самые близкие ассоциации с другими играми.
«В первую очередь нужно провести исследование аналогичных игр. Найдите 10–20 игр, максимально похожих на вашу по жанру, визуальному стилю, механикам и целевой аудитории. Выбирать стоит те, которые относятся к вашему проекту и в то же время считаются наиболее популярными в Steam. Выпишите все метки, которые повторяются у них чаще всего».
Станислав Плещев, CEO Decartel.co
Для этого можно завести специальную таблицу и внести в неё всю информацию о похожих проектах, включая ссылки на страницы, капсульные изображения, метки и описание. Этот документ не только поможет держать похожие игры на виду, но и пригодится в будущем при дальнейшем оформлении страницы.
Составить подобную таблицу в своё время рекомендовал и эксперт по игровому маркетингу Крис Зуковски. Образец можно получить по ссылке, скопировав его в свои документы.
Если поиск похожих проектов вызывает у вас сложность, для начала можно остановиться и на одной игре, а затем зайти на YouTube и внимательно изучить комментарии, которые оставили пользователи под трейлерами и летсплеями этой игры. Рано или поздно найдутся упоминания об одной или нескольких играх, геймплей которых напоминает происходящее в видео.
Закончив с отбором проектов, можно приступить к подбору меток — одному из лучших способов привлечь трафик в рамках площадки.
Что такое метки Steam
Метки — это инструмент, который заложен в основу системы рекомендаций Steam и помогает пользователям найти игру. На скриншотах выше можно увидеть, как система оперирует этими метками, чтобы предложить пользователю новые лоты. На странице самой игры метки можно найти в правом верхнем углу под кратким описанием.

Скриншот: Steam / Valve / Skillbox Media
И примечательно, что, если прокрутить страницу игры вниз, можно найти виджет «Похожие товары». Он демонстрирует подборку игр, схожих по жанру с выбранной игрой. Но иногда там встречаются совершенно разные проекты — как в примере одного из стилизованных платформеров ниже.

Крис Зуковски отмечает, что подобное явление происходит, если разработчик выбрал слишком общие метки для описания своего товара. Под «общими» подразумеваются абстрактные, менее релевантные описания наподобие «Инди» (Indie) или 3D.
В результате система не до конца понимает, что именно рекомендовать в похожих товарах, и автоматически предлагает популярные тайтлы, которые, впрочем, могут быть совсем не похожи на просматриваемую пользователем игру. Если аналогичное явление происходит и на вашей странице — список меток необходимо пересмотреть.
Где найти метки Steam
Как уже упоминалось ранее, полный список меток игры открывается кнопкой «+». В нём представлено 20 позиций, которые представляют собой комбинацию меток от разработчика и пользователей. Первые пять считаются самыми важными, так как площадка оперирует ими для классификации игры и выдачи её в рекомендации. Остальные метки в списке указывают на второстепенные характеристики и специфику проекта.

Скриншот: Steam / Valve / Skillbox Media
Если открыть страницу игры с аккаунта разработчика, интерфейс окна будет уже другим. Метки, выбранные разработчиком, будут расположены справа, а слева появится список меток, оставленных самими пользователями.

Иногда пользовательские метки подходят игре, иногда нет. Крис Зуковски рекомендует периодически просматривать их и убирать те, которые не имеют отношения к игре. Но добавлять в собственный список их не нужно.
Как прописать метки на страницу игры в Steam
Чтобы составить список из 20 меток, которые позволят игре попасть в рекомендательные алгоритмы Steam, можно вновь обратиться к уже ранее составленной таблице похожих игр и сопоставить общие метки, поделив их на соответствующие категории. Для удобства их можно отмечать разными цветами.
«При выборе обязательно разделите метки на уровни.
- Основные (жанровые). К ним относятся метки „Экшен“ (Action), „Приключение“ (Adventure), „Платформер“ (Platformer), „Головоломка“ (Puzzle), „Стратегия“ (Strategy) и так далее. Они помогают попасть в крупные категории и подборки.
- Среднеуровневые (механики и игровой опыт): „Рогалик“ (Roguelike), „Глубокий сюжет“ (Story Rich), „Пошаговая тактика“ (Turn-Based), „Кооператив“ (Co-op), „Головоломка-платформер“ (Puzzle Platformer), „Похожа на Dark Souls“ (Souls-like). Эта категория поможет точнее позиционировать игру по интересам.
- Узкоспециализированные или нишевые: „Пулевой ад“ (Bullet Hell), „Симулятор фермы“ (Farming Sim), „Хакерство“ (Hacking), „Контроль времени“ (Time Manipulation), „Психологический хоррор“ (Psychological Horror). Они помогут найти свою аудиторию, особенно если игра наделена уникальной механикой или стилем.
Проверьте отзывы и обсуждения схожих игр: как игроки описывают игру? Какие слова они используют? Часто формулировки пересекаются с выбранными вами метками. Обратите внимание на пользовательские метки, которые чаще всего ставят игроки у ваших конкурентов, — они могут подсказать тренды восприятия».
Станислав Плещев, CEO Decartel.co
После этого можно перейти в мастер меток Steamworks, он же Tag Wizard — инструмент для подбора и редактирования меток игры. Он находится в разделе Облик в магазине (Store Presence) — Изменить страницу в магазине (Edit Store Page) — вкладка Основная информация (Basic Info). Почти в самом низу этой страницы находится категория Метки (Tags), где нужно нажать кнопку Добавить метки (Tag My Title), после чего откроется страница мастера меток.
Процесс подбора меток запускается кнопкой Начать (Begin), и на первом этапе система предлагает выбрать самые основные метки, описывающие жанр. Необходимо выбирать только те метки, которые наиболее соответствуют игре.
На следующих этапах появляются наборы меток для определения специфики жанра, визуального стиля, атмосферы и других особенностей игры.
Метки из раздела Темы и атмосферы (Themes & Moods), например «Космос» (Space), «Пираты» (Pirates), «Киберпанк» (Cyberpunk), не только помогают определить специфику игры. В рамках Steam регулярно проводятся тематические распродажи, и если игра разработчика соответствует грядущей тематике (на основе меток и описания), то он получит приглашение от площадки и таким образом может повысить охват своей игры. С более подробными условиями можно ознакомиться в официальной документации Steamworks.
При подборе тегов очень важно найти именно те, которые лучше всего описывают игру. И хотя в рамках инструмента можно выбрать больше 20 меток, не стоит цепляться за смежные или неподходящие теги, надеясь на больший охват: алгоритмы системы так не работают. Например, не нужно выбирать метку «Протагонистка» (Female Protagonist), если в рамках сюжета поиграть за женского персонажа можно всего десять минут из условных пяти часов игрового времени. К тому же метки, не соответствующие действительности, в дальнейшем могут вызвать негативную реакцию игроков.
Закончив с основными категориями, мастер меток Steamworks предложит добавить дополнительные метки, исходя из описания на странице игры (если оно есть), или прописать метки вручную. Здесь как раз пригодится созданная таблица с похожими играми и отобранными метками. Их необходимо добавить на этом этапе, даже если некоторые из них совпали с метками на предыдущих страницах.
На следующей странице можно редактировать метки от пользователей. Крис Зуковски рекомендует убрать абстрактные, менее релевантные метки, например «Инди» (Indie), «Казуальная игра» (Casual), «Для одного игрока» (Singleplayer), или те, которые вообще не соответствуют содержанию игры.
Встречаются ситуации, когда алгоритмы Steam по-прежнему продолжают использовать некорректные пользовательские метки, даже если их убрать через инструмент. В этом случае придётся обращаться в техподдержку.
В конце концов система отберёт 20 меток, которые необходимо отсортировать в приоритетном порядке методом перетаскивания. На первых пяти местах должны располагаться метки с описанием основных особенностей жанра, которые присутствуют у всех отобранных вами похожих игр. По мере сортировки внизу будут появляться игры с похожим набором меток. И если в этом списке отображаются проекты, похожие на ваш, — значит всё сделано правильно.

«Steam сразу предлагает вам оценить „правильность“ выбора меток, давая вам взглянуть на игры, которые он определил как „похожие“ на вашу. Чаще всего там будет список из очень популярных игр, но не стоит надеяться, что вы сможете попасть к ним на страницы в раздел „похожие игры“. Ваша игра попадёт на чужие страницы и будет активно продвигаться площадкой, только если станет такой же популярной: в этом разделе игры ранжируются не только по меткам, но и по количеству игроков. Иными словами, если основной меткой игры является „метроидвания“, то в похожих играх вы увидите десять самых популярных метроидваний. <…> Но такой расклад не делает систему tag wisard бесполезной, и метки всё ещё очень важны. Помимо очевидного раздела „похожие игры“, метки определяют появление игры в рекомендациях отдельных пользователей».
Отрывок из книги Славы Гриса «Сделай видеоигру один и не свихнись!»
Закончив с настройкой меток, можно опубликовать изменения, нажав на соответствующую кнопку. К слову, она не связана с публикацией самой страницы игры, так что можно смело нажимать её.
Но если система рекомендаций Steam обращает внимание на метки, то живые люди, то есть потенциальные покупатели вашей игры, обращают внимание на привлекательность визуального контента страницы и её наполнение. Этот аспект мы разберём в одном из следующих материалов.
Полезные ссылки для работы с метками Steam
- Таблица меток Steam
- База популярных меток SteamDB
- SteamPeek — сервис, который помогает определить, играющим в какие игры пользователям Steam рекомендует ваш проект.
- How to Make a Steam Page — бесплатный курс по оформлению страницы Steam от Криса Зуковски. Есть незначительные детали, которые уже устарели, но основная информация по-прежнему актуальна.
- Статья с примерами «обманчивых» меток, не относящихся на самом деле к играм, с которыми их ассоциируют («Интерактивная литература», «Поиск предметов» и так далее).