Геймдев
#статьи

Как исследовать рынок для создания мобильного хита — советы компании AppQuantum

Продюсер издателя о мобильных играх и о том, почему перед началом разработки очень важно изучать конкурентов и смотреть на тренды.

Изображение: AppQuantum

Каждый день на рынке появляются сотни новых игр. Многие из них создаются совсем небольшими студиями, а то и соло-разработчиками. Какие-то проекты — «игры мечты», какие-то — первая проба пера. Есть и такие, что создаются с целью отхватить хотя бы какой-то кусочек дохода от больших хитов компаний-гигантов вроде Playrix или Supercell. Но большую часть этих игр объединяет одна важная деталь — отсутствие перспективы стать популярными из-за того, что ещё на этапе разработки концепта была допущена фундаментальная ошибка. И ошибка эта заключается в том, что идея не была проверена на актуальность.

AppQuantum, как и другие крупные паблишеры, никогда не берётся за новый проект, пока тщательно не исследует ситуацию на рынке. Для этого компания использует все доступные ресурсы: накопленный опыт команд, аналитические сервисы, различные материалы от экспертов из отрасли, а также огромное количество труда специалистов, которые неустанно следят за трендами мобильной индустрии.

Всё вышеперечисленное, разумеется, требует колоссальных затрат. Но что, если вы небольшой разработчик, а финансовых ресурсов и большой команды аналитики под рукой нет? Вы можете провести исследование рынка самостоятельно. Продюсер AppQuantum Алина Злотник рассказывает в статье для Skillbox Media, что можно сделать своими силами, если вы не обладаете ресурсами и экспертностью большого мобильного паблишера.


Алина Злотник

Продюсер компании AppQuantum, издателя мобильных игр


Что такое исследование рынка

Исследование рынка — любое исследование, проводимое с целью выявить или проверить определённый тренд. Основные задачи такого исследования — это поиск ниши, жанра и сеттинга для проекта, анализ конкурентов на рынке и их игр. Исследование можно проводить и для того, чтобы подтвердить уже известный тренд или, напротив, убедиться, что идея команды нерабочая. Рынок меняется очень быстро. То, что было популярно вчера, может уже не быть таким завтра. Именно поэтому грамотно проведённое исследование рынка имеет такую значимость.

Важно не спешить и подходить к анализу с чувством, толком и расстановкой. В среднем на такое исследование уходит несколько часов — если тренд уже известен. Впрочем, если тренд пока ещё не обнаружен, процесс может занять дни и недели.

Проверка существующей идеи

С большой вероятностью среди читателей этой статьи найдутся люди, у которых уже есть идея мобильной игры. И для них сейчас важно узнать, каковы её шансы на успех при текущем состоянии рынка. Давайте попробуем разобрать жизнеспособность подобной условной идеи с маркетинговой точки зрения — на примере PvP-кроссворда.

Для этого необходимо:

  • изучить текущее состояние PvP-кроссвордов в App Store и Google Play;
  • проанализировать состояние жанра с помощью специализированных сервисов;
  • определить целесообразность создания игры и сделать выводы.

1. Изучаем конкурентов

На этом этапе достаточно вбить максимально точный поисковый запрос в Google Play или App Store. Чтобы убедиться, что найденные игры действительно подходят под выбранные критерии, нужно поиграть в каждую или хотя бы просмотреть их описания и скриншоты.Это самая долгая часть работы, но её нельзя недооценивать. На этом этапе есть риск добавить в выборку игры, которые на самом деле не соответствуют исследуемой идее. Это негативно повлияет на результаты анализа.

Возможные результаты поиска
Изображение: AppQuantum

Для перехода на следующий этап работы необходимо составить список игр, подходящих под выбранную идею. В случае с PvP-кроссвордами в выборку точно попадут ​​Pictawords и Kryss. Нелишне также будет посмотреть список похожих приложений, который предлагает сам магазин. Часто там попадаются игры, которые не так просто обнаружить в поиске, но при этом они полностью соответствуют исследуемой концепции.

2. Исследуем состояние жанра с помощью аналитических сервисов

Для анализа рынка в этом эксперименте использовались App Annie, Similarweb, Sensor Tower и AppMagic. Нужно помнить, что в большинстве своём возможности аналитических сервисов без премиум-доступа сильно ограничены.

Чтобы узнать текущее состояние рынка, надо обращать внимание на косвенные признаки:

  • количество конкурентов и скорость их роста;
  • передвижение игр-референсов по топам;
  • объём отзывов на игры в разный период времени.

В первую очередь на основе изученных игр построим график, в котором сравним рейтинги проектов. Проще всего это сделать в AppMagic, который позволяет сопоставлять проекты по эффективности фичеринга в сторах, а также следить за передвижением приложений в топе бесплатных игр. На этом этапе можно продолжить поиск конкурентов, используя, например, раздел «Похожие» у AppMagic или Similarweb. Однако стоит учесть, что у AppMagic есть лимит на количество единовременно сравниваемых игр — не более десяти проектов.

Полученный график будет выглядеть приблизительно так
Изображение: AppQuantum

Чтобы убедиться, что этот график хотя бы частично отражает ситуацию на рынке, обратим внимание на доходы конкурентов (по Sensor Tower, за декабрь 2021 года):

  • «Лига Слова. Битва кроссвордов» — <5000 долларов.
  • Kryss — 70 000 долларов.
  • Word Wars — Word Game — 90 000 долларов.
  • Word Battle — <5000 долларов.
  • King of Words — <5000 долларов.
  • Word Wars — pVp Crossword Game — <5000 долларов.
  • Wordgrams — 10 000 долларов.

Первые выводы, которые можно сделать по графику:

  • В июне 2020 года тренд появился на радарах.
  • Образовалось два проекта, удерживающих большую часть рынка, — Kryss и Word Wars. При этом Kryss — это классический PvP-кроссворд, а Word Wars — скраббл.
  • В большинстве своём игры, которые попытались выйти на рынок, провалились или получили незначительную долю аудитории.

Рассмотрим топовых представителей жанра более детально.

По графикам можно предположить, что:

  • количество отзывов (а значит, и установок) у WordWars не уменьшается, в отличие от Kryss, у которой наблюдается небольшая негативная тенденция;
  • обе игры уверенно чувствуют себя в топе бесплатных приложений уже довольно долгое время.

3. Делаем выводы

Исследовав рынок, мы видим неоднозначные результаты. С одной стороны, ниша растёт: новые игры появляются и получают свою, пусть и маленькую, аудиторию. С другой стороны, подвинуть конкурентов в жанре — практически невыполнимая задача без значительных маркетинговых вложений.

В этом случае есть смысл обратить внимание на доход топовых игроков ниши. Следует учесть, что сервисы не показывают рекламное ревенью, так что доход проектов с упором на рекламную монетизацию в реальности может быть в разы больше отображаемого в открытых источниках. Согласно данным Sensor Tower, в декабре 2021‑го в Google Play Kryss заработала 70 000 долларов, в то время как Word Wars — 90 000 долларов.

Стоит ли пытаться создавать проект, чтобы получить небольшой процент от этого дохода? Здесь решать только вам самим. Для небольших команд этот доход может быть хорошим стартом, а крупные студии вряд ли заинтересуются такими цифрами и перейдут к выбору другой концепции.

Поиск чего-то нового

Самый простой способ начать исследование новых идей — изучить актуальные статьи профессиональных ресурсов. Например, GameRefinery, App2Top, Deconstructor of Fun и других.

Изображение: AppQuantum

Многие издания в начале года выпускают свои предсказания относительно развития игровой индустрии в целом или отдельных её жанров. Окажутся они правдой или нет, можно будет узнать только спустя время. Однако не стоит совсем списывать их со счетов. Чаще всего такие статьи подкреплены большой экспертностью, а авторы делают закономерные и логичные предположения.

Немного сложнее, если тренд уже найден, но остаётся нестабильным. Чтобы понимать, о чём идёт речь, можно посмотреть на один из самых обсуждаемых на мобильном казуальном рынке жанров — Merge. Игровые эксперты расходятся во мнениях: кто-то считает, что в него нужно было запрыгивать сразу после релиза Merge Mansion, а другие, наоборот, уверены, что направление только начало развиваться и у него ещё всё впереди.

Чаще всего, если многие ресурсы и сервисы уже начали говорить о каком-то тренде, это значит, что вы опоздали. Но бывают и ситуации, когда тренд долгоиграющий. И как бы часто ему ни предрекали скорую смерть — она всё никак не наступит. Можно вспомнить бум гиперказуальных игр. В тот момент этой нише предрекали скорую смерть все кому не лень. Но просто загляните в сторы, и вы поймёте, что такие проекты ещё живее всех живых.

Один из самых сложных способов поиска идей, который требует глубокого понимания рынка и трендов, — изучение только что вышедших игр. В этом могут помочь, например, Storeglide и AppAgg. Эти сервисы помогают отслеживать релизы игр в разных странах. Возможно, вам повезёт и вы заметите новое веяние на самом старте, но возможности как-либо проверить гипотезу, скорее всего, не будет. Придётся рассчитывать только на интуицию. Но с большим риском появляются и серьёзные возможности стать одним из первых, кто запрыгнет на «уходящий поезд» нового тренда.

Чтобы проверить гипотезу относительно зарождающейся тенденции, можно посмотреть на динамику роста за прошлый месяц. Предположим, мы заметили, что у конкретной игры намечается рост — и снижать свои темпы в ближайшее время он явно не будет. Для тайтла, который находится в топе, это неудивительно. Однако одной игры определённо недостаточно для того, чтобы делать выводы о тренде целого жанра или ниши. Для более обоснованных и серьёзных выводов следует проанализировать конкурентов этого проекта.

Итог

Исследование рынка — большой пласт работы, который необходимо проделать для того, чтобы минимизировать риски и выпустить продукт, потенциально интересный аудитории. Безусловно, поначалу вам, может, и не удастся стать законодателем трендов и создать что-то совсем новое, но нет ничего плохого и в выпуске того, что нравится широкой аудитории. С каждым разом разрабатываемые проекты будут всё уникальнее и интереснее — и, возможно, спустя несколько попыток вы создадите ту самую игру, гнаться за которой будет весь остальной рынок.

Если же вы хотите получить компетентную экспертизу относительно вашей игры от команды с большим опытом, напишите специалистам AppQuantum.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована