Геймдев
#статьи

Как Elden Ring: Shadow of the Erdtree возрождает формат большого аддона

И зачем это понадобилось студии FromSoftware.

Иллюстрация: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco / Polina Vari для Skillbox Media

В современном игровом ландшафте дополнение Shadow of the Erdtree выглядит так же, как драконы и полубоги, бороздящие его просторы, — осколком прошлого. Того прошлого, в котором ещё встречались аддоны вроде Half-Life: Opposing Force и «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти», способные сравниться по числу нововведений и объёму с полноценной игрой.

Эпизоды для Half-Life 2, Prey: Mooncrash и дилогия Burial at Sea для BioShock Infinite — подобные релизы к началу этого десятилетия уступили место более простым форматам пострелизной поддержки вроде компактных эпизодов и сезонных обновлений.

Оно и понятно: такие точечные инъекции контента намного быстрее и дешевле в производстве, поэтому с их помощью куда легче удерживать поклонников в игре и монетизировать её после релиза.

Тех же фанатов игр студии FromSoftware, скорее всего, вполне устроил бы ещё один фрагмент открытого мира с парой новых подземелий. Примерно так обстояло дело с предыдущими играми коллектива, и примерно так Хидэтака Миядзаки, гейм-директор Elden Ring, и описывал будущий аддон в интервью.

Релизный трейлер Elden RIng

Тут геймдизайнер слукавил: вместо обычного DLC мы получили фактически целую новую игру размером с Dark Souls.

Это, если что, не преувеличение: Царство теней представляет собой гигантский лабиринт с половину всего Междуземья, который по сложности и числу неожиданных переплетений маршрутов может переплюнуть Лордран и Ярнам.

Shadow of the Erdtree с первых же минут заявляет, что вас ждёт приключение эпического масштаба
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Сюжет Shadow of the Erdtree тоже удивляет размахом: в нём нашлось место и для эпической погони за мятежным полубогом, и для охоты на свирепого дракона, представляющей собой одну огромную отсылку к «Моби Дику», и для сюжетных поворотов, которые заставят вас несколько раз пересмотреть свой взгляд на историю основной игры.

Даже с точки зрения сухих чисел Shadow of the Erdtree — исключение из правил: десять сюжетных боссов и с полсотни дополнительных, три огромных замка в качестве основных данжей и больше 100 новых видов оружия. На то, чтобы пройти только основной сюжет дополнения, вам понадобится больше 20 часов.

Конечно, FromSoftware и раньше создавала выдающиеся DLC, которые функционировали не просто как качественный дополнительный контент, но и как полноценное художественное высказывание: чего стоят хотя бы The Old Hunters для Bloodborne и The Ringed City для Dark Souls 3.

Эстетически Shadow of the Erdtree ближе всего как раз к The Ringed City
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Однако даже с учётом прошлых достижений студии Shadow of the Erdtree задирает планку. Почему же в этот раз FromSoftware решила потратить долгих два года и сделать целую игру там, где подошло бы и обычное дополнение?

Ответ на вопрос отчасти кроется в самом дизайне Elden Ring, которая во многом была игрой про исследование открытого мира.

Междуземье тоже было огромным — и это тот самый случай, когда количество переходит в качество. Междуземье настолько огромное, в нём так много всего — замков, пещер, руин поселений, гробниц, чудовищ и драконов, — что один только взгляд на его величественные пейзажи сразу же пробуждает в игроке дух первооткрывателя.

Свою роль сыграл и визуальный стиль Elden RIng: местные панорамы словно сошли с полотен живописцев 18-го века
Скриншот: игра Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Дизайнеры FromSoftware понимали: чтобы вызвать схожие эмоции, им нужен был ещё один открытый мир соответствующих размеров. Конечно, карта Shadow of the Erdtree получилась более компактной, нежели в основной Elden Ring, однако она воссоздаёт тот же опыт исследования в его концентрированном виде.

Спрыгните на показавшийся подозрительным уступ — и он приведёт вас к тайнику с мощным оружием. Сверните к развалинам в стороне от основной тропинки — и там вас будет ждать схватка с местным мастером боевых искусств, который отдаст в случае победы свою броню. Спрыгните в дыру в земле на окраине карты — и вы окажетесь в огромной сети пещер и ущелий, заполненной гробницами мёртвой цивилизации.

В одном из регионов игра вообще превращается в survival horror, где вам нужно прятаться от почти неуязвимых существ, сводящих с ума
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Помните знаменитый момент в оригинальной Elden Ring, когда неприметный лифт посреди леса увозил вас на километры вниз в огромную подземную локацию — и вы понимали, что мир игры намного больше и насыщеннее, чем вы думали? В Shadow of the Erdtree такие неожиданные открытия случаются на постоянной основе.

Разумеется, всё это потребовало огромных объёмов работы, но в итоге разработчики добились своего: как и в случае с предыдущими творениями FromSoftware, фанаты потратили десятки часов на изучение открытого мира и обсуждение найденных секретов.

Несмотря на мрачный сеттинг, Царство теней приятно удивляет своим разнообразием
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Той же цели послужили и свирепые боссы, на которых так много жаловались поклонники. Огненные големы, которые патрулируют местные просторы, сжигают всё вокруг себя, включая вашего персонажа, а противники вроде Мессмера и Релланы шинкуют его длинными комбо — и это заставляет фанатов делиться советами по прохождению, приходить на помощь другим игрокам в виде фантомов и рассказывать, как они одолели особенно трудного соперника после сотни неудачных попыток.

Мы уже говорили в нашем обзоре, что Shadow of the Erdtree — это кульминация всех дизайнерских идей FromSoftware со времён Demon’s Souls. К этому стоит добавить, что геймдизайн Shadow of the Erdtree также идеально подходит для генерации эффекта сарафанного радио.

А ещё местные битвы с боссами получились невероятно зрелищными. Хотя чего тут удивляться, это же FromSoftware
Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

В таком контексте маркетинговым преимуществом становится даже традиционно долгий путь до точки входа в DLC, который требует от игрока найти два медальона в разных концах открытого мира, отыскать секретную локацию внутри опционального региона и победить двух очень сильных боссов.

Казалось бы, такая задача должна была отпугнуть потенциальных игроков, но нет — даже те, кто до этого не запускал Elden Ring, заранее взялись за прохождение квестов, чтобы быть готовыми к выходу дополнения. Одним из этих игроков оказался Кай Сенат, один из самых популярных стримеров на Twitch, и его трансляции создали шумиху вокруг аддона ещё за несколько недель до релиза.

Размер и сложность Shadow of the Erdtree превратили его из просто приятного дополнения вроде Lake House для Alan Wake 2 в одно из главных игровых событий года.

Тут, конечно, сыграло роль и то, что издатель Bandai Namco решил поддержать хайп рекламной кампанией, которая выдалась не менее масштабной, чем в случае с полноценными играми. Как результат, в первые же три дня дополнение разошлось тиражом в 5 миллионов экземпляров.

Скриншот: дополнение Shadow of the Erdtree для игры Elden Ring / FromSoftware, Bandai Namco

Сложный аддон ценой в 40 долларов, даже до старта которого доберётся не каждый игрок, стал одним из самых продаваемых DLC в истории — и ничего этого не случилось бы, если бы FromSoftware не прыгнула выше головы с целью воссоздать опыт оригинальной игры.

И есть основания полагать, что эта история не останется единственной в своём роде.

В начале текста я назвал Shadow of the Erdtree осколком прошлого, но в последние пару лет крупные студии вновь начали пробовать себя в этом, казалось бы, устаревшем формате. Как минимум в прошлом году мы уже видели два впечатляющих дополнения: Phantom Liberty для Cyberpunk 2077 и ремейк Separate Ways для ремейка Resident Evil 4 — и оба релиза оказались очень успешными как в творческом, так и в коммерческом плане.

Так что, возможно, мода на крупные аддоны ещё вернётся — а произведения вроде Shadow of the Erdtree зададут для них новый стандарт качества.

И в этом нет ничего удивительного. Во-первых, FromSoftware использовала формат по его прямому назначению — чтобы воссоздать опыт игры в оригинал, только в концентрированном виде. Во-вторых, команда студии явно понимает, как сильно людям нравится, когда результат превосходит их ожидания. Несмотря на громкую рекламную кампанию, и FromSoftware, и Bandai Namco до последнего не спешили раскрывать истинные масштабы Shadow of the Erdtree.

Это редкость для индустрии, в которой, наоборот, принято засыпать игроков громкими и не всегда обоснованными обещаниями. Поэтому приятно наблюдать, что такая знаменитая студия, как FromSoftware, пошла своим путём, — и вдвойне приятно видеть, что её подход сработал.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована