Геймдев
#статьи

Политика и пропаганда в видеоиграх. Как Company of Heroes «разожгла» Россию

Начинаем наш цикл о громких политических скандалах, к которым привели игры.

tesla / youtube

Политика и пропаганда неразрывно связаны друг с другом. Как явления они знакомы человечеству со времён образования первых государств, но на полную мощность этот тандем вышел с развитием медиа. Сегодня уже никого не удивит манипулирование информацией в прессе, на телевидении или в интернете.

Даже если вы не интересуетесь политикой и всячески её сторонитесь, она обязательно настигнет вас. Исключением не стала индустрия развлечений — сперва повестка заглянула на большие экраны, а вскоре посетила и мониторы. Наверняка каждый геймер, заставший расцвет игровой индустрии в нулевых, вспомнит злых русских, азиатов или арабов, угрожавших миру и демократии.

Временами страсти накаляются и видеоигры выходят за границы виртуальной реальности, оказываясь во вполне осязаемом политическом поле. И чаще всего в этом качестве они подвергаются критике и запретам: например, в Таджикистане в своё время обиделись на Operation Flashpoint: Red River и призвали её запретить, а в Иране под запрет попала Arma 3.

Mortal Kombat попала под раздачу в Южной Корее и Германии. Эта серия, кстати, абсолютный рекордсмен по количеству запретов в индустрии. В Таиланде, Малайзии, Бразилии и Объединённых Арабских Эмиратах запрет прилетел Grand Theft Auto, власти Великобритании решили ополчиться на легендарный Carmageddon. В Китае запретили Command & Conquer: Generals, сразу несколько игр под брендом Tom Clancy’s не понравились Южной Корее и Мексике. И безусловное лидерство в этом негласном соревновании удерживают знаменитые Postal и Manhunt — из-за беспрецедентного уровня жестокости.

Кстати, из-за Manhunt в 2012 году в России разгорелся скандал: депутаты призывали запретить игру, аргументируя это тем, что она подтолкнула юриста аптечной сети «Ригла» Дмитрия Виноградова к убийству шестерых человек. Примечательно, что в ходе обыска следователи не нашли ни одной копии игры.

Into the motherland the German army march

Российский геймер, знакомый с играми с нулевых, быстро привык к пропаганде и научился её не замечать или относиться к ней с доброй иронией. Благо абсурдность событий в сюжетах о «новой красной угрозе» напоминала сюрреализм и не претендовала на документальную хронику.

Истории о чуть ли не единоличной победе американцев во Второй мировой войне тоже обычно быстро оставались без внимания или забывались на фоне геймплея, как произошло в случае с советской кампанией в Call of Duty, вышедшей в 2003 году. Однако спустя десять лет риторика геймеров и восприятие игр аудиторией кардинально изменились — во многом благодаря развитию мультимедиа.

В России одним из первых широкую известность в игровом сообществе получил скандал, связанный со стратегией Company of Heroes 2, которая вышла в 2013 году. Изложенная студией Relic Entertainment неоднозначная история службы Льва Абрамовича Исаковича в рядах РККА привела российских геймеров в ярость и побудила развернуть настоящий крестовый поход на сайт компании.

Скриншот: игра Company of Heroes 2 / Relic Entertainment

К Company of Heroes 2 вопросы возникли сперва не у депутатов или федеральных СМИ, а у общественности. Начало волне негатива дал блогер BadComedian, записавший ролик с критикой кампании, в которой советские солдаты сжигают мирных жителей и своих сослуживцев, расстреливают союзников и отказываются воевать, если они не под дулом пулемёта. На фоне первой Company of Heroes, в которой рота «Эйбл» чуть ли не единолично устраивает победоносный тур по Нормандии, вторая часть выглядит и правда чрезвычайно неоднозначно.

Претензия кинокритика состояла в первую очередь в том, что разработчик Relic Entertainment утверждал: в основу кампании легли реальные события, а сама Company of Heroes 2 соблюдает историческую достоверность, — однако в самой игре можно обнаружить множество неточностей и несоответствий. Несмотря на то что на дворе 1942 год, немецкие солдаты используют ручные противотанковые гранатомёты RPzB. 54 Panzerschreck, появившиеся в войсках лишь спустя два года, а советские штрафбаты вооружены СВТ-40, которые в реальности так и не получили широкого распространения в частях Красной армии. И это только пара из множества упущений со стороны разработчика. Об исторической достоверности всерьёз говорить не приходится, несмотря на заявления Relic Entertainment.

Скриншот: игра Company of Heroes 2 / Relic Entertainment

На волне негатива в Сети появились две петиции, призывающие прекратить распространение игры на территории СНГ и в Steam. Параллельно сообщество обрушило рейтинг Company of Heroes 2 на сайте Metacritic до 2,2 балла. При этом в прессе высоко оценили игру и похвалили её геймплей. В Steam же оценки пользователей в основном положительные, однако геймеры отмечают, что играть за немецкую сторону конфликта в мультиплеере гораздо проще, чем за все остальные.

Под давлением ряда факторов компания «1С-СофтКлаб» объявила о прекращении продаж игры на территории России, о чём начали писать на зарубежных ресурсах. Как сообщает Polygon, в Relic Entertainment утверждали, что вдохновлялись статьями боевого журналиста Василия Гроссмана, который провёл на фронте три года и имел «беспрецедентный доступ к командирам различных фронтов».

Также издание приводит слова поляка Лукаша Маркевича: «Эта кампания, в сущности, один гигантский оскорбительный стереотип. События четырёх лет на Восточном фронте стали, пожалуй, самыми мрачными в истории человечества. Нет ничего плохого в том, чтобы попытаться воссоздать их в игре. Однако было бы неправильно рисовать их однобоко: немецкий уберменш-вермахт и СС с одной стороны и советская орда с другой».

Примечательно, что в июле 2013 года стало известно об увольнении комьюнити-менеджера Sega, отвечавшего за продвижение Company of Heroes 2. В сообщении на форуме Бобби Миллер заявил, что срок его контракта истёк, но это произошло на фоне обещаний Sega и Relic Entertainment всерьёз отнестись к претензиям российских геймеров. Отметим, что на тот момент число проданных копий игры перевалило за 380 тысяч.

Скриншот: игра Company of Heroes 2 / Relic Entertainment

Глава центра обработки данных Radius Group, интернет-омбудсмен при президенте Российской Федерации Дмитрий Мариничев в комментарии Skillbox Media отметил, что в сознании большинства россиян политика и пропаганда — прерогатива государства и правительства, а не бизнеса и отдельных лиц. Предприниматели и обычные люди столкнулись с тем, что обычные на первый взгляд сущности становятся узлами распространения информации и смыслов, в том числе политических.

При этом государству, по мнению интернет-омбудсмена, не стоит ограничивать или регулировать развлекательную продукцию с элементами политики и пропаганды, так как любой виртуальный мир, даже если в его основу легли реально происходившие события, имеет некий ограниченный срок жизни, который подпитывается и продлевается вниманием пользователей. Дмитрий Мариничев считает, что государству нужно повышать привлекательность обладания знаниями у потребителей и формировать у них критическое мышление, переводя его в привычный навык.

«Вмешиваться государству в эту иллюзию равносильно тому, что государство начнёт бороться с мифами или слухами. Это всё равно что тушить пожар керосином. Борьба с мифами только усиливает мифы и веру в них. Поэтому моё мнение заключается в том, что государству разумнее направлять усилия именно на воспитание критического мышления и мировоззрения у граждан. Ему стоит стремиться как можно выше поднимать уровень знания и осознанности людей. Только в этом случае человек не сможет попасть на скрытую или завуалированную пропаганду. Только в этом случае человек чётко и ясно понимает самого себя, своё существование и окружение», — сказал Мариничев.

Born too slow

Парадоксально, но отзвук развернувшейся в интернете войны дошёл до российских федеральных телеканалов чуть ли не в последнюю очередь. При этом реакция журналистов была крайне сдержанной — и ограничилась в основном пересказом событий для массовой аудитории. «Первый канал» и вовсе будто бы списал содержимое репортажа у Евгения BadComedian Баженова, добавив лишь комментарий представителя Минобороны.

Вслед за средствами массовой информации в уходящий вагон информационного хайпа еле успели заскочить Минкульт и Госдума. Они выступили с идеями создать проект по разработке патриотических видеоигр и отсеивать иностранные игры, которые порочат национальные образы и искажают историческую действительность.

Скриншот: игра Company of Heroes 2 / Relic Entertainment

Государственные деятели в полной мере продемонстрировали умение создавать курьёзы на пустом месте. Так, зампред комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко решила смешать всех в одну кучу, вспомнив про Куликовскую битву и выставив трёх богатырей в качестве образа доблести и отваги: «У нас есть прекрасные примеры отечественной доблести и отваги. Например, Добрыня Никитич, Илья Муромец, знаменитые битвы — Куликовская и другие. Об этом современные дети знают меньше, и было бы правильно заполнить пробелы в их знании отечественной истории хотя бы через видеоигры».

Российское военно-историческое общество тогда заявило, что работает над пилотным проектом игры о зарождении русской авиации в период Первой мировой войны. Куратором проекта назначили Владимира Мединского, который до января 2020 года занимал должность министра культуры РФ. Предполагалось, что релиз состоится в 2014 году и будет приурочен к 100-летию начала Первой мировой войны, однако с тех пор об игре никто не слышал. Кстати, спустя два года бывший глава Минкульта назвал все компьютерные игры злом и заявил, что запрещает своим детям в них играть.

Иронично, что на фоне заявлений о попрании исторической действительности и образа советских солдат Минкульт несколькими годами ранее профинансировал художественный фильм режиссёра Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2. Предстояние» и ряд других кинолент, о качестве которых зрители спорят до сих пор.

Кадр: фильм «Утомлённые солнцем 2»

При этом в правительстве уже вовсю обсуждали различные инициативы, направленные на защиту образа Советского Союза во Второй мировой войне. Подкреплено всё было пропагандистской кампанией о доблести красноармейцев, направленной на их иконизацию. В дальнейшем это вылилось в закон о запрете отрицания решающей роли СССР в победе над нацизмом и ужесточение наказания за оправдание нацизма и оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны.

В следующий раз о Company of Heroes 2 в правительстве вспомнили чуть ли не спустя год. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Михеев в 2014 году заявил, что работает над законопроектом о запрете распространения на территории России компьютерных игр, оскорбляющих российских граждан и государство, а также искажающих историческую действительность и допускающих виртуальные убийства россиян.

«В России пришло время для тщательного контроля за содержанием компьютерных игр, реализуемых на рынке и доступных для скачивания. В частности, я считаю ненормальным, что в ряде таких игр дети могут выступать на стороне Третьего рейха, как, например, в игре „Солдаты: Герои Второй мировой“. Это абсолютно недопустимо, поскольку в глазах ребёнка уравниваются все выступавшие в войне силы, представляя победу фашистского рейха как один из возможных сценариев. Не меньше вопросов вызывает популярная игра Company of Heroes 2, в ходе которой игроки от лица советских солдат должны совершать карательные акции в отношении мирного населения, показанные к тому же с жестокой натуралистичностью. Подобные продукты должны быть законодательно запрещены к распространению», — сказал Михеев.

Кстати, ранее депутат подготовил инициативу о возрастном ранжировании компьютерных игр. По его словам, это позволит оградить детей от игр, которые могут навредить психическому здоровью. Идеи Михеева поддержал депутат из «Единой России» Евгений Фёдоров.

Впрочем, депутат от «Справедливой России» решил на этом не останавливаться, и спустя несколько месяцев стало известно о подготовке изменений в законопроект «Об информации, информационных технологиях и защите информации», предполагающих административный штраф в размере до 500 тысяч рублей для юридических лиц за распространение «профашистских» игр и пропаганду русофобии.

«Захват власти неофашистами и последовавшие за этим события в Украине показали, что всестороннее ужесточение наказания за преступления, связанные с косвенной пропагандой и реабилитацией нацизма, — актуальный политический вопрос. Такая пропаганда проводится в том числе и через, казалось бы, невинные вещи — видеоигры. Однако конечной их целью может стать дискредитация исторического прошлого России, её нынешнего статуса, формирование негативного образа страны как для зарубежных граждан, так и в глазах своих соотечественников. И с этим надо бороться», — заявил Михеев.

В этом случае также не обошлось без курьёза. В 2011 году, за несколько лет до вышеобозначенных событий, в прессе появилась информация, что депутат Олег Михеев якобы появился на свадьбе своего однопартийца в форме фашистского адмирала Канариса. В ответ Михеев заявил, что изображения были сделаны в фотошопе с целью дискредитации и подал иск о защите чести и достоинства, однако при проверке в ходе разбирательства суд не нашёл признаков фотомонтажа.

Coup de grace

Использование политики и пропаганды в играх остаётся на совести разработчиков. Таким случаям не стоит придавать какую-либо значимость и важность, так как это наращивает напряжённость в обществе и противопоставляет Россию другим странам, отметил интернет-омбудсмен при президенте Российской Федерации Дмитрий Мариничев в комментарии Skillbox Media. Как следствие, это может привести к пониженной толерантности, латентной агрессии в обществе и даже реальной конфронтации. Интернет-омбудсмен считает, что вместо обострения конфликтов лучше напоминать о том, что это вымышленный мир. Его невозможно соотносить с реальными событиями и фактами — социально ответственные разработчики должны осознавать важность и значимость этого момента, чтобы донести его до аудитории.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Фото: Wikimedia Commons

Также Дмитрий Мариничев рассказал, что государство в 2021 году уже определилось с целенаправленной поддержкой IT-отрасли, в которую входит и разработка компьютерных игр. По его словам, в России уже реализуется целый пакет мер господдержки для сферы, однако интернет-омбудсмен считает, что качество игры определяется уровнем креативности и технической компетентности людей, её разрабатывающих. Значительную роль играет совокупность внешних факторов, среди которых качество жизни, создание комфортных условий внутри страны и прочие моменты, которые в итоге позволяют увеличить число профессионалов.

«Если говорить про рынок и структуру дистрибуции контента — например, про продажи видеоигр, — то он и у нас и в целом в мире уже сформирован и в достаточной мере зарегулирован. И со стороны законов, и со стороны самих платформ, технологических компаний. Однако можно отметить, что доминирующее положение таких компаний, как Apple или Google, постоянно раздражает государства, они начинают достаточно активно вмешиваться в созданные технологическими гигантами экосистемы, в которых игры занимают значительную долю. Поэтому рынок в нашей стране является неотъемлемой частью рынка мирового. Скорее всего, в ближайшее время его ждут серьёзнейшие изменения и потрясения. И уже сейчас мы слышим первые звоночки из Южной Кореи и Австралии, которые через новые законы достаточно жёстко вмешиваются в его мироустройство. У нас не получится остаться в стороне, так или иначе мы будем следовать этому тренду», — отметил интернет-омбудсмен.

Напомним, что недавно в Южной Корее упразднили закон, запрещающий подросткам до 16 лет играть в видеоигры с полуночи до шести утра, обосновав это тем, что дети сейчас всё чаще играют на смартфонах. Таким образом, Китай остался единственной страной с действующим комендантским часом в видеоиграх. Также Южная Корея приняла новый закон, ограничивающий монопольное положение Apple и Google.

Власти Австралии отметили отток высококвалифицированных разработчиков видеоигр, который привёл к закрытию крупных студий в стране. Глава австралийской Ассоциации интерактивных игр и развлечений Рон Карри отметил, что правительство рассматривает возможность ввести в 2022 году 30%-й налоговый вычет для игр с выручкой свыше 500 тысяч австралийских долларов и упростить процедуру получения рабочих виз для специалистов. По словам Карри, правительство признало, что разработчики видеоигр могут внести значительный вклад в экономику. При этом компания Sledgehammer Games ещё в 2019 году открыла в стране свой офис, а Wargaming, Firemonkeys и Ubisoft были заинтересованы в найме новых сотрудников из числа австралийских специалистов.

«Капитализм без государственного регулирования — это большое зло. Государство всегда будет вмешиваться в бизнес, особенно если считает, что затронуты какие-либо провластные или народные интересы. Это данность в любой стране, не только в России. Если разработчику предлагают грант на игру с условием, что в продукте будет заложена какая-либо пропагандистская идея, то решение остаётся на совести человека. В этом случае каждый разработчик должен, на мой взгляд, задуматься, хочет ли он нести эту идею или это не его. Кстати, на нескольких собеседованиях в паре именитых российских студий, которые я не буду называть, был прекрасный вопрос: „А Крым наш?“», — говорит ведущий геймдизайнер Apella Games Антон Токарев.

Фото: личный архив Антона Токарева

Российским разработчикам видеоигр, разумеется, нужна поддержка государства, признаёт Токарев, но не в духе «вот вам мешок денег, идите делайте и рассказывайте, как у нас прекрасно и у них ужасно». Нужно вводить налоговые послабления, организовывать гранты на основе прозрачного и честного тендера, чтобы средства доставались тому, кто побеждает. Государство должно выступать управляющим органом, отстраниться от управления мнениями и не стремиться «люто контролировать». Российская индустрия быстро развивается и может приносить хороший доход стране через налоговые отчисления. К тому же у игр есть образовательный потенциал.

И это тонкий момент: для взаимодействия индустрии и государства нужен кворум серьёзных игроков отрасли, у которых уже есть устоявшееся мнение и понимание рабочих процессов. Не стоит забывать и о молодых бизнесменах, продюсерах со свежими идеями и взглядами. В таком сообществе стоит вместе с Госдумой прорабатывать программы поддержки игровой индустрии, потому что российские разработчики игр, например, на мобильном рынке в топе, а на консольном и ПК-рынке вполне могут выйти на серьёзные позиции при должном внутреннем финансировании.



Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована