Политика и пропаганда в видеоиграх. Как Call of Duty разозлила весь мир
В подробностях — о скандалах вокруг Modern Warfare 2 и Modern Warfare 2019 года.
Скриншот: игра Call of Duty: Modern Warfare (2019) / Activision
Сохранитесь и подпишитесь: наш Telegram-канал «Чекпоинт» — уютное место, где мы рассказываем об играх и о том, как они создаются.
Call of Duty — одна из самых популярных серий в игровой индустрии. И, пожалуй, было бы даже странно, если бы за 18 лет своего существования она ни разу не оказалась в центре какого-нибудь скандала. Запреты, политические дискуссии, гнев фанатов и чиновников из-за сомнительной интерпретации реальных исторических событий — со всем этим разработчики Call of Duty знакомы не понаслышке. А уж по количеству упоминаний на российском телевидении и в Госдуме серия обогнала даже стратегию Company of Heroes 2, о которой мы рассказывали в предыдущем материале.
Мы продолжаем цикл «Политика и пропаганда в играх». И в этот раз речь пойдёт о том, как известная всем серия шутеров Activision не только поставила на уши правительство и игроков из России, но и вызвала нешуточный резонанс в западном комьюнити.
«Ни слова по-русски»
Первый громкий скандал, связанный с играми серии Call of Duty, начался в конце 2009 года, когда на ПК и консолях вышла Call of Duty: Modern Warfare 2. В одной из миссий — «Ни слова по-русски» — предлагается сыграть за агента ЦРУ под прикрытием, который находится в составе террористической группировки, когда та устраивает теракт в российском аэропорту. Игроку предлагали самому выбрать — стрелять по мирным гражданам или нет, результаты миссии от этого не зависели. Кроме того, была возможность и вовсе пропустить упомянутый эпизод, но в этом случае проблематично было понять ключевые сюжетные события.
Уровень «Ни слова по-русски» вызвал резонанс во всём мире. Журналист The Telegraph Том Хоггинс хоть и оценил замысел разработчиков шокировать аудиторию, но раскритиковал исполнение, задавшись вопросом, не побуждает ли студия Infinity Ward относиться к беззащитным людям как к живым кеглям для боулинга.
Публицист издания The Guardian Кит Стюарт, в свою очередь, отметил, что миссия отражает трудности морального плана и глубже погружает игрока в происходящие события, но раскритиковал разработчика за возможность её пропустить.
В Германии, где игры цензурируют и за меньшее, уровень нельзя было пройти, если игрок открывал огонь по гражданским. То же самое было и в японской версии игры. И во всех версиях перед началом сюжетной кампании всплывало окно с предупреждением о шокирующем контенте.
Всё это не помешало Call of Duty: Modern Warfare 2 попасть в Книгу рекордов Гиннесса как игре с самым успешным запуском в истории — в первый день после релиза шутер заработал 400 миллионов долларов, побив рекорд Grand Theft Auto 4, которая ранее собрала на 90 миллионов меньше.
Российские власти отреагировали на игру позднее западных журналистов: депутат Госдумы Валерий Селезнёв лишь спустя три месяца после релиза предложил внести Modern Warfare 2 в список экстремистских материалов, также призвав ФСБ и прокуратуру проверить деятельность российского дистрибьютора «1С‑СофтКлаб».
Депутат также написал открытое письмо, в котором предложил изъять у российской компании вырученные с продаж игры деньги: «Я убеждён, что деньги, полученные от продажи игры компанией „1С‑СофтКлаб“, должны быть изъяты государством, а сама игра — навсегда исчезнуть из России».
Селезнёв был возмущён тем, что игра содержит в себе сцены убийства и насилия над российскими гражданами. Также депутат заявил, что игра «собрала более трёх миллиардов долларов менее чем за полгода после своего выхода», хотя реальные продажи были ниже — немногим больше миллиарда.
При этом по решению издателя Activision игра распространялась в России только для ПК — и в этой версии скандальная миссия была вырезана. В версиях для консолей подвергнуть внутриигровой контент цензуре было невозможно, поэтому поставки консольных Modern Warfare 2 в Россию отозвали. Между тем миссия «Ни слова по-русски» уже была локализована — и её можно было пройти в версиях, которые попали на прилавки в Беларуси и Украине.
«В других странах есть официальные рейтинговые советы, с которыми мы регулярно работаем. Однако в России нет официального рейтингового агентства. В результате мы решили заблокировать сцену, обратившись за советом к местному юрисконсульту. Сообщения о том, что Call of Duty: Modern Warfare 2 запрещена в России, ошибочны. Activision выпустила в России только версию игры для ПК, которая поступила в продажу во вторник, 10 ноября [2009 года]», — говорилось в заявлении Activision.
Позднее стало известно, что Валерий Селезнёв узнал об игре от своего подрастающего сына. В опубликованном пресс-релизе «1С-СофтКлаб» не упустила возможность указать на этот момент, отметив, что игра маркирована для взрослой аудитории. В компании также предположили, что у ребёнка «в доступе оказалась нелицензионная копия, распространяемая на территории нашей страны незаконно».
Представитель «1С-СофтКлаб» отметил, что в ходе проведённого исследования Научно-исследовательский центр судебной экспертизы и криминалистики не выявил призывов к экстремистской деятельности или оправдания необходимости её осуществления.
Дальше разговоров дело не пошло — тема угасла, подкреплённая слабой поддержкой непрофильной прессы. В газете «Взгляд», например, и вовсе посчитали, что речь идёт про первую часть Call of Duty: Modern Warfare, а издание «Свободная пресса» переместилось в альтернативную реальность, где фанаты Call of Duty якобы не могут играть за американских спецназовцев, если их IP-адрес не находится в США.
У телеканалов ситуация вокруг Modern Warfare 2 вызвала мало интереса: сюжет об игре вышел разве что в «Вестях», где говорилось, что взрослые пользователи сами должны решить, расстреливать ли им аэропорт.
Генерал Барков
В 2019 году на ПК и консолях вышел перезапуск Call of Duty: Modern Warfare — новая игра всё так же рассказывала о современной войне, но уже с поправкой на события, которые произошли в мире за 10 лет. Тейлор Куросаки, занимавший тогда пост нарративного директора в студии-разработчике Infinity Ward, заявлял, что в игре не будет чёткого разделения на хороших и плохих и в ходе кампании игрок узнает историю о войне и серой морали.
Правда, после релиза оказалось, что явный злодей в Call of Duty: Modern Warfare 2019 года всё-таки есть — и это российский генерал Барков, возглавивший группу наёмников. Ситуацию усугубил и кооперативный режим, который отсылал к конфликту на территории Украины.
Впрочем, названия некоторых городов и стран, появившихся в игре, были выдуманными, но реальные прототипы без проблем узнавались, а улицы Санкт-Петербурга, на которых происходила часть игровых событий, и вовсе претерпели минимальные изменения. Наёмников генерала Баркова почему-то иногда называли спецназом, который к тому же был оснащён авиацией и бронетехникой.
Помимо российских мясников, бравых американцев и храбрых британцев, в новой Modern Warfare была ещё одна сторона — боевики, которые действовали в вымышленной стране Урзыкстан, отсылающей к конфликту в Сирии. Не забыли разработчики и про отсылки к скандальным «белым каскам» — организации, членов которой подозревают в постановках и провокациях в адрес российских военных, действующих в Сирии.
«Приступая к разработке Modern Warfare, мы понимали: если говорить о современной войне прямо, то в кадре будет война, которая ведётся не одними лишь обученными войсками, не только профессиональными армиями, но и ополченцами, простыми людьми, которые берутся за оружие и сражаются за то, во что верят.
Нас вдохновляли не только голливудские фильмы вроде «Повелителя бури», „Снайпера“ и „Цели номер один“, но также документальные ленты, такие как „Белые каски“ и „Последние люди Алеппо“. Истории в них сосредоточены на жизни людей в горячих точках», — сказал Джейкоб Минкофф, занимавший пост дизайн-директора Infinity Ward.
Как отмечало издание BBC, хоть игроки и сталкивались с российскими солдатами в качестве противников в прошлых частях Call of Duty, перезапуск Modern Warfare впервые в истории серии показал такое количество бессмысленной жестокости со стороны русских.
В предыдущих играх столкновения с российскими военными объяснялись государственным переворотом и приходом к власти ультранационалистов или же действиями отдельных радикальных группировок, в то время как генерал Барков и его формирование уж слишком сильно напоминают кадровых военных Российской Федерации. Впрочем, разработчики ставили целью показать другой образ.
«То, что вы видите, — это часть одного конкретного генерала-изгоя, которого следует представить себе как полковника Курца из „Апокалипсиса сегодня“. Запад работает с русскими, чтобы избавиться от него: Барков — проблема для всех. И для ЦРУ, и для ФСБ. И часть игры мы посвятили этому непростому союзу между русскими и американцами», — говорил Джейкоб Минкофф.
Несмотря на то что российские наёмники показаны с негативной стороны, сценаристы всё же попытались остаться в рамках серой морали — далеко не всегда даже у главных героев есть возможность поступить правильно. Как, скажем, в сцене, где британскому спецназовцу, которым управляет игрок, приходится застрелить женщину с оружием, защищающую своего ребёнка. И тем не менее центральных персонажей часто представляют в лучшем свете, чем военных, терроризирующих мирных жителей.
Один из самых известных эпизодов игры — вторжение российского наёмника в дом одного из главных персонажей, Фары Карим. Пока боевые товарищи вояки из армии Баркова зачищают урзыкстанское поселение с помощью химического оружия, боевик со зверской жестокостью расправляется с отцом героини. Девушке приходится убить солдата подручными средствами и сбежать, спасая младшего брата.
«Дорога смерти»
В Call of Duty: Modern Warfare 2019 года есть ещё один уровень, подвергшийся критике. Речь идёт о миссии «Дорога смерти», где игроку необходимо в роли оперативника ЦРУ оборонять разрушенную деревню. При этом в брифинге этой миссии говорится, что окружающие декорации — результат бомбардировки российскими войсками бежавших из осаждённого города людей.
Между тем издание VG247 отмечает, что этот уровень вызывает ассоциации с «шоссе смерти». Так в реальности назвали один из финальных эпизодов войны в Персидском заливе в 1991 году, когда США и их союзники совершили массированные авианалёты на два шоссе между Эль-Кувейтом и иракской границей. Жертвами атаки стали сдавшиеся солдаты и гражданское население.
Кроме того, в мультиплеере Call of Duty: Modern Warfare 2019-го игрок может использовать в качестве награды за серию убийств бомбардировку белым фосфором. Этот момент также подвергся критике.
Журналист IGN, в прошлом морской пехотинец США, Джон Филлипс отмечал, что сцена применения белого фосфора и его последствия также показаны в Spec Ops: The Line, но там это сделано для демонстрации ужасного военного преступления капитана Мартина Уокера, в то время как в Modern Warfare бомбардировка этим веществом добавлена, чтобы развлечь игроков.
Использование белого фосфора считается крайне негуманным: после попадания даже малой частицы на одежду и кожу вещество легко воспламеняется, смертельно опасен даже непрямой контакт — из-за риска поражения дыхательных путей и отказа внутренних органов.
По мнению Филлипса, у использования белого фосфора на реальной войне нет никакого оправдания, но и в играх к такому ходу нельзя относиться легкомысленно. Отметим, что Женевской конвенцией запрещено применение этого оружия, если есть риск поражения гражданских лиц, однако США и Израиль не подписали эти протоколы.
Спорные моменты, связанные с Modern Warfare 2019-го, породили волну негатива со стороны игроков, которые прошлись по рейтингу игры на Metacritic: если пресса оценила игру на 81 балл из 100, то оценка от игроков опустилась до 2,5 балла из 10. В 2021 году Тейлор Куросаки и Джейкоб Минкофф, отвечавшие за разработку сюжетной кампании, покинули студию Infinity Ward.
Заказ США
На фоне всего происходящего вокруг Modern Warfare 2019-го Activision сообщила, что версия игры для консолей PlayStation не будет доступна в российском PS Store. От шквала критики её это не спасло: в федеральных средствах массовой информации проект Infinity Ward обвинили в русофобии — провели параллель между историей в игре и событиями в реальной жизни, заодно припомнив миссию с расстрелом аэропорта из Modern Warfare 2. Не обошлось и без обвинений в пропаганде: журналисты «Россия 24» предположили, что студия Infinity Ward попросту выполнила заказ США.
На «Первом канале» решили не отставать от коллег и выпустили собственный репортаж, в котором телеведущий Кирилл Клейменов рассказал об игровой сцене бомбардировки мирных жителей на «шоссе смерти», хотя в Modern Warfare этот момент не показывали — о нём лишь упоминал главный герой.
Журналисты также не забыли провести параллели между печально известной тюрьмой Абу-Грейб, в которой заключённых подвергали различным пыткам, и сценой допроса Фары Карим. Как отмечал Клейменов, основная аудитория компьютерных игр — подростки, и если ваш сын или дочь не геймеры, то вам, по мнению Клейменова, очень повезло.
Вместе с тем Activision была вынуждена свернуть предрелизную рекламную кампанию в России из-за случившегося в Забайкалье инцидента: нёсший срочную службу Рамиль Шамсутдинов расстрелял восьмерых сослуживцев, за что был приговорён к 24 годам и 6 месяцам колонии и выплатам пострадавшим в размере более 8 миллионов рублей.
В итоге российские стримеры прекратили трансляцию Call of Duty: Modern Warfare, сайт турнира по игре был закрыт. Между тем некоторые контент-мейкеры заявили, что отказываются сотрудничать с Activision в первую очередь ввиду политической ангажированности игры, в их числе был и Илья Мэддисон.
Неизбежность пропаганды
Политика использует любое медиа для своей пропагандистской деятельности, а игры сейчас — огромное медиа, отмечает ведущий технический дизайнер Apella Games Антон Токарев.
Политика и пропаганда, в том числе в видеоиграх, предполагает лоббирование какой-либо идеи и преследование собственных интересов, формирование внешнего или внутреннего врага и собственных героев. Без этого тропа пропаганда невозможна, и политики стремятся использовать любое медиа в своих целях. Стоит учитывать, что пропаганда бывает не только агрессивной, но и пассивной — когда о чём-либо намеренно замалчивают.
Игровая индустрия ещё десять лет назад быстро догоняла по объёмам киноиндустрию, а сегодня уже оставила её позади, что делает её одной из наиболее перспективных политических и пропагандистских платформ. И если десять лет назад политики не воспринимали игры всерьёз и пропаганда была в начальном статусе, то сейчас всё поменялось.
Сегодня информация — это оружие, и в медиа его активно используют. Скажем, в пропаганде против России, отмечает разработчик, значительную роль играет в том числе антисоветская риторика с использованием устоявшихся образов и штампов.
«Я убеждён, что каждое государство преследует свои цели и использует какие-то определённые методы. И в период холодной войны страны, которые не приемлют коммунизм и социализм, выбрали для борьбы с Советским Союзом определённые методы. Были медианаработки: русские — плохие, злодеи, водка, балалайка, Гулаг, Сталин — суперзлодей. Вся эта клюква, которую мы знаем. Это всё пропагандируется. Согласен ли кто-то с этим всем — это другой вопрос», — сказал Антон Токарев.
Однако привлекать кого-либо к пропагандистской деятельности или, наоборот, призывать не участвовать в информационной войне не стоит, уверен Токарев. По его мнению, любое действие или бездействие всё равно включит человека в процесс: «Ничегонеделание тоже действие. Знаете, во многих сюжетных играх сейчас есть таймеры, когда ты можешь в диалоге ничего не ответить или ответить что-то конкретное. Ничего не ответить — это тоже ответ. И я на своём жизненном опыте в этом убедился».
Российская игровая индустрия как медиаресурс только-только формируется. Относительно недавно стали популярны game studies, в игры постепенно пробираются философия, культурология, психология, и это даёт геймерам дополнительные слои восприятия, ликвидирует безграмотность, помогает сформировать взгляды.
Это тоже деятельность, которая существует в рамках информационных боёв, но эта деятельность гораздо более конструктивна, она не показывает кого-то злым, а кого-то добрым, она старается дать несколько взглядов на мир или показать сторону вопроса, которая не относится к негативной окраске напрямую.
Российские разработчики тоже дают свои ответы западным играм, но не пропагандистские, а продуктовые — здесь речь идёт, например, и об отечественных аналогах Fallout, и своих Dungeon & Dragons. Из пропагандистских можно выделить разве что тактическую стратегию Syrian Warfare от студии Cats Who Play.
Человек, разделяющий ту или иную идею, обычно несёт её в массы, при этом он автоматически становится пропагандистом, даже если не осознаёт этого. Самое страшное, по мнению Антона Токарева, — это слепо верить в идеологию. И разработчики видеоигр должны отвечать на пропаганду и вносить свою сложную и комплексную идею, которую нельзя разбить на условное «плохой — хороший». Чем более проработанной будет эта идея, тем дальше она уйдёт от пропаганды и тем правильнее будет посыл.
«Я не уверен, что политику даже теоретически можно убрать из игр. Предположим, у вас в игре есть две противоборствующие группировки в сеттинге современной войны. Прообразами этих двух группировок кто-то всё равно будет — какие-то страны или чья-то униформа, всегда можно найти какие-то соприкосновения.
Даже если это какой-нибудь галактический sci-fi-сеттинг, идеологии всё равно узнаются. Если там будет легко читаемый коммунизм, даже не у красных, а у синих с щупальцами инопланетян, всё равно это будет коммунизм. И окраска, которую будут давать разработчики этому строю, будет негативной или позитивной.
Также может быть и серая мораль, при которой каждая сторона показывает положительные и отрицательные стороны, — и в этом случае игрок должен решить для себя, кто ему больше симпатичен. Но это скорее исключение, чем правило. Чаще всего и проще всего дать какую-то прямолинейную оценку чего-либо», — сказал Антон Токарев.
И всё же игровая индустрия иногда пытается обойтись без политики и пропаганды — ответственные за продакшен люди отслеживают этот момент и решают, стоит ли выпускать продукт в том или ином виде, говорит Токарев. Однако полностью избавиться от пропаганды и политики в видеоиграх вряд ли возможно: если человек хочет донести какую-либо идею, он это сделает так или иначе, независимо от внешних факторов.
Каждый человек, если он политически активен, автоматически пропагандирует ту или иную идеологию, даже если он убеждён, что не делает этого. Блогеры и инфлюенсеры это уже прекрасно доказали.