Геймдев
#статьи

Как авторы Call of Duty: Black Ops создают сюжеты, достойные лучших шпионских триллеров

И вызывают у игроков чувство паранойи.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops 3 / Treyarch

Серия Black Ops всегда отличалась качественными сценариями, закрученными сюжетами и атмосферой триллера про спецагентов. При этом каждая из игр в серии остаётся частью большой популярной франшизы Call of Duty, у которой есть свои узнаваемые черты — и удивительным образом истории о шпионах удачно с ними гармонируют.

В этой статье мы разбираемся, как создателям Black Ops удалось добиться этого сочетания, а также рассказываем, какими нарративными инструментами пользуются разработчики и какую роль для них играет кинематограф. Без спойлеров, конечно, не обойдётся — разобрать примеры конкретных сюжетных моментов без них было бы невозможно.

Краткий пересказ сюжета всех частей Call of Duty: Black Ops
(много спойлеров!)

В первой Black Ops (2010) главный герой и сотрудник ЦРУ Алекс Мэйсон в 1960-е годы попадает в плен к Фиделю Кастро после неудачной попытки американцев свергнуть власть на Кубе. Кастро передаёт американца в руки союзникам из СССР, в частности генерал-майору Никите Драговичу. Мэйсон попадает в лагерь в Воркуте, где знакомится с одним из персонажей Call of Duty: World at War Виктором Резновым. Тот рассказывает о главных злодеях в стане СССР, а также об их планах по применению газа «Нова-6» — страшного химического оружия, разработанного нацистами.

Мэйсон и Резнов сбегают из плена, а спустя годы встречаются во Вьетнаме. Там они пытаются перехватить партию газа «Нова-6», который коммунисты испытывают на местном населении, но успеха не достигают. Эта неудача приводит ЦРУ на остров Возрождения, где спрятался учёный Фридрих Штайнер — создатель смертельного газа. Резнов убивает Штайнера, в то время как коллеги Мэйсона по ЦРУ видят, что учёного на самом деле убивает сам Мэйсон, который в момент преступления находится один в помещении.

Оказывается, что главному герою, когда он был в плену у Советского Союза, промыли мозги. В действительности Резнов погиб при попытке побега из лагеря в Воркуте, но предварительно тоже успел повлиять на сознание Мэйсона, заложив в него программу убийства своих главных неприятелей. СССР же сделал из Мэйсона «спящего агента» — одного из американцев, которые, как предполагалось, в нужный момент выпустят «Нову-6» в США, а при случае убьют и президента страны. Однако Мэйсон срывает заговор и убивает злодеев до осуществления их кровавого плана. Тем не менее перед смертью Драгович намекает герою, что президент Кеннеди всё-таки погиб именно от рук Мэйсона.

Основные события Black Ops: Cold War (2020) происходят в 1981 году. Сотрудники ЦРУ Рассел Адлер, Алекс Мэйсон и Фрэнк Вудс ищут организаторов иранского кризиса с заложниками. Они узнают, что за захватом посольства стоит фигура Персея — советского шпиона, который ещё с 1960-х годов пытается переломить ход войны в пользу СССР. Президент Рейган приказывает найти и ликвидировать Персея. К тайной операции присоединяются члены нескольких мировых разведок, включая агента Белла — главного героя истории, который воевал с Адлером во Вьетнаме.

Группа узнаёт про внедрение Персея в сверхсекретную американскую программу «Зелёный свет», в рамках которой в каждом крупном европейском городе тайно были установлены нейтронные бомбы, необходимые на случай возможного советского вторжения. Учёный из программы оказался «спящим агентом», который сбежал на Кубу и помог Персею украсть коды детонации для каждой бомбы «Зелёного света». Теперь Персей может уничтожить Европу, а вину возложить на США.

На самом деле Белл — ближайший помощник Персея, которого нашли и перепрограммировали сотрудники ЦРУ, внедрив ему ложные воспоминания и новую личность. Когда к герою возвращается память, у него есть выбор: помочь ЦРУ и предать Персея или обмануть американцев, пустив их по ложному следу. От решения Белла зависит судьба Европы и миллионов её жителей.

В Black Ops 2 (2012) есть две сюжетные линии в разном времени, которые развиваются параллельно. В первой роль главного героя отдаётся Алексу Мэйсону в 1980-х годах, во второй — его сыну Дэвиду, бойцу антитеррористической группы «ОКСО», в 2025 году.

В 1986-м Алекс спасает своего давнего друга Фрэнка Вудса, после чего они вместе преследуют никарагуанского торговца оружием Рауля Менендеса. В попытках нейтрализовать угрозу агенты случайно убивают сестру Рауля, а тот скрывается. Спустя три года Менендес реализует коварный план: обманывает Фрэнка, который по незнанию стреляет в Мэйсона, а также калечит Фрэнка и убивает их напарника Джейсона Хадсона.

Впоследствии Менендес возглавляет популистскую организацию Cordis Die, которая тайно организовала крушение китайского фондового рынка и обвинила в этом США, что послужило стартом Второй Холодной войны. В 2025 году Дэвид Мэйсон также узнаёт, что Cordis Die создала мощный вирус, который способен парализовать мировую экономику. С помощью Вудса и американской армии Дэвид останавливает Менендеса, а США и Китай прекращают военные действия. После этого показывается одна из шести концовок, которая зависит от действий игрока на протяжении всей игры. Среди них есть как хеппи-энды, так и сожжение Белого дома и воцарение анархии в США.

События Black Ops 3 (2015) происходят в 2060-х годах. Солдат №25954 из особого подразделения ЦРУ тяжело ранен в ходе задания по спасению премьер-министра Египта. Находящемуся при смерти герою внедряют прямой нейронный интерфейс (ПНИ) и кибернетические улучшения.

Спустя пять лет он в составе небольшой группы высаживается в карантинной зоне Сингапура, где ранее произошёл крупный теракт, унёсший жизни 300 тысяч человек. Оперативники узнают, что командир отряда кибернетически улучшенных солдат Джон Тейлор со своими людьми по какой-то причине предал ЦРУ, убив персонал местной секретной лаборатории. Тейлор хочет слить в свободный доступ расположение всех известных убежищ ЦРУ, чего нельзя допустить — герой отправляется за ним в погоню.

Оказывается, что в лаборатории экспериментировали над сознанием похищенных людей. Жестокие эксперименты привели к созданию вирусной программы «Корвус», порождённой коллективным разумом испытуемых. Им якобы и заразились Тейлор и его команда — после этого они решили найти авторов проекта и отомстить. В финале, впрочем, выясняется, что все события после операции по внедрению ПНИ в сознание главного героя — это его предсмертные галлюцинации, в которых образы персонажей и их действия перемешались самым причудливым образом. В действительности Тейлор не предавал ЦРУ, и никто не устраивал за ним погони. После пережитых галлюцинаций главный герой умирает, и становится понятно, что операция по внедрению ПНИ оказалась неудачной.

В основе сюжета лежат реальные исторические события, перемешанные с фантастикой и теориями заговора

Серия не просто так называется Black Ops, что в вольном переводе на русский означает «секретные операции под прикрытием, организованные правительством или военным руководством страны». И создатели игр серии каждый раз стремятся удивить хитросплетениями сюжета и мощной концовкой, которая зачастую переворачивает историю вверх тормашками. Жанру шпионского триллера комфортно в разных сеттингах, но авторы Black Ops, студия Treyarch, предпочли Холодную войну — и не прогадали.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops / Treyarch

Для придания большей достоверности и сюжетного накала в историю вплетены реальные исторические события. Сюжет первой игры начинается с операции в заливе Свиней — попытки США свергнуть власть на Кубе в 1961 году, которую авторы творчески обыграли. В их версии несколько спецагентов ЦРУ добрались до цели и устранили её, только вот убитый оказался двойником революционера, а реальный лидер Кубы схватил главного героя и передал Советскому Союзу. Таким образом реальная неудачная операция ЦРУ стала некой вводной для сюжета, полного теорий заговора, галлюцинаций и противостояния двух сверхдержав.

Игра про Холодную войну также не могла обойтись без войны во Вьетнаме. Treyarch выбрала Тетское наступление, в том числе и потому, что оно стало началом конца для американской кампании в регионе. Даже первая Black Ops порой старалась быть мрачной и показывала негатив войны, ну а следующие части франшизы укрепились в этом настроении. Главные герои вместе с морской пехотой США обороняли военную базу Кхешань, а в ходе реальной операции с обеих сторон погибло много солдат. Стратегически же она даже не несла большого смысла, о чём впоследствии рассказывали историки.

Авторы вплели в повествование и остров Возрождения, где СССР в годы Холодной войны создавал опаснейшее биологическое оружие. Впрочем, спецагенты ЦРУ на засекреченном советском острове — чистая фантастика. Зато локация удачно вписывается в сеттинг шпионского боевика.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops Cold War / Treyarch

Black Ops Cold War продолжала исследовать тему Холодной войны, её сюжет имел много связей с реальным миром, несмотря на дикие теории заговора.

«Центральные элементы повествования мы почерпнули из реальности. Кроме того, документы правительства США, рассекреченные за последние 4–5 лет, стали основой для ключевого фрагмента сюжетной головоломки [Cold War]. Когда я исследовал эти документы, то был шокирован некоторыми вещами, которые узнал. Мы (правительство США. — Ред.) действительно пудрим людям мозги и заставляем их сомневаться в том, что реально».

Мюррей Крафт,
ведущий нарративный дизайнер Raven Software

Дизайнер, вероятно, говорил о секретной программе ЦРУ под названием «Проект МК-Ultra». Спецслужбы США запустили её ещё в начале 1950-х годов, а целью был поиск и изучение средств манипулирования сознанием. Например, для вербовки агентов или для извлечения сведений на допросах, в частности с помощью использования психотропных химических веществ, оказывающих воздействие на сознание. В качестве подопытных чаще всего были обычные люди, страдающие незначительными проблемами вроде тревоги и неврозов. Программа просуществовала минимум два десятилетия, пока не была закрыта под давлением общественности, в том числе благодаря расследованию Конгресса США.

Главный герой Cold War Белл стал жертвой проекта, лишь в конце повествования узнав, что ему внедрили ложные воспоминания. Авторы довольно неоднозначно поднимают тему манипуляций над человеческим сознанием, учитывая, что в игре ЦРУ поставило эксперимент на сообщнике Персея, то есть, по сути, злодее.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops Cold War / Treyarch

События других игр франшизы преимущественно происходят в будущем. Тем не менее в них большую роль играют реальные явления, которые волнуют сценаристов в настоящем. Допустим, к 2012 году (когда и вышла Black Ops 2) Китай ограничил экспорт редкоземельных металлов, которые крайне важны для создания высокотехнологичных устройств: от смартфонов до аэрокосмической техники. Проблема не решилась даже спустя годы. Сценаристы Black Ops 2 обыграли торговые санкции в игре: по сюжету стараниями кибертеррориста Рауля Менендеса рухнул китайский фондовый рынок, в чём обвинили правительство США. В ответ Китай не просто перестал экспортировать редкоземельные металлы, но и начал Вторую Холодную войну, которая разделила общество и пошла на руку планам Менендеса уничтожить капиталистов.

На третью Black Ops также повлияли актуальные на момент создания сценария новости. В 2014 году стало известно о размещении ВМС США лазерного оружия в Персидском заливе. В игре это обыграли в формате выбранного сеттинга: после событий Black Ops 2 мир боялся очередной атаки с использованием авиации, поэтому была разработана система ПВО «НЭВО». Теперь авиация стала практически бесполезной, и все войны велись на земле — с роботами и суперсолдатами. Так работа над созданием оружия направленной энергии в реальности стала основой для игрового мироустройства.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops 3 / Treyarch

Важно влияние и климатических изменений, которые в 2010-х годах стали очевидны человечеству. Локации шутера прямо говорят о коллапсе Земли образца 2065 года. Африканские страны враждуют из-за доступа к воде, а в конфликт, как обычно, влезли коалиции сверхдержав. И если Эфиопия выглядит просто неприветливо, то Сингапур будущего не годится для нормального существования. Там считаются нормой суперштормы: во время таких явлений ветер достигает 70 метров в секунду, и даже герои игры, подготовленные агенты, вынуждены втыкать в землю металлический штырь и, держась за него, ждать, когда непогода утихнет.

Создатели серии используют в качестве персонажей и образы реальных исторических личностей. Так, знатоки истории приятно удивились игровым воплощениям Жонаша Савимби и Мануэля Норьеги — соответственно ангольского и панамского военных деятелей, которые в 1980-х годах сотрудничали с ЦРУ. Примечательно, что оба подали в суд на Activision — издателя серии Call of Duty, но проиграли. Суд, основываясь на принципе свободы слова, постановил, что компания имела право изобразить историческую личность в вымышленном сюжете.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops 2 / Treyarch

Впрочем, обычный игрок вряд ли знал этих людей. Его цепляло появление в играх личностей вроде президентов США Джона Кеннеди и Рональда Рейгана, а также лидера Кубы Фиделя Кастро. Та же сцена с Рейганом обставлена в лучших традициях шпионских триллеров. Приглушённый свет, кабинет в Белом доме, важные мужчины в костюмах обсуждают угрозу национальной безопасности — и президент даёт героям карт-бланш на устранение советского шпиона. Мы не можем утверждать, зато можем предположить, что подобное случалось и в реальности.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops / Treyarch

Ещё интереснее внедрили Джона Кеннеди в первой Black Ops. В конце игры мы узнаём, что он был целью главного героя Алекса Мэйсона, который при личной встрече обуздал странное желание убить лидера нации, но за кадром и позднее всё же реализовал план Драговича. Сюжетный твист отлично подошёл духу шпионского триллера, а заодно представил необычный взгляд авторов на громкое убийство одного из самых обожаемых президентов США в истории.

Ненадёжный рассказчик

Популярный нарративный приём широко распространён в литературе и кинематографе, но в играх его стали использовать сравнительно недавно. Ненадёжный рассказчик — герой-повествователь, который сообщает заведомо недостоверную информацию. При этом происходит нарушение негласного договора между автором и читателем, согласно которому события должны описываться достоверно.

Цель приёма — запутать читателя, игрока или зрителя, ввести его в заблуждение и усилить впечатление от истории. Лучше всего этот инструмент сработал в первой Black Ops как эффект неожиданности, ведь тогда игроки не ждали ничего особенного от Call of Duty в целом и в частности от создателей World at War, довольно приземлённого шутера. В новой игре же авторы рассказали необычную и довольно параноидальную историю про сотрудника ЦРУ, который становится марионеткой в руках коварного Драговича — и чуть не погружает мир в состояние полного хаоса.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops / Treyarch

Один из ключевых сценаристов серии, голливудский автор Дэвид С. Гойер, спустя годы отметил, за что люди любят серию Black Ops:

«…[Она] известна различными параноидальными перипетиями сюжета. Игроки ожидают этого и хотят, чтобы в разные моменты игры у них уходила земля из-под ног от неожиданности. Сюжет непредсказуем.

…Не хочу рассказывать слишком много, но сумасшедшая паранойя определённо является одной из отличительных черт франшизы Black Ops и мы определённо не хотели остаться без неё и в этой игре».

В сюжете первой игры отчётливо прослеживается след кинотриллера «Маньчжурский кандидат» 1962 года. Их объединяет тема Холодной войны, попадание главного героя в плен и промывка его мозгов с целью повлиять на ход войны убийствами политиков. Только в игре мы понимаем, что протагонист действительно стал жертвой советских экспериментов над сознанием, уже ближе к концу — отчего эффект неожиданности ощущается гораздо сильнее. А раздвоение личности у Мэйсона отсылает к культовому «Бойцовскому клубу».

Сценаристы хорошо справились и в Black Ops Cold War, где сознание героя также пострадало — правда, уже от действий ЦРУ. Всю игру мы считали Белла обычным агентом американской разведки, который помогает старому знакомому Адлеру (воевали же вместе!) схватить негодяя, мечтающего разрушить привычный мир. В финале открывается правда: Беллу изменили личность и внедрили воспоминания Адлера, а на деле он был человеком Персея и одним из немногих, кто знал расположение его штаб-квартиры.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops Cold War / Treyarch

В Cold War хватает отсылок к триллеру Тони Скотта «Шпионские игры» 2001 года. В частности, повторяется приём с частыми флешбэками, которые раскрывают предысторию: война во Вьетнаме, шефство одного разведчика над другим, опасные операции в ГДР. Создатели позаимствовали и нарративные инструменты фильма — в эпизодах, когда работа шпионов ведётся не только в поле, но и в кабинете. Спецагенты анализируют, общаются и совместно находят выход из непростых ситуаций.

Black Ops 2 почти не использует приём ненадёжного рассказчика, взамен предложив разветвлённый сюжет со множеством концовок. Можно вспомнить возможное убийство Алекса Мэйсона руками его друга Фрэнка Вудса, но этот эпизод мы подробно разберём позже. Сейчас достаточно сказать, что в этой сцене злодей перехитрил Вудса, а заодно и игрока, который явно почувствовал себя обманутым и озадаченным.

А вот где сценаристы разгулялись, так это в Black Ops 3. Далеко не все оценили сложный сюжет кампании, и потому оценка шутера на Metacritic меньше, чем у прошлых частей. Однако стоит отметить попытку авторов сыграть на поле футуристических историй-антиутопий про зловещий мир будущего, где солдатам внедряют нейронный интерфейс. Фактически почти вся игра — плод больного воображения умирающего солдата, у которого воспоминания другого человека смешались с истерией мстительного вируса.

Бэкграунд центральных злодеев

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops / Treyarch

Антагонисты играют важную роль почти в каждом сюжетном произведении про противостояние добра и зла, и Black Ops не стала исключением. Поблагодарить за проработку злодеев стоит, в первую очередь, того же Дэвида С. Гойера — автора фильмов про Бэтмена Кристофера Нолана и трилогии о Блэйде. Activision наняла профессионала с большим опытом ещё на стадии работы над первой Black Ops. Тогда он консультировал по сценарию и помогал разрабатывать сюжет.

«Актёры Гари Олдман и Эд Харрис и сценарист Дэвид С. Гойер считаются одними из главных талантов Голливуда, и они идеально дополняют амбициозный и захватывающий однопользовательский режим Call of Duty: Black Ops. Их вклад помог нам раздвинуть границы повествования и развития персонажей далеко за пределы всего, что мы когда-либо пытались сделать в этой франшизе».

Марк Ламия,
глава Treyarch

В первой части злодеями выступили советские военные чины Драгович и Кравченко, а также нацистский учёный Штайнер. Последний — довольно жалкая фигура, а вот остальные злодеи близки к классическим бондовским образцам негодяев.

Что их роднит? Типичный злодей бондианы малоэмоционален и непоколебим, обычно это эгоцентрист со скучными монологами о мировом господстве. Драгович именно такой человек, ну а Кравченко — злобный наёмник, который после смерти одного босса стал работать на другого.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops 2 / Treyarch

Эти персонажи хоть и не лишены фактуры, но всё же близки к карикатурным образам. В сиквеле же Treyarch детально прописала гораздо более объёмного героя — Рауля Менендеса. Мы узнаём про его становление и события из прошлого: ещё будучи ребёнком, он потерял дом, а его маленькая сестра получила страшный ожог, когда они оба чуть не погибли в результате пожара склада, учинённого его американским владельцем. Позднее ЦРУ убило отца Менендеса, который создал свой картель и получил влияние в Никарагуа. Уже в рамках игры Мэйсон лишил его глаза, а Вудс нечаянно убил любимую сестру — единственного родного человека Рауля. Немудрено, что он возненавидел США. Это тот редкий пример видеоигрового злодея, к которому проникаешься и мотивы которого понимаешь. Марк Ламия подтверждает, что в сиквеле они «исследовали характеры и рассказали историю об этих персонажах».

К личности Менендеса приложил руку и Гойер, который несколькими годами ранее создал сложный образ психопата Джокера в «Тёмном рыцаре». У персонажей масса общих черт: оба нигилистические анархисты, крайне харизматичны, обладают гениальным интеллектом, прекрасно разбираются в людях и мастерски ими манипулируют. Оба пережили трагедию, когда лишились близких людей. Разумеется, их главная общая черта — желание ввергнуть мир в хаос и попутно наказать своих врагов.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops Cold War / Treyarch

Спустя несколько лет Гойер представил нового злодея, Персея, в Black Ops Cold War.

«Главное зло игры — это своего рода легендарный агент по имени Персей, который, как предполагается, был настоящим секретным агентом, и по сей день никто точно не знает, кем был Персей, и был ли Персей мужчиной или женщиной. Или даже в какой степени Персей скомпрометировал западную разведку. Но похоже, что там действительно был кто-то с кодовым именем Персей. Меня захватывает сам факт, что главное зло нашей игры — это кто-то, кто действительно существовал».

Дэвид С. Гойер,
сценарист Black Ops Cold War

Впрочем, следует признать, что Персей вышел очередным бондовским злодеем: успешным, хладнокровным и немного скучным. У авторов не получилось создать фигуру уровня Рауля Менендеса. Почти все действия Персея остаются за кадром, его лицо мы впервые видим ближе к концу, а самих злодеев — только в кульминации и буквально пару минут. Этого явно недостаточно, чтобы претендовать на звание лучшего негодяя франшизы, хотя вокруг Персея было много загадочного флёра, который подогревал ожидания.

Из похожих злодеев в кино вспоминается майор Мортон из «King’s Man: Начало», который долгое время скрывал свою зловещую личность Пастыря, чтобы столкнуть в противостоянии три могущественные державы.

Параллельное повествование от первого лица и интерактивность

Call of Duty — шутеры от первого лица, и всё повествование в них ведётся от лица главного героя, с его перспективы. Поэтому, когда протагонист разговаривает и вслух анализирует события и поступки других персонажей, у него появляется индивидуальность — в такого героя верится куда больше, чем в немого болванчика. При этом впервые в серии говорящего протагониста ввели именно в первой Black Ops, и это решение пошло на пользу восприятию повествования.

«Это был осознанный выбор. Мы хотим, чтобы игрок сразу же смог соотнести себя [с героем]. Первая сцена очень напряжённая для персонажа. Мы подумали, что, если бы сам игрок чувствовал то, что переживает герой, прямо в начале игры, это действительно создало бы связь с персонажем».

Дэйв Энтони,
сценарист Treyarch

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops / Treyarch

Важно понимать, что игрок в Call of Duty за редкими исключениями знает ровно столько же, сколько и главный герой. Благодаря такому подходу умелый сценарист может держать игрока в неведении или даже лгать ему, а правду раскрыть только в конце. Или, как в случае с Black Ops 3, вообще заставить переосмыслить сюжет и перепройти игру, чтобы по-новому взглянуть на её события.

Игрок следует за взглядом протагониста и узнаёт все твисты в нужный момент времени вместе с ним. Будь то осознание, что ты — «спящий агент» Советского Союза и призван уничтожить США, будучи американцем, или понимание на последней секунде, что твоя жизнь — вовсе не твоя, и почти вся игра ранее — лишь извращённые чужие воспоминания.

Внимательный игрок благодаря подсказкам всё же способен понять, что его водят за нос: ведь персонажи, знавшие друг друга в первой миссии, позже становятся незнакомцами, а диалоги повторяются. Но в целом такой сложный нарратив редко встречается в шутерах. Это отметил и директор по дизайну Treyarch Дэвид Вондерхаар, который в оценке повествования не сдерживал эмоций: «Это **** [вынос] мозга. Таково повествование Black Ops, это задумано в дизайне. Вам предстоит распутать тяжёлую историю: это глубокий, тёмный и иногда действительно извращённый повествовательный опыт».

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops 3 / Treyarch

А ещё игра от первого лица позволяет переключаться на других героев — и показывать события их глазами. Так сценаристы при должной сноровке способны удивлять игроков и даже разрывать шаблон. Казалось бы, стрельба — типичное действие в любом шутере, включая Black Ops 2. Обычно мы играем за Мэйсона, а тут переключились на его напарника Вудса. Тот узнаёт, что их враг, Менендес, якобы схвачен и его можно устранить издалека. Вудс стреляет в человека с мешком на голове, но жертвой оказывается Мэйсон.

То есть, скорее всего, обычный игрок, привыкший в шутерах стрелять, а не думать, быстро устранит цель в голову, после чего с удивлением обнаружит, что его обманули. А ведь Мэйсон — ключевая фигура серии, и с ним у игрока наверняка образовалась эмоциональная связь. Лишь редкий внимательный игрок, который слушает все диалоги и читает брифинги заданий, может почуять неладное и выстрелить цели в ноги, — это спасёт Мэйсона и позволит выйти на счастливую концовку.

Подобная возможность раскрывает ещё один ключевой инструмент нарративных дизайнеров и сценаристов — интерактивность видеоигр. Игры, в отличие от кино, театра, музыки и других форм искусства, интерактивны и позволяют стать участником событий, повлиять на сюжет и ход истории. Иногда игры дают выбор: совершить позитивное действие или негативное, стать на сторону одних героев или других. Большинство важных для сюжета Call of Duty сцен и поворотных моментов интерактивны, а игрок вместе с персонажем принимает в них непосредственное участие.

«По своей природе игры не пассивны, а интерактивны. Это совместная работа. Когда я играю в игру, я хочу чувствовать, что у меня есть свобода выбора. Я хочу чувствовать, что… не совсем всё определено, и что мой выбор может повлиять на результат. Одна из потрясающих идей, которую я предлагал со времён первой Black Ops, и которую продолжили Raven и Treyarch, это идея навязать игроку моральный выбор, особенно в мире шпионажа и контрразведки, где мораль так неоднозначна».

Дэвид С. Гойер,
сценарист Black Ops Cold War

Интерактивность в постановочных сценах даёт игрокам большее погружение в историю и некое чувство индивидуальности. Вот пример из первой Black Ops, когда Мэйсон идёт по коридорам Пентагона, а мы можем разве что вертеть головой персонажа. Если посмотреть на привлекательную сотрудницу, то включится замедленная съёмка: девушка смерит героя взглядом и томно выдохнет клубы сигаретного дыма — она явно не прочь познакомиться. Но если в тот момент отвернуться и рассматривать картины на стенах, сцена будет упущена.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops / Treyarch

Ещё одна особенность Black Ops — параллельное повествование. Так или иначе, оно есть в большинстве игр серии: в первой Black Ops местами мы играли то за Мэйсона, то за Резнова, а потом переключались на Хадсона. В Cold War игроков кидало между 1981 и 1968 годом, когда Белл вспоминал события во Вьетнаме. Но лучше всего параллельные сюжеты раскрываются в Black Ops 2.

Там авторы используют сюжетные арки в разных временных периодах, чтобы дать больше контекста истории. Сиквел рассказывает о семье Мэйсонов и их противостоянии с Раулем Менендесом, которое в итоге стало личным. Конфликт продлился почти 40 лет, причём разработчики показывают не только точку зрения вроде как положительных персонажей семьи Мэйсонов. Несколько раз в разных десятилетиях мы управляем и Менендесом и сражаемся с ЦРУ, что позволяет лучше прочувствовать его боль и понять, как он стал злодеем и почему так ненавидит западный мир.

«Война обычно не бывает чёрно-белой, или, по крайней мере, конфликты не бывают чёрно-белыми. И одна из вещей, которую мы пытались сделать, представляя некоторые уровни в прошлом и будущем, — это показать, что иногда грехи отцов сказываются на их сыновьях: как в случае Алекса и Дэвида Мэйсонов, так и в случае стран».

Дэвид С. Гойер,
соавтор Black Ops 2

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops 2 / Treyarch

Параллельное повествование также призвано запутать игрока, ведь следить сразу за несколькими сюжетами — непростая задача. Особенно когда так сильно разнится сеттинг. Шутер бросает нас то в Анголу 1980-х годов, то в Пакистан будущего, где улицы охраняются дронами, а после — в знаковую точку прошлого вроде Афганской войны.

Сценаристы Дэйв Энтони и Дэвид С. Гойер постарались сделать сеттинг будущего в Black Ops 2 настолько реалистичным, насколько это было возможно. Для этого Гойер привлёк к проекту Питера У. Сингера — консультанта ЦРУ, чья работа заключается в предсказании геополитики на 10–15 лет вперёд и попытке понять, откуда будут исходить угрозы для американской безопасности. Сингер чуть ли не лучше всех в мире понимал, как через 15 лет будет выглядеть военная промышленность и какое технологичное оружие может появиться в арсенале спецагентов.

Один из примеров такого футуристически продвинутого вооружения — прицел для винтовки в Black Ops 2, который позволяет видеть врагов сквозь сооружения. И это вовсе не плод фантазии разработчиков. Подобная технология существовала уже в 2012 году, только она была реализована не в формате дальнобойной винтовки, а в виде огромной установки, перемещающейся на грузовике.

Марк Ламия в одном из интервью, приуроченному к выходу Black Ops 2, сказал: «Мы хотели убедиться, что наша игра — всё ещё часть серии Call of Duty, и она (игра. — Ред.) не может быть слишком уж фантастической. Она должна ощущаться правдоподобной. Это ведь часть „ДНК“ Black Ops: в своих играх мы создаём правдоподобные сценарии развития событий, а затем добавляем к ним выдумку, элементы фантастики. [Кроме того, ] вещи, которые прежде появлялись только в научно-фантастических книгах, стали реальностью…».

Множественные финалы и разветвлённые истории

Black Ops 2 добавила во франшизу разветвлённые истории. И речь не только про возможность выбора по ходу сюжета. Treyarch придумала некую вариацию побочных заданий под названием «Ударная группа» — отдельный режим, где игроки на выбор управляли дронами, турелями, танками-шагоходами или группой солдат. Невиданная для серии свобода действий.

«Вы сможете играть за любого из членов вашего отряда, у которых есть различное вооружение. <…> Хотите управлять этим квадрокоптером? Вы можете это сделать. Хотите захватить механизированный дрон-шагоход с тяжёлым вооружением? Вы можете это сделать. Хотите управлять автоматизированным сторожевым дроном, поливать врага градом пуль и закидывать гранатами? Вы можете это сделать. Хотите просто играть так, как вы играете на каждом уровне Call of Duty? Вы можете это сделать».

Марк Ламия,
глава Treyarch

Геймплей режима «Ударная группа»

Задания шли параллельно основной кампании, а их целью было изменить условия противостояния между Китаем и США в центральном сюжете. Самой интересной фичей режима была возможность провала этих миссий. То есть игрок не видел экрана смерти и не начинал заново в случае неудачи, а просто переходил к следующему заданию. В свою очередь, сюжет кампании менялся в зависимости от удач и неудач игрока в режиме. Ярким примером служит устранение генерала Тянь Чжао: успешное выполнение побочной миссии не позволяет силам коалиции, в которую входит Китай, уже в основной кампании уничтожить американский авианосец с главной надеждой человечества на борту — хакершей Хлоей.

Treyarch интересно подошла к вопросу нелинейности и в кампании. В процессе прохождения игрок зачастую не понимал, как конкретное действие повлияет на историю и концовку. Вот мы пытаемся найти Хлою — человека, который спасёт мир. Плохие парни добираются до неё раньше, и если мы быстро не отобьём Хлою, то негодяи уйдут с ней. Обычно нелинейные игры бьют во все колокола или как минимум дают понять, что сейчас сюжет свернул в другое русло, но Treyarch не подаёт виду. Такой финт студия проворачивает несколько раз за игру.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops 2 / Treyarch

Порой наличие выбора очевидно, но нет понимания его последствий. К примеру, Менендес приказывает соратнику Фариду (агенту ЦРУ под прикрытием) убить пленённого агента Харпера. Если убить Харпера, то мы его больше не увидим, зато в будущем Фарид ценой своей жизни спасёт Хлою, что позволит выйти на хорошую концовку. Если же отказаться казнить Харпера, то Менендес пристрелит Фарида, что поставит крест на возможности получения хорошей концовки. Зато выживший Харпер проведёт всю оставшуюся игру рядом с Мэйсоном и постоянно будет помогать. Подобная нелинейность побуждает перепройти игру, чтобы узнать, куда повернёт сюжет, если поступать иначе.

Дэвид Гойер вообще выделил 18 концовок в зависимости от принятых решений и отметил, что работать над разветвлённостью было сложно, хоть и весело. Но в Black Ops 2 всё же шесть базовых финалов: четыре плохих, два хороших и только один идеальный. Для его получения нужно, чтобы три центральных героя — Хлоя, Алекс Мэйсон и Менендес — остались в живых. Звучит просто, но последствия решений не всегда понятны — Хлоя выживает, скорее всего, не у многих, как и Алекс Мэйсон.

Фактически концовки зависят от того, погибли эти герои или нет. И в зависимости от вариаций игрок получает тот или иной финал. Для сюжетного шутера на семь часов — это прекрасный формат, который мотивирует к перепрохождению. Важно и разнообразие концовок. Например, финал для Вудса не зависит только от его выбора в ключевой сцене из прошлого, когда он убивает или ранит Мэйсона, как это можно спрогнозировать. Играет роль и состояние других персонажей истории.

Сцена после титров Call of Duty: Black Ops 2

Тем не менее базовые вещи едины. Живая Хлоя при удачном стечении обстоятельств отключает вирус и не даёт США скатиться в анархию. Живой Мэйсон в большинстве финалов встречается с сыном, их семья воссоединяется спустя множество лет. Ну а живой Менендес не даёт анархистам повода для агрессии. В зависимости от состояния других героев Рауль или сбегает из тюрьмы, убивает Вудса и сжигает себя заживо на останках сестры, или бьётся в бессильной злобе, наблюдая по тюремному телевизору крах своих планов.

Все финалы закрывают арки центральных персонажей. Именно поэтому Black Ops 3 рассказывает совершенно другую историю с другими героями и даже в другом сеттинге. А вот Black Ops Cold War вернула троицу оперативников ЦРУ и поместила их в 1980-е годы, но не на первый план, а как второстепенных героев. Вернулись и множественные финалы, но уже не с тем многообразием: концовок всего три, из которых две существенно отличаются друг от друга. Зато в них можно принять непосредственное участие, а не просто посмотреть один из роликов.

«Когда мы приступили к созданию истории, то сразу же продумали несколько концовок. И это действительно помогло. Мне кажется, что не стоит добавлять различные варианты финала на более поздних этапах — и уж точно не нужно этого делать, если разные концовки не укладываются в историю, которую вы пытаетесь рассказать. Мы же сразу поняли, что хотим их добавить. И мне очень льстит мысль о том, что, создав вариативные финалы, мы таким образом отдали дань уважения Black Ops 2».

Дэн Вондрак,
креативный директор Raven Software

В положительной концовке, когда Белл узнаёт, что его перепрограммировало ЦРУ, он занимает сторону Адлера и предаёт Персея. Белл называет правильное местоположение штаб-квартиры советского шпиона и вместе с ЦРУ участвует в штурме Соловецких островов, попутно уничтожая передатчики, которые могли бы передать сигнал детонации бомб. Персей скрывается, а Адлер чуть позже встречается тет-а-тет с Беллом, называет его героем и выхватывает оружие. Кто-то из героев в результате явно оказывается убит, но это остаётся за кадром.

Скриншот: игра Call of Duty: Black Ops Cold War / Treyarch

Есть и две плохие концовки. В первой Белл врёт ЦРУ, решая остаться верным Персею. Герои летят на станцию «Дуга-2», где никого не оказывается, — и Адлер казнит Белла на месте, понимая, что тот выбрал сторону врага. Тем временем мир катится в пропасть.

Вторая плохая концовка расширяет предыдущую. В ней Белл врёт и успевает предупредить Персея. На станции «Дуга-2» оперативники ЦРУ попадают в засаду, а Белл лично убивает всех бывших подельников, с которыми сотрудничал на протяжении всей игры. В конце он казнит Адлера, а мы узнаём, что Персей — не один человек, а целая группа шпионов. Белл лично активирует ядерные заряды, которые уничтожают Европу, а вся ответственность ложится на США. Это выглядит началом конца Холодной войны, в которой победа отойдёт СССР.

Над сюжетной кампанией Cold War работала Raven Software. И хотя многие черты игр Treyarch перекочевали в эту часть, видна и рука новой студии. Raven позволяет игроку сделать крайне плохой выбор, стать на сторону откровенных злодеев, которые ради господства готовы убить миллионы людей. Причём последствия выбора видны не в роликах, как у Treyarch. Мы именно участвуем в событиях: сами ликвидируем хороших ребят, активируем бомбы и становимся ответственными за уничтожение целого континента.

Скриншот: игра Call of Duty: Modern Warfare 2 / Infinity Ward

Этот опыт можно сравнить лишь с нашумевшей миссией «Ни слова по-русски» из Modern Warfare 2, вышедшей в 2009 году. В том задании мы попадали в московский аэропорт и получали возможность стрелять по гражданским. Два довольно спорных эпизода показывают другую сторону конфликта и дают понять, на что злодеи готовы ради победы, — и позволяют игрокам вжиться в их шкуру.

* * *

Так о чём же игры серии Black Ops?

Лучше всего на этот вопрос в 2015 году ответил один из менеджеров Treyarch Джейсон Бланделл: «…Мы тратим много времени на проработку деталей, которые помогли бы понять мысль, которую мы хотим донести. У нас может быть нейтральное сообщение, в рамках которого мы представляем взгляды обеих сторон спора. Мы вкладываем в это много сил. Когда мы начинали работу над первой Black Ops, то обсуждали — эта игра о Холодной войне или нет? Это история вроде „Маньчжурского кандидата“, о промывании мозгов и предательстве? У нас были эти серьёзные темы, о которых мы тогда говорили, что это фишка Black Ops. <…> Первая игра была о развращении человека. Вторая — больше о геополитическом ландшафте. Третья, по сути, является расширением этого мира и комбинацией предыдущих игр».

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована