История мира Diablo: что такое Санктуарий, как появился Диабло и зачем нужны Камни душ
А также почему герои первой части серии стали злодеями, хоть и смогли одолеть Повелителя ужаса.
Изображение: официальный промоарт игры Diablo 2: Resurrected / Blizzard
Diablo 4 вышла в июле 2023 года, и отзывы критиков о ней оказались однозначно положительными. При этом первая часть серии появилась аж в 1997-м — так давно, что для некоторых игроков происходящее в новой игре может практически не иметь смысла из-за обилия незнакомых имён, загадочных терминов и названий.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media решила, что релиз Diablo 4 — отличный повод вспомнить о том, как вообще появился мир Санктуарий, где происходят все события, и какую роль в нём сыграли персонажи вроде Декарда Каина и архангела Тираэля.
Что такое Санктуарий
Санктуарий, также известный как Царство смертных, — это мир, населённый людьми и развитый на уровне привычного нам Средневековья. В иных реальностях обитают ангелы и демоны, активно вмешиваясь в судьбу человеческого измерения. Санктуарий был создан совместными усилиями отступников из армий демонов и ангелов, став в итоге спорной территорией для Пылающего ада и Высших небес. Именно в Санктуарии происходит основное действие всех игр серии, хотя прогулки по иным измерениям также случаются.
Изначально этот мир был создан как попытка прекратить бесконечную вражду ангелов и демонов. На землях Санктуария представители обоих народов жили в мире и даже дали совместное потомство. Так появилось первое поколение людей, названных нефалемами. Такие люди унаследовали силы и Ада, и Рая. Правда, разные создатели Санктуария хотели использовать могучую армию, состоящую из нефалемов, с разными целями, что привело к спорам и ссорам. Так началась вековая вражда между ангелами и демонами, а полем боя для их сражений стали земли Санктуария.
Как создавался мир Diablo
Ведущий геймдизайнер первых двух частей Diablo Дэвид Бревик на выставке GDC 2016 в деталях рассказал, как зародилась идея вселенной Санктуария и самой первой части Diablo.
Дэвид стал обдумывать идею игры о войне с демонами ещё за школьной партой. Вдохновлялся он популярными в то время компьютерными RPG Rogue и NetHack. Эти игры об авантюристах, рыскающих по подземельям с монстрами, пользовались в 1980‑х особой любовью студентов и школьников. Сами же Rogue и NetHack мало походили на привычные сегодня тайтлы: в первых их версиях не было даже спрайтовой картинки, а героев и чудовищ обозначали символы и цифры. Юный Бревик проникся основной концепцией таких RPG: задачей в них было спускаться за сокровищами в инфернальные локации, и чем глубже, чем дальше от безопасности и дневного света — тем становилось опаснее. Этот замысел и был воплощён через много лет в Diablo. А звучное название «Диабло» («Дьябло») Бревик позаимствовал у горы, расположенной недалеко от его дома.
По первоначальной задумке весь Санктуарий в игре должен был стать пластилиновым, на манер мира в квесте The Neverhood 1996 года. Правда, у молодых разработчиков тогда попросту не хватило сил и денег на реализацию идеи, а доступные графические технологии на это не годились. Тогда команда пришла к знакомому сейчас мрачному визуальному стилю с изометрической камерой.
В ходе разработки пришлось отказаться и от других идей — от пошаговых сражений, к примеру. Но команда сохранила главный вектор в создании мира Diablo: здесь обитали суровые монстры и не менее суровые борцы с ними. Причём Дэвид Бревик страстно желал сделать мир игры ещё более неприветливым. По первоначальному плану босс по прозвищу Мясник, который впоследствии стал известен как очень сложный противник, должен был поджидать героя чуть ли не на стартовой локации. В итоге Мясника поселили в глубине катакомб, благодаря чему первая Diablo стала чуточку доступнее. Были отброшены некоторые мирные активности — например, приготовление еды. Отказ от подобных элементов подчеркнул брутальность сеттинга, ведь охотник на нежить и демонов должен драться, а не кашеварить.
Впрочем, в дополнении Hellfire, вышедшем чуть меньше чем через год после релиза оригинала, стало поменьше мрака и безысходности — и как раз по этой причине аддон не признали каноном в некоторых профильных медиа. Разработкой дополнения занималась сторонняя студия Synergistic Software, а распространением — издательство Sierra On-Line. Сама Blizzard была против создания Hellfire, но разработку всё же запустили с разрешения компании Davidson & Associates, с которой в тот момент сотрудничали авторы серии. Среди прочего Blizzard возмутили рушащие прежний настрой мира локации, боссы и неуместные новые монстры вроде жуков.
Своим узнаваемым обликом и атмосферой Санктуарий обязан ещё троим талантливым людям, помимо Бревика. Сооснователь студии Blizzard North Эрик Шефер привнёс в Diablo готическую стилистику: Шефер много путешествовал и особое внимание уделял замкам и старинным соборам. Художник Митио Окамура нарисовал оригинальных монстров. А композитор Мэтт Оулмен написал саундтрек к первым двум частям Diablo — без этой музыки сейчас сложно представить мир Санктуария.
В интервью порталу Dread Central Мэтт Оулмен рассказал, что создавал треки к Diablo под влиянием средневековой музыки, творчества Led Zeppelin и латиноамериканских мотивов. Также он вдохновлялся теми же классическими рогаликами, что и Дэвид Бревик. Вся команда создателей первой игры состояла из людей, искренне увлечённых своим делом.
Правда, пираты постсоветского пространства распространяли Diablo 2 с дополнением Lord of Destruction в жутко обрезанном виде — без музыки Оулмена, без роликов и практически без звуковых эффектов. Зато такой вариант умещался на одном диске вместо четырёх стандартных. И именно такая версия игры получила в своё время немалое распространение: одного только геймплея оказалось достаточно для популярности.
Как мрачность первой части отразилась на Diablo 4
Вселенная Diablo во многом отличается от прочих фэнтезийных миров. Здесь темнота сеттинга возведена чуть ли не в абсолют. Игрок постоянно ощущает угрозу, безнадёжность и упадок людского мира. Любые победы имеют временный статус, а герои минувших дней могут спустя годы стать кровожадными монстрами, как и случилось с троицей протагонистов из первой Diablo.
Эта атмосфера без изменений была воссоздана в Diablo 2, а затем бережно перенесена в третью и четвёртую части, в том числе с помощью более развитых графических технологий. Арт-директор Diablo 4 Джон Мюллер, рассказывая об игре, отметил, что она выдержана в духе мрачного и жестокого реализма. А, к примеру, такой класс, как разбойница, — это прежде всего преступник и убийца. Доблестные лучники и благородные принцы ждут игроков в других игровых вселенных.
Работая над художественным стилем четвёртой части, Blizzard ориентировалась на средневековую живопись, где центральной темой нередко было противостояние ангелов и демонов, и на архитектуру. Джон Мюллер заявил, что именно реверанс в сторону реальных средневековых художников выделяет серию среди прочих фэнтезийных миров. В любом случае Санктуарий легко узнаваем независимо от номера игры и года выпуска.
Читайте также:
Что стало с героями первой части и удалось ли им убить самого Диабло
В войне Пылающего ада и Высших небес стоит выделить основных героев и злодеев: многие из них так или иначе появляются сразу в нескольких играх серии.
Интересно, что протагонисты имели паспортные данные лишь в первой части. В последующих игрок выбирал класс, а самого персонажа мог назвать на свой манер. В оригинальной Diablo мы знакомились с Айдоном, Морейной и Джазретом. Персонажи различались способностями и биографией. Победа над Диабло в подвалах Тристрама дорого стоила всем троим, ведь мир игры беспощаден к своим героям.
Воин королевских кровей Айдан стал физическим носителем сущности повелителя демонов, долго сдерживал чудовище внутри себя, но в итоге проиграл. Лучница Морейна на почве борьбы с нежитью тронулась умом и в Diablo 2 выступила одним из боссов первого акта; её звали Кровавый Ворон, и она пыталась утыкать игрока стрелами на неупокоенном кладбище. Волшебник Джазрет, ведомый страстью к древним тайнам, застрял в космическом измерении, где и перешёл на тёмную сторону. Он противостоял игроку в Diablo 2 в качестве босса по прозвищу Призыватель.
Стоит упомянуть и Декарда Каина. Мудрый старик выступает советчиком для героев Санктуария с самой первой части. Даже если Декард не попадает в кадр, он обязательно упоминается в лоре, как это было в Reaper of Souls. Учёный, летописец и исследователь тайных знаний, Каин родился и всю жизнь провёл в Тристраме, невольно попадая в эпицентр самых жутких и масштабных событий. Он был наставником принца Айдана из первой Diablo. Для игроков он нередко выступает рассказчиком в сюжетных сценах. Автор книги «Diablo 3: Орден» Нэйт Кеньон, рассказывая сайту PC Gamer о своей работе, обозначил Декарда Каина как важнейшего персонажа, который связывает события разных частей серии воедино.
Важную роль в истории мира Diablo сыграли Хорадримы, орден чародеев и крестоносцев. Орден был основан архангелом Тираэлем и уже триста лет преследует демонов по всему Санктуарию. Впрочем, Хорадримы не стали абсолютным оружием Света. По правилам мрачного сеттинга Diablo, маги из ордена нередко сходили с ума, а их величайший артефакт — волшебный Куб — был поражён скверной, и поэтому мудрые Хорадримы отдали его на хранение племени варваров.
Но мощнейшими движущими силами в истории Санктуария стали выходцы из Пылающего ада — демоны и ненавистники всего живого.
Заглавный демон — тот самый Диабло, Повелитель ужаса — исправно появлялся в роли верховного негодяя первых трёх частей. В четвёртой Diablo главным злодеем стала уже Лилит, королева суккубов, ведь с последней победы над Повелителем ужаса прошло более полувека мира и покоя.
Диабло — одно из воплощений Изначального зла, могущественного дракона Татамета. Это создание родилось после того, как великий единый дух Ану изгнал из себя тьму. Она, впрочем, никуда не делась и обрела форму семиглавого дракона. Ану сошёлся с Татаметом в сокрушительной битве. Оба пали: из тела первого образовались Высшие небеса, где появились ангелы, а из тела второго — Пылающий ад, где поселились демоны. А семь голов Татамета обратились в самых могучих демонов. Три из них — Диабло, Баал и Мефисто — стали главными воплощениями Изначального зла.
Мефисто считается старшим из трёх злобных братьев. В Diablo 2 с этим злодеем удалось окончательно покончить, только раздробив на божественной наковальне его душу, заключённую в камень. Баал, Владыка разрушения, стал центральным злом и финальным боссом дополнения Lord of Destruction. Мощь Баала была столь велика, что даже его недолгого пребывания в камере, где хранилось Сердце Мироздания, было достаточно, чтобы извратить артефакт.
Важную роль в истории Санктуария сыграли могущественные предметы, известные как Камни душ. Всё дело в том, что воплощения зла в этом мире изначально бестелесны. Они могут стать могущественными чудовищами, лишь обретя плотскую оболочку. И после гибели этой оболочки — будут вновь рыскать по городам и сёлам в поисках нового носителя. Чтобы одолеть верховного демона, его сущность нужно заключить в надёжный сосуд, каковыми и стали Камни душ. С этими артефактами связаны многие основные квесты серии: Камни Душ нужно разыскивать, доставлять в святилища, уничтожать.
В Diablo 4 Санктуарий сотрясают новые бедствия. Лилит ищет ключи от адского царства, и когда демоница туда доберётся, она получит возможность по-настоящему покорить мир людей. Если, конечно, её не остановит игрок, который будет преследовать бестию на протяжении сюжета.
* * *
Серия игр Diablo перенесла свой мир в формат книг, комиксов, артбуков. С учётом последних веяний — вероятно, не за горами телесериал, игровой или анимационный. А в Санктуарии продолжаются тёмные времена. На радость всем поклонникам.