Искусственный дефицит в играх. Почему он есть и кому это выгодно?
Как так вышло, что в эпоху всеобщей цифровизации мы не можем легально купить некоторые игры?
официальный арт к игре Deadpool / Activision
Иногда продажи тех или иных игр ограничивают, и в некоторых ситуациях купить то, что хочется, становится попросту невозможно. У этого может быть много причин — от конкурентной борьбы до юридических неурядиц. В итоге страдают потребители, а сохранить наследие видеоигр в таких случаях становится гораздо сложнее. В новом материале мы рассмотрели случаи возникновения такого дефицита и причины, которые к нему привели.
Very unique, such limited
У рынка видеоигр, как и у любого другого рынка, есть свои особенности, во многом схожие с тенденциями в кинематографе и даже индустрии развлечений в целом. Бизнес ежедневно имеет дело с авторскими правами, планированием, маркетингом, продвижением продукции, подсчётом прибыли и убытков, а также с другими аспектами. В то время как для геймеров видеоигры — развлечение, крупные компании воспринимают их как источник колоссального дохода.
И потому серьёзные участники этого рынка заинтересованы исключительно в получении прибыли, иногда любой ценой. Подчас в ход идут инструменты конкурентной борьбы, организация монополий, сокрытие фактов от аудитории и манипуляции.
Создание искусственного дефицита — достаточно распространённый приём, этичность которого стоит под вопросом. С одной стороны, компания под видом какого-либо знаменательного события продвигает продукцию, но с другой — игроку порой предлагают приобрести «чрезвычайно ограниченный уникальный товар», который на деле мало отличается от рядового издания.
Издатели любят этот приём, периодически создавая искусственный дефицит, даже если он носит локальный характер. Информация о выпуске ограниченного издания какой-либо игры неизбежно привлекает внимание фанатов и рядовых геймеров — так случилось со сборником Super Mario 3D All-Stars, вышедшем на Nintendo Switch в сентябре 2020 года. В марте 2021 года компания Nintendo объявила о прекращении продаж сборника, вместе с тем перестав поддерживать королевскую битву Super Mario Bros. 35.
Выпуск Super Mario 3D All-Stars был приурочен к празднованию 35-летия серии. Сборник получил высокие оценки в прессе: средний балл на Metacritic достигает 82, а профильное издание Nintendo Life оценило игру на 9 баллов из 10. Критики отмечали удачную реализацию элементов управления и хвалили техническое состояние обновлённых игр.
Японской компании удалось сорвать куш — только за две недели со дня старта продаж Super Mario 3D All-Stars разошлась тиражом в 5,2 млн копий. Согласно опросу Nintendo Life, в котором приняли участие 4,5 тысячи пользователей, порядка 36% геймеров решили купить сборник из-за заявлений об ограниченном времени продаж. Сама же Nintendo сообщила, что к концу марта 2021 года сборник разошёлся тиражом 9 млн копий.
Как мы писали ранее, в 2020 году операционная прибыль Nintendo от продаж консолей и видеоигр составила 6,1 млрд долларов, при этом чистый уровень дохода вырос на 85,7%, достигнув отметки в 4,6 млрд долларов. Объём продаж Nintendo Switch за указанный период вырос на 37% — до 28,8 млн копий.
Сейчас сборник нельзя приобрести в цифровом виде, но нераспроданные физические копии всё ещё есть в розничных магазинах, хотя новых поступлений уже не предвидится. Кстати, после снятия с продажи некоторые воспользовались дефицитом и начали выставлять на eBay лоты с предложением приобрести Super Mario 3D All-Stars по заоблачным ценам — стоимость порой доходила до полутора тысяч долларов за копию.
Ничего личного, просто бизнес
Поклонники азиатских игр встречаются с искусственным дефицитом регулярно, при этом он зачастую намеренно встроен разработчиками в механики игры. Речь идёт о так называемых gacha-играх (к ним относится, например, Genshin Impact). Так, мобильная игра Fate/Grand Order остаётся одной из самых прибыльных мобильных игр в мире — она бесплатна для скачивания, однако её доход уже превысил четыре миллиарда долларов, а количество загрузок почти достигло 14 млн.
Бесплатная игра, способная приносить впечатляющий доход. В чём секрет? В игре действует смесь коллекционирования и казино: игроки стремятся обладать редкими персонажами, но шанс их приобрести появляется преимущественно после того, как пользователь вложит деньги. Примечательно, что периодически набор персонажей меняется и потому у игрока нет гарантий, что он получит желаемое. Фактически фанат оплачивает лишь шанс получения карточки с нужным ему персонажем.
Другой пример искусственного дефицита — осознанное удаление проекта из сервиса цифровой дистрибуции без видимых на то причин. Так, после того как Konami отменила разработку хоррора Silent Hills, над которым работали геймдизайнера Хидео Кодзима и режиссёр Гильермо дель Торо, из магазина PS Store удалили быстро набравшее популярность бесплатное играбельное демо P.T., которое как раз и рекламировало отменённую часть серии. При этом даже те пользователи, которые однажды скачали P.T., но затем удалили, не смогли загрузить его снова после удаления из PS Store. Сегодня демо можно найти только на тех PS4, владельцы которых в своё время скачали его и не стали затем удалять. Такими консолями до сих пор активно торгуют в Cети.
В некотором роде искусственным дефицитом также можно назвать временную эксклюзивность, к которой прибегает Epic Games Store, заключая договорённость с издателями. Так случилось с Metro Exodus, которая сперва должна была выйти в Steam, но в последний момент пропала с площадки Valve и стала доступной для покупки только в сервисе Epic, что породило волну негатива среди геймеров.
В список временных эксклюзивов Epic Games Store попали множество других известных игр — Detroit: Become Human, Beyond: Two Souls, Heavy Rain, Control и другие. Подчас дистрибьютор уступает место в монополии и продукция выходит сразу на двух платформах — так случилось с The Outer Worlds, которая сразу вышла и в Microsoft Store.
Между тем временная эксклюзивность не всегда играет играм на пользу. К примеру, Mechwarrior 5: Mercenaries на момент выхода в Epic Games Store была холодно встречена игроками и собрала множество негативных отзывов — в первую очередь о низком качестве игры. Позднее игра вышла в Steam, и разработчики выпустили несколько обновлений, серьёзно доработав проект.
Same Old Song
Впрочем, фанаты вселенной Battletech с радостью поиграли бы в более старые игры — например, MechСommander 1998 года, тепло принятую как прессой, так и геймерами. Средняя оценка на GameRankings почти достигла 80%. Однако желающих приобрести и пройти игру повторно ждёт разочарование — MechСommander нигде не продаётся.
Подобная участь постигла множество старых игр, из магазинов иногда пропадают и довольно современные проекты. Сегодня вы уже не сможете найти на торговых площадках в цифровом варианте ставшие в своё время знаменитыми The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, The Lord Of The Rings: The Battle For Middle-Earth, Fuel, Alpha Protocol, Driver: San Francisco, Wolfenstein 2009 года и многие другие проекты.
Банкротство Telltale Games в своё время стало причиной исчезновения множества игр с цифровых площадок. Первым пострадал финал The Walking Dead, затем из Steam пропали Tales of Monkey Island, Back to the Future: The Game и Jurassic Park: The Game, недоступной остаётся и Marvel’s Guardians of the Galaxy: The Telltale Series. Позднее компания Skybound Games помогла Telltale выпустить оставшиеся эпизоды The Walking Dead: The Final Season, а права на остальные игры перешли к LCG Entertainment.
Причины исчезновения игры из цифровой продажи могут быть разными, но самые распространённые — истекший срок лицензии и проблемы с авторскими правами. Подчас та или иная игра удалялась или подвергалась изменениям спустя много лет из-за внезапно возникших проблем с музыкой — в данном случае речь идёт о GTA 4, которая временно пропадала из продажи.
Серия Grand Theft Auto известна в том числе своим богатым музыкальным сопровождением, некоторые треки были созданы специально для этой франшизы. Между тем за всё время существования вышеупомянутой четвёртой части из неё успели удалить большинство композиций с волны Vladivostok FM, на Liberty Rock Radio перестали проигрываться песни The Smashing Pumpkins, Дэвида Боуи, Black Sabbath и The Doors, исчезли такие радиостанции, как RamJam FM, Self-Actualization FM и Vice City FM.
Впрочем, в то время как популярная франшиза от Rockstar Games испытывает временные затруднения из-за лицензионных соглашений, многие игры по этой причине исчезают из Сети вовсе. Под удар в основном попадают гоночные симуляторы и игры по комиксам и видеофильмам.
Например, многие геймеры до сих пор ищут оригинальную Need for Speed: Most Wanted, но в сети можно купить лишь формальный ремейк студии Criterion. Наиболее очевидная версия пропажи игры из магазинов — истекший срок лицензии на использование музыкального сопровождения и изображения конкретных моделей автомобилей. Из-за истекшего срока лицензии пострадали Forza Motorsport и Forza Horizon, серии DiRT и Grid, Midnight Club, Pure и многие другие.
Другой пример — игра Deadpool, посвящённая приключениям супергероя Marvel. Экшен про скандального наёмника вышел в июне 2013 года и пропал из продажи спустя шесть месяцев. Издатель Activision спустя два года, по случаю выхода одноимённого фильма, решил продлить лицензию, но уже в 2017 году Deadpool вновь пропала из продажи.
Ныне в Сети также нельзя приобрести цифровую копию X-Men Origins: Wolverine. Примечательно, что игра в своё время была довольно тепло встречена — суммарная оценка PC-версии проекта на Metacritic составляет 77 баллов. Критики отмечали отличную графику, насыщенный геймплей и неплохую сюжетную линию.
Игровое наследие
Как ни странно, проблемой исчезающих игр озадачиваются не только рядовые геймеры и фанаты, но и боссы крупных компаний. Так, недавно глава Xbox Фил Спенсер в подкасте Kinda Funny Games рассказал, что он беспокоится о сохранности классических видеоигр.
«Я действительно беспокоюсь о потере художественной и исторической ценности старых игр. Когда я думаю о старых ROM, MAME и других способах хранения старых игр, а также о железе, способном их воспроизводить… мне очень хочется, чтобы вся индустрия собралась и нашла способ сохранить историю того, что же такое игры на самом деле. Чтобы нам не терять возможность оглянуться назад», — сказал он.
Глава Xbox отметил, что для хранения старых телепередач существует медиацентр «Пейли», благодаря которому многие ТВ-шоу остались в целости и сохранности. По мнению Спенсера, в будущем сохранность старых игр сумеет обеспечить облачный гейминг — путём эмуляции старых систем.
Примечательно, что некоторые игры не исчезают насовсем: переродиться им помогают поклонники. Так случилось, например, с World in Conflict, фанаты которой самостоятельно подняли сервера и играют в неё по сей день, разрабатывая моды. Кстати, фанаты Battlefield 2 долгое время с удовольствием играли в любимую игру и были далеко не в восторге от принятого Electronic Arts решения окончательно запретить её поддержку.
Несмотря на повальную цифровизацию, потерять игру сегодня чуть ли не проще, чем диск. Несмотря на старания некоторых платформ, таких как GOG.com, игровое наследие постепенно погибает. Кстати, в июне текущего года EA Games приняла решение изъять из продажи две части Ultima Underworld, Syndicate Plus и Syndicate Wars. В своём сообществе представители GOG.com тогда сообщили, что покупка игр на торговых площадках будет недоступна.
* * *
Искусственный дефицит в игровой индустрии — явление, от которого, в редких случаях, кажется, есть польза для корпораций, создающих сами игры. Для игроков же дефицит всегда проблема — каким бы он ни был, неизбежным и естественным (из-за окончания прав на музыку) или созданным специально. Некоторые, впрочем, пытаются с этим дефицитом бороться, среди них — площадка GOG.com. Однако даже в таких случаях видеоигры порой пропадают навсегда, и яркий тому пример — история с Ultima Underworld, Syndicate Plus и Syndicate Wars.