Игры в России — всё? Отечественные разработчики — о будущем российского геймдева
Представители российских игровых студий также рассказали, как начинающим разработчикам подстроиться под новые реалии.
Иллюстрация: Atomic Heart / Black Book / Loop Hero / Anton Kosov / WikiMedia Commons / Colowgee для Skillbox Media
В 2021 году в России вышли игры, которые признали во всём мире. Loop Hero получила высокие оценки от западных игроков и журналистов за увлекательный игровой процесс, Black Book поразила проработанным лором, основанным на фольклоре Пермского края, а тактическая RPG King’s Bounty 2 воскресила старую, но уважаемую игроками серию. Невозможно забыть и про Pathfinder: Wrath of the Righteous от московской Owlcat, которая создала ролевую игру уровня проектов BioWare и Obsidian.
К началу 2022‑го многие в российской игровой индустрии сошлись во мнении, что эти релизы — только начало. Что дальше — больше: Atomic Heart, Mother of All Secrets, Selfloss, Black Skylands, Knock on the Coffin Lid, Torn Away, Stoneshard — и это лишь часть проектов, которые сейчас создаются в России.
Недавние события в Украине поставили под сомнение многие планы по развитию российской игровой индустрии. Steam приостановил выплаты разработчикам из России, а многие авторы лишились возможности оплатить софт для разработки своих проектов. Кроме того, некоторые зарубежные игровые студии и издатели объявили о приостановке деятельности в России.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media связалась с российскими разработчиками, чтобы разобраться, чем происходящее грозит российскому геймдеву и какие перспективы сейчас есть у создателей видеоигр.
Пётр Веткин
сооснователь студии Four Quarters, один из авторов Loop Hero
Тяжело об этом говорить сейчас, когда ещё ничего не закончилось. Перспективы самые мрачные, за всю игровую индустрию мы говорить не можем, только за инди-игры — для них наступили тяжёлые времена.
То, что сейчас происходит с Россией, принято называть «неблагоприятный бизнес-фон». Конечно, это может закончиться уже через месяц, а может — и через 20 лет. Сейчас никто этого не знает, и мы тоже. Как показывает история других стран — санкции быстро вводятся, но очень долго и мучительно снимаются. Игровая индустрия очень уязвима для подобной экономической и культурной изоляции, это большой удар по всем разработчикам.
Что будет дальше, предсказать очень сложно. На что точно есть тренд уже сейчас — это дистанцироваться от, скажем так, некоторых решений нашего правительства и последствий, последовавших за ними, и переносить разработку (и самих разработчиков) в другие страны, и создание там юридических фирм, чтобы вести бизнес в местах с меньшими рисками.
Ничего хорошего во всём происходящем для отечественной индустрии, конечно, нет.
Все наши планы были перечёркнуты в один день. Как жить и работать в новых сложившихся условиях, пока не очень понятно, но мы обязательно что-нибудь придумаем.
Владимир Белецкий
Основатель Morteshka Studio, автор Black Book
С текущим развитием событий будущее российской игровой индустрии кажется туманным, поскольку сложно работать с зарубежными партнёрами. Пока мы продолжаем работу, но уже столкнулись со сложностями, например с невозможностью оплатить лицензии на софт. Пока в перспективе нескольких месяцев — восстановление работы, поиск возможности оплачивать различные сервисы, которые используем.
Святослав Торик
Ведущий аналитик игрового рынка в Nexters Boost
Активный рост отечественной игровой индустрии продолжится, но во многом уже за пределами России. Нет смысла работать на внутренний рынок, сознательно отсекая до 99% прибыли.
Наша международная компания продолжает работу. Наша цель — создавать и развивать игры, объединяющие игроков всей планеты, и в этом плане мы не привязаны к какой бы то ни было локации. Работу мы не останавливали, все проблемы, связанные с российскими игроками, решаем по мере их поступления.
Прогноз дать не могу, потому что предсказывать надо влияние геополитических событий на мировую экономику, а этого сделать не сможет даже самый опытный аналитик.
А вот совет дать могу: надо либо выходить из юрисдикции Российской Федерации, либо адаптироваться к новым условиям пребывания в ней. В обоих случаях разработчиков ждёт стресс и определённая головная боль, и к этому нужно быть готовыми, задвинув на второй план непосредственно разработку игр. Грубо говоря: сначала наметить стратегическую цель своего развития и работы, а затем уже выработать план и действовать по нему.
Ярослав Кравцов
Геймдизайнер и глава студии «Мастерская 15»
Если кратко, у российской игровой индустрии отрезали 95% рынка сбыта. Это значит, что много компаний будут вынуждены уйти либо из индустрии, либо из страны. Я выбрал второй вариант и сейчас продолжаю работу в рамках своей студии в Грузии.
Если разработчики начинающие и только думают о выходе на рынок, то тут либо они думают о том, какие сейчас новые ниши появятся на российском рынке, либо они думают, как скрыть своё российское происхождение и работать как международная компания.
Главная мысль, которую хочу подчеркнуть: при любом кризисе закрывается много возможностей, но всегда появляются новые. Российский геймдев уже пережил кризис в 2007–2008 годах, когда исчезло много студий и издателей.
Илия Сванидзе
Пиар/Бренд-менеджер 1C Entertainment
Никаких вопросов пока нет, мы продолжаем работать в обычном режиме, занимаемся обновлением и улучшением King’s Bounty 2, а также другими проектами. Повлияет ли на нас происходящее вокруг в дальнейшем? Возможно, если всё продолжится без каких-либо светлых пятен, но за первый месяц о чём-то ещё рано говорить. Что касается роста всей индустрии, то да, тут есть свои вопросы в связи с уходом многих компаний с рынка, но у нас всё же остается призрачная надежда, что они когда-нибудь вернутся обратно. Может, не сейчас, но через полгода или год, и за это время наша индустрия ещё не скатится в «каменный век».
Надеяться можно только на одно: что всё это закончится в ближайшее время. Предсказывать — неблагородное дело, мы можем только наблюдать со стороны и строить какие-то предположения, но мир слишком быстро меняется. То, что было вчера, уже неактуально сегодня. Из-за этого каких-то конкретных советов я пока дать не могу, потому что у всех всё индивидуально: кто-то уже нашёл возможности для работы в России, а кто-то перебрался в другую страну. Но, учитывая обстоятельства, я бы предложил ещё раз посмотреть на свои перспективы, подумать над возможным будущим и понять, что для вас важно и нужно. Не делать ничего в панике, а взвешенно подойти к вопросу.
Левон Цатуров
Ведущий геймдизайнер Book Burner Games
В текущей нестабильной обстановке уверенно говорить о каких-то перспективах — как положительных, так и отрицательных — не представляется возможным.
2021 год и правда был богат на отечественные релизы, а появление целого ряда игр, в основе которых был российский фольклор, это вселяло надежду на популяризацию российской культуры за рубежом. Но тревожные события последних месяцев и нарастающие антироссийские настроения ставят под вопрос будущее подобных проектов.
Сложности и сомнения сейчас испытывают многие представители российского геймдева, как из числа работающих в компаниях с иностранным юридическим лицом, так и инди-разработчики, которые только начинают думать о бизнесе и поиске партнёров. Если первые стоят перед вопросом иммиграции и испытывают стресс на фоне санкций, то вторые оказались в не менее непонятной ситуации, когда ряд издателей ушёл с российского рынка, а на вопрос «где лучше открывать юрлицо?» стало ещё сложнее получить ответ.
Ситуация осложняется ещё и тем, что торговые площадки стали нестабильными. Steam приостановил выплаты разработчикам из России, Украины и Беларуси, что ощутимо ударило по инди-разработчикам со счетами в российских банках.
Лицензионный софт и облачные хранилища тоже не вызывают былого доверия, многие вынуждены пиратить программное обеспечение, чтобы продолжать работу, и регулярно скачивать репозитории на свои ПК или арендовать сервер для хранения данных.
В общем, ситуация сложная и плохо поддаётся прогнозированию, но опускать руки и отчаиваться не стоит. Продолжайте работу над своими проектами, ищите партнёров и возможности, следите за развитием событий и принимайте взвешенные решения.
Пётр Сальников
Основатель студии Book Burner Games
Подвешенное состояние характерно для российской игровой индустрии и её спутников — сервисов, медиа, — так что те, кто пережил кризисы 1998‑го, 2008‑го и 2014‑го, уже привыкли к регулярной турбуленции и, устало пожимая плечами в ответ на тревожную картину за окном, продолжают неустанно работать. Хотя это ощущение от телепортации обратно на первую клетку, будто в первую квартиру в GTA, конечно, выматывает. В такие моменты наблюдается утечка существующих кадров, а также дефицит новых.
Как сказала наша ведущая дизайнер уровней, игровая индустрия в России — это когда сегодня ты успешный разработчик, а завтра бомж под мостом. В качестве работника индустрии развлечений мне довелось пройти через два кризиса из трёх вышеупомянутых, поэтому тут могу только согласиться — точнее не скажешь. В этом месяце мы готовим презентационные материалы, и ещё три недели назад находились на низком старте перед выходом в поле в поисках стратегических партнёров. Очевидно, вся сеть западных контактов полыхнула и сгорела примерно за полчаса, как паутина. Мы ищем альтернативные варианты, но сузившийся круг поиска может серьёзно повлиять на условия сделки. Не исключено, что кто-нибудь захочет этим злоупотребить — выбор-то сейчас не особо широкий, — так что нужно быть особенно внимательными ко всем деталям в договорённостях.
Отчаянный порыв немедленно найти финансирование на любых условиях может закончиться плачевно, так что тут я бы рекомендовал успокоиться и не спешить, как бы тяжело это ни было. Желая спасти студию, вы можете её уничтожить, сами того не понимая. Для руководителей главная задача состоит, пожалуй, в том, чтобы поговорить с коллективом начистоту и чётко обрисовать, что вы можете, чего не можете: если люди рассчитывали на повышение окладов, скажите честно, что его не будет. В нашей команде все прекрасно осознают происходящее и отнеслись к новостям о том, что в марте мы ступаем в непроглядный туман финансовых сложностей, с должным уровнем понимания. Не врите людям и не приукрашивайте собственное положение. Самое ценное, что сейчас у вас есть, — это ваши коллеги.
Александр Компанец
сооснователь и ведущий геймдизайнер студии ATOM Team
Без сомнения, происходящая в мире ситуация создаст проблемы для многих российских студий, однако, как показывает практика, большая часть компаний решилась на временную релокацию в другие страны ЕАЭС, чтобы продолжить деятельность. При этом у крупных студий уже давно есть регистрация на Кипре или в других странах ЕС, а это значит, что у них чуть больше шансов на стабильность.
Мне кажется, что сильнее всех пострадали классические инди-коллективы, состоящие из небольшого количества разработчиков и выводившие деньги от продаж игр в Steam и на других площадках на карты и счета российских банков. Однако эта же категория разработчиков наиболее идейная, поэтому даже если возникшая ситуация затянется еще на 2–3 месяца, я уверен, что инди-студии переживут это и продолжат высоко нести знамя независимой разработки.
Часть нашего коллектива является гражданами Украины, так что на начальном этапе, после 24 февраля, нам было крайне сложно осуществлять нашу деятельность. Но как только наши ребята оказались в более-менее безопасной ситуации, мы продолжили работать над очередным обновлением для «Трудограда», хотя сроки разработки, конечно, соблюдать уже не получится. Другое дело, что безопасность наших друзей и коллег в данный момент значительно важнее.
Любой настоящий разработчик игр, особенно инди-разработчик, всегда живёт прежде всего надеждой. И именно сейчас надеяться — очень важно, чего я и желаю всем российским студиям. Игры созданы для того, чтобы объединять людей, и я надеюсь, что так и останется впредь. Так что лично я желаю всем продолжать делать качественные игры, стремиться к тому, чтобы они были успешными и именно так развивать нашу игровую индустрию.
Антон Аркатов
Автор «Бесконечного лета» и основатель студии Soviet Games
В первую очередь я считаю, что нельзя выделять ситуацию с играми в какой-то отдельный кейс, а точнее — в принципе выделять её из отечественной IT-индустрии или даже из всей российской экономики. Десятилетиями целые отрасли работали напрямую или опосредованно исключительно на экспорт, причём не только ресурсный, но и интеллектуальный. На фоне известных событий неожиданно для многих оказалось, что мы сами не производим жизненно важную продукцию — от процессоров до лекарств. И в ситуации нехватки лекарств говорить о проблеме игровой индустрии я считаю несколько кощунственным. Однако мы, как говорится, все в одной лодке, пусть для некоторых из нас данное соседство и стало неожиданностью.
Если говорить только про игры, то десятилетиями эта отрасль ориентировалась строго на Запад, откровенно плюя на внутренний рынок. Гораздо проще сделать игру в жанре match‑3 для App Store и продавать её в Америке — проще и прибыльнее. Опять же, неожиданностью для многих стало и то, что сервисы вроде Steam отказываются принимать оплату от российских игроков, а некоторые другие и вовсе откровенно украли наши деньги. Таким образом мы поняли, что «Спорт вне политики» (в нашем случае, грубо говоря, киберспорт) — это не более чем очередное лицемерное заявление, которое легко разворачивается на 180 градусов при необходимости.
Причина всего происходящего, конечно, глубже. Она заключается в том, что несколько десятков лет технического прогресса и существования интернета никак не изменили природу человека. Продолжаются те же самые войны, хорошо известные нам по урокам истории: народ против народа, идеология против идеологии, вера против веры. С моей точки зрения, нас ждёт если не крах, то серьёзная пробоина в цифровом корабле, наполненном облачными сервисами и NFT.
Другой вопрос в том, насколько это непосредственно коснулось людей, так сказать, по другую сторону сетевого кабеля. Пока на этот счёт у меня есть большие сомнения. На многих рынках изоляция России не нанесла компаниям значительного ущерба. Из этого, как мне кажется, мы все должны сделать один простой вывод: там нас не хотят видеть как равных — в лучшем случае как дешёвую рабочую силу.
С другой стороны, можно понять и простых программистов, которые системно предпочитали удалённую работу за 20 долларов в час на западную компанию работе за 30 тысяч рублей в месяц на российскую. Однако это ровным счётом никак не меняет того, что будущее только в наших руках! Мы не можем встать на китайские рельсы в силу значительной разницы в менталитете, но сам пример Поднебесной (и некоторых других стран) ясно показывает, что альтернативы есть и они возможны! Если создавать качественные продукты, то спрос на них будет всегда (в том числе и за рубежом).
Что касается прогнозов, то я их давать не готов, ибо не компетентен в вопросах политики и экономики — а сейчас всё зависит только от них. Свободно рассуждая на эту тему, можно предположить: если немедленно снять все ограничительные меры, то весь отечественный геймдев тут же вернётся к старым методам работы, как будто ничего и не происходило. Если нет, то людям придётся как-то адаптироваться, и мы неизбежно увидим новые качественные отечественные игры (а не мобильные приложения для выкачивания денег из скучающего золотого миллиарда). А также рождение новых сервисов онлайн-дистрибуции контента. (На которые, в случае чего, хотя бы можно будет подать в суд.)
Некоторые разработчики, опрошенные редакцией «Геймдев» Skillbox Media, пока не готовы комментировать ситуацию и предпочли подождать с выводами. Например, создатель игры HighFleet Константин Кошутин предложил подождать окончания кризиса и уже после этого анализировать ситуацию. Представители Owlcat Games заняли такую же позицию.