Геймдев Образование
#статьи

Игры в образовании — как они устроены и зачем нужны

Разбираемся в основах геймификации с педагогом неформального образования и психологом.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Насколько эффективны ролевые и метафорические игры в процессе обучения? Важно ли соревноваться в подобных играх? Если дети представят себя археологами, будет ли им легче освоить темы из истории? Как научиться делить на дроби, играя в школьное кафе?

На эти и многие другие вопросы, касающиеся геймификации образования, редакции «Геймдев» Skillbox Media помог ответить педагог неформального образования и практикующий психолог Никита Афанасьев.

Об эксперте

Никита Афанасьев

Семь лет проработал в школе неформального образования «Апельсин». Участвовал в международных проектах, среди которых, например, Peace Dialogue, посвящённый применению различных художественных методов для разрешения конфликтов.

«Это была многолетняя программа, мы собирались в разных странах, в том числе в Грузии, — там мы разрабатывали и презентовали проекты. Затем забирали накопленный опыт себе в города, проводили различные тренинги в Петербурге, в основном коммуникативные. В рамках одной программы истории всех участников объединить невозможно, поэтому мы обсуждали локальные конфликты — например, в Петербурге есть проблема коммуникации внутри школ. Мы пытаемся её решить разными методами: приходим в школы, общаемся с учителями, предлагаем свои услуги».

У Никиты есть опыт работы в международных детских лагерях — в первую очередь здесь имеются в виду культурные еврейские лагеря светского формата. В основном он занимается проведением коммуникативных тренингов. Ключевые темы — гуманизм, свобода выбора, безопасное общение, а также изучение того, как мы взаимодействуем друг с другом и как осознаём и совершаем выбор.

Безопасное и ненасильственное общение — это главная тема тренингов Никиты. Сейчас он работает в Тбилиси тьютором-психологом в школе «Проектор», а также ведёт тренинги у вторых и третьих классов и консультирует родителей.

Что такое образовательные игры и как они работают

Стоит определить, что подразумевается под игровым форматом, то есть геймификацией в образовании.

В некоторых случаях в образовании могут использоваться компьютерные игры. Многие видеоигры изначально создавались в развлекательных целях, а уже потом начали применяться при обучении чему-либо. Например, игру Red Dead Redemption 2 используют в учебных программах, освещающих историю США конца XIX — начала XX века, а Minecraft можно использовать для изучения практически всех предметов школьной программы. Подробнее о таких видеоиграх мы рассказывали в отдельном материале.

Есть ещё одна категория, которая называется serious games, — это профессиональные симуляторы, помогающие улучшить владение какими-либо навыками.

В этом материале мы в первую очередь хотим осветить образовательные игры, которые проходят офлайн. В качестве аудитории чаще всего выступают школьники, а ведущими становятся профессиональные педагоги. Площадки могут различаться: игру можно провести в лесу, когда ребёнок находится в летнем лагере, или в классе.

Часто речь идёт о ролевых или метафорических играх. Участники могут примерять на себя разные амплуа, следуя установленным правилам и достигая необходимых целей.

Ключевые стадии игры — это начало процесса, вход в игру и выход из неё.

Фото: личный архив Никиты Афанасьева

Войти в игру можно иногда буквально как в пространство — в этих случаях участники проходят, например, через импровизированный «портал», сложенный из столов и стульев.

Выход важен не меньше, чем другие стадии. Проводится он по-разному — например, участники могут символически сжечь в костре бейджики с именами, которые использовали в игре, или выйти обратно через портал.

«Для меня это история про определённый ритуал. Начало — присоединение к действию, немного мистическому или даже сакральному. Так же работает ритуал выхода. Недавний пример: мы отыгрывали людей с психическими заболеваниями, там были конверты с конкретными кейсами. У меня были панические атаки и чёткая инструкция: я со всеми классно коммуницирую, но раз в три минуты у меня случается паническая атака, когда я не могу ни с кем взаимодействовать.

В конце игры мы собрались в одном пространстве, ведущий пригласил всех закончить игру, мы выходили из роли, просто называя своё имя, и говорили, кем мы работаем и где находимся. В других играх мы отрывали стикеры с именами, ритуально бросали их в костёр и называли свои настоящие имена».

Почему важно правильно выйти из игры и как это сделать

Рефлексия после игры — самая важная часть, в которой раскрывается смысл того, что произошло. Участники делятся впечатлениями, обсуждают прошедшую игру и разбираются, какие выводы из этого можно сделать.

«Очень важно после завершения игрового процесса провести качественную отбивку — рефлексию на тему того, что происходило, как происходило, что человек чувствовал, думал, делал, как поступал, на что опирался при выборе, как вступал во взаимодействие с другими.

В этом вся суть. Думаю, что главное в любом процессе — это финальная точка. Чтобы обсудить, поговорить, подумать, помолчать, послушать. В любом случае обратить внимание на то, что происходило. Если этого нет — игра не соответствует образовательной цели. Мне всегда важно в конце иметь возможность поделиться с другими и расспросить участников о ходе игры».

Как игровой формат помогает усваивать материал

Нередко игровые механики становятся очень удобным инструментом для объяснения тем из школьной программы. И даже непростые понятия из таких комплексных направлений, как алгебра или геометрия, по словам Никиты Афанасьева, можно подавать в игровой форме.

«Площадкой в этом случае может быть школьное кафе (настоящее или импровизированное): есть роль продавца, который продаёт вкусняшки и роль покупателя. А все цены указаны в дробях, в этот момент мы разыгрываем сцену „бариста — посетитель“ и учимся считать дроби. Происходит усиление погружения в контекст.

Мне важно, чтобы люди между собой коммуницировали, общались. При этом все учатся в игровой форме: участники расслабленные, у кого-то может что-то не получиться, все смеются, но без сарказма, — кого-то обсчитали или дали сдачу больше. С помощью игры можно решить сразу две задачи — изучить дроби и закрепить материал, плюс человек пообщался в этот момент, ассоциативно погрузился в свой прошлый опыт. Взаимодействие людей усиливает образовательный эффект».

Фото: личный архив Никиты Афанасьева

«Или контекст урока истории: мои коллеги проводили тренинг, в котором мы все примеряем на себя роль археологов, у нас есть несколько точек, куда мы отправляемся в путешествие проводить археологические исследования; мы соединяем факты, выясняем, насколько они достоверны.

Механика основана на простой игре „верю — не верю“. Какие-то факты перепутаны: с одной стороны, логически мыслим, ищем взаимосвязи, с другой — общаемся друг с другом. Учёного отправили в определённую точку, он собрал информацию, вернулся к своей исследовательской группе с рассказом — происходит постоянное взаимодействие и подкрепление.

Возникает вопрос, какие образовательные цели мы ставим. Если говорить про лично мой опыт — уверен, что игры помогают учиться».

Как игры позволяют увидеть себя с новой стороны

Участвуя в образовательных играх, люди воспринимают происходящее как объединяющее их эмоциональное событие. Они проживают общую историю, завязывают знакомства, получают яркие впечатления. Иногда это приводит к тому, что участники продолжают общаться дальше и вне игры.

Здесь стоит разобраться, насколько универсален такой формат. Например, не факт, что интроверту будет легче общаться с другими в игровой форме: всё зависит от ситуации и коллектива.

«Кажется, что если человек не готов общаться, то заставить его играть с другими участниками довольно сложно. Но иногда на фоне игры группа становится более целой, сплочённой и расслабленной в общении друг с другом.

Можно привязать это к социализации, но дело в другом. Например, приходит новый ученик в класс, ему нужно интегрироваться. Думаю, что это не самый удачный момент для того, чтобы предложить игру. Человек может почувствовать себя уязвимо, ощутить, что он не в безопасности. „Я новый, никого не знаю, не понимаю взаимодействия“. Не на первых порах точно. Например, мне в новом коллективе легче поначалу вести себя немного отстранённо, я в таких ситуациях скорее нахожусь в наблюдательной позиции».

Фото: личный архив Никиты Афанасьева

Существует вероятность, что играющие начнут конкурировать и слишком агрессивно стремиться победить. Такой результат может негативно сказаться на сплочённости участников. Социальный результат игры зависит от того, насколько удачно ведущий разработал и донёс до аудитории правила и цели.

«Да, был раздрай, когда, например, возникали мифические идеи о том, что нужно было победить. Но в игре таких целей не было, победителей и проигравших тоже не было — у всех разные задачи. Люди могут эмоционально реагировать. Это всё решается в процессе разговора: „Почему ты переживаешь? Как ты понял сложившуюся ситуацию?“

Чтобы люди совсем перестали общаться — такого, к счастью, никогда не было. Сильные эмоции и чувства могут возникать. Для меня подобное работает как новый инструмент познания себя. „Ничего себе, оказывается, я сильно волнуюсь, когда не достигаю определённой задачи или когда я не могу объяснить что-то человеку. Ух ты! Интересно, какой я ещё?“

Игра — повод ещё раз познакомиться с самим собой через взаимодействие с людьми. Это какие-то открытия на тему того, какой ты на самом деле. Даже если я всю игру сидел в углу и так отыгрывал свою роль, в этот момент тоже происходит бурный процесс».

Чему во время игры учится её ведущий

Образовательный процесс затрагивает обе стороны: чему-то учатся не только участники, но и ведущий, который во время игры совершенствует социальные и преподавательские навыки.

«В игровом процессе я постоянно учусь, думаю, пересматриваю. Всегда есть удачные и неудачные аспекты. Это бесконечный процесс обучения: постоянно думаешь, что улучшить. Допустим, на последней неделе мне надо было провести семь уроков на одну тему для разных классов. Я понял, что к шестому уроку я вообще всё переформатировал. В итоге нашёл идеальный рецепт, но не фиксирую его на сто процентов — возможно, для другой группы этот подход будет неуместен.

Мне помогает то, что я постоянно задаю себе вопросы: „Чего бы я хотел? Что бы спровоцировало меня отвечать на вопрос или думать о чём-то?“»

* * *

Игровой подход в образовании может применяться в самых разных случаях и быть хорошим подспорьем для освоения материала. Геймификация позволяет добиваться высоких результатов и при этом сохранить в участниках интерес к предмету. Это нестандартный способ, позволяющий посмотреть на процесс обучения под другим углом.

Однако такой подход требует от преподавателя умения креативно подходить к построению уроков. Потому что в этом случае важно не просто знание предмета, а способность буквально превратить это всё в игру.

Ищите свои способы учиться, пробуйте — и, возможно, это изменит ваш подход к обучению.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована