Игры с самым интересным сюжетом: MGS, BioShock, Death Stranding, Alan Wake и другие
Больше 70 экшенов, RPG, шутеров, квестов и инди-игр, которые удивят вас своими историями.
Скриншот: игра Elden Ring / FromSoftware
Игры с самым интересным сюжетом — понятие довольно обширное. Можно, конечно, придумать много характеристик, по которым тот или иной сюжет можно было бы назвать интересным, но мы решили себя не ограничивать и общими силами редакции «Геймдев» Skillbox Media сделать большую подборку игр, в которых история точно не оставит вас равнодушным.
Содержание
- NieR: Automata
- Дилогия Alan Wake
- Max Payne и Max Payne 2
- Дилогия The Evil Within
- Серия Metal Gear Solid
- Death Stranding
- Silent Hill 2
- Soma
- Spec Ops: The Line
- Prey (2017)
- Disco Elysium
- Shin Megami Tensei 3: Nocturne
- The Stanley Parable
- Дилогия Deadly Premonition
- Bloodborne
- Серия «Мор» (Pathologic)
- Bright Lights of Svetlov
- Серия Layers of Fear
- Rule of Rose
- Silent Hill 4: The Room
- Deus Ex
- Elden Ring
- Серия Assassin’s Creed
- Серия Five Nights at Freddy’s
- Undertale
- Серия Amnesia
- Inside
- Серия Hotline Miami
- Immortality
- Crysis 2
- BioShock
- BioShock Infinite
- Серия Marathon
- Gadget: Invention, Travel & Adventure
- Drowned God: Conspiracy of the Ages
- Cruelty Squad
- Planescape: Torment
- Signalis
- E.Y.E: Divine Cybermancy
- Pony Island
- Baroque
Doom — 30 лет! Читайте наш большой спецпроект, приуроченный к юбилею важнейшего шутера в игровой индустрии.
В этом спецпроекте — масса крутой информации о разработке всех игр серии, о феномене первой Doom и о том, как она изменила геймдев, о людях, которые работали на франшизой, и культурных явлениях, которые окружали в момент выхода каждую из частей.
NieR: Automata
Денис Князев
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
Многие игры через свои сюжеты исследуют тему саморазрушения и непреодолимого желания людей воевать друг с другом, но мало какая делает это так, как NieR: Automata. Впрочем, как и все остальные, она не даёт чётких ответов на возникающие вопросы, давая игроку возможность самому сделать все нужные выводы.
Что же тогда выделяет NieR: Automata на фоне остальных? Во-первых, это необходимость пройти её как минимум трижды, чтобы увидеть все сюжетные события и узнать максимум доступной информации о фантастической вселенной, созданной студией PlatinumGames. Путешествие андроидов 2B и 9S по постапокалиптической Земле и сражения с роботами, созданными враждебной инопланетной расой, — это лишь малая часть лора, которая раскроется при первых двух прохождениях. В третьем станет куда больше известно о роли человечества в войне машин и о том, какие причины на самом деле стали основой для этого противостояния.
Во-вторых, это возможность посмотреть на события с разных точек зрения. Как и во многих играх со сложными и запутанными сюжетами, в NieR: Automata несколько играбельных персонажей — и каждый из них играет важную роль в повествовании, дополняя центральную историю и переворачивая с ног на голову события, свидетелем которых игрок становился прежде.
И, в-третьих, это фирменное обаяние игр японского геймдизайнера и сценариста Йоко Таро. Сложность сюжета и персонажей, важность обсуждаемых тем и смелость поднимаемых в истории вопросов — всё это характерные черты его сценариев. И как будто этого мало, важно также заметить, что события NieR: Automata связаны не только с оригинальной NieR 2010 года (её история при этом разворачивается за тысячелетия до сюжета следующей части), но и с серией Drakengard, над которой дизайнер работал в 2000-х и начале 2010-х годов. В таком сложном мироустройстве, конечно, не обошлось без альтернативных вселенных, если вы вдруг сомневались.
Дилогия Alan Wake
Олег Чимде
Платформы: ПК, PS5, Xbox Series X/S
Alan Wake рассказывает о писателе, который встречается с Тёмной сущностью — неким потусторонним существом, которое питается его творчеством. И обе части игры выстроены по логике сна. А сны — они такие, в них бывает чертовски сложно разобраться.
Особенно сильно сны проявляют себя во второй части: писатель оказывается буквально в них заперт, а реальность сталкивается с вымыслом, и они перемешиваются. Обе игры вдохновлены примерно в равной степени как произведениями Стивена Кинга, так и «Твин Пиксом» Дэвида Линча, и мастерски написаны. Геймплей может кому-то не понравиться, но тягучая атмосфера сна и сами сюжеты вряд ли оставят равнодушным.
А из-за того, что речь идёт о смешении реальности и вымысла, в обеих играх очень много загадок. Так, Алана Уэйка постоянно путают с Томасом Зейном — другим творцом, угодившим в лапы Тёмной сущности. Но кто он такой и почему возникает путаница? Откуда взялся злой двойник Уэйка? Вторая часть даёт некоторые ответы, но ставит ещё больше вопросов. В дилогии Alan Wake хочется копаться, и это замечательное чувство.
Кстати, не так давно вышел ремастер первой части — он отличный, советуем играть именно в него. И только затем браться за вторую часть, так как они всё-таки плотно связаны между собой. А если есть интерес и время, то стоит также пройти спин-офф Alan Wake’s American Nightmare и дополнение AWE для экшена Control (да и саму Control тоже): в них раскрывается ещё больше информации о мрачном мире писателя Алана Уэйка.
Max Payne и Max Payne 2
Артём Фролов
Платформы: ПК, PS2, PS3, PS4, PS5, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X, iOS, Android
«Прошлое — это зияющая дыра. Ты пытаешься от неё сбежать, но чем дальше, тем глубже, тем ужаснее она разрастается у тебя за спиной».
Простой полицейский из Нью-Йорка возвращается домой и находит там мёртвых жену и дочь, которых застрелили свихнувшиеся наркоманы. Причиной их бешенства стал модный наркотик «Валькирин», на продаже которого богатеет итальянская мафия, — и Макс Пэйн решает отплатить гангстерам свинцом за пережитое горе.
Имя главного героя у большей части игроков ассоциируется с образом сурового копа в плаще, который запрыгивает в комнату и расстреливает в слоу-мо засевших там бандитов. Однако Max Payne задолго до Alan Wake продемонстрировала талант Remedy к созданию сложных, закрученных историй.
То, что начинается как прямолинейный боевик о мести, быстро перерастает в безумный криминальный триллер, где найдётся место гангстерским войнам, тайным обществам, двойным агентам, кошмарным снам и вставкам абсурдного юмора. Рассказывать об этом — значит бессовестно спойлерить. Но будьте уверены: у каждого из персонажей обнаружится двойное дно, каждый жанровый троп и архетип будет вывернут наизнанку.
Ну и, конечно, мало кто умеет подавать свой мир и персонажей с таким шармом, как Remedy, — и первые две части Max Payne в этом плане не исключение. Перестрелки, словно в фильмах Джона Ву, стильные комиксные вставки, низкий закадровый голос Макса, говорящий исключительно депрессивными метафорами, и сюрреалистичный ночной Нью-Йорк — всё это как было воплощением крутизны в начале 2000-х годов, так остаётся им и сегодня.
Дилогия The Evil Within
Олег Чимде
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox One, Xbox 360, Xbox Series X/S
Первая The Evil Within — на данный момент последняя крупная игра Синдзи Миками, создателя Resident Evil и Dino Crisis. И при этом она гораздо сложнее и умнее их в плане сюжета. И да, это одно из главных произведений, работающих по логике сна.
Позволим себе спойлер, без которого про игру нормально не рассказать. Главные герои попадают под влияние STEM — машины, которая создаёт мир из осколков бессознательного всех подключённых к ней. И вот загвоздка: хостом этого мира оказывается форменный психопат. Так что большую часть игры приходится анализировать и изучать чужой разум.
При этом каждый образ, каждая картина на стене имеют значение. Почему зомби-селяне опутаны колючей проволокой? Откуда такая фиксация на огне? Почему, наконец, арбалет, который находит герой, называется «Агония»? The Evil Within — это одна большая загадка, которую хочется разгадать полностью, и пищи для размышления она даёт с лихвой.
К первой части вышло также несколько сюжетных дополнений, которые мы тоже советуем пройти: с ними картинка складывается более полная.
Второй частью Синдзи Миками напрямую уже не занимался, предоставив кресло директора своему протеже. Наверное, поэтому игра в сюжетном плане стала проще и удивляет куда меньше. Но зато здесь есть целый город, погружённый в STEM. Правда, на главный вопрос «Так вышел герой в реальность или нет?» она так до конца и не отвечает.
Серия Metal Gear Solid
Денис Князев
Платформы: ПК, PS, PS2, PS3, PS4, PS5, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Сделать одну или даже две игры с закрученным, по-настоящему интересным сюжетом — это одно дело, пусть и весьма нетривиальное. Создать целую серию, куда входит девять основных частей и столько же ответвлений, — задача ещё сложнее. И совсем уж другое — не только сделать все игры в рамках одной серии увлекательными, но и прописать сильную сквозную историю, смысл которой не потеряется даже спустя много лет.
Центральный сюжет Metal Gear Solid, рассказывающий о прошлом, настоящем и будущем идеального солдата Нейкида Снейка, — как раз пример последнего.
История, которая началась в 1987 году как шпионский боевик, за многие годы переросла саму себя и обросла таким количеством подробностей, что даже самые преданные фанаты порой теряются в лоре, созданном японским геймдизайнером Хидео Кодзимой. Изначальная идея об опасности применения ядерного оружия, понятная всем, кто помнит историю родной страны разработчика, в каждой новой части MGS дополнялась новыми темами.
Так, в первой Metal Gear Solid, вышедшей в 1998 году, Кодзима рассуждал о генетической памяти. Во Metal Gear Solid 2 — о том, как правительства и корпорации управляют мнением общества. В третьей MGS речь зашла о преданности гражданина своему государству и жертвам, на которые тот готов пойти ради своей родины. В Metal Gear Solid 4 геймдизайнер предсказал чудовищную популярность частных военных корпораций. В пятой же части он много размышлял о том, какую роль в формировании нации играет язык, на которым говорят её представители. И в других играх темы затрагивались не менее важные.
С таким разнообразием обсуждаемых вопросов и количеством вышедших игр в рамках серии возникает логичная проблема: как быть тем игрокам, которые пропустили ранние части и сейчас не готовы играть в них по самым разным причинам? К сожалению, ответа, который удовлетворил бы всех, здесь нет. Metal Gear Solid — масштабная серия, на изучение которой предстоит потратить много сил и времени. Но оно того совершенно точно стоит — если возьмётесь, точно не пожалеете.
Death Stranding
Леон Балбери
Платформы: ПК, PS4, PS5
Сюжет Death Stranding — это авторское видение постапокалипсиса в США, где безлюдные гористые ландшафты обставлены научно-фантастическими устройствами. И чтобы понять устройство мира, придётся не только выучить местный глоссарий, но и немного освежить знания в антропологии, квантовой физике и мифах о загробной жизни.
Несколько десятков лет назад баланс между жизнью и смертью был нарушен, что спровоцировало массовые разрушения мегаполисов и гибели сотен тысяч людей. Всё дело в том, что после смерти человека его душа через несколько часов отправлялась не на Берег (локальный термин загробного мира), а превращалась в Тварь — невидимую обычному взгляду сущность, которая больше не может попасть в другой мир. Поглощение живого человека Тварью сопровождалось Выплеском пустоты — взрывом, который уничтожал всё вокруг, оставляя только кратер. Катаклизм отразился и на природе: хиральная материя, образованная на Берегу, проникла в мир живых. В результате — осадки в виде темпоральных дождей и снега, которые ускоряют временные процессы в сотни раз, заставляя всё живое моментально стареть. Стоит ли уточнять, что выходить наружу теперь опасно для жизни и услуги доставки стали очень востребованными?
Но Сэм Бриджес, за которого мы играем, — не самый обычный курьер. В отличие от других людей, он наделён способностями (в рамках игры их называют ДУМ), которые поддерживают его связь с миром мёртвых. В частности он может видеть Тварей, активировав специальное устройство «Бридж-Бэби» (ББ) — младенца в колбе-инкубаторе. Более того, Сэм так называемый возвращенец. В случае гибели его душа может вновь воссоединиться с телом — и он снова окажется в мире живых.
В самом начале Сэм становится заложником обстоятельств. Ему поручают рискованную миссию — помочь утилизаторам трупов отвезти тело с поздней стадией некроза в крематорий, прежде чем душа умершего покинет тело и обратится в Тварь. Но всё пошло не по плану, и как результат — очередной массовый Выплеск пустоты, стёрший с лица земли крупный город.
Благодаря своим способностям возвращаться Сэму удалось выжить. Очнувшись в Столичном Узле, он доставляет морфин своей умирающей приёмной матери Бриджет Стрэнд, которая всё это время управляла Соединёнными Городами Америки. Умирая, она просит его исполнить её последнюю волю — спасти старшую сестру Сэма Амелию и восстановить объединённую Америку. После смерти Бриджет Сэму поручено сжечь её тело в крематории, а заодно и нерабочий ББ, который носил один из погибших утилизаторов в начале игры. Но Сэм не избавляется от устройства с младенцем, а использует его, чтобы пройти сквозь толпы Тварей.
После возвращения в Столичный Узел, Сэм получает сообщение от Амелии. Три года назад она отправилась в экспедицию, чтобы объединить населённые пункты Америки и установить между ними моментальное сообщение, благодаря технологии хиральной сети — что-то вроде интернета будущего. Но экспедиция закончилась провалом, а саму Амелию взяла в заложники сепаратистская группировка Homo Demens, объявившая западную часть страны своей территорией. Теперь только Сэм может объединить Америку, восстановив хиральную сеть, и спасти Амелию, чтобы она могла вернуться и руководить страной.
Такие глобальные задачи в планы Сэма явно не входили. Нехотя он соглашается и начинает своё странствие по безлюдным просторам СГА. На протяжении игры он подключает пункты к хиральной сети, знакомится с историями выживальщиков, получает доступ к новым технологиям для более комфортного существования в этом недружелюбном мире, встречает других персонажей с ДУМ, попадает в аномальные зоны других Берегов, и, конечно же, доставляет жизненно важные грузы. Всё ради восстановления Америки.
Но, даже если эта миссия будет выполнена, дальнейшие события перечеркнут все логические цепочки, которые выстраивались во время прохождения. И чем ближе к концу игры — тем больше сюжет обрастает новыми поворотами и недомолвками. И если вы проникнетесь историей и устройством вселенной Death Stranding в целом, осмысление этого опыта не отпустит вас ещё очень долго. Скорее всего, вы начнёте перепроходить игру заново, мониторить вики-страницы, читать официальный роман-новеллизацию и консультироваться относительно лора с другими участниками тематических сообществ.
И если вы пройдёте эту череду испытаний, скорее всего, вас начнёт мучить другой вопрос: как эта, казалось бы, законченная история будет связана с грядущим сиквелом?
Silent Hill 2
Олег Чимде
Платформы: ПК, PS2; PS3 и Xbox 360 (ремастер)
Silent Hill 2 — образцовый психологический триллер о подавленных воспоминаниях и фрейдистских порождениях бессознательного. На этом поприще он даст фору не только всем другим играм, но и классическому кино, и даже литературе.
Джеймс Сандерленд получает письмо от жены, которая надеется встретиться с ним в их тайном месте. Но вот загвоздка: жена вообще-то умерла. Герой отправляется в курортный городок Сайлент Хилл, не совсем понимая, что вообще делает, и встречает там страхи и переживания собственного бессознательного. А заодно и других людей, каждый из которых описывает город по-своему. А ведь ещё эта Мария, очень похожая на его жену Мэри, только более сексуализированная… Что, чёрт возьми, происходит? Этот вопрос не раз задаёт себе и Джеймс, и игрок. Каждое событие здесь что-то значит, каждый монстр что-то олицетворяет.
Если вы до сих пор не проспойлерили себе эту игру, то обязательно пройдите. Для ПК на неё есть моды, которые делают картинку лучше. Ну или дождитесь ремейка — он должен выйти уже скоро.
Soma
Олег Чимде
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
Формально Soma — хоррор, но страшный не в том плане, какой обычно подразумевается. Да, тут есть монстры, но они глупые и никакой опасности не представляют. В последней версии игры можно даже сделать так, чтобы они не представляли угрозы совсем.
Soma пугает по-другому. Это экзистенциальный хоррор, который заставляет шевелиться того тараканчика в вашей голове, который отвечает за страх смерти. За тревогу о бренности существования. Сама ваша экзистенция ставится под вопрос. Спойлерить было бы грешно, но если вы иногда перед сном думаете: «А чем тот факт, что я засыпаю и просыпаюсь, отличается от смерти?», то вам точно понравится.
Spec Ops: The Line
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS3, Xbox 360
Авторы Spec Ops: The Line не скрывали, что вдохновлялись романом «Сердце тьмы» и фильмом «Апокалипсис сегодня». Из этих произведений они взяли завязку о поиске важного человека в опасных территориях, столкновение с первобытной жестокостью и даже позаимствовали фамилию для главного злодея у автора «Сердца тьмы», писателя Джозефа Конрада. В начале The Line умело притворяется типичным военным шутером, но постепенно её история становится всё более мрачной и сюрреалистичной. По ходу сюжета вы будете подвергать сомнению мотивы героев, предысторию конфликта и даже существование отдельных персонажей.
В Spec Ops: The Line много миражей и галлюцинаций. Главный герой — капитан армии США Мартин Уокер — под конец практически не различает реальность и вымысел. В жгучих песках Дубая не получится однозначно распознать добро и зло. Всё в этом жутком мире окрашено в оранжевые оттенки, способные свести с ума даже опытного солдата.
Prey (2017)
Артём Фролов
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
Вы замечали, что моральный выбор в играх часто напоминает серию тестов? В течение игры вы проходитесь по чек-листу из вопросов вроде «Пощадить или убить этого персонажа/врага?», а затем, в зависимости от ответов, получаете хорошую или плохую концовку. Дизайнеры Arkane Studios явно были в курсе этой проблемы в своих собственных творениях: не зря ведь они построили сюжет Prey вокруг идеи тестирования.
Игра начинается с того, что вы — подопытный, который день за днём решает психологические тесты в тестовой камере. Вскоре вы сбежите отсюда и окажетесь на захваченной пришельцами космической станции, где и начнётся основной сюжет с его моральными дилеммами, — но на деле вы останетесь лабораторной крысой до самого финала. Лишь в последние минуты Prey отдёрнет занавес — и тогда вы поймёте, что ваши выборы ничего не решали и одновременно решали абсолютно всё. Подробностей раскрывать не будем — скажем лишь, что у Arkane получился остроумный комментарий на тему игровых нарративов.
Disco Elysium
Артём Фролов
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S, Nintendo Switch
Текстовая RPG студии ZA/UM начинается с того, что коп-алкоголик с амнезией просыпается в портовом районе города Ревашоль, где идёт массовая забастовка докеров, и начинает расследовать убийство человека, повешенного неделю назад на заднем дворе его гостиницы. Стоит ли говорить, что нас ждёт закрученный сюжет?
История Disco Elysium — это сумасшедшая смесь из романов братьев Стругацких, сериала «Прослушка» и старых ролевых игр вроде Planescape: Torment. Причём именно детективная линия здесь, пожалуй, наименее сильная (хотя всё равно хорошая); по сути, расследование — скорее повод закопаться в трагикомическое прошлое главного героя и в настоящее Ревашоля, где годами закипает взрывоопасный социальный конфликт.
Собственно, в этом и заключается главное преимущество Disco Elysium: ведь даже после того, как вы узнали, кто убийца, вас тянет вернуться в игру ради десятков врезающихся в память сцен и обаятельного в своей непутёвости протагониста.
Shin Megami Tensei 3: Nocturne
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS2, PS4, Nintendo Switch
Nocturne сюжетно не связана с остальными частями серии Shin Megami Tensei и не требует прохождения предыдущих игр. Её действие разворачивается в постапокалиптическом мире на месте бывшего Токио. Безымянный школьник становится существом со способностями демона и сердцем человека. Он отправляется на поиски своих друзей, пропавших на опасных пустошах.
С ходу понять сюжет Nocturne самому практически невозможно. Игрока засыпают непонятными терминами — изменившим мир событием под названием Концепция, неким измерением «Тёмный вихрь» и существами магацухи. Какую-то роль в этом играют два подпольных культа, Люцифер и сам главный герой. По диалогам вникнуть в происходящее тоже сложно, ведь персонажи описывают окружающий мир крайне туманно. Впрочем, интрига и заставляет проходить Nocturne до конца: хочется узнать, что всё это на самом деле значит.
The Stanley Parable
Артём Фролов
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S, Nintendo Switch
«Очутившись перед двумя открытыми дверьми, Стэнли прошёл через ту, что находилась слева», говорит бестелесный Рассказчик, когда главный герой доходит до первой важной развилки в игре. Вы можете послушаться его, направив Стэнли в левую дверь, и быстро добраться до стандартного хеппи-энда — а можете пойти направо и посмотреть, как отреагирует на это игра.
А она отреагирует, будьте уверены, — ведь авторы The Stanley Parable Дэви Риден и Уильям Пью уже предугадали каждый ваш шаг. Вы будете находить всё новые и новые способы сломать игру: пойти вниз, а не наверх, спрыгнуть с движущейся платформы, запереться в кабинете Стэнли и так далее — а она в ответ подсунет вам очередную смешную, дикую, пугающую концовку. На уровне сюжета эти финалы связаны слабо, если связаны вообще, — но игра объединяет их все в один метанарратив об искусственной природе выбора в видеоиграх и выбора вообще.
Только не ждите простых ответов на ваши вопросы: кроличья нора в The Stanley Parable быстро превращается в ленту Мёбиуса, которая никогда не приводит к единому умозаключению, а лишь обрастает нюансами, парадоксами и саркастичными комментариями Рассказчика.
В 2022 году вышла The Stanley Parable: Ultra Deluxe — на деле почти полноценный сиквел внутри ремастера первой части. Здесь Риден и Пью вовсю издеваются над лишними продолжениями, DLC и играми-сервисами — но за их шутками проглядывает грустное высказывание на тему того, как люди, попадая в плен ностальгии, продолжают жить прошлым вместо сегодняшнего дня.
Дилогия Deadly Premonition
Олег Чимде
Платформы: ПК, PS3, Xbox 360, Nintendo Switch (первая часть); Nintendo Switch (вторая часть)
Тут стоит сразу оговориться: мы ни в коем случае не советуем Deadly Premonition тем игрокам, кто предпочитает вылизанные в техническом плане игры. Потому что эта — совершенно не такая. Более того, в обе части играть совершенно неприятно и неудобно. Вторая ещё и тормозит.
Но если ради хорошего сюжета вы готовы потерпеть, то Deadly Premonition раскроется. Это культовая серия, а культовость не строится на пустом месте. Если коротко, то Deadly Premonition — это такой японский «Твин Пикс», где в диком коктейле смешиваются юмор, хоррор и сюр.
Аллюзии очевидны. Глухой американский городок, смерть молодой девушки, агент ФБР в главных ролях, который всюду ищет мистические знаки и обожает кофе. В первой части даже есть своя Дама с поленом, только с кастрюлей. Но в то же время Deadly Premonition насквозь японская, с присущей тамошним играм изюминкой.
Так, например, агент Фрэнсис Йорк Морган постоянно общается с неким Заком — как будто с самим игроком. По ходу расследования он рассказывает о старых фильмах и рок-группах и искренне восхищается самыми мелкими вещами — вроде обыкновенного сэндвича. А если долго не мыться, то начинаешь вонять. И при этом Йорк время от времени выпадает в потустороннее пространство, где его поджидают жуткие монстры, будто бы в Сайлент Хилле.
Рассказывать про Deadly Premonition можно долго, но мы ограничимся тем фактом, что обе части попросту отлично написаны и придуманы. Таких игр больше нет.
Bloodborne
Артём Фролов
Платформы: PS4, PS5
Вы подписали этот контракт, чтобы излечиться от смертельной болезни, но иногда кажется, что лучше бы вы умерли. Впрочем, теперь об этом сожалеть поздно. Теперь вы охотник. Вы истребляете нечисть, в которую превратились жители города Ярнам с наступлением Ночи охоты. Когда распространение болезни будет остановлено, в городе наступит утро. По крайней мере, так уже происходило раньше — вот только в воздухе витает предчувствие, что в этот раз солнце зашло навсегда.
Из многих игр, вдохновлённых творчеством писателя Говарда Лавкрафта, Bloodborne в числе тех редких, которые в точности передают тревожащую мысль, лежащую в основе его произведений: реальность вовсе не такая, какой кажется. Обезумевшие горожане — лишь волны на поверхности тёмного океана тайн, в который вам предстоит нырнуть во время путешествия по Ярнаму.
Вы узнаете о страшных экспериментах в Церкви исцеления и университете Бюргенверт. Вы увидите Великих, шагающих между мирами, и сами пройдёте их тропами. Вы спуститесь в древние лабиринты под городом и застанете момент, когда Луна рождает из своего чрева чудовищ.
Bloodborne рассказывает свой сюжет скорее намёками, чем напрямую, — но знакомая по другим играм FromSoftware подача нарратива лишь усиливает чувство космического ужаса и желание самому разобраться в происходящем. Конечно же, за озарение придётся заплатить рассудком — но разве это большая цена за то, чтобы понять самих богов?
Серия «Мор» (Pathologic)
Олег Чимде
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X (но рекомендуем играть на ПК)
Вообще это, конечно, не вполне серия, а оригинальная игра и ремейк, но они настолько разные, что «Мор» 2019-го можно смело называть полным переосмыслением. И играть мы для начала советуем именно в него, и лишь затем уже погружаться в оригинал 2005 года.
Почему? Потому что «Мор. Утопия» 2005-го была дебютным проектом студии Ice-Pick Lodge и играть в неё тяжеловато. В ремейк-переосмысление, впрочем, тоже, но иначе: эта игра искренне тебя ненавидит и желает скорейшей смерти. Но в том и вся соль: через страдание ты приходишь к просветлению, катарсису.
И особенно здесь интересен сюжет. Ice-Pick Lodge создала удивительный самобытный мир, где смерть преодолима, а степные верования перемешиваются с наукой. Тут даже язык свой.
При этом события разворачиваются в маленьком провинциальном городе, где разгорается эпидемия Песчаной Чумы, и главный герой должен не просто разобраться, как вообще тут всё устроено, но ещё и успеть спасти хотя бы кого-то. Ситуацию осложняет борьба за власть между несколькими домами, каждый из которых стоит на своём и видит в чуме нечто уникальное. В общем, по проработке вселенной многим играм до «Мора» очень далеко.
Bright Lights of Svetlov
Леон Балбери
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Этот симулятор ходьбы уникален тем, что про сюжет практически ничего нельзя рассказывать, иначе проходить игру будет уже не так интересно. К тому же история основана на реальных событиях. Действие происходит в середине 1980-х годов, и большую часть игры мы наблюдаем зарисовки из быта обычной советской семьи. Герои выносят мусор, варят борщ, развешивают бельё и тайком бегают в гараж слушать зарубежную музыку, даже не представляя, что через несколько сезонов их жизнь кардинально изменится в худшую сторону, а кому-то повезёт ещё меньше…
И, маскируясь под рутинную бродилку по квартире с чтением записок, Bright Lights of Svetlov проявляет свою мрачную сторону в самый неожиданный момент. Игра держит в неведении практически до самого конца, а затем, раскрыв все карты, оставляет с тем самым чувством удовлетворения, которое наступает после погружения в хорошо прописанную историю. Правда, помимо этого ощущения, у особо впечатлительных пользователей может появиться новая фобия.
Серия Layers of Fear
Леон Балбери
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Все части Layers of Fear, включая новое переосмысление, — это иммерсивный перфоманс, где страдания, боль и тайные страхи людей творческих профессий поданы сквозь призму психологического хоррора.
Художник пытается закончить картину и постепенно погружается в безумие. Пианистка не может смириться с тем, что больше никогда не сыграет благозвучную мелодию на своих музыкальных инструментах. Их дочь пытается найти оправдание поступкам отца. Выполняя указания эксцентричного режиссёра, Актёр вновь переживает события страшной трагедии из детства. Писательница заключает сделку с таинственной сущностью и становится автором успешных романов о Художнике и Актёре, но лишается самого дорогого…
И наконец, совсем недавно вышедшее дополнение для переосмысления посвящено Режиссёру, который одержим намерением снять идеальный фильм ужасов, несмотря на то, что атмосфера на съёмочной площадке не позволяет настроиться на рабочий лад.
Для полного понимания каждой истории необходимо читать записки из прошлого, исследовать каждый угол в поисках предметов, связанных с определёнными событиями в жизни персонажа, и порой всматриваться в детали окружения, чтобы уловить символизм. Но даже если изучить каждый укромный уголок и завершить игру на 100%, вряд ли получится ответить на главный вопрос — что есть искусство? Скорее всего, это знает лишь Крысиная Королева, которая беседует на протяжении игры с каждым героем.
Rule of Rose
Олег Чимде
Платформы: PS2
Эту игру часто сравнивают с Silent Hill, и неспроста. Она тоже про подавленные воспоминания и чувства, которые выплёскиваются в мир в виде кошмаров. Только здесь нет никакого города, воплощающего внутренних демонов. Вместо него — внутренний мир главной героини Дженнифер, который состоит из двух больших локаций: детского дома, где росла девушка, и странного исполинского дирижабля. При чём тут дирижабль, спросите вы? А это одна из загадок, которые предстоит разгадать.
Несмотря на то, что Rule of Rose о детях, сюжет здесь очень взрослый — с отсылками к «Повелителю мух». Можно даже сказать, что история вышла… спорная. Она о детском насилии, а развязка очень жёсткая. Дженнифер приезжает в детский приют, где, очевидно, выросла, но ничего о нём не помнит. Она встречает там жутких детей, которые выстроили целое иерархическое общество и назвали его Клубом аристократов.
Затем героиня, собственно, оказывается на дирижабле, насквозь ржавом и пропитанном тьмой. В странствиях ей помогает пёс — единственный её друг в этом кошмаре. Если заблудишься, то он всегда может найти нужный путь по запаху. К псу так крепко привязываешься, что очень боишься того, что может случиться в конце. А в конце, на самом-то деле, ждут вещи похуже того, чего ожидаешь.
Причём нарратив в Rule of Rose нарочито рваный — сюжет приходится собирать буквально из клочков, анализировать записки и пытаться угадать, что же на самом деле случилось. Но если вы соберёте не все записки или чего-то не поймёте, то историю можно найти в интернете. Она тут действительно в высшей мере достойная.
Silent Hill 4: The Room
Олег Чимде
Платформы: ПК, PS2, Xbox
Из всех частей Silent Hill самая странная, конечно, четвёртая. Потому что она наиболее… японская. И сюжет здесь так просто не понять, придётся разбираться.
Начало уже задаёт тон. Главный герой, обычный парень Генри Таунсенд, просыпается в своей съёмной квартире и обнаруживает, что дверь запечатана огромными цепями. Их никак не снять, окна тоже не открываются. Крики никто не слышит, телефон обрублен. И тут-то он обнаруживает в стене туалета огромную дыру, в которую можно пролезть.
Через эту дыру он попадает в полные монстров и обезображенные скверной места и находит там жертв маньяка, одну за одной. И во всём этом как-то замешана его квартира. А ведь по локациям ещё и рыщут призраки — отвратительно урчащие летающие люди, которых никак не убить. В общем, The Room полна загадок, которые очень интересно разгадывать.
Deus Ex
Артём Фролов
Платформы: ПК, PS2
2052 год. Вирус под названием «Серая смерть» уничтожает население Земли. Существует вакцина, способная подавить симптомы болезни, однако доступ к ней есть лишь у политиков, богачей и прочих элит — поэтому террористические организации начинают похищать партии лекарства. В центре их противостояния оказывается главный герой Джей-Си Дентон, улучшенный аугментациями спецагент UNATCO — коалиции, призванной бороться с терроризмом.
Что-то напоминает, верно? Игра Уоррена Спектора, вышедшая на заре XXI века, удивительно точно предсказала хаос и паранойю нашего времени. История Deus Ex начинается как попурри из клише киберпанка и теорий заговора, но с каждым новым поворотом её мораль становится всё более серой, а мир — всё более точным зеркалом действительности.
Если вас смущает устаревшая графика или интерфейс, хорошая новость — во вселенную Deus Ex можно погрузиться с помощью двух отличных приквелов, Human Revolution (2011) и Mankind Divided (2016), которые более дружелюбны к новым игрокам. Главное, не задавайте лишних вопросов после прохождения: вы ведь не хотите, чтобы к вам домой наведались люди в чёрном?
Elden Ring
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S
Предысторию Elden Ring помогал продумывать Джордж Мартин, прославленный автор цикла «Песнь льда и пламени». Писатель сотрудничал с Хидэтакой Миядзаки и заложил основы мира Elden Ring. Как и в случае с предыдущими играми FromSoftware, грандиозный и эпичный сюжет скрывается за не очень конкретными описаниями предметов и намёками в немногочисленных диалогах.
В этой огромной экшен-RPG есть место и семейной драме, и истории сотворения мира с отсылками к скандинавской мифологии, и гражданской войне между богами и полубогами. Подобно главному герою, игрок будет идти к Кольцу Элдена безо всякого понимания контекста. Под его мечом так и так будут погибать десятки и сотни могущественных существ.
Пройти Elden Ring можно и без понимания сюжета. Всё равно весь масштаб происходящего можно осознать только по 13-часовым видео, в которых объясняют лор игры. И это даже не шутка. Не все фанаты, которые провели в Elden Ring сотни часов, понимают, о чём на самом деле её сюжет.
Серия Assassin’s Creed
Егор Аргунов
Платформы: ПК, консоли PlayStation, Xbox и Nintendo Switch
13 основных игр, 11 ответвлений, немалое количество дополнений, комиксов и книг, а также полнометражный фильм и грядущий сериал — вселенная Assassin’s Creed постоянно расширяется и обновляется. Старые каноны заменяются новыми, а в очерёдности и логике событий путаются даже сценаристы новых игр. Понять всю предысторию и запомнить всех персонажей не получится даже после прохождения номерных частей. Скажем, концовку глобальной сюжетной линии с Юноной вставили в комикс, о существовании которого многие фанаты даже не подозревают. Поэтому в лоре Assassin’s Creed не разбираются полностью даже те игроки, которые прошли все вышедшие части серии.
Однако главная причина запутанности Assassin’s Creed — постоянные скачки во времени. Сценаристы постоянно перемещают игроков в новые эпохи, периодически возвращают в современность и вставляют важные куски истории во внутриигровые документы. Банальная, казалось бы, история о противостоянии добрых ассасинов и злых тамплиеров из организации «Абстерго» постоянно вводит в недоумение. Апофеоз сложности сюжета — концовка недавно вышедшей Assassin’s Creed: Mirage. Чтобы понять её, нужно как минимум пройти огромную Valhalla и все её дополнения — а это домашняя работа на сотни часов.
Серия Five Nights at Freddy’s
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch, iOS, Android
Вряд ли инди-разработчик Скотт Коутон предполагал, насколько успешной окажется Five Nights at Freddy’s. Спустя девять лет у серии сложился гигантский фандом с десятками миллионов поклонников. Причём их объединяет вовсе не любовь к хоррорам, как может показаться на первый взгляд. Немалая доля фанатов FNAF даже не запускала ни одну игру и в основном смотрит видеопрохождения любимых блогеров. Главный фактор успеха серии — проработанный и очень запутанный лор. Фанаты постоянно спорят о порядке сюжета, мотивах героев, каноничности событий отдельных игр и смысле многих кат-сцен. Отдельные ютуберы даже строят карьеру на фанатских теориях по Five Nights at Freddy’s — скажем, блогер MatPat, с 2014 года выпустивший десятки видео по этой серии.
Удивительно, что все теории и смелые предположения о персонажах строятся на обрывках информации. Целые предыстории в фанатских вики собраны благодаря внутриигровым роликам в стиле пиксельных игр для Atari 2600. Отдельные детали лора сложены из газетных заголовков и мимолётных упоминаний в немногочисленных монологах героев. При этом Скотт Коутон постоянно расширяет глобальный сюжет, добавляя всё новые детали к известным данным. Разбираться в этом самому необязательно — проще посмотреть фанатские теории и построить на их основе собственную версию событий.
Undertale
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS4, PS5, PS Vita, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Undertale целиком создал всего один человек — Тоби Фокс. Он отвечал за всё: геймдизайн, сценарий, музыку и визуальный стиль. Интересно, что Фокс умело преподносит сюжет. По ходу игры многие детали лора будут казаться нелепыми: скажем, главным злодеем выступает ухмыляющийся цветок, а протагонистом — маленький ребёнок, невесть как попавший в подземный мир. Со временем всё будет казаться более логичным и понятным, но на это могут потребоваться как минимум два прохождения.
Игрок всегда находится в уязвимой позиции, им могут попытаться манипулировать. Масштабная предыстория о войне монстров и людей преподносится не так очевидно, ведь неясно, кому вообще в этом мире можно доверять. Потому и выбор — щадить врагов или жестоко их убивать — так значим для одной из нескольких концовок. Тоби Фокс не сразу поясняет, что к чему, и даёт игрокам самим собирать детали пазла.
Серия Amnesia
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X
Главный герой каждой Amnesia в начале игры не помнит, что с ним произошло и как он оказался в опасной ситуации. Параноик Даниель из The Dark Descent не понимает свою связь с владельцем прусского замка, магнат Освальд из A Machine for Pigs не может найти детей в роскошном особняке, а солдат Анри из The Bunker не помнит, как оказался внутри замурованного бункера. Восстанавливать цепочку событий придётся через просмотр серии флешбэков, чтение записок и изучение отдельных предметов. Концовка почти каждой части Amnesia происходит внезапно — после прохождения сюжет становится лишь ненамного яснее. Остаётся только идти по следам потерянной памяти и надеяться, что протагонист вспомнит детали своей жизни.
Помимо сюжетов отдельных частей, серия Amnesia примечательна и своим запутанным лором. Отдельные, на первый взгляд, игры связаны глобальным сюжетом о Тьме, обнаруженной в Алжире. Но как именно — предстоит узнавать игроку. Простых ответов никто не даёт, а окончательно всю историю мы точно узнаем нескоро: кто знает, что ещё покажут разработчики в следующих играх серии.
Inside
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, iOS, Nintendo Switch
Действие платформера Inside разворачивается в антиутопии, где людей с помощью головного аппарата превращают в марионеток. Но понять что-либо, кроме этой завязки, почти невозможно: в Inside нет ни диалогов, ни даже записок с деталями лора. Как и в Limbo, предыдущей игре Playdead, сюжет подаётся исключительно визуальными образами. Тем труднее понять, почему в этом мире обитают хищные русалки, как герой учится дышать под водой, для чего нужны подключённые к розеткам шары и зачем кто-то строил лабораторию под кукурузным полем.
Ещё запутаннее Inside становится в концовке. К ней практически ничто не подводит: всё происходит так внезапно, что не успеваешь осмыслить события вплоть до финальных титров. Интерпретация сюжета может зависеть от того, считать ли концовку какой-то метафорой, или попытаться найти ей рациональное объяснение. На помощь может прийти секретный финал, связанный с шарами и кукурузным полем. Но и с ним история Inside не становится яснее — придётся смотреть объяснения от фанатов.
Серия Hotline Miami
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS4, PS5, PS Vita, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
Наёмный убийца в маске животного выполняет заказы в ночном Майами — что может быть проще? Но тут появляются нюансы: непонятно, что движет самим героем, почему он видит сны с людьми, напоминающими духов, и кто вообще звонит ему по телефону. Жестокая череда убийств чередуется с сюрреалистичными эпизодами в квартире наёмника и визитами в магазин. С каждым разом лицо продавца почему-то становится всё более обезображенным. Окружающие и вовсе намекают герою, что не всё вокруг реально.
Кое-как в сюжете первой Hotline Miami ещё можно разобраться — к концу сценаристы раскрывают многие карты. Однако сиквел сильно усложняет сюжет оригинала. Его события происходят до и после первой части, а в истории участвует ещё больше персонажей. Понимание сюжета усложняют их собственные интерпретации одних и тех же событий. А важную роль в истории играет — внезапно! — ядерная бомбардировка Сан-Франциско. Простая с виду завязка подводит к одному из самых запутанных сценариев в истории видеоигр.
Immortality
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS5, Xbox Series S/X, Android, iOS
Игрок отсматривает плёнку из жизни актрисы Мариссы Марсель. Мы видим все важные события её карьеры — от первых прослушиваний и интервью до трагической гибели. Хронологию событий придётся восстанавливать по плёнке: для этого нужно ловить стоп-кадр и перемещаться по нему на следующую сцену. Кроме личных архивов доступны эпизоды из трёх невышедших фильмов, в которых снималась Марисса, — это религиозная мелодрама «Амброзио», детектив «Мински» и драма «Всё на двоих». Сцены открываются в нелинейном порядке и собираются в коллекцию на монтажном столе.
История раскрывается постепенно. Банальная трагедия на поверку оказывается чем-то большим — комплексной историей о жизни после смерти и вмешательстве высших существ. Периодически вы будете замечать фигуру некой пугающей женщины, возникающей в уже много раз просмотренных сценах. Сама Марисса тоже хранит немало тайн, которые придётся узнавать даже после финальных титров. Понять всю картину событий получится только после сбора всех катушек плёнки, а это — нетривиальная задача.
Crysis 2
Егор Аргунов
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
В первой Crysis сюжет был рудиментарным, если не сказать примитивным. История о спасении острова от северокорейского спецназа и пробуждении инопланетян не вызывала восторга, не хватало по-настоящему неожиданных сценарных решений. И во второй части Crytek пошла другим путём, пригласив для написания сценария писателей научной фантастики Ричарда Моргана и Питера Уоттса. Прославленным авторам «Видоизменённого углерода» и «Ложной слепоты» удалось придумать небанальный и отлично проработанный сюжет о переносе разума в костюм и слиянии человеческого сознания и искусственного интеллекта.
В Crysis 2 параллельно развиваются несколько сюжетных линий: спасение Нью-Йорка от инопланетян, раскрытие тайн суперсолдата Пророка и распространение вируса. Пока игрок занят отстрелом многочисленных врагов, главный герой постепенно меняется под воздействием нанокостюма. Все сюжетные откровения в конце не так очевидны при первом прохождении, но на следующих история раскрывается под другим углом. Такого интересного и запутанного сюжета никто не ждал от сиквела игры, в которой КНДР зачем-то будила инопланетян на отдалённом острове.
BioShock
Артём Фролов
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X
Осторожно: в главе про BioShock есть сюжетные спойлеры.
Разработчики видеоигр любят щеголять их интерактивной природой — но вообще-то зачастую игроку отводится пассивная роль. Мы идём, куда скажут, делаем, что прикажут, и нередко — именно так, как нам приказали. Создатель BioShock Кен Левин прекрасно это понимает — поэтому он сумел провернуть один из самых известных сюжетных финтов в истории видеоигр.
Центральный конфликт в BioShock поначалу выглядит очень просто. Есть злодей, бизнесмен Эндрю Райан, который выстроил и обрёк на гибель подводный город Восторг. И есть житель Восторга Атлас, с которым вы вместе пытаетесь убить злодея. Собственно, первые две трети игры вы беспрекословно следуете его указаниям — тем более что он сопровождает их вежливым «Будь любезен».
А затем, на исходе второго акта, вы зайдёте в кабинет Райана, и тот за игрой в гольф пояснит, что вы — просто марионетка в руках бандита, которую запрограммировали выполнять любые приказы, содержащие эту фразу. В итоге вы убиваете Райана — но лишь после того, как он сам вручит вам клюшку и прикажет это сделать. Этот поворото BioShock заставляет вспомнить все те случаи, когда вы сами становились марионеткой геймдизайнера, — и потому вышибает пол из-под ног так же эффективно, как и в 2007 году.
BioShock Infinite
Денис Князев
Платформы: ПК, PS3, PS4, PS5, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
В BioShock Infinite геймдизайнер и сценарист Кен Левин пошёл ещё дальше и поднял в сюжете темы американской исключительности, расизма, общественного мнения, религии, гражданской войны, отношений отцов и детей, чувства вины, детского насилия и… каких тем он только не поднял. И все их подал через фантастический сюжет про бесконечное множество альтернативных реальностей, которые в основе своей, в общем-то, разнятся не так уж и сильно. Ведь если человек оказался мерзавцем в одной реальности, другая его никак не исправит. Во всех он примется разрушать свою жизнь и жизни окружающих.
Конечно, в сюжете BioShock Infinite множество тайн и загадок, неожиданных поворотов и событий, из-за которых приходится посмотреть на пережитое под другим углом. Но главная ценность игры вовсе не в этом. Она в том, что, даже если вы не готовы или не заинтересованы в изучении исторических и политических книг и понимании всего контекста, заложенного Кеном Левином, восхититься рассказанной историей всё равно будет проще простого. Даже если вы просто пробежите игру от начала и до конца, не обращая внимания на отсылки и аллюзии, то всё равно наверняка останетесь под большим впечатлением от того, как рассказана центральная история — и чему она посвящена.
Серия Marathon
Илья Цуканов
Платформы: ПК
У каждой влиятельной видеоигры в конце концов объявляется злой двойник из зеркальной вселенной, искажающей некоторые вещи из нашей реальности. Это почти что закон индустрии. Для Doom такой доппельгангер — Marathon от Bungie. Тоже стремительный фантастический шутер от первого лица. Но есть одно большое отличие: сюжет не ограничивается парой куцых абзацев. Он дико замудрён и под завязку нашпигован философскими рассуждениями. Пускай и запрятан в терминалах, раскиданных по уровням.
В трилогии Marathon всё начинается с 2794 года, когда на человеческую колонию у Тау Кита напали пришельцы. Людская оборона держалась на корабле Марафон — но инопланетяне внезапно проникли и туда. Дело в том, что искусственный интеллект под названием Дюрандаль, который отвечал прежде всего за открытие дверей, из-за задачи, унизительной для его мощи, впал в «неистовство» (особый термин вселенной игры для финальной стадии развития ИИ с манией величия). А главный герой, безымянный офицер, должен как-то разобраться с творящимся хаосом.
Изначально интерфейс Marathon выглядел вот так громоздко, но фанаты сделали бесплатный порт со старых «Макинтошей» на ПК, в который добавили поддержку широкоформатных разрешений
А вот насчёт того, что творится дальше, фанаты яростно спорят уже почти 30 лет и до сих пор не могут толком осмыслить. По ходу действия первой же игры всё переворачивается с ног на голову: герой оказывается лишь пешкой, мотивы ИИ — бесконечно сложнее, чем кажется на первый взгляд. В повествование вплетаются заговоры тайных обществ, войны в Солнечной системе, предтечи, сны, скачки по альтернативным реальностям и путешествие к последним мгновениям вселенной. И всё это в стиле, который любят сравнивать с Уильямом Гибсоном — если б он рехнулся на теме герметизма.
Помните, как все удивлялись связи Doom Eternal с первыми частями серии? На фоне Marathon это кажется сущей банальностью. Её сюжет накрепко связан с прошлой игрой студии, Pathways into Darkness, где надо говорить с мёртвыми нацистами в пирамиде, заполненной пришельцами. А следующие фантастические серии Bungie, Halo и Destiny, настолько заполнены отсылками к Marathon, что игроки уже давно носятся с заявлениями «От нас скрывают, что это один и тот же мир».
Несмотря на более мультяшный дизайн врагов, чем в Doom, в Marathon часто царит хоррорная атмосфера
Gadget: Invention, Travel & Adventure
Илья Цуканов
Платформы: ПК
Сентябрь 1993 года. Выходит Myst — адвенчура от первого лица с дискретным перемещением. Она берёт всё, что только можно, от свежей технологии компакт-дисков: там много озвучки и видеороликов, а графика невероятно красива. Благодаря простому интерфейсу у неё низкий порог входа для новичков, многие из которых потом обломались о сложные головоломки.
Ноябрь 1993 года. Выходит Gadget: Invention, Travel, & Adventure. Этакий двойник Myst из зеркальной вселенной. На первый взгляд, структурно эти игры одинаковы: адвенчуры, схожий способ перемещения, простой интерфейс, у обеих задействован CD на всю катушку. Вот только в Gadget толком нет пазлов — она сама по себе одна большая загадка.
Главный герой Gadget — учёный, живущий в стимпанковом мире, в некой империи с жёсткой диктатурой. По поручению таинственного агента разведки он сел на поезд и отправился на поиски своего бывшего коллеги. Тот заметил в обсерватории, что человечеству угрожает огромный астероид, и втайне от правительства начал строить корабль, чтобы его остановить.
Правда, непонятно, насколько можно верить даже завязке. У каждого персонажа свой взгляд на происходящее. Сюжет кишит разными заговорами. Один из центральных элементов истории — Сенсорама, устройство, меняющее восприятие реальности (причём непонятно, как именно). Регулярно творится сюр. Может, некоторые похождения героя происходят во сне. А может, там разворачивается и вообще вся игра.
Gadget: Invention, Travel & Adventure сейчас уже почти никто не помнит. Но в своё время она наделала немало шума: автора, Харухико Соно, включали в списки главных творцов будущего, игрой вдохновлялись Вачовски и Гильермо дель Торо. В 1997-м появилась улучшенная версия проекта — Gadget: Past as Future, которую проще запускать на современных системах.
Drowned God: Conspiracy of the Ages
Илья Цуканов
Платформы: ПК
Прежде чем продолжить, нужно познакомить вас с одним человеком.
Итак: Гарри Хорс — шотландский политический карикатурист, музыкант, иллюстратор и автор детских книжек. А ещё он верил в самые разные теории заговоров. Причём настолько страстно, что при виде Myst он вскоре захотел сделать видеоигру, которая могла бы заинтересовать геймеров, например, своими россказнями о том, будто человечество на самом деле произошло от инопланетян.
В итоге Хорс выпустил Drowned God. И это очень авторский проект: чем дольше в него играешь, тем сильнее погружаешься в параноидальный разум человека, свято верящего, что вся официальная человеческая история — ложь. В игре собралась чуть ли не вся возможная конспирология 1990-х — от «тайных знаний» тамплиеров до обвинения партии тори в том, что она использует технологии контроля над разумом, чтобы заставить британцев голосовать за неё на выборах.
И естественно, не ждите, что «истинная» история человечества будет понятной и простой. Сбор всех деталей лора Drowned God сродни недельному марафону безумных передач от РЕН ТВ, противоречащих друг другу и здравому смыслу. Но в игре это хотя бы скомпоновано так, чтобы получилось нечто художественное.
Cruelty Squad
Илья Цуканов
Платформы: ПК
Иди работать на Cruelty Squad. Хватай любую пуляющую штуку. Прибей тех, на кого укажет Куратор. Начхать на то, сколько людей сдохнет по ходу дела: зато можно продать ошмётки на рынке или сожрать их плоть, если ты уродский мутант. Всё равно потом вернутся к жалкому консьюмеризму — всего за 500 баксов. Можно даже пристрелить эту ленивую старуху-смерть, раз она болтается без работы. А там уж заработаешь на костюм-невидимку, от которого несёт дерьмом, или на фаршировку ног полезной биокибердрянью.
А если при этом смотреть по сторонам и прислушиваться к приехавшим психам (а других там нет), то можно въехать в то, что творится в этом долбанутом мире будущего. Но только примерно: автор — художник-гностик, ненавидящий капитализм. Потому в игре напрочь стёрта грань между реальностью, сном и видеоигрой внутри видеоигры: космические корабли соседствуют с богами, а богатство буквально искажает мир вокруг себя.
И запомните: рыба — символ христианства, а главный герой — рыбак. Это очень важно. Или бред.
Planescape: Torment
Илья Цуканов
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch, Android, iOS
Философы часто так себе как люди, а их взгляды порой сплошное людоедство и отрава социуму. И горе той вселенной, где умелый оратор влияет не только на умы, но и на саму ткань реальности. Но миры Planescape именно так и работают. Можно изменить мировоззрение целого города настолько сильно, что он вылетит из своего мира в другой, который больше соответствует представлениям местных жителей.
Протагонист Planescape: Torment — бессмертный, который ожил в городе в центре всего сущего. Этот персонаж не помнит вообще ничего ни о себе, ни о том, как этот мир работает. И до последней смерти он не знал о том, как умер в позапрошлый раз. При этом герой похож на ходячего зомби (и это не мешает ему быть обаятельным). Всё вокруг намекает: он в прошлом натворил кучу таких страшных дел, что это отзывается эхом в разных уголках вселенной.
А раз уж философы — одни из самых опасных существ, то расследование о том, что же с ним стряслось, не может быть простым.
Signalis
Илья Цуканов
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series S/X, Nintendo Switch
В далёком будущем космос осваивает на порядки более тоталитарная версия ГДР. Она воюет с аналогом Китайской империи — хотя мир настолько сочится пропагандой, что все рассказы о политике могут быть выдумкой. И это жуткое государство строит человекоподобных роботов анимешной внешности без ступней, чей разум — слепки сознания реальных людей. Сюжет в таком сеттинге не может быть без подвоха.
Робот Эльстер путешествовала на космическом корабле вместе со своей возлюбленной. Но та умерла, а гиноид наткнулся на колонию на планете Ленг, где случилось восстание машин, а выжившие сошли с ума.
Но чтобы понять, что случилось дальше, нужно вооружиться опытом форумных споров о смысле сюжетов «Евангелиона» и Silent Hill, а затем обложиться томиками Юнга и Лавкрафта. И потом столкнуться с тем, что вы всё равно чего-то не понимаете и у кого-то есть более стройная теория о происходящем в Signalis — которую разносят в комментариях.
E.Y.E: Divine Cybermancy
Илья Цуканов
Платформы: ПК
Вы наблюдаете сон, где видите своего наставника, которого вы убили, но вы не убийца. Затем просыпаетесь и видите, что он жив, а у вас — амнезия. Вокруг — мир далёкого будущего. Организация, призванная защитить людей от демонов, начала войну с человеческой федерацией, а потом поделилась на две враждующие группировки. Вы находитесь посреди этого конфликта и должны выполнять приказы наставника.
Так почему сюжет E.Y.E: Divine Cybermancy можно посчитать запутанным? Это как Deus Ex, но с ещё более гипертрофированной конспирологией. Это как концентрированная доза Warhammer 40,000, от которой начинаются галлюцинации. Это как притча из восточной философии, пересказанная аналогиями из самой китчевой фантастики.
А ещё игра плохо переведена с французского, что тоже не упрощает понимание истории.
Pony Island
Илья Цуканов
Платформы: ПК
Вы проходите игру, где нужно управлять милым единорожком и перепрыгивать препятствия на его пути. А затем [данные удалены] баг, баг и ещё раз баг [баг] душа [продать, продать] проклятый аркадный автомат [11010000101100001101000010110100], но уроки программирования вам не понадобятся, ведь [совершите жертвоприношение, чтобы открыть этот кусок текста] и никому не верьте.
А так всё довольно просто. Но потом вышла Inscryption — и [продолжение следует].
Baroque
Илья Цуканов
Платформы: PlayStation, ремейк на PlayStation 2
2032 год. На землю вернулся Абсолютный Бог — это привело к глобальному катаклизму и почти полному уничтожению человечества. Большинство людей исказилось и трансформировалось в разных метасуществ. Посреди постапокалиптической пустоши возвышается Башня, которая постоянно трансформируется внутри. Главному герою предстоит отправиться туда и убить Бога в надежде, что всё изменится к лучшему.
Чтобы объяснить, чем так сложен сюжет Baroque, совершу журналистский грех и напишу: это как Dark Souls — с точки зрения подачи. То есть нужно выстраивать историю в основном из обрывков фраз разных безумных фриков, но даже этих обрывков всегда недостаточно. Только игра вышла за 13 лет до релиза Dark Souls. И это роуглайт. А ещё всё — сплошная метафора.