Игры с масштабом: лучшие работы с геймджема Game Maker’s Toolkit 2024 года
Рассказываем, какие игры осветил создатель геймджема Марк Браун, — и рекомендуем собственные находки.
Иллюстрация: Picture Perfect / Incredulous Interactive / pngtree / Colowgee для Skillbox Media
Game Maker’s Toolkit — один из самых популярных на сегодня ютуб-каналов о геймдизайне и разработке игр. В этом году ему исполняется десять лет — и за эти годы ведущий канала Марк Браун успел разобрать самые разные темы: от искусственного интеллекта персонажей серии The Sims и туториала Half-Life 2 до процесса создания собственной игры Mind Over Magnet.
В 2017 году блогер запустил ежегодный геймджем GMTK, на котором разработчики должны в ограниченный срок создать игру на заявленную тему. Благодаря этому геймджему на свет появился один из инди-хитов позапрошлого года — экшен про девушку на роликах Rollerdrome.
В 2022 году участники геймджема делали игры про игровые кубики, а в 2023-м они старались по-новому взглянуть на привычные механики и концепты. Тема геймджема в этом году — Built to Scale. Браун предложил участникам за четыре дня сделать игру, в которой масштабы объектов и манипуляции с их размерами станут центром геймплея.
Пока шёл приём работ, на портал itch.io загрузили 7627 заявок — очередной рекорд для геймджема. Затем зрители канала выбрали голосованием 100 лучших игр, из которых Браун отобрал 20 игр, впечатливших его сильнее всего. Представляем его список — и дополняем собственными рекомендациями.
Выбор Марка Брауна:
Мы также советуем попробовать:
Little Slime Blows Up
Автор: Jimmy C
«Здравый смысл говорит нам, что систему управления персонажем в платформере не стоит основывать на полноценной симуляции физики, — утверждает Марк Браун. — Иначе движения будут заторможенными и трудноуправляемыми».
Однако именно это и делает Little Slime Blows Up. Её главный герой, маленький слайм, может резко увеличиться вдвое. С помощью этой способности он прыгает, толкает предметы и застревает в узких пространствах, чтобы решать изобретательные пазлы. В итоге получилась игра, в которой трудноуправляемость персонажа — часть концепта, послужившего основой для милой и весёлой полосы препятствий.
ПоигратьNested
Автор: NorthShift
В этой головоломке мы управляем большой розовой матрёшкой, внутри которой, как и принято, прячутся куклы поменьше и других цветов. Их можно двигать независимо от основной куклы, чтобы проходить сквозь цветные двери или нажимать на кнопки. Эти механики служат базисом для простых задачек, где нужно расставлять матрёшек на кнопки и пересобирать куклу в определённой последовательности цветов.
«Здесь нет слишком требовательных пазлов, — говорит Браун. — Но эту игру можно расширить, чтобы создать по-настоящему головоломные уровни».
ПоигратьGet Some Helium
Автор: LightPotato
В этой игре главный герой — красный воздушный шар. Его нужно передвинуть к насосу, надуть до нужных размеров и формы, а затем поместить в предназначенные для него клетки поля. Вскоре появляются новые механики: препятствия на уровне, мешающие пройти, клетки, которые нельзя занимать, а также ещё один герой в виде шара синего цвета — его тоже нужно передвигать и надувать. По сути, это некая вариация Sokoban.
«Благодаря умным пазлам, щедрой функции отмены ходов и продуманной презентации Get Some Helium стоит того, чтобы в неё сыграть», — резюмирует Браун.
ПоигратьPicture Perfect
Авторы: Incredulous Interactive
Видели фотографии, в которых люди будто подпирают рукой Пизанскую башню или хватают пальцами солнце на горизонте? Именно такие снимки предлагает сделать Picture Perfect: игровой процесс здесь состоит из манипуляций с форсированной перспективой. Несмотря на простые пазлы, игра радует: в ней приятная картинка, а в финальной сцене выясняется, что сделанные нами фотографии — это хроника путешествий отца и дочери перед её отправлением в колледж.
Как замечает Браун: «Picture Perfect заимствует атмосферу уютных нарративных игр вроде Florence и Venba и превращает их в красивую интерактивную поэму».
ПоигратьShutterbug
Авторы: vividfax, Dan Emmerson
Ещё одна игра про фотографию — только на этот раз вам предстоит снимать вместо людей насекомых, а видоискателем камеры послужит окно вашего браузера. Его можно менять в размерах и перетаскивать по экрану, чтобы в кадр попали только те существа, которых вам нужно сфотографировать для выполнения заданий: например, снять бабочку, не зацепив пчёл.
Это простая игра — но она очень умно реализует идею манипуляции с окном браузера и позволяет приятно скоротать несколько минут.
ПоигратьWindowframe
Авторы: ZeeHatcher, Zircon332
На геймджеме в целом была масса игр про манипуляции с программными окнами — но любимой для Брауна стала Windowframe. Она держится на простой задумке: вам нужно передвинуть куб до финишного флага через несколько окон-полей с игрой на вашем рабочем столе. Некоторые поля можно двигать, менять в размерах и даже использовать их, чтобы сплющить куб и провести его сквозь узкие пространства. Ни один пазл в этой игре не доставит вам серьёзных проблем — но их приятно решать за счёт простого управления и оригинальной идеи.
ПоигратьSucky Safari
Авторы: NaoCuddles, ciskao, Arvincle, SlTheelurker, Jornam, snoezelpoes, Daanvanoord
Абсурдная игра, создатели которой явно вдохновлялись Katamari Damacy. Здесь пылесос на колёсиках тоже увеличивается в размерах, собирая в себя другие объекты — только в этот раз вашими объектами выступают животные. И если мелких лягушек можно засосать без проблем, то с другими животными сложнее: гусей нужно сначала оглушить, заплёвывая их лягушками, пингвинов — гусями, кроликов — пингвинами.
При этом некоторые животные, если их разозлить, могут навредить пылесосу. Это добавляет в игру элемент тактики, который Браун назвал приятным сюрпризом для такого по-хорошему глупого произведения, как Sucky Safari.
ПоигратьNeed for Knead
Авторы: flykiller13, rrkk, idotoovsound, xkonstantinos, Autocrator, Cheringer, Ofek Angel
«Это абсолютно безумная игра», — говорит Браун. В Need for Knead вы растягиваете мышкой тесто, чтобы вовремя поймать падающие ингредиенты для пиццы. Сперва сверху летят привычные томаты и оливки — но уже скоро их сменяют компьютеры, холодильники, автомобили, небоскрёбы, астероиды и, в конце концов, целые планеты.
Размах игры вырастает с приземлённого до космического так быстро, что у вас нет ни мгновения, чтобы передохнуть, — и такая абсурдная прогрессия как нельзя лучше подходит для геймджема, где у разработчиков есть только пара минут на то, чтобы захватить внимание игрока.
ПоигратьPlankTown
Авторы: Guy Unger, Perfoon, Cameron Paxton, The Wizard Toucan
Ваша задача в PlankTown — построить деревню на спине шагающего робота, оснащённого циркулярными пилами, пушками и ядерными боеголовками. Зачем ему всё это вооружение? Чтобы истреблять прущие со всех сторон орды крабов. Да, перед нами ещё один клон Vampire Survivors — однако он ощущается свежо за счёт необходимости вручную ставить апгрейды на уже существующую конструкцию и следить, чтобы она не разваливалась.
Ну и, конечно, как и в других подобных играх, здесь можно собрать билд, способный истреблять целые армии врагов за считанные секунды, — при этом довольно легко, ведь PlankTown не заставляет выбирать, а даёт несколько апгрейдов за раз, отбросив мысли о балансе в сторону. По мнению Брауна, в этом смысле PlankTown преподаёт важный урок разработчикам, участвующим в джемах: «Не пытайтесь сделать игру честной — пусть игрок просто хорошо проведёт время».
ПоигратьMy Shadows Are Bright
My Shadows Are Bright — игра про смелого рыцаря, который карабкается на крепостную стену. Но на самом деле это всего лишь фантазия ребёнка: он просто расставляет свои игрушки перед лучом фонарика, а затем представляет, что тени на стене — это силуэт замка, а храбрый воин его штурмует.
Тени на стене реалистично растут или уменьшаются в зависимости от того, насколько близко поставить предмет к фонарю, — так что вам придётся хорошенько подумать над расположением игрушек. Это небольшая игра, но даже в таком виде она показывает большой потенциал для создания интересных пазлов на основе манипуляций с силуэтами.
ПоигратьBlueprint Hell
Игра, способная вызвать болезненные воспоминания у всех, кто занимался визуальным скриптингом. Ваша цель здесь — строить цепочки из нодов, соединяя их цветными полосками. Подвох состоит в том, что в каждом новом пазле вам нужно не строить схемы блюпринтов с нуля, а добавлять новые элементы в уже существующую схему — а значит, придётся оставлять простор для будущих нововведений. Отличная иллюстрация к процессу игровой разработки, которая начинается с простой идеи, но быстро обрастает массой незапланированных задач.
ПоигратьTinker Co.
Авторы: Dannycopo42, TepG
«Я не думал, что кто-то сделает Tears of the Kingdom за четыре дня, — но это случилось», — говорит Браун.
Tinker Co., как и недавняя часть серии The Legend of Zelda, позволяет вдоволь наиграться с физикой механизмов. В этой игре она нужна, чтобы построить идеальную бурильную машину, которая сумеет добраться до труднодоступных залежей металла. Вы можете установить на свой транспорт более крупные колёса, позволяющие подпрыгивать, новые отсеки корпуса и новые буры — и всё это будет работать. Впечатляющее достижение для игры, сделанной для геймджема.
ПоигратьGetting Goopy
Авторы: SilverGold, FIargin
В этом пазл-платформере вы берёте под управление серый комочек, который может поглощать слизь, чтобы расти, — или, наоборот, выплёвывать её. Эта способность служит основой для набора отличных пазлов, требующих плеваться слизью, чтобы взлететь выше при прыжке, или избавляться от неё, чтобы втиснуться в узкий проход. Кроме того, игра регулярно добавляет новые идеи вроде стен, которые пропускают героя, только если он избавился от всей собранной слизи.
«Знаете это чувство, когда вы работаете над игрой три года, а затем находите проект, сделанный за четверо суток, и он просто… лучше? — говорит Браун. — Спрашиваю для друга».
ПоигратьGrow to Perfection
Авторы: Hawke Gaming, DaforLynx, Tim.K.132
Grow to Perfection начинается просто: вы управляете отрядом муравьёв, которые собирают ресурсы и приносят их к яйцу. Наберите достаточно ресурсов — и камера отдалится, открыв более крупное игровое поле. Из яйца вылупится муравей побольше, который будет собирать другие ресурсы на новом уровне. Нижний уровень при этом не пропадёт: там мелкие муравьи будут по-прежнему таскать материалы для яиц — и их работу можно улучшить, чтобы они могли создавать больше работников для верхних уровней.
«По сути, это Factorio, только в виде фрактала, — говорит Браун. — Наблюдать за тем, как все уровни [производства] работают сообща, очень приятно. Я провёл за этой игрой вдвое дольше, чем за любой из игр в этом списке».
ПоигратьScale Mail
Авторы: legoliomanikas, Katherine Cobey, JooshOnTheLoosh, hollow-at-best, henree
В Scale Mail вам нужно упаковывать вещи в сумку, размещая их на поле инвентаря и следя, чтобы масса посылки не превысила лимит. Если не хватает места, предмет можно просто-напросто уменьшить, но следует помнить: уменьшаясь в размерах, предмет увеличивает массу.
В результате игра превращается в напряжённый поиск компромиссов, который дополняется системой подсчёта очков: для того, чтобы пройти уровень, достаточно упаковать вещи в сумку, — но чтобы получить все три звезды, нужно втиснуть в инвентарь бонусы в виде сладостей.
ПоигратьNearest Neighbor
Автор: ngreend
Инопланетяне высадились на Землю. Но паниковать не стоит: они всего лишь хотят увидеть величайшие картины нашего мира. Загвоздка в том, что сами инопланетяне — существа микроскопические, и именно вам придётся воссоздать произведения искусства на крохотных холстах в виде пиксель-арта. Как отмечает Браун: «Вы быстро схватываете фишку игры, но превращение шедевров живописи в их миниатюрные версии оказывается неожиданно расслабляющим занятием».
ПоигратьThrough The Great Vine
Автор: luka fb lepkowski
Это игра про огромный чертополох, постоянно растущий и тянущийся вверх. Используя солнечную сферу, вы управляете его ростом и проводите сквозь извилистые земляные тоннели. Но нужно помнить и про полив: для роста растению нужна вода, которая льётся откуда-то сверху — и если источник перекрыть, то растение засохнет. Поэтому придётся вести росток таким образом, чтобы вода всегда стекала к его корням.
Позже появляется больше механик: сразу несколько ростков чертополоха и сферы, которые, наоборот, укорачивают растение. Как отмечает Браун, игра впечатляет своей креативностью и стоит того, чтобы пройти все десять её уровней.
ПоигратьScale the Depth
Авторы: Serpexnessie, Mancavea, Glass Gecko Games, Kar2fast, 4n6u, E-man248, Pepocandii
Слово scale в английском языке означает не только масштаб: его также можно перевести на русский язык как «чешуя» и «очищать от чешуи». Вокруг этого действия и вращается геймплей Scale the Depth. Здесь вам нужно ловить рыбу, чистить её от чешуи, продавать покупателям (голодным животным) и прокачивать на заработанные деньги снасти. Апгрейды позволят дольше рыбачить и спуститься глубже — словом, покорить океан.
«Это выигрышная формула, и реализована она идеально», — комментирует Браун. Простой геймплейный цикл Scale the Depth регулярно подкрепляет игрока позитивной обратной связью — поэтому её не хочется забрасывать, пока не пройдёшь до конца. И в этом прелесть геймджемов: их темы можно интерпретировать как угодно — и воплощать в жизнь неожиданные идеи.
ПоигратьBlueprint Bob
Авторы: suumpmolk, The Seahorse, LoFi Boi, Mr_musicguy
Blueprint Bob играет с ещё одним значением слова scale — «покорить высоту». Боб — архитектор, который сначала строит небоскрёбы из игрушечных на вид блоков, а затем карабкается на их верхушку. Для того чтобы пройти уровень, нужно взобраться на башню и устоять на высоте, где хотя бы макушка Боба пересекает финишную черту. Как резюмирует Браун: «Это простая, но милая, эффективная и умная реализация темы геймджема».
ПоигратьPizzascaper
Авторы: Yollie, Arcy, Jett Mance || SlowBro
«Всегда есть команда, которая прыгает выше головы во время геймджема», — говорит блогер про последнюю игру в своём списке. В платформере Pizzascaper можно создавать мосты и платформы, чтобы перемещаться между крышами небоскрёбов, залитыми дождём и светом неоновых вывесок. Очень скоро вы, правда, обнаруживаете, что, если построить блок прямо под собой, вас подбросит вверх с мощным ускорением.
На этом строительство заканчивается — и начинается скоростной платформинг в духе Neon White. Строительные блоки превращаются в трамплины, которые позволяют быстро преодолевать большие расстояния и искать кратчайшие пути через уровень. Это непростая игра — но она с лихвой вознаграждает ваши усилия зрелищными прыжками и полётами.
ПоигратьПочётные упоминания
Эти игры не попали в список из 20 игр Марка Брауна — но всё равно удостоились упоминания в его видео:
- Cappy & Tappy: Temple of Peril. Кооперативная игра на одном экране: один игрок укладывает блоки из тетриса, а другой прыгает по ним до выхода с уровня. Можно проходить и в одиночку!
- The Boiler Room. Стратегия в духе Pikmin и фильмов Хаяо Миядзаки, в которой вы управляете кучкой мелких существ, собирающих листья и бросающих уголь в топку.
- «Train Set GO!». Менеджер метрополитена, где игрушечная железная дорога служит основой для карты «настоящего», взрослого метро.
- Benedict Beaver the Builder. В этой игре бобёр обгрызает выловленные из реки брёвна, чтобы они подошли по размеру к деталям, указанным в чертеже.
- Shrink. Игра про психотерапевта, который уменьшается и в прямом смысле залезает пациентам в головы, чтобы очистить их от плохих мыслей.
Мы также советуем попробовать
Purrgatory Tower
Авторы: PorChor, Niighty Nine, BlueBrain, Rafunzel, Kisa, KawaKhwan, Khami, soiiwa, Vatsapon A., Bisuness
Забавный и крайне увлекательный платформер про кошку, влюбившуюся в демона — и попавшую из-за этого в ад. Теперь кошка вынуждена строить из тетрисных блоков башню, по которой она сможет вскарабкаться до того, как её настигнет геенна огненная. Задачка, прямо скажем, не из простых — но играть в платформер, где вы на ходу строите уровень, как оказалось, можете быть очень весело.
ПоигратьMicromancer
Авторы: musniro, bokchoyboy, Ata Deniz Oktay, GangsRobin, Blast, SuricatoGuerrilheiro, SelfMadeShrub
В Micromancer размер служит ограниченным ресурсом. Здесь можно увеличивать и уменьшать платформы, магниты на уровнях и даже самого главного героя — но для этого нужно «переливать» размер одного объекта в другой. Игре не хватает более отзывчивого управления и общей полировки — но она компенсирует эти недостатки умной реализацией механики и более чем изобретательными пазлами.
ПоигратьYoyo Knight
Авторы: Frogthulu, JackAdamo, Sammy Flemington
Необычная вариация на тему экшен-платформеров вроде Shovel Knight. В этой игре вашим главным инструментом становится игрушка йо-йо, которая может увеличиваться и уменьшаться в размерах, заменяя рыцарю и молот, и крюк-кошку. С её помощью вы будете убивать врагов, решать пазлы, прыгать между платформами — и все эти задачи потребуют от недюжинной выдумки и ловкости. Словом, всё прямо как в настоящих хардкорных платформерах.
ПоигратьThe Rat & The Machine
Автор: DirtyOnion
Зубодробительный экшен-платформер, где нет необычных концептов, зато есть крохотная мышь и огромный робот, который палит по ней лучами из глаз, бомбит фаерболами и крушит мощью своего корпуса. Учить атаки робота и уворачиваться очень непросто, но увлекательно. А ещё это явно самая стильная игра с геймджема: её мрачная готическая атмосфера напоминает серию Castlevania.
Поиграть