Игры без насилия: можно ли обойтись без жестокости и создать увлекательный геймплей
Разбираем проекты, в которых не нужно никого убивать и ничего разрушать.
Изображение: официальный арт к игре Moonglow Bay / Bunnyhug
Практически во всех популярных видеоиграх в том или ином виде присутствует жестокость. И в большинстве случаев эта жестокость — не просто незначительный элемент, а основа геймплея. То, ради чего и стоит играть.
Чтобы доказать это, не нужно проводить масштабных исследований — достаточно просто взглянуть на самые известные игры последних лет. В The Witcher 3: Wild Hunt Геральт расправляется с чудовищами и борется с несправедливостью среди людей.
В Doom Eternal Палач Рока разрывает на куски демонов из ада так, что куски мёртвых тел разлетаются во все стороны, а экран заливает кровищей. God of War 2018‑го во многом построена на бесконечной свирепости главного героя Кратоса — бога войны, что примечательно. А Grand Theft Auto 5… ну, это игра о преступниках, грабителях, убийцах и предателях.
Важно, впрочем, отметить, что нравственным ориентиром на фоне таких игр быть бессмысленно. Всем понятно, что в некоторых проектах жестокость условна, направлена зачастую лишь на искоренение зла и существует в угоду веселью. В других же играх за возможностью кого-нибудь застрелить или зарезать нередко кроется мысль о том, что так делать, в общем-то, нельзя и насилие ради насилия — это всегда плохо.
Жестокость в самых разных тайтлах так давно стала привычным делом, что, когда речь заходит об играх миролюбивых, возникает вопрос: а можно ли вообще сделать игру без насилия увлекательной? Можно — тому есть много примеров. И среди них даже есть очень популярный шутер, где никого не нужно убивать.
Но сперва поговорим об игровых сериях, которые всегда обходились без жестокости. Так, в конце прошлого века одним из самых популярных жанров был квест — и пусть в нём были очень разные проекты, в том числе и с возможностью поиздеваться над противниками, большинство подобных приключений обходилось без насилия. В некоторых жестокость всё же была, но и там сводилась к минимуму.
На фоне культовых квестов вроде серий Monkey Island и Broken Sword, а также игр Full Throttle и Grim Fandango выделялась Myst. И выделялась как раз полным отсутствием насилия и намёка на жестокие сцены. В ней были только загадки, живописные локации, атмосферная музыка и интригующий сюжет. Всё те же преимущества сохранились в жанре и по сей день — скажем, недавняя игра Syberia: The World Before, четвёртая часть культовой серии Бенуа Сокаля, тоже полагается на что угодно, только не на жестокость и динамичный игровой процесс с убийствами монстров.
Не полагаются на них и симуляторы бытовых и мирных профессий. Симулятор автобуса Bus Simulator, симулятор строительной компании Construction Simulator, симулятор механика Car Mechanic Simulator… И, пожалуй, самый известный симулятор — симулятор фермера Farming Simulator. Все эти проекты не предполагают насилия — только медитативное времяпрепровождение и безвредные занятия.
Можно также вспомнить симуляторы ходьбы — жанр, который находится в тренде уже не первый год. В большинстве случаев такие игры предлагают бродить по окрестностям, любоваться пейзажами и продвигаться к разгадке очередной Страшной Тайны. Никаких пулемётов и BFG, но это и не мешает популярности подобных проектов — достаточно вспомнить Firewatch или The Vanishing of Ethan Carter.
К тому же практически для каждой мыслимой платформы можно отыскать немало спортивных игр, в популярности которых сомневаться смысла нет. Серия футбольных симуляторов FIFA давно получила статус народной: за виртуальными матчами проводят много времени даже люди, от видеоигр далёкие. О популярности этой серии говорит хотя бы тот факт, что практически во всех современных успешных телевизионных ситкомах есть эпизод или два, где герои играют в футбол на консоли. И ведь никакого насилия в кадре — только мяч, ворота и желание победить!
Нельзя при обсуждении такой темы забыть и про гоночные симуляторы. Среди них тоже полно игр с насилием в основе — к примеру, FlatOut и Split/Second, — но серьёзных игр, посвящённых вождению, тоже хватает. Из недавних примеров — Gran Turismo 7. Речь там вовсе не о выталкивании соперника с дороги, основа игры — эстетика скоростных авто и умение ехать не только быстро, но и аккуратно. В центре внимания здесь — гонка. Занятие рискованное и лихое, но с кровопролитием не связанное.
Впрочем, легко говорить об играх без насилия на примере таких проектов, где жестокость вовсе и не предполагается. Но иногда геймдизайнеры удивляют — у них получается придумать игру, в которой можно найти все элементы сурового шутера… кроме насилия.
А ведь достаточно заменить беспощадные пули и картечь яркой краской! Именно так поступила и добилась убедительного результата компания Nintendo, которая создала и выпустила Splatoon. Перед игроком — все привычные режимы шутера. Геймплей — экшен с активным онлайном. Динамики и веселья хоть отбавляй. Но при этом задача игроков в Splatoon — не убить всех врагов, а закрасить цветом своей команды большую часть локации.
Иммерсивные симуляторы и RPG — ещё один тип игр, которые легко обходятся без насилия со стороны игрока. Да, в них мир зачастую полон жестокости, но разработчики дают возможность отказаться от убийства врагов и применения насилия.
Так, в Deus Ex: Human Revolution можно изловчиться и пройти игру от начала до конца, не убивая никого, кроме боссов. А ролевая классика Planescape: Torment даёт возможность завершить насыщенную кампанию на полсотни часов геймплея почти без сражений. Дипломатия и умение вести беседы в этой игре работают куда лучше, чем боевые заклинания и холодное оружие. Из иммерсивных симуляторов в этом контексте вспоминается Dishonored, где даже боссов и ключевых целей героя-ассасина можно пощадить и оставить в живых.
Тем не менее сложно отрицать, что в секторе AAA-игр и по-настоящему популярных серий отыскать игры без насилия сложно. Среди инди-проектов примеров гораздо больше. Вот некоторые из них.
Eastshade и Wandersong — игры, вдохновлённые искусством. В центре их внимания — живопись и пение.
В Eastshade герой-художник занят изучением неизведанной страны, где он оказался в результате кораблекрушения, а также сбором материалов для крафта и поиском секретов. Здесь писать портреты или пейзажи, странствуя по красивому открытому миру, не менее увлекательно, чем гонять по развалинам Саранчу в Gears of War. Главное, настроиться на нужную душевную тональность, тогда Eastshade затянет на десяток часов.
А очаровательная двухмерная Wandersong предлагает искать приключения с помощью песни. Посредством несложной мини-игры персонаж пропевает правильные ноты и получает мелодию. И уже эта мелодия и задачки решает, и привидение может прогнать.
Alba: Wildlife Adventure, Spirit of the North и Lost Ember. В этих играх разработчики обратились к миру фауны, к живой природе и братьям нашим меньшим. Приключения девочки-орнитолога в Alba или бедовых зверей в Spirit of the North и Lost Ember увлекают аркадными элементами, несложными головоломками и красочными пейзажами. И настрой в таких играх — сугубо созидательный.
Недавняя Moonglow Bay обращается к теме рыбалки. Но, в отличие от симуляторов, посвящённых рыбной ловле, эта игра — полноценное RPG-приключение. Герой не только забрасывает удочку и подсекает рыбу, но и ведёт дела в собственном рыбном ресторанчике, лично готовит сложные блюда и выполняет квесты от жителей прибрежного городка. Кроме того, у экрана игрока удерживает интрига: где-то в морских водах рыскает настоящее чудовище, с которым связаны тайны минувших лет.
В Kerbal Space Program источником вдохновения для разработчиков стала любимая с детства возня с конструктором и тяга к звёздам, что была присуща почти каждому ребёнку. Популярная серия Animal Crossing предлагает массу активностей в открытом мире, и все они направлены в мирное русло — взять хотя бы археологическую охоту за окаменелостями. А в Tetris Effect нет никакого нарратива, никакой центральной идеи в сюжете — только абстрактное укладывание фигур в стакане.
* * *
Упомянутые в статье игры доказывают, что основой и источником вдохновения для хитового проекта вполне себе может послужить идея, далёкая от насилия, войны и конфликтов.
Игры без насилия сегодня имеют особую ценность. И очень здорово, что разработчики дают возможность увлечься геймплеем без кровопролития и разрушения. Ведь в виртуальном мире совсем не обязательно что-то ломать и крушить. Совсем как в мире реальном.