Геймдев
#статьи

Игровой цикл: как удержать игрока у экрана

Снова просадили все выходные в любимой игре? Объясняем почему.

Вы когда-нибудь спрашивали себя, почему красивые, дорогие в производстве блокбастеры часто хочется бросить уже через пару часов, а инди-песочницы с непритязательной картинкой могут запросто затянуть вас на месяцы? Что есть такого в симуляторе строительства фабрик, чего нет в свирепом шутере про истребление демонов из преисподней?

Казалось бы, спорить об этом можно бесконечно. Но, вообще-то, ответ на оба вопроса давно найден. Всё дело в игровых циклах.

Столпы геймдизайна

Как выглядит типичная битва с боссом, например, в Dark Souls? Вы проходите на арену — видите босса — сражаетесь с ним — видите экран с надписью YOU DIED — пытаетесь понять, почему вас убили — сражаетесь снова, пока не убьёте босса.

Эти действия образуют игровой (геймплейный) цикл (англ. gameplay loop) — набор повторяющихся действий, которые в сумме создают единую систему.

Как вы уже заметили, я опустил ту часть битв с боссами в Dark Souls, где вы прорубаетесь к ним от ближайшего костра сквозь группы рядовых врагов. Дело в том, что это уже другой геймплейный цикл, так же как и прокачка, изучение локаций и мультиплеер.

Скриншот: игра Dark Souls: Remastered / From Software

Вместе они замыкаются в долгосрочный цикл, который можно упрощённо описать так: открыл новую локацию — изучил её — поговорил с персонажами и отыскал секреты — победил боссов и мини-боссов — прокачался — оставил подсказки другим игрокам и пошёл дальше.

Краткосрочные и долгосрочные циклы образуют фундамент игры — или, как его называют сами разработчики, ядро геймплея, вокруг которого выстраивается всё остальное. В случае с Dark Souls это оружие, броня, классы, враги, дизайн локаций, сюжет — и всё те же боссы.

Все эти механики связывает то, что называют столпами (англ. pillars). Левел-дизайнер Макс Пирс (Ubisoft, CD Projekt Red) характеризует их как «главные элементы, которые игра исследует; эмоции, которые испытывают игроки». По сути, это всё те же циклы, но в вертикальном разрезе.

Пирс приводит в качестве примера столпы геймдизайна The Last of Us: крафтинг, история, AI-напарники, стелс. Каждый из них состоит из своего набора циклов — как небольших, так и долгосрочных, — но вместе они образуют ядро геймплея.

Релизный трейлер The Last of Us демонстрирует некоторые из ключевых механик игры

Стоит отметить, что формула всех игровых циклов примерно одинакова. Мэттью Крол, ведущий канала Extra Credits, сравнивает её с научным экспериментом: игрок наблюдает цель — видит препятствия — формирует стратегию — проигрывает — ищет причины проигрыша — пробует снова.

Тем не менее эта простая последовательность действий лежит в основе всего многообразия существующих игр. И, как показывает практика, чем раньше авторы определятся с её наполнением, тем лучше. Сырое ядро геймплея погубило немало амбициозных проектов.

Разработчики Anthem, например, признавались, что базовый геймплейный цикл, включая стрельбу и полёты, удалось сделать только в последний год перед релизом, — поэтому всё остальное, включая сюжет и прокачку, осталось незавершённым.

Как же отличить увлекательный игровой цикл от неудачного — заставляющего забросить игру буквально через полчаса после старта? Ответ прежде всего в умении разработчика поставить задачу.

Вижу цель — не вижу препятствий

Мэттью Крол замечает, что в ситуации, когда игрок не может понять, что ему делать дальше, он быстро начинает чувствовать себя потерянным и раздражённым. Поэтому ведущий Extra Credits советует на каждом этапе игры чётко телеграфировать цели и задачи, стоящие перед игроком.

Геральт ищет приёмную дочь Цири. Марио хочет спасти принцессу Пич и победить злодея Боузера. Челл пытается сбежать из-под контроля ГЛаДОС и покинуть лаборатории Aperture.

На пути к этой цели Челл предстоит пройти через множество тестовых камер с головоломками. Скриншот: игра Portal / Valve

Всё это — долгосрочные задачи, дающие игроку мотивацию продолжать играть. Но задача может быть и не связана с сюжетом. Неслучайно после успеха Call of Duty 4: Modern Warfare в мультиплеерные шутеры стали массово внедрять систему прокачки. Она автоматически создаёт конечную цель — достичь максимального уровня.

Эта долгосрочная задача дробится на множество более мелких — среднесрочных и краткосрочных. Чтобы достичь потолка в прокачке, нужно набирать уровни. Чтобы набирать уровни, нужно выигрывать матчи. Чтобы выиграть матч, нужно убивать противников, захватывать контрольные точки и так далее.

И очень важно, чтобы игрок хорошо понимал стоящие перед ним цели на каждом из этих этапов. Марк Браун, ведущий канала Game Maker’s Toolkit, считает, что игроку стоит время от времени напоминать о сюрпризах и открытиях, которые ждут его впереди, — будь то разгадка сюжетной тайны или просто новая пушка.

Поэтому в первой Dark Souls вскоре после старта вы натыкаетесь на пока ещё запертые врата крепости Сена. Поэтому в меню выбора персонажа в Injustice или Mortal Kombat вы видите ещё не открытых героев. И по той же причине каждый эпизод Alan Wake и Quantum Break заканчивается клиффхэнгером.

Эти намёки разжигают любопытство игрока и побуждают его не бросать игру — но для того, чтобы увлечь его по-настоящему, нужны другие средства.

Повторение — мать мучения

В том же эссе об игровых циклах Марк Браун признался, что так и не прошёл Doom 2016 года. «[Игра] потрясающая! Её боевые механики — среди лучших за последние годы. Но в определённый момент я потерял интерес и так и не прошёл её», — говорит журналист.

Браун винит во всём однообразный темп игры. Серия Doom славится своим «спинномозговым» геймплеем, который требует от игрока ровно трёх вещей — быстро двигаться, метко стрелять и зрелищно добивать. Это делает игру отличным развлечением на вечер — но мешает ей по-настоящему затянуть игрока (тут стоит заметить, что это исключительно мнение Марка Брауна).

Как противоположность Doom Браун упоминает серию Uncharted. Она, как и The Last of Us, опирается сразу на несколько столпов: решение пазлов, платформинг, стелс, перестрелки и заскриптованные сцены. Naughty Dog плавно переходит от одного цикла к другому, прежде чем какой-то из них успеет надоесть игроку.

В Uncharted 2 неторопливое изучение древнего храма сменяется напряжённой городской перестрелкой, перестрелка — платформингом в железнодорожном депо, а платформинг — эпическим штурмом мчащегося на полном ходу поезда, где найдётся место и стрельбе, и акробатике, и сюжетной драме, и боссу-вертолёту.

Штурм поезда из Uncharted 2: Among Thieves

Но чем цеплять публику тем играм, у которых нет такого разнообразия в геймплее (и бюджета голливудского блокбастера)? Разнообразием контента.

Hades не может похвастаться таким же ворохом взаимосвязанных механик, как, к примеру, Assassin’s Creed: Valhalla или Cyberpunk 2077. Но это не помешало ей попасть во всевозможные списки лучших игр 2020 года — потому что у неё есть проработанная история.

Главный герой Hades Загрей, сын греческого бога мёртвых Аида, пытается сбежать из загробного мира. Раз за разом он терпит неудачу и возвращается в дом отца — но после каждой его смерти мы встречаем новых персонажей, видим новые сценки с участием уже знакомых NPC и получаем новые кусочки игрового лора.

Скриншот: игра Hades / Supergiant Games

Для этого композитору и актёру озвучки Даррену Корбу понадобилось записать 20 тысяч строчек диалогов — большой объём для «рогалика», — но результат того стоил. Благодаря усилиям Корба (а также усилиям сценаристов) сюжет постоянно развивается — а значит, у пользователей есть стимул продолжать играть.

«Рогалики» (англ. roguelike) — хороший пример того, как выжать из простой механики десятки часов игрового процесса. В основе жанра лежит всего два принципа:

  • После смерти игрок начинает с первого уровня.
  • Уровни генерируются процедурно, то есть случайным образом.

Чтобы игрокам не надоело раз за разом начинать заново, авторы буквально заваливают их контентом: оружием, бонусами, боссами, разными типами врагов и локаций, испытаниями и секретными комнатами. В итоге простой bullet-hell Synthetik или экшен-платформер Dead Cells способен затянуть сильнее, чем многие AAA-блокбастеры, — ведь тяжело забросить игру, пока не попробуешь всё, что она способна предложить.

И тут очень важно не переборщить с количеством механик или объёмом контента. Ведь в погоне за вниманием публики или собственными амбициями очень легко упустить главное — суть игрового процесса.

Когда море по колено

В 2008 году, после четырёх лет напряжённого ожидания, вышла Spore — симулятор бога, где вверенный вам биологический вид эволюционировал от клетки до галактической цивилизации. После релиза игру встретили прохладные отзывы критиков и аудитории.

Спустя ещё пять лет Сорен Джонсон, ветеран серии Civilization и один из участников разработки Spore, попробовал определить причины провала игры. По мнению геймдизайнера, к неудаче привёл прежде всего конфликт между двумя главными идеями проекта: процедурной генерацией и многоуровневым геймплеем.

Первая идея заключалась в том, что весь контент в игре создаётся алгоритмами, которые будут выполнять ту же функцию, что и молекулы ДНК. Вторая идея свелась к тому, что игровая кампания будет делиться на пять эволюционных ступеней: «Клетка», «Существо», «Племя», «Цивилизация» и «Космос».

«Главная проблема Spore в том, что геймплей на каждой стадии был недостаточно глубоким, потому что команда работала над пятью играми одновременно», — писал разработчик. На каждом этапе игроков встречали новый интерфейс, новое управление, новые термины, новые цели — и ничто из этого не было проработано на должном уровне.

Трейлер Spore — игры мечты, рухнувшей под грузом собственных амбиций

Это был океан механик глубиной с лужу. Более того, на поздних стадиях игры из-за фокуса на социальном аспекте на задний план уходила вторая главная идея Spore — процедурная генерация. Впрочем, она и так играла скорее косметическую роль, ведь внешний вид существ никак не влияет на геймплей и нужен только для самовыражения игрока.

Этот конфликт между двумя основными целями игры геймдизайнер Алекс Жаффе (Riot Games) называет «проклятой проблемой геймдизайна». Разработчик приводит в пример ещё один проект, столкнувшийся с той же дилеммой, — Diablo III.

Летом 2012 года в игре начал работать аукцион, где игроки могли продавать найденные предметы за игровые деньги и покупать за реальные. Нововведение должно было искоренить продажу лута на сторонних сайтах (и принести процент от продаж Blizzard) — но оно шло вразрез с остальными механиками.

Базовый игровой цикл Diablo выглядит так: игрок убивает монстров в подземельях — находит лут — улучшает с его помощью персонажа. С приходом аукциона первые два этапа — убийство монстров и поиск лута — оказались необязательными.

И Джонсон, и Жаффе предлагают одинаковое решение проблемы: «Не бойтесь отказываться от изначального видения проекта». Так и поступила Blizzard, которая осенью 2013 года объявила о закрытии аукциона. Поклонники встретили это решение с восторгом — и некоторых оно даже побудило вернуться в игру.

Легко начать, тяжело забросить

Есть ещё одна причина не переусложнять ядро геймплея — уважение к личному времени игрока.

Почему в настольные RPG играет так мало людей? Ответ простой: чтобы начать партию, нужно прочитать целую книжку с правилами.

Увесистый томик с правилами — обычное дело для настольной ролевой игры

Эти игры страдают проблемой, которые Джеймс Портнов (Extra Credits) называет нечленимой сложностью. Иначе говоря, в них столько взаимосвязанных игровых циклов, что научить им по отдельности никогда не получится. Нужно запоминать всё и сразу, а потом пытаться удержать эти знания в голове.

В настольных RPG всегда есть мастер игры, который поможет разобраться. А вот что делать игроку, впервые включившему The Dwarf Fortress или Crusader Kings? Это отличные игры, но они так и останутся предметом культа у нишевой аудитории — ведь далеко не каждый готов потратить несколько часов, чтобы просто разобраться в их механиках.

Это необязательно проблема — скорее факт, с которым стоит смириться. А вот что действительно проблема, так это игры, растянутые искусственно. В год выхода Dragon Age: Inquisition одним из самых популярных текстов на Kotaku был материал «Внимание! Если вы играете в Dragon Age, уходите из Внешних Земель».

В погоне за масштабом разработчики набили первую открытую зону игры фетч-квестами по типу «убей пять волков, принеси три подорожника». Игроки, которые хотели пройти каждое задание, попросту увязали во Внешних Землях и не добирались до основного сюжета.

В другой масштабной RPG, третьем «Ведьмаке», фетч-квестов практически нет. Глава отдела квестов Матеуш Томашкевич ещё в начале разработки взял за правило не делать скучных заданий. И тем не менее игру все равно прошли до конца всего 26% пользователей. Не все пережили путешествие по островам Скеллиге.

Скриншот: игра Battlefield 5 / Electronic Arts

Когда перед человеком встаёт выбор, согласиться на шестьдесят часов сюжетной кампании «Ведьмака» или на часовой матч в Battlefield, последний вариант наверняка перевесит. И только спустя несколько месяцев игрок поймёт, что потратил на эти матчи двести часов реального времени.

Желание людей сэкономить время прекрасно понимает Factorio — симулятор строительства фабрик на далёкой планете. Конечная цель здесь — построить ракету и улететь домой. Но для того, чтобы построить ракету, вам сначала нужно построить завод.

И вот вы делаете первый шаг — налаживаете производственную цепочку по производству шестерёнок. Как только вы завершили эту задачу, у вас появляется мысль: «А что, если я автоматизирую производство, чтобы мне не пришлось с ним возиться?» И вот тут игра начинается по-настоящему.

Как заметил Марк Браун: «Очень сложно устоять перед желанием построить оптимизированную систему, которая работает сама по себе».

Вы сами не заметите, как начнёте строить огромные промышленные комплексы. Скриншот: игра Factorio / Wube Software

Ядро геймплея в Factorio обманчиво простое: вы открываете новую технологию — налаживаете её производство — автоматизируете его — открываете другую технологию. А ещё убиваете огромных жуков, которые злятся на вас за то, что вы загрязняете их планету.

И тем не менее в игре уйма механик и контента, которые займут вас на долгое время. При этом Factorio, в отличие от Spore, никогда не упускает из внимания ключевые столпы геймплея. Неважно, что вы делаете: прокладываете железную дорогу, катаетесь на вездеходе или расстреливаете насекомых из турелей, вы всегда занимаетесь производством и автоматизацией.

Игра не тратит ни минуты вашего времени на посторонние задачи и скучные квесты. Поэтому поклонники с радостью проводят в Factorio сотни и даже тысячи часов.

Потому и нужно с самого начала определить ядро геймплея — чтобы игрок никогда не занимался тем, что ему неинтересно. И если вы всё сделаете правильно, он с благодарностью отдаст вам свои деньги и свободное время.

Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована