Геймдев
#статьи

Год с релиза Cyberpunk 2077: от громкого скандала до положительных отзывов в Steam

Разбираемся, что сделала CD Projekt RED, чтобы исправить ситуацию вокруг одной из важнейших игр последних лет.

Кадр: игра Cyberpunk 2077 / CD Projekt RED

Cyberpunk 2077 едва ли не полностью разрушила репутацию студии CD Projekt RED. Игру, вышедшую 10 декабря 2020 года, ещё долго после релиза без устали критиковали игроки, разочарованные багами, тормозами, неудачно реализованными механиками и тем, как она работала на консолях предыдущего поколения.

Несмотря на все проблемы, возникавшие вокруг Cyberpunk 2077 на протяжении года, в конце ноября 2021-го игра начала приходить в себя. Ситуация с RPG стала налаживаться с появлением «очень положительных» отзывов на странице в Steam, всплеск которых совпал с осенней распродажей. В тот же период времени игра поднялась на второе место в топе продаж сервиса Valve.

По случаю годовщины со дня выхода Cyberpunk 2077 автор Skillbox Media Артём Фролов разбирается, как CD Projekt RED провалила запуск своего проекта, что она сделала для того, чтобы вернуть доверие игроков, и насколько эффективными оказались принятые меры.

Разобраться в ситуации нам помогли пиар-менеджер агентства Kool Things Светлана Воронина и совладелец пиар-агентства mrktng4 Стас Плещев.

Хайптрейн

Первый тизер Cyberpunk 2077 вышел в январе 2013 года. В нём не было геймплея, зато присутствовал набор стильных и мрачных футуристичных образов, а также самоуверенное заявление в конце: «Выйдет, когда будет готово».

Тизер-трейлер Cyberpunk 2077

Саму игру, основанную на настольной ролёвке Cyberpunk, анонсировали ещё в 2012 году, но тогда новость не привлекла особого внимания — ведь тогда CD Projekt RED была известна преимущественно среди хардкорных фанатов RPG.

Все изменилось в 2015 году, когда вышла третья часть серии про ведьмака Геральта — «Ведьмак 3: Дикая Охота». Она собрала восторженные отзывы критиков, получила больше двухсот наград и продалась тиражом в 30 миллионов экземпляров, познакомив весь мир с фэнтезийной вселенной писателя Анджея Сапковского.

Скриншот: игра The Witcher 3: Wild Hunt / CD Projekt RED

После такого любая следующая игра CD Projekt была обречена на всеобщее внимание и заоблачные ожидания — и нельзя сказать, что компания этим не воспользовалась. На выставке E3 2018 года студия, помимо трейлера Cyberpunk 2077, представила 45-минутное демо, рисовавшее игру мечты.

Демо Cyberpunk 2077 с E3 2018

В трейлере было всё: красивая картинка, захватывающая боевая система, взрослый сюжет со свободой выбора, живой город будущего с толпами NPC, у каждого из которых был свой распорядок дня. Позже выяснилось, что это демо, как и многие другие на E3, было далеко от реального состояния проекта, но тогда игроки готовы были поверить CD Projekt — слишком уж хорошо всё выглядело.

Тем более что студия успешно культивировала образ «компании для геймеров». Например, все, кто купил третьего «Ведьмака», могли получить 16 бесплатных DLC с новыми квестами и оружием. Платить нужно было только за масштабные расширения. Такой подход подкупал людей, которые любят качественные одиночные игры.

«Мы в первую очередь геймеры, и мы любим, когда к нам хорошо относятся. Поэтому логично, что мы придерживаемся тех же принципов во всём, что делаем в CD Projekt RED… Так что раздать каждому набор бесплатных DLC было парой пустяков. Вы инвестировали в нас — и мы хотим сделать всё, чтобы ваши деньги были потрачены с пользой».

Хосе Тейшейра,
художник по спецэффектам The Witcher 3: Wild Hunt

В 2019 году студия привезла на E3 ещё один трейлер, в конце которого появился любимчик интернета Киану Ривз в роли одного из центральных персонажей вселенной Cyberpunk — Джонни Сильверхенда. После показа актёр вышел на сцену, чтобы выступить перед фанатами, — именно в тот момент и родился популярный мем «Ты потрясающий!».

Показ сюжетного трейлера Cyberpunk 2077 и выступление Киану Ривза на E3 2019

Многие игроки заочно объявили Cyberpunk 2077 чуть ли не игрой поколения, о чём говорит и рекордное число предзаказов — 8 миллионов экземпляров. Однако вскоре начались проблемы.

Первые проблемы

На E3 2019 CD Projekt RED наконец-то обозначила релизное окно — апрель 2020 года. Но уже в январе запуск перенесли на сентябрь 2020-го. В обращении к фанатам основатель студии Марчин Ивиньский и её директор Адам Бадовский объяснили задержку тем, что им «требуется больше времени на тестирование, исправление багов и полировку».

Дату релиза двигали ещё дважды — сначала на ноябрь, а затем на декабрь 2020 года, причём в последний раз это произошло уже после того, как игра ушла на золото. Каждый перенос CDPR неизменно объясняла желанием максимально отполировать игру.

Обращение CDPR к фанатам о переносе игры на декабрь 2020 года. Изображение: CD Projekt RED

Как выяснилось после релиза, студия отчаянно пыталась привести Cyberpunk 2077 в стабильно рабочее состояние. И 10 декабря стало ясно, что ей это не удалось.

На старте Cyberpunk 2077 была полна багов: персонажи нередко застывали в Т-позах, застревали в текстурах и проваливались под игровые объекты, часть скриптов оказалась сломана, некоторые текстуры не подгружались, возникали проблемы с регистрацией попаданий, анимация персонажей зависала, отсутствовали ассеты, конечности NPC исчезали и так далее.

Искусственный интеллект в игре был недоработан: NPC в городе могли лишь ходить из стороны в сторону, закрываться руками или атаковать в случае угрозы. Их глупость компенсировалась тем, что во время погонь полицейские появлялись прямо за спинами игроков, — что приводило ко множеству курьёзных ситуаций.

Пытаясь успеть к дате выхода, CDPR вырезала из Cyberpunk 2077 несколько важных механик, вроде бега по стенам и кастомизации автомобилей. Наконец, версии для Xbox One и PlayStation 4 оказались фактически неиграбельными — из-за постоянных зависаний и просадок FPS.

Видео Crowbcat, отражающее состояние игры на релизе

Игроки тут же припомнили CDPR все громкие обещания: и фальшивое демо, и заявления о том, что игра «удивительно хорошо работает» на консолях прошлого поколения, и отказ предоставить копии для этих платформ рецензентам, и, наконец, знаменитое «Выйдет, когда будет готово».

Подобное недовольство — обычная реакция комьюнити на неудачный запуск игры, но в случае с Cyberpunk 2077 это стало только началом настоящих проблем. Несмотря на хорошие продажи, недовольство публики ударило по акциям CD Projekt — с 4 по 17 декабря стоимость упала на 30%, с 443 до 310,6 польского злотого за акцию.

Курс акций CD Projekt на 7 декабря 2021 года. Скриншот: Skillbox Media

А 18 декабря компанию ждал главный удар: в этот день Sony удалила Cyberpunk 2077 из сервиса цифровой дистрибуции PlayStation Store, сославшись на её неудовлетворительное техническое состояние, а также создала отдельную страницу для тех, кто хотел вернуть деньги за покупку. Microsoft удалять игру из Xbox Store не стала, но пользователи также получили возможность оформить возврат.

В результате этого беспрецедентного шага со стороны двух крупнейших игровых компаний CD Projekt столкнулась сразу с двумя коллективными исками от собственных инвесторов. Первый подали в декабре 2020 года, второй — в январе 2021-го. В обоих случаях истцы обвиняли CDPR в том, что студия скрыла от акционеров компании истинное состояние игры и то, как на самом деле она запускается на консолях предыдущего поколения. Позже к этим искам прибавилось ещё два.

Светлана Воронина считает, что подобная ситуация — результат того, что производство игры строилось исходя из желаний топ-менеджеров, без учёта мнений и данных от разработчиков:

«Например, топ-менеджерам надо, чтобы игра вышла в марте, а разработчики говорят, что к этому времени успеют выпустить лишь сырой обрубок игры, — получается, что цели топов на первом месте, а разработчиков будто и не слушают, не пытаются найти средний путь, а слепо выполняют KPI. В марте — так в марте… Здесь, судя по всему, произошла мискоммуникация на уровне компании. Студия хотела выпустить игру в срок, и это больно ударило по её качеству на отдельных платформах. Отсюда выход довольно сырого продукта, хейт и рефанды».

Светлана Воронина,
пиар-менеджер агентства Kool Things

Так что теперь перед CD Projekt, которая едва пережила производственный ад Cyberpunk 2077, стояла новая задача — свести к минимуму ущерб от катастрофического запуска.

«Что может предпринять студия или издатель, если громкий продукт разочаровал публику? Тут всё просто — важно быть честным, признать ошибку (ошибки) и рассказать о том, как планируете их исправлять. Отлично, если есть возможность поделиться планом действий, в котором указаны сроки. Идеально, если вы можете дать компенсацию пользователям, которые купили игру, — виртуальную валюту, уникальные скины, бесплатный пасс на дополнения.

Важно отвечать и общаться с юзерами, не оставлять недовольные комментарии без ответа. Ещё раз повторю, вы обязаны рассказать, что делаете для исправления ситуации, даже если это необходимо повторить миллион раз».

Стас Плещев,
совладелец агентства mrktng4

Кризисный режим

Уже 14 декабря CD Projekt RED опубликовала в соцсетях открытое письмо, в котором извинилась перед фанатами за состояние консольной версии Cyberpunk 2077, пообещала исправить баги, улучшить саму игру, а также обязалась вернуть деньги всем, кто хочет аннулировать покупку.

Этот пост стал первым в длинном списке обращений компании к фанатам в первые месяцы после релиза. Самым важным из них стало видео под заголовком «Наша преданность качеству», записанное в январе 2021 года.

Обращение сооснователя CDPR Марчина Ивиньского к фанатам

В ролике Марчин Ивиньский ещё раз извинился перед фанатами и объяснил технические просчёты Cyberpunk 2077 масштабами Найт-Сити и тем, что игра изначально создавалась для ПК, а затем уже адаптировалась под консоли. «Мы знали о разнице в производительности, но, я думаю, в итоге время показало, что мы недооценили стоявшую перед нами задачу», — признал он.

Чтобы подтвердить своё стремление починить Cyberpunk 2077, студия представила «дорожную карту» — общий план работы над игрой, состоящий из примерного графика выхода патчей, DLC и обновлений.

Дорожная карта Cyberpunk 2077, опубликованная в январе 2021 года. Изображение: CD Projekt RED

На следующий день журналист Bloomberg Джейсон Шрайер опубликовал расследование, из которого выяснилось, что никто из разработчиков не верил в изначальную дату релиза в апреле 2020 года, а руководство игнорировало сомнения команды.

Ещё раньше журналист узнал, что в последние месяцы перед релизом компания ввела обязательный кранч — и это при том, что ещё весной 2019 года Ивиньский и Адам Бадовский утверждали, что постараются избежать переработок. И пусть директор CDPR попытался опровергнуть заявления Джейсона Шрайера, эта статья стала очередным репутационным ударом для студии.

На этом беды компании не закончились: в феврале 2021 года CD Projekt RED подверглась кибератаке, в результате которой в сеть слили исходный код Cyberpunk 2077 и неизданную версию третьего «Ведьмака». Студии пришлось заплатить приличную сумму, чтобы уберечь от огласки личные данные своих сотрудников.

Наконец, в мае компанию покинул Конрад Томашкевич, гейм-директор The Witcher 3: Wild Hunt и второй директор Cyberpunk 2077, которого обвинили в притеснениях сотрудников.

Несмотря на все происшествия, CD Projekt RED продолжала работать над обновлениями. Первые хотфиксы появились ещё в декабре, а уже в конце января 2021 года студия выпустила патч 1.1. Он исправил самые серьёзные баги и ошибки, улучшил стабильность игры, а также добавил пару новых функций вроде возможности получать ачивки в автономном режиме.

В течение 2021 года вышло ещё несколько патчей: последний из них, под номером 1.31, вышел в сентябре. Большинство правок касалось исправления багов, баланса и искусственного интеллекта, однако патч 1.3, вышедший в августе, добавил три небольших бесплатных DLC — альтернативный образ Джонни Сильверхенда, новые куртки для Ви и автомобиль.

Официальное видео со сравнением версий игры

Обновление для консолей нового поколения тем временем перенесли на первый квартал 2022 года: в октябре CD Projekt RED опубликовала обновлённую версию январского обращения, где представила очередную версию дорожной карты и ответила на некоторые вопросы сообщества.

Скриншот: игра Cyberpunk 2077 / CD Projekt RED

В частности, руководство компании постаралось объяснить технические причины, стоящие за проблемами Cyberpunk 2077 на старых консолях, а также пообещало, что будет избегать переработок на всех последующих проектах.

Возвращение Cyberpunk 2077

Лечение патчами принесло свои плоды: в июне 2021 года тайтл вернулся в PlayStation Store — хотя CD Projekt RED пообещала, что будет и дальше работать над стабильностью игры на консолях прошлого поколения.

Но настоящее возвращение произошло в конце ноября, когда в результате осенней распродажи в Steam страница Cyberpunk 2077 получила приток положительных отзывов от игроков, считающих её жертвой завышенных ожиданий.

График оценок игры в Steam на 7 декабря 2021 года. Скриншот: Skillbox Media

На фоне хороших новостей президент CD Projekt Адам Кичиньский выразил надежду, что Cyberpunk 2077 запомнят как очень хорошую игру и она «будет продаваться годами». «Конечно, запуск [игры] нас многому научил», — заявил глава компании. «Он дал нам пинка и мотивировал внести изменения, которые сделают нас лучше в будущем».

Светлана Воронина считает, что CD Projekt RED провела грамотную работу над ошибками — в том числе в области маркетинга.

«CDPR принесла извинения, старалась вести честный диалог с комьюнити, оперативно патчила и дорабатывала игру. Она также продолжает делиться планами, публикует роадмапы и активно работает с сообществом».

Светлана Воронина,
пиар-менеджер агентства Kool Things

Можно ли сказать, что студии удалось оправиться от скандала? Хотя Cyberpunk 2077 теперь действительно работает куда стабильнее, она всё ещё страдает от проблем более фундаментального порядка — например, от слабой симуляции жизни, недостатка отыгрыша и невнятной системы прокачки.

Скриншот: игра Cyberpunk 2077 / CD Projekt RED

Выручка CD Projekt RED за третий квартал по сравнению с прошлым годом выросла на 38% — до 34,7 млн долларов, однако чистая прибыль упала на 30% — до 3,92 млн долларов. Это падение вызвано в первую очередь убытками цифрового магазина GOG.com — но стоимость обслуживания и починки Cyberpunk 2077 также сыграла свою роль.

Между тем цена акций CD Projekt на бирже уже полгода держится на уровне 180–200 польских злотых за единицу — вдвое меньше, чем накануне релиза.

Тем не менее руководство студии уже строит планы. В октябре компания приобрела The Molasses Flood, студию-разработчика Drake Hollow, основанную бывшими сотрудниками Irrational Games. Новоприбывший коллектив займётся созданием игры по одной из вселенных, права на которые принадлежат CD Projekt.

Основная студия тем временем уже приступила к предпроизводству будущих проектов вместе с командой из CDPR Vancouver — бывшей Digital Scapes, которая официально присоединилась к CD Projekt в марте 2021 года.

***

Рассуждая о том, как можно было бы предотвратить скандал, Светлана Воронина пришла к следующему выводу:

«По сути, единственный вариант „что можно было сделать лучше“ — внутри компании вести переговоры ещё на стадии планирования и ранней разработки, а также по ходу всего проекта до самого релиза».

В случае с Cyberpunk 2077 этого не произошло. Однако у CD Projekt RED (и не только у неё) всегда есть возможность применить этот подход при разработке будущих проектов.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована