Гипноз по имени Balatro: почему карточный рогалик стал популярным и при чём тут покер
Разбираемся в главной игровой сенсации этого года.
Иллюстрация: игра Balatro / LocalThunk / Polina Vari для Skillbox Media
Balatro — первая инди-игра за последние шесть лет, номинированная на главную награду The Game Awards — «Оскара» от мира интерактивных развлечений. В 2018-м номинации добилась Celeste, за два года до неё — Inside: ни та, ни другая не взяли приз. Наверняка многие ставили на игру, которая предлагает почувствовать себя шулером, но Astro Bot обрела больше поддержки среди игроков и журналистов. Кажется, индустрия ещё не готова дать инди-проекту главную награду.
Balatro вышла 20 февраля на ПК и консолях и тут же произвела фурор: только за первые десять дней было продано 500 тысяч копий. Критики не скупились на хвалебные рецензии, называя её лучшим карточным рогаликом со времён Slay the Spire, а разработчик LocalThunk, сделавший игру в одиночку, после релиза проснулся миллионером. 26 сентября Balatro появилась на мобильных платформах. Её снова ждал успех: она сместила с первой строчки топа платных игр App Store и Google Play незыблемого лидера в лице Minecraft.
Читайте также:
В чём причины такого колоссального успеха и признания? Попробуем разобраться — без краплёных карт.
Покер, которого не было
Когда говорят «карты», если не первая, то вторая ассоциация, которая приходит на ум, — это покер. Вряд ли кто-либо не слышал об этой карточной игре, в которой делают ставки, ищут комбинации и отчаянно блефуют. На первый взгляд кажется, что разработчик Balatro вдохновлялся именно покером: здесь так же приходится собирать флеши и стриты, а в игровом лексиконе присутствуют «анте» и «блайнд».
Знакомая терминология и комбинации помогают сразу же сориентироваться в базовых правилах игры. Если они, конечно, вам знакомы. Игрок получает в распоряжение колоду из 52 карт. Одновременно в руке оказывается восемь, остальные добираются раунд за раундом. Задача состоит в поиске покерных комбинаций и их разыгрывании. Каждая комбинация приносит очки, а каждый уровень ставит барьер, например в 1000 очков, который нужно преодолеть, чтобы продолжить забег. Чем выше достоинство карты и чем выигрышнее комбинация, тем больше очков они приносят.
Низкий порог вхождения помогает сразу же приступить к игре. Промежуток между запуском и первой порцией дофамина, которую принесёт пойманная комбинация, — минимален. Однако дальше начинается, собственно, главное в Balatro.
Классические покерные расклады, хотя и лежат в основе игрового процесса, не приносят много очков. Чтобы увеличить их количество, в дело вступают модификаторы: джокеры, карты Таро, карты планет и стандартные наборы. Купить их можно после завершения очередного уровня: игрок попадает в магазин, где на заработанные деньги может приобрести всё вышеперечисленное, представленное случайным набором из шести вариантов. Да, Balatro — это игра о том, как обмануть казино.
Джокеры — самый мощный инструмент для набора очков, и работают они на манер реликвий в других карточных рогаликах. Стандартных слотов для них — пять, а их способности самые мощные. Как насчёт возможности составить стрит или флеш из четырёх карт, а не из пяти? Таро помогают преображать карты — например, превратить половину колоды в пики. Планеты делают часто разыгрываемые комбинации ещё более мощными — например, добавляя к каре мощный модификатор. А классические наборы предлагают выбрать карту из бустера и добавить её в колоду: почему бы не запрятать ещё пару тузов в рукав?
Модификаторы можно и нужно менять по ходу игры. В Balatro присутствуют уровни-боссы, которые не только поднимают планку необходимых для победы очков, но и вводят дополнительные ограничения. Одни, например, объявляют ту или иную масть бесполезной: игрок может использовать её в комбинациях, но эти карты не принесут очков. Другие заставляют добирать карты рубашками вверх и таким образом играть вслепую или запрещают дважды разыгрывать одну и ту же комбинацию. О предстоящем боссе игрок узнаёт за два уровня до столкновения, что помогает попытаться перестроить колоду для предстоящей битвы.
В выборе между риском и подстраховкой Balatro склоняет игроков к риску: ставки очков растут с каждым уровнем, а боссы предлагают всё более изощрённые испытания. Чтобы успешно продвигаться вперёд, необходимо постоянно перепридумывать свою колоду. Возможностей для этого много, поэтому приходится не только выбирать лучшее, но и отсекать лишнее.
Удивительно, но, как говорит разработчик, скрывающийся под ником LocalThunk, он не только не любит покер, но и не так много играл в игры с построением колод. В качестве основных источников вдохновения для Balatro он называет Big Two и Luck be a Landlord.
«Тут нет хитпоинтов, нанесения урона, вы ни с кем не сражаетесь. Это почти солитер».
LocalThunk, создатель Balatro
LocalThunk признаётся, что, после того, как увидел игровой процесс Luck be a Landlord в серии видео от популярного блогера Northernlion, он решил переосмыслить прототип, над которым работал до этого. Чтобы оставить простор для оригинальных дизайнерских решений, всё последующее время разработки LocalThunk не заглядывал в другие декбилдеры. Лишь незадолго до релиза он всё же запустил Slay the Spire, чтобы посмотреть, как в ней реализовано управление с геймпада.
Судьбу свою перетасую
Многие называют Balatro игрой, которая вызывает привыкание не только у любителей жанра и видеоигр вообще, но даже у людей, которые мало интересуются интерактивными развлечениями. Попробуем разобраться, почему так происходит.
Туз. Balatro даёт возможности быстрого прогресса и творческого подхода к построению колоды. Если вы знаете покерные комбинации (а если не знаете — вы быстро освоитесь благодаря внутриигровой шпаргалке), проходить первые уровни с большим гандикапом довольно легко. В построении колоды игра придерживается принципа нелинейной прогрессии: рандом может подарить мощные карты-усилители уже после начальных уровней, а может подкидывать карты, которые работают только в синергии. Сам набор очков устроен по принципу «нет предела совершенству»: LocalThunk был удивлён, что некоторые игроки способны набирать шестизначные суммы своими колодами.
«Я не очень хорош в этой игре».
LocalTrunk, создатель Balatro
Король. Balatro ориентирует игрока отталкиваться в своих решениях не от противников, а от колоды. Исключения составляют лишь боссы, которые представляют собой дополнительные правила и ограничения. В любом случае стратегия выстраивается самим игроком, а не навязывается противниками или героями, за которых приходится играть: воином, магом, разбойником и их вариациями в играх наподобие Slay the Spire. Это дарит ощущение свободы и предоставляет множество возможностей для экспериментов.
«Я определённо добавлю ежедневные испытания [в обновлениях], это будет круто по многим причинам».
LocalTrunk, создатель Balatro
Дама. Поражение в игре не воспринимается как пауза после значительного путешествия, когда хочется посетовать на судьбу и сделать привал. Вернуться в Balatro хочется моментально: нас не пугает столкновение с уже известными картами, противниками и ситуациями начальных уровней, потому что карты, которые подбросит нам игра, будут новыми, а противников, которые могли бы надоесть, не существует. Новый опыт всегда зашит в первые минуты очередного забега. По тому же принципу работают слот-машины в казино: новая попытка с малой долей вероятности повторит предыдущую, что заставляет игроков надеяться на выигрыш и ждать подарков судьбы.
Валет. Огромное количество карт, которые попадаются в случайном порядке. Карты воспринимаются не только как инструменты для победы, но и как предмет для коллекционирования, что сближает Balatro с ККИ. При открытии очередного буста у игрока возникает предвкушение тайны, а упаковка, кажется, шелестит в руках, как реальная. При этом игра не даёт возможности купить бусты за реальные деньги — и тем выгодно отличается от ККИ, оставляя приятные ощущения без примеси горечи.
«Я настолько ненавижу мысль о том, что Balatro может стать настоящей азартной игрой, что, когда я недавно составлял завещание, я указал, что интеллектуальная собственность Balatro не может быть продана или лицензирована какой-либо игорной компании или казино».
LocalTrunk, создатель Balatro
Джокер. Balatro поощряет игроков к стратегическому планированию и запоминанию карт, которые могут или уже не могут добраться из колоды. Сначала думаем и запоминаем — потом в три щелчка срываем куш. Такой принцип дарит ощущение могущества и собственной крутости без утомительного ковыряния врагов. В Balatro каждый уровень воспринимается как последний: ты либо пан, либо пропал. На приятные ощущения крутости работает и стилистика игры: мы в казино из 1980-х, изображение подёргивается рябью, будто с VHS-плёнки, а на фоне играет одна бесконечная синтетическая гипнотизирующая мелодия. В рогалике нет ничего лишнего, что отвлекало бы от геймплея, засасывающего, как воронка: ни сюжета, ни интермеццо. Чистый фан — и в случае оригинальной карточной игры, кажется, это лучшее решение.
«Странное дело, я ещё не выиграл, но поступаю, чувствую и мыслю, как богач, и не могу представлять себя иначе».
Фёдор Достоевский, роман «Игрок»
В общем, если вы ещё не играли в Balatro — обязательно попробуйте. Это тот случай, когда вы можете испытать кураж азарта, ничем не жертвуя: в выигрыше в любом случае окажетесь вы, а не казино. У LocalThunk получилось освободить игорную страсть от присущих ей страданий — возможно, это стоит не только «Игры года» на The Game Awards, но и ещё более высокой награды.