Гайд для новичков в Baldur’s Gate 3: создание персонажа, основы геймплея и ролевой системы
Какую расу выбрать для своего героя, за какой класс играть проще всего и зачем нужны броски кубиков.
Скриншот: игра Baldur’s Gate 3 / Larian Studios
Релиз Baldur’s Gate 3 стал событием в игровой индустрии. Высокие оценки от профильной прессы, восторженные отзывы игроков и рекордные показатели по объёмам аудитории в Steam — такого успеха, по их собственному признанию, не ожидали даже сами разработчики из студии Larian. Шесть лет трудов явно не пропали даром.
Редакция «Геймдев» Skillbox Media вооружилась опытом прохождения первых игр серии, провела в Baldur’s Gate 3 несколько недель и спешит помочь новичкам освоиться в мире Забытых королевств. Ведь игра получилась по-настоящему комплексной, и количество механик, нюансов и тонкостей здесь зашкаливает. Даже ветераны, прошедшие первые две части, обнаружат в Baldur’s Gate 3 много нового и непривычного.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.
Что такое Забытые королевства и с чего начинается Baldur’s Gate 3
Забытые королевства — самый популярный сеттинг для настолки Dungeons & Dragons. Именно о нём писал в своих книгах Роберт Сальваторе, и как раз в этом сеттинге разворачивается действие недавнего и очень неплохого фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров». Здесь же происходили события легендарных уже ролевых игр Icewind Dale, Neverwinter Nights и, собственно, двух первых частей Baldur’s Gate.
Погружение в лор Baldur’s Gate займёт весь объём этого текста, поэтому обозначим ключевые моменты, важные для понимания истории третьей игры в серии.
Мир Забытых королевств вообще и континент Фаэрун в частности — будто бы срез всего фэнтези, мифов и легенд Европы и Азии. Здесь можно встретить гномов, эльфов, джиннов, ракшасов и оборотней. Нашлось место и оригинальным штрихам: к примеру, там есть тёмный край Подземье, где свои правила, особенности, народы и монстры. Эдакий сеттинг в сеттинге.
В первой Baldur’s Gate страсти кипели вокруг наследия Баала, бога убийств. Баал знатно погулял в людском мире и оставил там немало внебрачных детей. После гибели бога наследники его силы стали охотиться друг за другом. Игрок вживался в роль одного из отпрысков Баала и вскоре оказывался в круговороте интриг и опасностей: главный претендент на могущество, Саревок, пытался развязать масштабную войну, доказывая таким образом своё право на божественный престол. Во второй игре, ставшей прямым продолжением первой, за детьми Баала охотился гениальный, хотя и сбрендивший волшебник Айреникус.
Студия Larian понимала, что две части Baldur’s Gate вышли довольно давно. И они приняли единственное верное решение — сделать сюжет Baldur’s Gate 3 самостоятельным и никак не связанным с прежними играми. Впрочем, несколько отсылок — к космическому хомяку Бу, например, — в новой части всё-таки можно встретить.
В Baldur’s Gate 3 персонаж с ходу становится пленником жутких иллитидов — вымышленных существ, похожих на гуманоидных осьминогов и прозванных свежевателями разума. Стартовый ролик детально показывает, как в глазницу к главному герою заползает мерзкая личинка — теперь он должен мутировать в иллитида. После успешного побега оказывается, что с мутацией что-то пошло не так: персонаж не превращается в монстра, мало того — он получает мощные ментальные способности вроде чтения мыслей и навязывания своей воли. В третьей игре больше акцента на личных историях, но масштабное противостояние Света и Тьмы постепенно выходит на первый план.
Как создать персонажа в Baldur’s Gate 3 и какую расу выбрать
Мы рекомендуем не выбирать готового персонажа из предложенных, а создать его вручную. Иначе вы пропустите важный, увлекательный и потрясающе детальный элемент геймплея. Baldur’s Gate 3 предлагает широкий диапазон настроек при моделировании главного героя.
На выбор предлагается 11 рас: здесь можно стать как универсальным человеком или привычным эльфом, так и более экзотичным драконорождённым. Их особенности можно интуитивно угадать, выбирая предпочтительный стиль игры. Полурослики скрываются от неприятеля лучше представителей прочих рас, а эльфы и полуэльфы сопротивляются чарам сна и очарования с большей эффективностью, чем люди или полуорки. Раса определяет комплекцию, бонусы к основным характеристикам, реакцию NPC (никто не любит расу гитьянки, у них заслуженная дурная слава) и доступный по умолчанию набор оружия и доспехов.
Далее нужно определиться с подрасой, получая особые черты и бонусы. Ключевого значения в бою особенности подрасы не имеют, но позволяют приблизиться к билду вашей мечты. Зато разница видна в диалогах при выборе уникальных реплик.
Выделим наиболее важную информацию о каждой расе.
Человек
Мастера на все руки, универсалы и наиболее предпочтительные персонажи для игроков, только знакомящихся с жанром. Вы получите минимум ограничений и сможете успешно стать хоть вором — мастером иллюзий, хоть друидом с талантами ассасина.
Если вы выбрали играть за человека, то у вас будет возможность переносить больше груза, со старта вооружаться копьями, глефами и алебардами и быстрее получать навыки.
Эльф
Эльфы хороши и во владении оружием (могут использовать в сражении мечи и луки), и в магии. Абсолютно устойчивы к чарам усыпления. У эльфов есть ночное зрение: они могут видеть в темноте на расстояние до 12 метров, что исключает штрафы при атаке врага. Полезный расовый талант, ведь история Baldur’s Gate 3 будет нередко отправлять персонажа в подземелья, склепы и пещеры.
У эльфов две подрасы. Высшие эльфы имеют врождённую склонность к магии, им даже не нужно изучать заклинания из свитков. Лесные эльфы более проворны и могут быть хорошими лучниками, расстреливая большинство монстров с безопасной дистанции.
Дроу
Дроу в Baldur’s Gate 3 выделены в отдельную расу, хотя в более старых играх по лицензии D&D считались эльфийской подрасой. Живут в Подземье, но комфортно чувствуют себя и на поверхности.
Никто не видит в темноте лучше дроу: улучшенное ночное зрение позволяет им рассмотреть врага или ловушку на расстоянии до 24 метров. И только дроу с первого уровня имеют навык владения одноручными арбалетами и рапирами, прочим расам нужно тратить для этого очки опыта. У дроу есть две фракции (подрасы по сути). Почитатели богини Ллос — условные злодеи, а поклоняющиеся Селдарину — целому пантеону эльфийских богов — условно доброжелательные дроу.
Тифлинг
В тифлингах течёт кровь демонов, они жутковаты с виду, а также могут похвастаться рогами и хвостом. Обитатели Фаэруна настороженно относятся к тифлингам, так что на переговоры с каким-нибудь NPC-полуросликом лучше посылайте человеческого барда.
Происхождение тифлингов даёт им устойчивость к огню (получают только половину урона) и способность видеть в темноте на 12 метров. Две из трёх подрас, тифлинги Асмодея и Мефистофеля, умеют немного колдовать независимо от класса. Третья подраса, тифлинги Зариэль, получает бонус от запугивания.
Гитьянки
Гитьянки — оригинальная раса D&D. Гитьянки довольно жуткие и агрессивные, вся их жизнь состоит из бесконечной войны. Они по умолчанию могут надевать лёгкую и среднюю броню и вооружаться как короткими, так и длинными мечами.
Расовая особенность гитьянки уникальна: они могут временно увеличивать любую свою характеристику на выбор, и эффект продлится до отдыха в лагере.
Дварф
Именно их переводчики фэнтези в 1990-х годах ошибочно называли гномами. Дварфы ведут постоянную войну с гоблинами, отсюда и их расовые таланты. Они меньше других подвержены действию яда, умеют драться боевыми молотами и топорами без вложения очков опыта, а жизнь без солнца приспособила их к ночному зрению.
Дварфы перемещаются медленнее иных рас из-за низкого роста, так что не стоит делать их плутами или следопытами. Зато жрец или воин из такого персонажа выйдет отменный.
При выборе дварфа доступно три подрасы. У золотого дварфа есть прибавка к очкам здоровья и стойкости, щитовой обучен носить лёгкую и среднюю броню независимо от выбранного класса, двергар видит в темноте не хуже дроу и хорошо сопротивляется чарам иллюзии и паралича.
Полуэльф
Наполовину люди, наполовину эльфы. От человеческой расы они получили умение сражаться разными видами оружия и пользоваться щитами. От эльфов им досталось ночное зрение и способность сопротивляться сонным чарам.
Подрас здесь тоже три: высшие полуэльфы (с бонусным стартовым заклинанием), лесные (с увеличенной дальностью хода) и тёмные (умеют наколдовывать свет и тьму, полезные в сражении).
Полурослик
Полурослики искусны в умении прятаться, маленький рост позволяет им успешно проходить проверки на скрытность. Ещё они славятся храбростью и получают бонус в проверках на испуг. И у них есть очень крутая расовая особенность: они используют свою фантастическую удачу, чтобы перебросить кубики при любых неудачных проверках, будь то бросок на атаку или на вскрытие замка.
Платить за это приходится медленным перемещением: за один ход полурослик пробежит меньше, чем, например, эльф или человек.
Полуорк
Эти здоровяки имеют повышенную стойкость и наносят увеличенный урон оружием. Расовые преимущества полуорков полнее раскрываются при выборе класса с контактным стилем боя, такого как варвар или воин. Хоть полуорк-волшебник в теории и может реализовать свой потенциал, для этого придётся повозиться.
Полуорки видят в темноте и проявляют чудеса стойкости: там, где другой уже падёт в бою, полуорк встанет, пускай и с минимальным показателем здоровья. Особо ценная расовая способность — яростные атаки: полуорк при критическом попадании наносит не двойной урон, а сразу тройной.
Гном
Это раса подземных изобретателей и учёных. Короткие ножки не позволяют им носиться по полю боя, поэтому гномы пробегают за свой ход меньше представителей прочих рас. Зато интеллекта и мудрости у них хватит на всю команду, а ещё они получают бонусы в диалогах при проверках мудрости и харизмы. Также всем гномам доступно ночное зрение.
У гномов три подрасы. Скальные получают двойной бонус на проверки исторического навыка. Лесные понимают язык животных, а это полезное и интересное умение. Глубинные видят в темноте лучше остальных своих собратьев — на 24 метра, и мастерски скрываются в тенях.
Драконорождённый
Раса рептилий. Они вылупляются из яиц, покрыты чешуёй и вообще страшноваты внешне. Их особенности завязаны на подвидах и проявляются в склонности к той или иной стихии.
Медные и чёрные драконорождённые выдыхают кислоту и полностью устойчивы к ней. Синие и бронзовые — плюются молниями. У латунных, красных и золотых — огненное дыхание, и сами они не горят. Серебряные и белые — наносят урон холодом. Зелёные — плюются ядом.
Какой класс выбрать при создании персонажа в Baldur’s Gate 3
Поклонники D& D не найдут здесь новых классов: мы уже видели все из них в старых ролевых играх, хотя бы в Icewind Dale 2. Но стоит отметить, что в Baldur’s Gate 3 классы персонажа проработаны на совесть.
Для любителей опробовать новые классовые умения на любом этапе игры теперь созданы все условия. Через десяток часов прохождения к вашему лагерю прибьётся странный, но явно доброжелательный колдун из числа иссохшей нежити. За умеренную плату золотом он может оживить убитых в бою соратников или сменить вам профессию.
Как и прежние редакции правил D& D, пятая, на которой основана Baldur’s Gate 3, позволяет смелые эксперименты по смешиванию классов. Но такая возможность появляется не сразу и накладывает серьёзные ограничения на прокачку: ни один из выбранных классов уже не получит топовый набор умений. Так что подумайте дважды. Хотя это действительно уникальный опыт: можно, например, повести в бой беспощадного полурослика-варвара-барда — брутального мясника ростом 95 сантиметров с лютней в руке.
Выделим основные плюсы и минусы каждого класса и отметим, как они показывают себя в Baldur’s Gate 3.
Варвар
Наиболее контактный класс, их место — в гуще очередной мясорубки. Они могут впадать в ярость, увеличивая урон от оружия и брошенных предметов (швырнуть в противника походным котлом — для Baldur’s Gate 3 обычный приём).
Варвары могут носить лёгкую и среднюю броню, но иногда лучше отказаться от доспехов, и такой боец будет использовать вместо брони показатель выносливости.
Варварские подклассы: Берсерк (усиленная ярость), Дикое сердце (некоторые навыки друида) и Дикая магия (волшебные трюки, непредсказуемые для самого игрока).
Бард
Несколько неожиданно, но это самый универсальный и лёгкий в освоении класс. Кастует заклинания, сражается холодным оружием и выдаёт магические аккорды, усиливая весь отряд. На 10-м уровне ему становится доступна любая способность другого класса на выбор. Также бард незаменим в важных переговорах: у него появляются уникальные фразы и он без труда проходит проверки на харизму.
Носит лёгкую броню (впрочем, одному подклассу доступна и средняя), владеет мечом и таким сложным, недоступным многим классам оружием, как рапиры и одноручные арбалеты.
В игре доступны барды трёх видов. Бард из Коллегии знаний больше колдует, а его песни ослабляют неприятеля; из Коллегии отваги — лучше дерётся и даёт бонус к урону всей группе; из Коллегии мечей — совершенствуется в ближнем бою с разным оружием.
Жрец
Адепты божественной магии. Их вера упрощает процесс изучения чар: с каждым уровнем боги сами посылают им новые заклятья, в то время как волшебники вынуждены искать и изучать свитки. Способны изгонять нежить, распугивая всяческие скелеты силой веры или даже уничтожая их молитвой.
Жрецы могут надевать лёгкую и среднюю броню (а представителям четырёх подклассов доступна даже тяжёлая), брать щит и заменять в команде воина или варвара. Проверено: если в команде есть прокачанный жрец, остальные могут быть плутами, колдунами и представителями прочих классов, которым лучше не бросаться в эпицентр сражения.
Семь подклассов жрецов получают уникальные бонусы своего домена. Например, жрецы Домена обмана хорошо накладывают иллюзии.
Друид
Друиды черпают свою силу от матери-природы, отсюда и их своеобразные таланты. Основной козырь представителей этого класса — способность превратиться в свирепого зверя, например в волка или паука.
Если вы не создали друида в начале приключения, то сможете оценить его умения в процессе прохождения, вызволив из плена Хальсина и присоединив его временно к отряду. В облике медведя он просто рвёт в клочья небольшую армию гоблинов.
Этому классу также доступна природная магия, такая как отравляющие газы и молнии. С оружием друиды тоже неплохо управляются, носят броню и щиты, могут рубиться разными клинками, такими как скимитары, недоступные плутам и волшебникам.
Три друидских подкласса — это друиды Круга земли, которые специализируются на чарах и могут восстанавливать часть заклинаний без отдыха; друиды Круга луны, шлифующие искусство оборотней; друиды Круга спор с набором трюков некроманта.
Воин
Идеальный вариант для игроков, знакомящихся с жанром. Тактика воина в бою проста и эффективна: защищайся и атакуй всем, что отыщешь в инвентаре. У воина нет ограничений на тип брони и оружия, он знаком с любой кольчугой или клинком.
Такой талант, как «Второе дыхание», восстанавливает воину немного здоровья. А если вы выберете подкласс Потустороннего рыцаря, то сможете ещё и колдовать в сражении.
Монах
Боец, постигший управление энергией Ци. Монахи могут прекрасно защищаться, отказавшись от брони, и наносить дополнительный урон кулаками. Пикантность ситуации в том, что Baldur’s Gate 3 содержит столько интересного снаряжения и орудий смертоубийства, что отказ от всех этих Перчаток отбития стрел и Заряжающихся молнией трезубцев выглядит спорным решением. Хотя в умелых руках такой персонаж заменит и воина, и плута.
Подклассы: Путь открытой ладони — фэнтезийные каратисты, Путь тени — скрытность и тихие убийства, Путь четырёх стихий — использование магии стихий.
Паладин
Самый популярный класс по статистике Larian Studios. У паладина изначально открыт доступ ко всему известному оружию и доспехам, как и у воина. Его особые навыки направлены на уничтожение нежити и демонов. Божественная сила позволяет паладинам творить чудеса вроде усиления своего клинка или отпугивания зомби. Обладают даром исцеления.
Подклассы зависят от данной паладином клятвы. Так, Клятву верности даёт паладин со специализацией изгнания демонов. Клятва древности открывает доступ к волшебству друидов и чарам исцеления. Паладины, давшие Клятву возмездия, хороши в ближнем бою, они усиливают союзников и оглушают неприятеля.
Есть и четвёртый, скрытый подкласс — Клятвопреступник. Чтобы его открыть, нужно принимать совсем нерыцарские решения. Тогда ваш паладин сможет кастовать тёмные чары.
Следопыт
Разведчики и охотники, они хороши с любым оружием в руках, а также могут носить лёгкую и среднюю броню. Следопыты близки к природе, поэтому им доступны некоторые тайные друидские знания.
Особенностью класса является возможность выбора заклятого врага из очень обширного списка монстров. В сражении с ним следопыт будет получать бонусы. Но так как кампания Baldur’s Gate 3 очень продолжительна, а земли Фаэруна обширны, то ценность такого таланта кажется сомнительной. Вы можете выбрать заклятым врагом великана — и в ближайшие 40 часов не встретить ни одного.
Подклассы следопыта дают возможность призывать питомца (Повелитель зверей), усиливать урон по заклятому врагу (Охотник) или демонстрировать чудеса скрытности (Сумрачный охотник).
Плут
Хороший выбор для любителей стелса. Главный козырь плута — скрытный удар или выстрел, этот приём наносит повышенный урон. Также плуты нужны для обнаружения и обезвреживания ловушек (в Baldur’s Gate 3 их по традиции D&D очень много), для вскрытия замков и для быстрого обогащения команды путём совершения карманных краж. Хотя мы не рекомендуем увлекаться воровством: денег в карманах большинства NPC немного, а риск нарваться на наказание всегда остаётся.
Плутовские подклассы — Вор, Убийца и Мистический трикстер — предлагают специализацию на взломе, убийствах или магических трюках соответственно.
Чародей
Этот класс не нуждается в изучении тайных знаний: у его представителей врождённый талант и новые чары приходят к ним сами собой с каждым уровнем.
Чародеи могут драться кинжалами, посохами и стрелять из арбалетов. Но шанс на удачную атаку у них гораздо ниже, чем у воинов или друидов, поэтому ближнего боя лучше всё-таки избегать.
Первый из трёх подклассов, Потомок дракона, даёт персонажу Драконью стойкость (бонус к броне). Второй, подкласс Чар бури, позволяет обуздать стихии ветра и молнии. Третий — пожалуй, самый интересный во всей игре: чародеи Дикой магии получают бонусы от Хаоса, но их заклинания сопровождаются случайными и непредсказуемыми эффектами.
Колдун
Колдун заимствует силу у покровительствующей ему сверхъестественной сущности. Их основное достоинство — способность кастовать чары повторно, чего не умеют ни волшебники, ни чародеи. Также колдуны могут надеть лёгкую броню.
И о подклассах. Бестия заключает договор с силами Ада, получая взамен тёмные заклинания и довольно ценный талант восстанавливать здоровье после каждого совершённого убийства. Архифея пользуется покровительством фей и чарами обворожения. А Великий древний обладает способностью наводить ужас на врага.
Волшебник
Классический маг, какими их принято показывать в массовой культуре. Волшебники изучают новые заклинания по свиткам, которые ещё нужно отыскать или купить. Для восстановления возможности колдовать им необходимо отдохнуть. Ещё они специализируются в разных школах магии, из-за чего у них наибольшее количество подклассов — таких, как некромантия, иллюзия и так далее.
Волшебник станет лучшим выбором для неискушённых игроков с пристрастием к магии. Только с этим классом вы сами можете выбрать, какие именно чары попадут в вашу книгу заклинаний, а при высоком показателе интеллекта волшебник будет иметь гораздо больший выбор магических трюков, чем колдун или чародей.
Также особое внимание обратите на выбор предыстории. Был ли персонаж ранее бродягой или аристократом, ремесленником или моряком? Предыстория не только даёт бонус к определённым талантам — принимая в странствиях решения, соответствующие прошлой жизни персонажа, вы зарабатываете ценные очки вдохновения. Они нужны, чтобы при необходимости перебрасывать кубик. Подробнее об этой важной механике — чуть ниже.
Геймплейные особенности Baldur’s Gate 3: кубики, тактика и другие тонкости жанра
Общий совет: экспериментируйте, пробуйте, рискуйте. В диалогах, при изучении мира, при выполнении квестов. Baldur’s Gate 3 рассчитана именно на такой стиль игры и максимально раскрывается именно в таком ключе.
Пример (внимание, спойлер!): спасённый из плена бард и учёный по имени Воло предлагает извлечь из вашей глазницы паразита. Операцию он намерен провести ножом для колки льда (вам уже понятно, что учёный из него так себе). Но если вытерпеть продолжительный интерактивный ролик с жуткими звуками, то вы неожиданно получите награду. Воло лишит-таки вас глаза и, здорово испугавшись, вставит на его место сильный артефакт.
И не переигрывайте неудачные моменты загрузкой сохранения! Это неспортивно и лишит вас львиной доли удовольствия, ведь вы не прочувствуете важности принятых вами решений.
На бросках двадцатигранного (а ещё четырёх-, шести-, восьми- и двенадцатигранного) кубика в Baldur’s Gate 3 завязан практически весь геймплей. Некоторые проверки требуют выбрасывать на двадцатиграннике все 20 очков, иначе обмануть какого-нибудь шамана гоблинов не выйдет. Увеличить шансы на успех можно артефактами, дающими бонус к выпавшему числу, или правильной прокачкой. Обязательно возьмите черту «Счастливчик» (на старте черты недоступны к изучению, прокачивайтесь до четвёртого уровня). Такой талант позволит вам несколько (!) раз перебросить кубик, и в зачёт пойдёт лучший результат.
Baldur’s Gate 3 теперь трёхмерна, а окружение напрямую влияет на многие действия, и об этом нужно помнить в бою. Лучники получают бонус при стрельбе сверху и штраф при стрельбе снизу. У каждого персонажа есть способность оттолкнуть врага. Сбросьте противника с башни — и не придётся долго фехтовать! У волшебников есть притягивающие заклинания — «Терновый хлыст», к примеру: стащите колдуна с крепостной стены, падение он вряд ли переживёт. Можно заталкивать гоблинов в огромную жаровню, где они только что готовили мясо. Или в лужу наколдованной вами кислоты.
В игре много монстров, которые агрессивны ко всем окружающим. Уроните орка или хобгоблина на нижний ярус, где бегают гигантские пауки. Враг получит урон от падения, а остальное за вас сделают хищники. Таких возможностей при прохождении будет немало, поэтому внимательно осматривайте поле боя.
Имейте в виду, что уже на втором часу прохождения начнут встречаться безнадёжные (пока) сражения. К примеру, в разорённой деревне вы можете заметить старый колодец, в который можно спуститься (носите верёвку в инвентаре!). Ваша партия будет примерно на третьем уровне прокачки, а в колодце обнаружатся не только трофеи, но и фазовые пауки, обладающие неприятным умением телепортироваться. Не тратьте время! Прокачайтесь и отомстите членистоногим мерзавцам позже. Драк, которых нужно до поры избегать, в этой игре очень много, в первых двух Baldur’s Gate всё было проще и дружелюбнее.
И несколько слов об интерфейсе. Имейте в виду, что нажатие клавиши Alt в текущей версии игры не подсвечивает все интерактивные предметы. Не поленитесь пошарить по экрану курсором: обязательно найдёте что-нибудь интересное.
А крохотная пиктограмма в правом нижнем углу — очень ценный журнал боя. В него вносятся все действия партии, врагов и NPC, из него можно узнать о резистах того или иного монстра, о заслуженных очках опыта, о полученном и нанесённом уроне. По умолчанию он свёрнут — разверните, пригодится.
Мы дали общие советы начинающим игрокам. Они помогут перешагнуть порог вхождения в мир Забытых королевств и втянуться в лучшую (кто-то ещё сомневается?) RPG последних пяти лет. Сотни нюансов остались за пределами этого текста. Впрочем, изучать тонкости новой Baldur’s Gate — отдельное удовольствие. Успехов!
Читайте также: