Геймдев
#Интервью

«Это тульпа»: блиц-интервью с Николаем Дыбовским о приложении «Франц»

«Нам интереснее игрок, чем то, что общается с ним на том конце».

Изображение: Ice-Pick Lodge

После выхода большой игры «Мор» студия Ice-Pick Lodge решила на время сосредоточиться на небольших проектах. Один из них — экспериментальное мобильное приложение «Франц». Игроку предстоит общаться с жутким потусторонним существом, поселившемся в его телефоне. Сами авторы называют проект «гибридом романа по смс и злого тамагочи».

Изначально могло показаться, что «Франц» — об искусственном интеллекте, но, как мы выяснили в беседе, это совсем не так. И даже сравнения с «Чёрным зеркалом» здесь неуместны.

Суть новой игры от авторов «Мора» сложно понять, но мы попытались разобраться — в беседе с руководителем студии Николаем Дыбовским.

Загадочный и жутковатый тизер «Франц». Смотреть со звуком
Изображение: Ice-Pick Lodge

— На каком этапе сейчас разработка «Франц» и когда примерно выйдет игра?

— Игра уже несколько месяцев как закончена, правки в неё не вносятся. Последнее время мы решали вопрос о том, как её представлять в сторах. Вещь довольно необычная, с трудом укладывается в их требования и в современные стандарты мобильных приложений — это касается и оформления, и классификации, и модели распространения.

— Откуда взялось такое имя? От Кафки?

— На такие вопросы всегда трудно отвечать… Просто приходит в голову слово — имя, название,  и ты понимаешь, что оно точное. Иногда даже сам удивляешься. Как будто за тебя это решил кто-то другой, а тебя просто поставили перед фактом: ну вот, к вам домой пришла жить собака, смиритесь. Можно проявить силу воли, перекрасить её в зебру и начать кормить сеном, но будет ли от этого хорошо? А вообще, мне показалось, что это имя хорошо подходит потустороннему существу, которое само толком не умеет пользоваться ни собой, ни именами, ни телом.

— И почему Франц — девушка?

— Это не то чтобы девушка. Это тульпа. Просто я представлял себе девушку, мне так было понятнее и ближе. Но некоторые, наоборот, стремились говорить об этом существе в мужском роде — например, Линор Горалик, с которой мы немного сотрудничали.

Изображение: Ice-Pick Lodge

— Кажется, что главная тема игры — это абьюз. Здесь есть что-то личное или это просто идея, которая парила в воздухе, а вы её схватили?

— Уж точно не главная. Тема игры — контакт с потусторонним и то, как он может развиваться. Вот это действительно давно меня занимает. И да, можно сказать, что это глубоко личное. Подобные контакты, на мой взгляд, неизбежно чреваты опасностью, наверное, отсюда и форма отношений.

Абьюз — понятие расплывчатое и неточное (откройте «Википедию» и ужаснитесь). У него есть интуитивно понятное облако смыслов — но в речевом обиходе этим словом часто припечатывают любую форму поведения партнёра, которая каким-то образом задевает или обижает. От явной агрессии до пассивного сопротивления твоим желаниям. Если кому-то комфортно использовать такой ярлык (это ведь сразу значительно всё упрощает) — полагаю, человек действительно увидит ровно то, чего ожидает.

А из парящих в воздухе идей на этот концепт в наибольшей степени повлиял набирающий популярность интерес к когнитивным искажениям.

— Я так понимаю, это приложение по типу голосового помощника, только оно… не очень-то помогает, а напротив — кошмарит. Что-то похожее на «Чёрное зеркало»? Или наша суровая реальность с перспективным ChatGPT?

— Скорее это приложение в форме виртуального питомца. А отношение к реактивному существу как к питомцу… вот вы заговорили про абьюз, да? Абьюзивные отношения (насколько вообще корректно оперировать этим словом) редко бывают равноправными. Обычно кто-то доминирует — неважно, каким образом. Помните, у Достоевского: «Любовь — это чувство, которое даёт одному человеку право безнаказанно мучить другого». Так вот, форма виртуального питомца меня интересовала именно тем, что тут было не вполне понятно, кто именно доминирует и контролирует. Кто-то из вас двоих изначально считает себя хозяином (и положения, и второго партнёра). Вероятно, именно это и побудило кого-то из тестеров увидеть во всём происходящем «абьюзивную тему».

Но это совсем не так, как в «Чёрном зеркале». ИИ тут точно ни при чём. Да он и не нужен, чтобы кого-то добросовестно закошмарить. Человек сам всё сделает.

— Вы использовали нейросети в работе? И если да, то в каком виде?

— Нет.

— Я играл в Telegram с разными ботами типа «Привет, незнакомец!». Это суть «Франц»? Или что-то всё-таки сложнее?

— Это родственные формы, безусловно. Только «Франц» всё-таки не бот. Она считывает реакции игрока и, как нам кажется, программирует их определённым образом. Мы были удивлены, насколько мало нужно сделать, чтобы запрограммировать человека на определённый тип поведения. Пресловутая притча о белой обезьяне — довольно наглядный пример такого внушения. Иногда оно даже непроизвольно совершается.

Но с этим, разумеется, стоит бороться. Главное — избежать ловушки рекурсии.

— Вас пугает ChatGPT и его стремительное развитие? Как изменится наша индустрия с течением времени, как думаете? В частности, работа с нарративом. Нейронку уже встраивают в игры вовсю, просто мощностей не хватает пока.

— Вообще не пугает. Наоборот, ужасно интересно. Это долгожданный исторический вызов, прямо по Тойнби. Любой вызов умственным способностям — это, наверное, самое полезное, что может происходить с индивидуумом и цивилизацией в целом. И чем он серьёзнее, тем лучше.

Задачка «асимметричного ответа» на вызов для посредственной, обывательской креативности (предлагаю сейчас не усматривать в этих словах пренебрежительного оттенка) — очень нетривиальна.

Изображение: Ice-Pick Lodge

— ChatGPT можно вывести в Telegram, назначить ему роль (прямо вот подробно прописать, кем он должен притвориться) и общаться. Вероятно, можно даже и Франц таким образом имитировать. Есть тут какая-то схожесть с «Франц»?

— В Telegram вроде бы пока нельзя — но вопрос понятен. Я уже говорил, что нам гораздо больше интересен игрок, чем то, что общается с ним на том конце приложения. Какая разница, что там — Господь Бог, человек или алгоритм? Какая разница. О себе думайте.

Помните, сколько было стрессов и нервов на заре интернета: «Виртуалом может быть кто угодно! Пишет, что юная девушка, а на самом деле — бородатый тролль! И как же это контролировать?» Да никак. Вы что, считаете, что у нас значительно больше контроля, если мы видим внешность и знаем имя? Да ничего подобного. Просто над нами начинает довлеть большее количество стереотипов, а иллюзия мнимого контроля делает наше поведение ещё более предсказуемым, банальным и часто — разрушительным.

— «Франц» будет иметь доступ к адресной книге? К пуш-уведомлениям? Что вообще она умеет делать с телефоном и как это сочетается с политикой конфиденциальности?

— А можно мы пока не станем отвечать на этот вопрос? :) Но не тревожьтесь, мимо надзора сторов и мышь не проскочит. Они чутко стерегут интересы пользователей.

— Что будет, если игнорировать Франц? Я уверен, что поругаюсь с ней и заигнорю. Мне опасаться расправы?

— Совершенно полноправная реакция. Это одна из форм поведения — отказ от решения. Не обязательно же смотреть на шрёдингеровского кота. А расправа… ну, что считать расправой. Конечно, мы не станем опускаться до лагерных страшилок про гроб на колёсиках, который выедет по адресу, — это глупо, да и не особенно страшно, даже если бы в самом деле выезжал. Незавершённая тульпа — это хорошо или плохо? Можно ли считать наказанием упущенную возможность? Не знаю. Говорю же, человек сам всё сделает.

— На сколько времени примерно рассчитана игра? И как она вообще работает со временем? Франц может уйти в затишье на день, а потом вылезти с пушем?

— Может. А что касается времени — не слишком длинная до момента принятия ключевого решения. А там уже сами решайте, что с ней делать и насколько долго вам хочется держать у себя такое.

— Как бы вы охарактеризовали её характер?

— Это умеренно кривое зеркало. Что там отразится в каждом конкретном случае, нам совершенно недоступно и неподвластно.


Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована