Epic Games vs Apple: что мы узнали из суда
Чуть не произошедший из-за фанатов Fortnite срыв судебного процесса, доход с продаж Rocket League за 2020 год и другие новости.


Скриншот из игры Fortnite / Epic Games
3 мая в окружном суде США в Окленде началось заседание по делу Epic Games и Apple. Судебный процесс начался с интересных новостей. Фанаты Fortnite требовали возвращения мобильной версии игры. Все они подключились к открытой видеоконференции и начали выкрикивать лозунги в поддержку королевской битвы. Юные геймеры требовали, в частности, вернуть Fortnite на iPhone и iPad.
Более 200 поклонников игры скандировали лозунги вроде «Свободу Fortnite!» и «Судья, верните Fortnite на iPhone!». Дошло до того, что некоторые несовершеннолетние фанаты включили музыку рэпера Трэвиса Скотта. Дело в том, что именно этот исполнитель в прошлом году проводил концерт в Fortnite.
Во время слушания судебные приставы были вынуждены 20 минут глушить аудиторию, которая спамила в чат и рекламировала свои YouTube-каналы, мешая разбирательству. Но на этом сюрпризы не закончились.
Кроме того, часть конфиденциальной информации, предоставленной в суде Epic Games, стала публичной. В итоге в сеть попали документы, в которых, помимо прочего, указаны финансовые показатели компании.
Глава Epic Games попросил руководителя Xbox сделать мультиплеер в Fortnite бесплатным
В ходе судебного разбирательства стало известно, что в 2020 году Тим Суини отправил письмо Филу Спенсеру. В нём он попросил сделать премиум-подписку Xbox Live Gold необязательной для игры в Fortnite. Если это реализовать, в королевскую битву сможет поиграть гораздо больше пользователей. В своём письме Суини отметил, что PlayStation даёт доступ к Fortnite без подписки PS Plus.

В прошлом месяце Microsoft убрала требование о покупке премиум-подписки для игры в Fortnite и другие проекты из категории Free-to-Play.
Тим Суини извинился перед главой Ubisoft

В материалах, приложенных к делу, есть ещё одно личное письмо главы Epic Games. Оно адресовано руководителю Ubisoft Иву Гиймо.
В нём Суини принёс извинения за мошеннические операции в игре The Division 2, которая продавалась в Epic Games Store. В письме он отметил, что процент несанкционированных транзакций превышает 70%, но разработчики сделают всё, чтобы закрыть дыру в системе.
Глава Epic Games добавил, что вина за инцидент полностью лежит на его компании. Он также гарантировал, что Uplay получит минимальный доход с продаж тайтла и внутриигровых предметов.
Впоследствии, в мае 2019 года, все экземпляры Ubisoft сняли с продажи в EGS. Причиной стали проблемы с интеграцией Uplay. Однако позже игры издателя всё-таки появились на цифровой витрине магазина Epic. На каждую из них геймерам предлагалась скидка, причём самая большая — на The Division 2.
Dead Island 2 станет эксклюзивом Epic Games Store
В ходе слушания компания представила внутреннюю презентацию за август 2019 года. На скриншоте засветилась ещё не вышедшая игра Dead Island 2. Примечательно, что она была помечена как эксклюзив EGS.

В таблице есть и новая часть Saints Row. Хотя вероятно, что это уже вышедшая Saints Row The Third: Remastered.
Прогноз Epic Games: EGS станет прибыльным к 2024 году

Согласно прогнозам из финансовых документов, представленных в суде, Epic Games Store должен начать приносить прибыль к 2024 году.
В 2019-м компания разработала две стратегии по развитию своего магазина. Первая подразумевает под собой вложение миллионов в эксклюзивы для EGS, а вторая — менее интенсивное улучшение платформы и выполнение обязательств перед разработчиками вплоть до 2021 года.
Epic Games полагает, что убытки от цифрового магазина в 2020-м составят около 273 млн долларов, однако впоследствии они будут снижаться с каждым последующим годом. Согласно прогнозам по этой стратегии, EGS принесёт компании 45 млн и наконец-то станет прибыльным лишь к 2024-му.
В случае со вторым вариантом магазин должен выйти в плюс к 2023 году, однако тогда, по прогнозам аналитиков Epic, его выручка не превысит 18 млн долларов.
Помимо прочего, выяснилось, что Epic Games Store обеспечил компании прибыль в 235 млн за два года с момента своего выхода. При этом больше всего магазин заработал в 2019 году. Напомним, что только в 2020-м Epic вложила в эксклюзивы для EGS порядка 444 млн долларов.
Раздачи в Epic Games Store стоят миллионы
В рамках суда представили документ с информацией о бесплатных раздачах игр в EGS. Компания потратила порядка 1,4 млн долларов на раздачу Subnautica. Игру получили около 4,6 млн человек, среди которых 804 тысячи (17%) именно после этого начали пользоваться EGS. Тогда симулятор выживания под водой за десять месяцев привёл на платформу рекордное количество новых геймеров.
При этом рекорд по количеству загрузок в тот же интервал времени принадлежит Batman: Arkham Collection. В ходе раздачи игру скачали 6,4 млн человек, 614 тысяч (10%) из которых — новые пользователи EGS. На это Epic потратила ещё 1,5 млн долларов.

Лишь 7% пользователей, привлечённых через бесплатные раздачи, купили игру в EGS
В ещё одном финансовом документе отмечается, что аудитория Epic Games Store насчитывает более 20 млн пользователей. При этом 18,5 млн зарегистрировались в цифровом магазине во время бесплатных раздач. Из них лишь 1,32 млн (7%) приобрели хотя бы одну игру в EGS. Средний чек с одного такого пользователя равняется 40 долларам.

Fortnite принесла 9 миллиардов за два года
Популярная королевская битва в 2018 году принесла своим создателям 5,4 млрд долларов, в 2019-м — 3,7 млрд, а в 2020-м, по данным издания The Verge, — 5,1 млрд. Фирменный игровой движок Unreal Engine не отстаёт. Отчисления от разработчиков за его использование в 2018 году составили 124 млн долларов, а в 2019-м — 97 млн.
В судебных материалах отмечено, что Epic Games вела переговоры с Apple об эксклюзивной акции. За 20 долларов пользователи получили бы сезонный пропуск в Fortnite Club, а также подписку на Apple TV+ и Apple Music. Скидка составила бы 6 долларов. Однако компании не пришли к согласию.

Помимо этого, в документах рассказывалось об отменённых ивентах и невышедших скинах для Fortnite. Например, Epic хотела добавить в проект образы Самуса Арана, Наруто, Дуэйна Джонсона и Джона Макклейна из «Крепкого орешка». Компания также отменила внутриигровые концерты с Леди Гагой и Арианой Гранде.
115 млн долларов за эксклюзивность Borderlands 3
Во внутренних документах Epic Games есть информация об эксклюзивном контракте с 2K Games на сумму в 146 млн долларов. В него вошло сразу несколько соглашений, однако самой затратной для Epic стала сделка на временную эксклюзивность Borderlands 3 для EGS — её стоимость составила 115 млн долларов. Сюда включены 80 млн долларов гарантированных продаж, 15 млн на маркетинговые кампании и 20 млн на «невозвратные платежи». Игра была эксклюзивом цифрового магазина ровно пять месяцев.

Помимо этого, 2K Games заработала суммарно 31 млн долларов за раздачу ещё двух игр — Borderlands: The Handsome Collection и Civilization VI. На первую пришлось 11 млн, а на вторую — 20 млн.
Rocket League за 2020 год принесла 165,2 млн долларов
Студия Psyonix, создавшая Rocket League, стала частью Epic Games в мае 2019 года. За всё время в составе компании этот проект принёс выручку в размере 267,9 млн долларов, 165,2 млн из которых приходится на 2020-й.

Судя по слайдам из внутренней презентации Epic Games, вскоре игра порадует поклонником кроссплеем между PC, консолями и мобильными платформами. Студия также занимается разработкой полной версии Rocket League для PS5 и Xbox Series X/S. Сейчас игра работает на консолях при включении обратной совместимости.
Сеть розничных магазинов Walmart хотела запустить облачный сервис для гейминга
В ходе судебного процесса всплыли и другие любопытные факты. Так, в 2019 году Walmart планировала запустить сервис облачного гейминга под кодовым названием Project Storm. Тогда компания вела с Epic Games переговоры о переносе Fortnite на свою платформу. Согласно плану, Walmart хотела разработать лаунчер для Windows, а абонементы для доступа к облачному геймингу продавать в розничных магазинах.

Релиз платформы запланировали на 2020 год, однако пандемия COVID-19 помешала компании. На данный момент проект сервиса Project Storm не анонсирован.
Sony требует от издателей заплатить за кроссплей на PlayStation
Не осталась без внимания и политика Sony относительно отчислений за кроссплей в играх для PlayStation. Компания взимает плату с издателей, чтобы компенсировать траты на поддержку этой функции. Дело в том, что геймеры могут вносить деньги в игру через другие платформы, а это забирает часть прибыли у японского гиганта. В итоге Sony заключила соглашение с некоторыми разработчиками, готовыми отчислять плату за кроссплей в своих проектах.

Тим Суини отметил, что только Sony требует с разработчиков деньги за эту функцию. Владельцы других платформ не берут плату за кроссплей. Руководитель Epic Games даже представил переписку с топ-менеджментом PlayStation, в которой он высказывает сомнения относительно выгоды такой политики.
Из документов также стало известно, что Epic хотела сделать совместный анонс вместе с Sony о введении кроссплея в свои проекты. Взамен разработчик собирался создать эксклюзив для нового шлема виртуальной реальности от своего партнёра. Компромиссное предложение Epic, скорее всего, связано с 46,8% от всей выручки Fortnite, которую приносят игроки PS4.
Nintendo выступает за некриминальный гейминг
Помимо прочего, Epic Games раскрыла некоторые пункты издательского договора Nintendo с разработчиками. Владелец платформы тщательно следит, чтобы японские студии, с которыми он сотрудничает, не имели отношения к преступным организациям вроде якудза (другое название — борёкудан). Это даже прописано в договоре.

Разработчики также не должны заниматься шантажом других компаний и вымогать у них деньги. При этом компания не против, чтобы подобные образы использовались в играх. Ярким доказательством тому служит Yakuza.
Тим Суини: «Я бы согласился на эксклюзивную сделку между Apple и Epic Games»
Во время слушания 4 мая Суини заявил, что готов оформить особое соглашение с Apple для размещения проектов Epic Games в App Store. При этом ранее он утверждал, что борется за равные условия для всех потребителей и студий.
«Если бы Apple предложила вам особую сделку, участником которой были бы только вы, а не другие разработчики, вы бы согласились?» — задал вопрос юрист со стороны Epic Games.
Глава компании ответил согласием.

Такой поворот событий удивил аудиторию, следящую за судебным процессом. Неизвестно, как это заявление повлияет на дальнейший ход дела.
Руководитель Epic Games не знает, как победа в суде может повлиять на неигровые приложения в App Store
Тим Суини признался, что не разбирается в бизнесе, связанном с неигровыми приложениями, и поэтому пока не понимает, какое влияние на них окажет возможная победа Epic в суде.
Компания хочет, чтобы судья заставил Apple дать разрешение на внедрение стороннего программного обеспечения для использования различных платёжных систем. Однако это повлияет на все приложения в App Store, а не только на Fortnite.
«Вы не имеете ни малейшего представления о том, как повлияет введение этого функционала на других разработчиков приложений в неигровых категориях, верно?» — спросил судья у Суини.
На что глава Epic Games ответил:
«Лично я — нет».
Ранее судья предупреждал, что исход этого дела может серьёзно повлиять на другие игровые платформы, включая те, что находятся под контролем Sony, Nintendo и Microsoft. Теперь же вопрос стоит не только о геймдев-индустрии, а о рынке приложений в целом.
Разбирательства по делу будут продолжаться несколько недель. Вероятно, это далеко не все сюрпризы, которые выяснятся в ходе суда. Предысторию конфликта между Apple и Epic Games можно узнать в специальном материале Skillbox.