Геймдев
#статьи

Что такое фотоперекладка: в играх, кино и мультипликации

Экранизация «Властелина колец», первое появление Супермена на экране, игра Prince of Persia — аниматоры много лет используют фотоперекладку.

 vlada_maestro / shutterstock

Фотоперекладка (или ротоскопирование) — особый приём создания анимации для мультфильмов и видеоигр. Суть в том, что художник по кадрам перерисовывает движения персонажа с киноплёнки, на которую сняты реальные актёры и настоящие декорации.

Когда техника только появилась, мультипликаторы использовали в своей работе ротоскоп (отсюда и взялось «ротоскопирование») — проектор, с помощью которого каждый кадрик — одно неподвижное изображение на плёнке — проецировали на кальку. И уже через неё аниматор перерисовывал картинку, а затем повторно снимал отрисованный материал.

Приём развивался вместе с мультипликацией, однако сейчас вместо него используют похожие, но всё же куда более совершенные техники. К примеру, в кино фотоперекладка уступила «хромакею», а в играх — «захвату движений», или motion capture.

Изобретатель фотоперекладки

Ротоскопирование изобрёл в 1915 году аниматор Макс Флейшер.

Это изменило мультипликацию, и не заметить это было попросту невозможно. В The New York Times написали, что персонажи в работах Флейшера двигаются как живые люди. И в этом был смысл — эти персонажи и были живыми людьми.

Фил Эдвардс, обозреватель журнала Vox

Эссе об истории ротоскопирования, 2019 год

Анимация в мультфильмах Флейшера была плавной и правдоподобной. Моряк Попай, Бэтти Буп и Супермен двигались гораздо реалистичнее, чем персонажи других анимационных фильмов тех же лет.

Мультсериал «Супермен», над которым Флейшер работал как продюсер

Во многом благодаря технологии, придуманной Флейшером, жанр мультипликации начал активно развиваться. Уже в 1920-х мультфильмы приобрели такую популярность, что их стали рекламировать в кинотеатрах.

Фотоперекладка в мультфильмах

Вскоре эту технику анимации перенял и Уолт Дисней. Так, главную героиню фильма «Белоснежка и семь гномов» 1937 года анимировали с помощью ротоскопа. Первый полнометражный мультфильм Диснея заложил основы для следующих успешных фильмов студии: «Золушка» (1950), «Алиса в Стране чудес» (1951) и «Спящая Красавица» (1959).

Мультфильм «Белоснежка и семь гномов» студии Disney

А в СССР с помощью ротоскопа создали полнометражные картины «Цветик-семицветик» (1948), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950), «Ночь перед рождеством» (1951), «Царевна-Лягушка» (1954), «Снежная Королева» (1957) и многие другие.

«Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) студии «Союзмультфильм» 

Американский режиссёр-мультипликатор, один из пионеров «взрослой» анимации Ральф Бакши применял ротоскоп в своих фильмах «Поп Америка» (1981), «Приключения кота Фрица» (1972). Пожалуй, самый известный его фильм — первая экранизация «Властелина Колец» (1978).

Кстати, режиссёр Питер Джексон, который в начале двухтысячных снял свою версию The Lord of the Rings, заимствовал многие сцены из мультфильма Бакши. Например, пиршество хоббитов в Шире, эпизоды со Смеаголом и Деаголом, назгулами в таверне. Вы можете сравнить по кадрам влияние анимации Бакши на знаменитую кинотрилогию.

«Властелин колец» (1978) Ральфа Бакши

Если вы хотите создавать иллюзию движения сами — записывайтесь на курс Skillbox «Профессия 3D-аниматор». Вы узнаете, в чём заключается работа аниматора, освоите ключевые навыки и соберёте портфолио. Сможете работать в кино, мультипликации или геймдеве — анимация востребована во многих сферах.

Дон Блут, бывший аниматор Disney, также применял фотоперекладку в своих мультфильмах, среди которых «Секрет крыс» (1982), «Земля до начала времён» (1988) и «Анастасия» (1997). Кроме того, Блут одним из первых использовал эту технику при создании видеоигр.

Ротоскопирование в играх

Именно Дон Блут работал над играми Dragon’s Lair (1983) и Space Ace (1984). Обе игры, несмотря на то что многих они поразили графикой и анимацией, едва ли кого-то удивили геймплеем. По сути, это именно мультфильмы, где время от времени у игрока есть возможность нажать на нужную кнопку и повлиять на действия персонажей. Проблема ещё и в том, что зачастую необходимую клавишу просто не успеваешь нажать, что тоже портит впечатление.

Поймите меня правильно, Dragon’s Lair — важная игра в истории индустрии. Тем не менее в неё попросту невозможно играть с удовольствием, поскольку надо всё время следить за тем, какую клавишу следует сейчас нажать. Из-за этого на саму игру смотреть не успеваешь.

Колин Мориарти

Рецензия сайта IGN на переиздание Dragon’s Lair в 2010 году

Трейлер Dragon’s Lair для iPhone

Затем ротоскопирование в играх применил автор первой Prince of Persia — геймдизайнер Джордан Мекнер. Во время разработки он оцифровал видео, на которых запечатлел движения своего брата, — они и стали основой для движений главного героя платформера.

Ролик о создании Prince of Persia (1989)

Так Мекнер сделал анимацию в Prince of Persia реалистичнее, что сказалось и на геймплее. Принц может прыгать с места или с разбега, кувыркаться, висеть на руках и подтягиваться на уступах. И чтобы пройти игру, нужно использовать всё это, а также учитывать инерцию тела героя — после бега персонаж останавливается не сразу, его немного заносит, из-за чего он может упасть в пропасть.

Такой подход усложнил игровой процесс, но вместе с тем сделал его крайне интересным и порой непредсказуемым.

Тот же метод анимации использовала и студия Midway при создании трёх первых Mortal Kombat. Бойцы в них двигаются довольно реалистично, и это неспроста — их движения и удары исполнили реальные актёры. Материал, отснятый на камеру, затем оцифровали и использовали при создании анимации.

Видео о записи материала для Mortal Kombat 3

Ещё одна игра, для создания которой использовали технологию фотоперекладки, — Flashback. Её авторы, французская студия Delphine, стремились сделать своё приключение похожим на кино, а именно на популярные в то время боевики. Техника ротоскопирования позволила им создать плавную и реалистичную анимацию, которая приблизила Flashback к фильму.

Полное прохождение Flashback (1992)

Фотоперекладку применяют и при создании современных игр. Скажем, серия тактических RPG — The Banner Saga — запомнилась в том числе благодаря особенному визуальному стилю. В ней студия Stoic совместила ротоскопированную 2D-анимацию в духе мультфильмов Ральфа Бакши и Дона Блута со статичными иллюстрациями в стиле художника Disney Эйвинда Эрла.

Трейлер первой части The Banner Saga (2014)

Развитие технологии

Со временем фотоперекладку стали использовать всё реже, поскольку появились новые техники — и в кино, и в играх. Среди последних один из самых очевидных примеров — та же The Banner Saga, а из относительно недавних фильмов можно вспомнить картины Ричарда Линклейтера — «Пробуждение жизни» (2001) и «Помутнение» (2006).

В первом фильме благодаря анимационной обработке зрителю передаётся ощущение сна — лица персонажей меняются, все объекты в кадре движутся. Во втором аниматоры перерисовывали отснятый материал для передачи галлюцинаций и создания футуристических костюмов, в которых постоянно меняется внешность героев. Главное отличие фильмов Линклейтера от классической мультипликации в том, что здесь художники обрабатывали картинку на компьютере.

Трейлер фильма «Помутнение» Ричарда Линклейтера

За пределами этих примеров классическому ротоскопированию едва ли есть место. В кино вместо него сейчас используют «зелёные экраны» и прочие технологии, позволяющие создать на компьютерах какие угодно эффекты. В мультипликации работа художников и аниматоров тоже стала заметно проще благодаря высокотехнологичным гаджетам и софту с массой возможностей.

В играх же активно стали применять технологию «захвата движений», для которой нужны актёр и особый костюм с датчиками — с их помощью разработчики гораздо быстрее «переносят» анимацию из реальности в 3D. В основе motion capture лежит усовершенствованный принцип ротоскопирования, однако теперь вместо съёмки захватывается движение, а вместо рисунка сразу формируется 3D-модель.

Впрочем, даже несмотря на то, что фотоперекладку сейчас применяют очень редко, переоценить её важность для игровой индустрии и кино сложно. Ведь без неё многие современные технологии могли и вовсе не появиться.

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована