Геймдев
#статьи

Что такое soft skills для художника — и какие из этих навыков важны в геймдеве

Редакция Skillbox Media разбирается в soft skills для художников вместе с креативным директором BH Studio Антоном Морозовым.

Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media

Геймдев — крайне конкурентная сфера. Помимо того, чтобы развивать профессиональные скиллы (что вы умеете изображать, какими инструментами владеете и какие задачи готовы решать), необходимо также уметь находить работу. И вот в этом помогут гибкие навыки, или те самые soft skills.

Soft skills в чём-то даже важнее профессиональных навыков: художнику в игровой индустрии необходимо организовать свой рабочий процесс, понимать, как устроен рынок, важно быть человеком, с которым комфортно работать. Редакция Skillbox Media вместе с креативным директором и концепт-художником BH Studio Антоном Морозовым подготовила несколько советов, которые помогут решить эти задачи.

Ищите работу сами — не ждите, что она найдёт вас

Если для вас сложно вовремя сдать задачу или с кем-то пообщаться, вас обойдут те, кто хуже профессионально, но лучше во взаимодействии с заказчиками и работодателями. Не всегда можно устроиться на фултайм, и порой приходится работать парт-тайм или в рамках фриланса. Нужно быть готовым к постоянному поиску заказов.

Помимо непосредственно рисования, постоянная работа художника — поиск работы. Нужно активно общаться с людьми. Не стоит ждать, что кто-то напишет, — пишите сами, добивайтесь реакции. Если есть возможность звонить — звоните. Выходите на конкретных людей, HR-специалистов, ещё лучше — на людей, которые принимают решения, то есть арт-лидов и арт-директоров.

Не ждите, что работа нападёт на вас, как оборотень в Beast Hour — PvP-игре студии Антона Морозова
Изображение: BH Studio

Стратегия в духе «Я разместил портфолио на ArtStation и жду, когда мне напишут» не работает, особенно в начале пути. Новичкам подобный подход не принесёт результата, конкуренция слишком высока. На рынке много начинающих специалистов с небольшим портфолио и не самым высоким скиллом.

Будут выигрывать не те, кто лучше рисует, а более активные и общительные. Если вы убеждённый интроверт — готовьтесь, что вас будут обходить более открытые к общению люди, которые не стесняются писать и говорить.

Будьте активными в комьюнити

Общайтесь с людьми, ходите на конференции, садитесь в первый ряд, задавайте вопросы, подходите к лекторам после конференции, обменивайтесь контактами. Большая проблема многих художников — интровертное поведение. Все люди разные, но рынку плевать на ваше внутреннее мироощущение. Кто готов работать с актуальной ситуацией в индустрии — у того гораздо больше шансов. Берите судьбу в свои руки!

Даже если кажется, что до вашего сообщества три дня верхом на коне, — не опускайте руки!
Изображение: концепт-художник Massive Entertainment Симон Гокал / ArtStation

Если хотите, чтобы вам приходили приглашения, — будьте готовы, что на развитие своего имени потребуется несколько лет и невероятная работоспособность. Каждую неделю ваши подписчики будут ждать много нового арта.

Пользуйтесь соцсетями

Соцсети сами себя не продвигают, их необходимо вести. Необходимый набор: ArtStation, Instagram*, Twitter, FB, «ВКонтакте». Чем больше контента выкладываете — тем выше вероятность, что вас заметят. Даже если работаете фултайм, соцсети — подушка безопасности. Воспринимайте их как пассивный поиск работы.

Используйте артборды

С помощью артбордов вы можете легко и быстро подгонять ваши изображения под форматы соцсетей: размер, соотношение сторон, разрешение. Рисуете в одном файле, после чего нажатием одной кнопки загружаете файлы для разных соцсетей. Если нашли косяк в работе — не придётся переделывать все картинки, предназначенные для разных каналов.

Туториал по использованию артбордов

Составьте резюме

Зайдите на HeadHunter, составьте классическое офисное резюме. Отправляйте ссылку на резюме вместе с запросом о работе. Кто-то может возразить: «Я художник, я рисую, зачем мне вообще резюме?!» Оно показывает, насколько вы дисциплинированны, готовы внимательно слушать, вникать в процессы и чётко вести свои задачи.

Если человек может грамотно написать о себе в простом формате, то он наверняка способен к организованной деятельности. Антон Морозов знает много художников, которые отлично рисуют, но плохо умеют встраиваться в работу в коллективе. Резюме сформирует для работодателя ваш образ как члена команды.

Пишите грамотно и ясно

Не забудьте представиться, когда пишете работодателю. Ничто так не раздражает, как письмо, в котором есть ссылка на портфолио и ничего больше. Укажите, на какую вакансию претендуете, добавьте ссылку на эту вакансию. Напишите пару предложений, укажите, чем интересна именно эта должность. Читающие ваше письмо люди должны понять вашу заинтересованность.

Не бойтесь общаться. Будьте настойчивы, но вежливы. Уважайте людей, которые с вами взаимодействуют.

Тестовое задание — ключ к работе

Заказчик не может знать, сами ли вы нарисовали своё портфолио, выложенное на ArtStation. Не знает он и того, сколько времени было потрачено на каждую из картинок.

ТЗ — абсолютно нормальное явление, их необходимо делать. Так устроен рынок, не нужно возмущаться или жаловаться. Все хотят понимать, что вы точно подходите проекту, и стремятся снизить свои риски. Даже если вы не прошли по результатам тестового, вам могут дать важный фидбэк — что подтянуть, что изучить, куда развиваться.

Тестовое задание может казаться огромным и непобедимым, но вы справитесь
Изображение: художник Хосе Даниэль Кабрера Пенья / ArtStation

Не надо думать, что результаты ТЗ без спроса используют в финальном продукте, а вы не получите работу. Студии, которые могут так поступить, наверняка есть, но с подобной стратегией много арта не сделаешь, не говоря уже о полноценной игре. Главный минус — невозможность при таком подходе сохранить единую стилистику — сильно сказывается на конечном результате.

Задавайте вопросы

Если в вакансии вас что-то смущает, отправьте запрос, поговорите о ней заранее. Что я буду делать? Какая ожидается зарплата? Какие условия? Если что-то из этого не подходит — сэкономите время, потраченное на ТЗ.

Если не успеваете выполнить тестовое задание в назначенный срок, предупредите об этом. Нет ничего зазорного в том, чтобы попросить ещё два-три дня на выполнение ТЗ. Если планы изменились или вы приняли оффер от другой студии — предупредите об этом, уважайте чужое время. И не стоит присылать огромные простыни текста без абзацев. Структурируйте любые запросы. Кратко, чётко, вежливо, по делу.

Внимательно читайте тестовое!

Внимательно прочитайте ТЗ несколько раз. А потом ещё пару раз. Выпишите все пункты и проставьте галочки после выполнения. Детали, цвета, материалы, позы, необходимый формат — всё должно быть выполнено максимально точно.

Если тестовое подразумевает нарисовать дракона — точно изобразите все детали, от количества голов до остроты когтей
Гифка: 3D-аниматор и моделлер Исайя Бэнкс / ArtStation

Не присылайте незаконченные работы. Антону Морозову часто присылали недоделанное тестовое и приписку в духе «у меня не хватило времени». Это худший подход из возможных. Если что-то неясно или неочевидно — спросите, напишите уточняющее письмо с конкретными вопросами.

Что делать, если не понимаете, насколько качественно выполнено ТЗ

«Знаете, я дошёл до такого шага и сейчас хочу уточнить, достаточно ли этого уровня качества и проработки или необходимо что-то доделать?» По словам Антона Морозова, любой арт-лид адекватно отреагирует на подобный запрос.

Учите английский язык

Заказов за пределами СНГ больше, они интереснее и прибыльнее. Хотите выйти на топовый уровень? Учите английский язык. Любой человек может выучить его. Если вы искренне стараетесь, но результата нет — смените платформу обучения. Skillbox может помочь не только со скиллами художника, но и с иностранным языком.

Стажировка — хорошая практика

Узнавать о возможности сперва пройти стажировку в студии, куда вы хотите устроиться, — нормально.

Например, та же BH Studio регулярно набирает стажёров. При частичной занятости художник выполняет простые прикладные задачи, обучается и получает фидбэк. Хорошо зарекомендовав себя на стажировке, вы получите возможность устроиться на постоянную оплачиваемую работу.

Мастер или менеджер?

Если вы согласны на роль исполнителя, тогда ваш путь — регулярный поиск работы. Другой вариант — расти в направлении арт-директора, арт-лида. Это другой набор скиллов и уровень ответственности, другая оплата труда и востребованность. Лидов и арт-директоров на рынке гораздо меньше, чем хороших исполнителей.

Рано или поздно любой художник придёт к этому важному вопросу, который необходимо решить для себя. Это действительно серьёзная развилка на карьерном пути. Если выбрать развитие в сторону руководящей должности — придётся поступиться рисованием и больше времени проводить за менеджментом и комментариями другим людям, их обучением.

В первую очередь арт-лид — мощный наставник, который может дать ответ на любой вопрос. При таком выборе рисовать сами вы будете мало, в основном от вас будут требоваться схематичные наброски со стрелками. Но в геймдеве стремление продвинуться по карьерной лестнице, а не доводить своё мастерство до совершенства — нормальный путь.

Если создать условную шкалу, где 0 — абсолютный новичок, а 10 — Илья Репин, то можно обнаружить следующее: когда художник достигает 7, для большинства его заказчиков и работодателей разница перестаёт быть принципиальной.

Выбирайте — руководить войском или стать лучшим воином
Изображение: художник Хосе Даниэль Кабрера Пенья / ArtStation

Художника максимального уровня будут скорее нанимать на разовую дорогую работу — например, придумать и нарисовать ключевого персонажа, изобразить ключевой арт. Подобные ситуации происходят даже на самых крупных проектах — например, в God of War роль специалиста закончится на изображении Кратоса. Больше арта самого высокого уровня исполнения просто не требуется, ведь остальные персонажи будут показываться игроку на большой дистанции.

Вечно качать скилл и выходить на новый уровень заказов и оплаты — сценарий маловероятный. Антон Морозов советует двигаться в сторону руководящих должностей. Конечно, рисовать — дико фановое занятие: вы изображаете то, что вам нравится, слушаете любимую музыку, коллеги подходят, смотрят через плечо и восхищаются — всё здорово.

Но рынок так устроен, что только стремление к руководящим должностям может в итоге дать карьерную защищённость и постоянный рост зарплаты. Человек, умеющий построить работу команды и обеспечить результат, ценится выше.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Попробуйте новую профессию в геймдеве — бесплатно

Доступ к курсам за 0 р.

Я не знаю, с чего начать
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована