Геймдев
#статьи

Что такое демейки — разбираемся с автором фанатской версии Bloodborne для ПК

И отвечаем на вопрос, можно ли найти работу в игровой индустрии, состаривая современные игры.

Иллюстрация: characters / Bloodborne / pngwing / 76dbff / pixelartmaker / Bloodborne Blood Moon / Bloodborne Wallpapers / Meery Mary для Skillbox Media

Сохранитесь и подпишитесь: наш Telegram-канал «Чекпоинт» — уютное место, где мы рассказываем об играх и о том, как они создаются.

В январе 2022 года на ПК выйдет неофициальный демейк Bloodborne. Значит ли это, что владельцы компьютеров, фанатеющие от игр Хидэтаки Миядзаки и студии FromSoftware, смогут наконец сыграть в RPG, сейчас доступную только на консолях PlayStation? Вовсе нет, увы, — и дело тут как раз в слове «демейк». Ну, и ещё немного — в слове «неофициальный», но в первую очередь проблема всё-таки в том, что речь идёт о демейке.

Что такое демейк? Кто и зачем их делает? И можно ли попасть в игровую индустрию, создав один из таких демейков? Вместе с разработчиками Skillbox Media отвечает на эти и другие вопросы.

Что такое демейк

Вот как определяет демейк создательница Bloodborne PSX, инди-разработчица Лилит Вальтер:

«Сомневаюсь, что я вправе говорить, что считать демейком, а что — нет. Но если бы пришлось, то я бы сказала: это когда мы берём игру и переосмысливаем её на другой, более старой платформе».

Игра Лилит Вальтер идеально иллюстрирует её слова: Bloodborne PSX выглядит точно как та самая Bloodborne, но будто созданная в конце 1990-х для первой PlayStation. Персонажи — угловатые, текстуры окружения — мутные, изображение местами словно «плывёт», имитируя фирменный графический артефакт приставки.

Что такое демейк, также можно объяснить через сравнение с другими переизданиями игр. Например, с ремастерами, о которых мы рассказывали в другой статье. При создании ремастера разработчики подтягивают графику, улучшая качество текстур и моделей, исправляют старые баги и стараются не привнести новые, а также незначительно меняют элементы геймплея, сохраняя при этом его основу. При создании же демейка игру строят с нуля, значительно состаривая все элементы оригинала и порой существенно изменяя игровой процесс. Так, скажем, Resident Evil: Village, вышедшая в 2021 году, из хоррора от первого лица превращается в двухмерный платформер, вдохновлённый играми серии Castlevania.

Есть ещё один вид переизданий — ремейки. Это полная противоположность демейкам. Ремейки тоже создают с нуля, значительно переделывая все элементы оригинальной игры — от графики до игрового процесса. Порой создатели ремейков дополняют или даже переписывают знакомый сюжет. И всё это ради того, чтобы как можно сильнее осовременить игру, а при необходимости и вовсе переосмыслить её.

Одни из самых ярких примеров ремейков — это Resident Evil 2 и Resident Evil 3, вышедшие в 2019 и в 2020 годах соответственно. Это обновлённые версии оригинальных второй и третьей Resident Evil, появившихся в конце 1990-х. И если в рамках эксперимента нарушить причинно-следственную связь и представить, что Resident Evil 2 и Resident Evil 3, вышедшие в 2019-м и 2020-м, — это оригинальные игры, то их пиксельно-угловатые первоисточники из 1990-х вполне сошли бы за демейки.

Впрочем, не следует думать, что демейк — это только пиксели и грубоватые модели персонажей эпохи первой PlayStation. В некоторых современных играх есть особые графические режимы, которые состаривают картинку, делая её такой, какой она могла бы быть на старых консолях. Пример — Uncharted 4: A Thief’s End, где в настройках можно включить 8-битную графику. Правда, геймплей и остальные элементы игры от этого никак не изменятся, поэтому демейком это назвать не получится. При создании настоящего демейка важно не только состарить графику, но и учесть в том числе технические ограничения устаревшей игровой платформы, под которую создается проект.

Пусть при создании демейков учитываются особенности старого железа, запускать на нём игру вовсе не обязательно. Упомянутая Bloodborne PSX — это игра для ПК, которая создаётся на современном движке Unreal Engine.

Есть и такие демейки, которые, кажется, никогда не доберутся до игроков, но посмотреть на них всё равно можно. Так, автор YouTube-канала 98DEMAKE уже давно делает ролики и фантазирует на тему того, как выглядели бы те или иные современные игры, выйди они на первой PlayStation.

Когда появились первые демейки

Демейки с нами давно — гораздо дольше самого термина. В России и странах СНГ первые состаренные игры видел каждый, кто в 1990-х владел Dendy, неофициальным клоном японской NES. Никому не известные команды выпускали на 8-битной приставке Street Fighter 2, Mortal Kombat 3 и Tekken, но всё это были именно демейки оригинальных игр, которые ни на Dendy, ни на NES никогда не выходили официально.

Конечно, об оригинальном качестве графики и геймплея в случае с такими демейками речи не шло. И дело даже не в том, что Dendy слабее 16-битных консолей Sega и первой PlayStation. Над портами работали непрофессионалы, которые не обладали ни временем, ни деньгами, ни техническими возможностями для создания хорошего демейка. Далее мы увидим, что качественно состарить можно любую игру, — было бы желание! Всё, чего хотели подпольные разработчики, — выпустить нечто отдаленно похожее на прообраз и заработать на этом.

Прохождение неофициальной Street Fighter 2 на Dendy

Своеобразными демейками можно назвать и проекты для старых мобильных телефонов. До того как Apple создала iPhone и телефоны стали называть «умными», на мобильниках выпускали порты игр с ПК и приставок в виде простеньких Java-приложений. Большинство из них имели мало общего с оригиналом, но были и удачные примеры — скажем, Java-версии Tom Clancy’s Splinter Cell или BioShock.

Геймплей Java-версии BioShock

В какие демейки стоит поиграть

С этим вопросом мы обратились к Лилит Вальтер:

«Я очень люблю Yarntown — другой демейк Bloodborne! Он давно доступен на Itch.io бесплатно».

Yarntown переосмысливает Bloodborne в виде двухмерной приключенческой игры в духе ранних частей The Legend of Zelda. Главный герой там рубит демонов увесистой пилой, расстреливает их и совершает знаменитые добивания. Пускай в демейке есть только два босса, Церковное Чудовище и Отец Гаскойн, зато оба ведут себя так же, как в оригинальной Bloodborne, и так же беспощадны к игроку.

Другой качественный демейк подсказал Дмитрий Трофимов, геймдизайнер из компании Wargaming:

«Помимо упомянутой Bloodborne, созданной в соответствии с технологиями PS1, хороший пример демейка, по моему мнению, — это Half-Life 2: Classic. Её авторы воссоздают Half-Life 2 на движке GoldScr, на котором сделана первая Half-Life».

Физика интерактивных объектов в Half-Life 2: Classic выглядит неказисто, если сравнивать её с тем, что мы видели в оригинальном тайтле. Тем не менее демейк шутера всё равно выглядит здорово, особенно если учесть, что создан он на технологии, основанной ещё на движке первой Quake.

Демейки Bloodborne и Half-Life 2 всё ещё находятся в разработке, и на момент выхода этой статьи в них нельзя сыграть — в отличие от других, менее впечатляющих, но достойных проектов. Один из них — игра Disco Elysium: Game Boy Edition, авторы которой воссоздали знаменитую RPG в стилистике игр с портативной консоли Nintendo. Фирменный юмор, вариативные диалоги и ролевая система, где характер героя влияет на сюжет, — на месте!

Кто и зачем создаёт демейки

Причины, по которым создаются демейки, бывают разными. Желание предаться ностальгии — самая очевидная. Но, как считает Лилит Вальтер, далеко не единственная:

«Конечно, ностальгия вносит значительную лепту, но не менее важно исследование особенностей геймдизайна старых игр. Создание демейков позволяет понять, почему разработчики, которые создавали игры для старых платформ, принимали те или иные решения относительно дизайна».

Вальтер считает, что опыт создания демейков может пригодиться в геймдеве. Такой вывод она сделала, работая над Spider-Man: Far From Home Virtual Reality и Witch, ролевой игрой в духе классических JRPG.

«Существует крупное заблуждение, будто игры становятся лучше во всём с каждым поколением. Нет, это не так! Множество старых геймдизайнерских и прочих приёмов было забыто в погоне за технологиями и более современными подходами к разработке. Так что оглянуться в прошлое, изучить старые игры полезно не только в демейках, но и в других проектах», — отметила она.

Многие создают демейки, чтобы научиться делать игры и добавить проект себе в портфолио. Как считает Дмитрий Трофимов из Wargaming, это может стать неплохим подспорьем при поиске работы в игровой индустрии:

«Это показывает интерес соискателя к деконструкции игр, его стремление понять то, как они работают и как их можно изменить в соответствии с техническими ограничениями. Созданный своими силами демейк — безусловно, плюс, но ровно такой же, как и наличие любого другого доведённого до конца проекта».

Скриншот: игра Disco Elysium: Game Boy Edition / Studio ZA/UM

Кроме того, демейки — это хорошая техническая практика. Как говорит Трофимов, их создатели учатся работать с игровыми механиками. Правда, это не всегда похоже на то, чем разработчику предстоит заниматься при создании игры в студии. Тем не менее невозможно отрицать то, что создание демейков помогает понять азы разработки и попасть в геймдев.

«В рамках работы над демейками зачастую приходится ориентироваться на уже существующие системы и механики и их адаптацию, в то время как реальные задачи требуют придумывания новых систем и механик. Это гораздо сложнее.

Работа над демейком, впрочем, полезна. Это некое упражнение, обучающее всему тому же, что и полноценная разработка любого другого проекта», — рассказал Дмитрий Трофимов.

Можно ли заработать на демейке

Практика и лишний пункт в резюме — это хорошо, но разработчик демейка наверняка захочет показать результат трудов не только работодателю, но и публике. А то и заработать на этом! Тут начинаются сложности, которые Лилит Вальтер отметила на своём примере:

«Так как Bloodborne PSX — это фанатская игра, я не могу заработать на ней денег. Но я точно использую основу в виде кода и сделаю свой, оригинальный проект. Вообще, это хорошая практика, и стоит использовать код повторно всегда, когда позволяет ситуация».

Скриншот: игра Yarntown / Max Mraz

Даже если вы распространяете демейк бесплатно, всё равно могут возникнуть проблемы с законом. Владельцы авторских прав ревностно относятся к тому, кто и как пользуется их персонажами, сюжетами и прочей интеллектуальной собственностью. Как оградить себя от потенциального иска, рассказывает Лилит Вальтер:

«Очень важно провести исследование. Некоторые компании, такие как Nintendo, чаще, чем остальные, запрещают распространять фанатские игры. В моём случае всё проще: в сети полно демейков Bloodborne, поэтому я подумала, что и у меня не возникнет проблем. Только и это не полная гарантия безопасности».

Какие ещё трудности могут ждать создателей демейков

Разработчику демейка предстоит исследовать не только реакцию правообладателей, но и другие фанатские проекты.

«Возьмите несколько других игр наподобие вашей. Речь не только о схожем визуале, но и о геймдизайне. Например, я при создании демейка ориентировалась на Mega Man Legends, другой олдскульный экшен с элементами RPG. Хотя её сюжет и графика максимально отличаются от того, что есть в Bloodborne», — отметила Лилит Вальтер.

Также, хотя создание демейка и можно назвать чем-то вроде хобби, это всё ещё разработка игры, со всеми вытекающими. Например, никуда не денется рутина, с которой, по мнению Вальтер, сталкивается каждый разработчик:

«При создании любого проекта, особенно такого, который делаешь для себя, есть соблазн — заняться классными вещами в первую очередь. Но важнее сосредоточиться на базовых штуках, таких как система сохранения, загрузки уровней, управление камерой и ориентирование на уровнях. Работать над крутым боссом или эмоциональным роликом — это весело, но отложите это до тех пор, пока не напишете полностью работающий код».

Кроме того, в зависимости от жанра той или иной игры разработчики могут столкнуться с неожиданными тонкостями, которые порой ставят в тупик. Скажем, в Bloodborne PSX Вальтер долго мучилась с системой оружия:

«Существует столько разных способов того, как герой может держать оружие, с различными анимациями и механиками. У каждой методики есть свои плюсы и минусы, поэтому сложно выбрать единственно правильную. Если не угадаешь, тебя ждут большие проблемы!»

Наконец, в идеале, чтобы облегчить разработку демейка, стоит найти себе помощников. Чем комплекснее игра, тем сложнее создать её в одиночку. Поэтому над Bloodborne PSX трудится не только Лилит Вальтер, но и её коллеги из игровой индустрии — например, художник Корвин Причард и композитор Эвелин Ларк.

* * *

Благодаря демейкам можно увидеть, как современные игры выглядели бы на устаревших платформах. В процессе их разработки энтузиасты пишут программу с нуля, исходят из сильных и слабых сторон консоли, с учётом которой создаётся демейк.

Многие демейки распространяются бесплатно, но претензии со стороны правообладателей могут возникнуть и к тем, кто не зарабатывает на своих проектах. Прежде чем выбрать игру, на основе которой вы хотите сделать демейк, посмотрите, как её разработчики или издатели относятся к фанатским проектам.

Создавая демейк, вы столкнётесь с разработкой полного цикла. Насколько хорошо и быстро вы с ней справитесь, зависит от того, насколько богатый опыт у вас в разработке. При возникновении трудностей можно попросить помощи друзей и коллег.

И не забывайте: опыт в создании демейка — плюс при поиске работы в игровой индустрии.



Любите игры? Попробуйте себя в геймдеве!

❓ Кто вы: геймдизайнер, разработчик, концепт-художник? Узнайте на бесплатном курсе

😼 Узнать, кто я →
Кто вы в мире геймдева? Узнайте на бесплатном курсе ➞
Вы на практике попробуете 3 профессии: геймдизайнера, 2D-художника и разработчика на Unity. Создадите свою первую игру в стиле Mario. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована